Контрольные вопросы

Красносельская филигрань

  • 1. Какой вид художественной обработки металла стал основой промысла в Костромской губернии?
  • 2. Какие предметы и изделия производится на промысле села Красного-на-Волге?
  • 3. В чем состоит технология создания сканного узора?
  • 4. Какие орнаментальные мотивы преобладают в металлических кружевах мастеров промысла?
  • 5. Из каких металлов выполняют современные изделия красносельские художники? Какие применяют способы отделки?

Устюжская чернь

  • 1. Когда и где зародилось искусство чернения по серебру на севере России?
  • 2. Какие сюжеты изображений преобладали в изделиях мастеров этого промысла в XVIII и XIX вв.?
  • 3. Кто стоял у истоков возрождения северной черни в начале 1930-х гг.? Какова его роль?
  • 4. В чем состоит особенность технологии наведения черни на серебро?
  • 5. Какие орнаментальные мотивы и сюжеты преобладают в современных изделиях мастеров завода «Северная чернь»?

Ростовская финифть

  • 1. Как появился финифтяной промысел на Руси? Какой из царей способствовал становлению финифтяного портрета в России?
  • 2. Усилиями какого художника и какого местного мастера был возрожден промысел в Ростове Великом в 1920-е гг.?
  • 3. Какие жанры в живописи по эмали получили развитие на фабрике «Ростовская финифть» в 1980-е гг.?
  • 4. Какой художник считается изобретателем живописной эмали?

Кубачинская гравировка

  • 1. Где и когда зародилось искусство дагестанской гравировки по серебру?
  • 2. Чем издревле занимались мастера этого села?
  • 3. Какую продукцию выпускают дагестанские мастера гравировки на современном художественном предприятии?
  • 4. Какое влияние на изобразительные мотивы узоров оказало мусульманство, принятое жителями села в XIII в.?
  • 5. Какой орнамент преобладает в изделиях современных кубачинских мастеров?

Златоустовская гравюра на стали

  • 1. Какие мастера и когда заложили основу для художественного украшенного оружия на Урале?
  • 2. Как имя русского мастера, который заложил основы златоустовской школы украшенного оружия? Какой любимый мотив на его клинках?
  • 3. Что стало толчком к расширению ассортимента изделий с художественным травлением в середине XIX в.?
  • 4. Как происходило развитие гравюры на стали в г. Златоусте в период 1930-1980-х гг.?
  • 5. Как возрождалась школа украшенного холодного оружия в конце XX в. в г. Златоусте? Каких современных художников вы знаете?

Каслинское литье

  • 1. Какие причины способствовали возникновению художественного чугунного литья на уральских заводах XVIII в.?
  • 2. Что стало причиной бурного роста художественного литья и заводов, производящих эту продукцию, в первой половине XIX в. в России?
  • 3. Почему в конце XIX в. именно Касли заняли лидирующее место в художественном чугунном литье?
  • 4. За что получили золотую медаль и Гран-при на выставке в Париже каслинские мастера в 1900 г.?
  • 5. Кого из самобытных скульпторов конца XIX в. из Каслей вы знаете?
  • 6. Кто из скульпторов способствовал сохранению и развитию каслинского литья в 1920-е гг.?
  • 7. Какое художественное литье в настоящее время выпускает Каслинский завод?

Рекомендуемая литература

Алиханов Р.А., Иванов А.А. Искусство Кубани. Альбом. — Л.: «Художник РСФСР», 1976, —206 с.

Борисова В.И. Ростовская финифть. Альбом. — М.: Интербук, 1995. — 160 с.

Гриер О.М., Самойлов Б.С., Ячменев В.А. Гравюра на стали из Златоуста. — Челябинск: Ю-Уральское книжное изд., 1994. — 191 с.

Златоуст — город крылатого коня / авт.-сост. А.В. Козлов. — Златоуст: ООО «ФотоМир». 2004. — 336 с.

Златоустовское оружие XIX века. Альбом. — Л.: «Художник РСФСР»,

1986. — 160 с.

Малаева З.Г. Художественное литье из чугуна. Касли. Альбом. — М.: Интербук-бизнес, 2005. — 160 с.

Народные художественные промыслы России. Каталог-альбом / отв. Г.М. Попов. — М.: Интербук-бизнес. 2000. — 248 с.

Максимов Ю.В., Чуракова В.Н., Маковецкая О.Н. Русское народное декоративно-прикладное искусство-М., 1978.

Мастера Русского Севера. Вологодская земля. Фотоальбом. — М.,

1987. —320 с.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. — М., 1983.

Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / под ред. В.А. Барадулина. — М., 1979.

Пешкова И.М. Искусство каслинских мастеров. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1982. — 158 с.

Соколов М.В. Художественная обработка металла. — М.: В ЛАД ОС, 2003. — 144 с.

Современные художественные изделия из металла / В.П. Новиков, И.П. Мельситов, Ю.П. Комягин. — Л.: Машиностроение, 1990. — 230 с.

Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла — М., 1990. — 206 с.

Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. — Л., 1982. — 128 с.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >