Последовательность работы над орнаментом

Непосвященный человек считает, что составление орнамента это легкая работа, не требующая определенных знаний. Достаточно лишь взять инструменты и материалы в руки и орнамент сам собой будет ложиться на бумагу. Однако это далеко не так. Построение орнамента процесс достаточно увлекательный, но требующий определенных знаний и умений.

Чтобы работа по созданию орнамента не вызывала особых трудностей, а приносила удовлетворение и желание творить, мы предлагаем пройти несколько этапов.

1. Анализ орнаментов декоративных изделий.

Ф. Дерябина

Рис. 89. Ф. Дерябина.

Кушак. Россия. Конец

XIX в. Ручное ткачество (Слева — лицевая сторона, справа — оборотная сторона)

Для рассмотрения возьмите декоративное изделие, выполненное в той же технологии, в которой вы собираетесь проектировать орнаментальную композицию. Это позволит лучше изучить технику, на которой вы остановили свой выбор, проанализировать орнаментальные композиции, характерные для данной технологии, и понять структуру его построения. Постепенно по мере осознания орнаментальных построений анализируемых изделий будут очерчиваться образы вашей будущей орнаментальной композиции, композиционные схемы и цветовая палитра.

В таблице приведен примерный план и анализ орнамента декоративного изделия (рис. 89), выстроенный по этому плану. Однако этот план нельзя брать за четкий алгоритм, который подойдет к любому изделию. Некоторые из пунктов можно опустить, а что-то, возможно, следует добавить.

Таблица 2

п/п

Примерный план анализа орнаментальной композиции

Пример анализа орнаментальной композиции

1

Информация об изделии:

  • • автор;
  • • название изделия;
  • • место изготовления;
  • • время изготовления;
  • • материал,
  • • техника.
  • Ф. Дерябина.
  • Кушак.
  • Россия.
  • Конец XIX в.
  • Текстиль.
  • Ручное ткачество.

2

Техника выполнения декоративного изделия:

  • • в какой технике выполнено изделие;
  • • особенности выполнения;
  • • какой вид орнамента использован в данной композиции.
  • Кушак представляет собой тканную двустороннюю полосу с использованием трех цветов. Концы кушака заканчиваются бахромой из ниток.
  • Сам кушак соткан на основе двух цветов белого и вишневого. Третий цвет — фиолетовый — включается с краев орнамента лишь в незначительных количествах.
  • Цветные нити переплетаются, и выводится строгий повторяющийся геометрический орнамент.

3

Структура расположения орнаментальных пятен:

  • • членение на орнаментальные зоны;
  • • организация орнаментального поля.
  • Изделие представляет собой орнаментальную полосу с повторяющимся ромбическим узором.
  • По сторонам кушак ограничен простой краевой каймой. Начало и конец кушака представляют собой свободное от орнамента поле. Узор начинается с четко выраженного ромба. На лицевой стороне рисунок ромбов четко очерчен белым контуром. На оборотной стороне ромбы выделяются за счет белых углов фонового узора.

4

Система построения орнамента декоративного изделия:

  • система расположения раппорта;
  • определить вид структуры (открытый, замкнутый);
  • определить ритмическую организацию орнамента (повтор, чередование, прогрессия);
  • Орнаментальная полоса построена посредством повторения квадратного раппорта в одном направлении (кайма).
  • Структура раппортного рисунка является открытой.
  • Ритмическая организация данной орнаментальной композиции — повтор, она выстроена на прямолинейном типе ритмического движения.

Описание орнамента декоративного изделия

Окончание табл. 2

№ п/п

Примерный план анализа орнаментальной композиции

Пример анализа орнаментальной композиции

  • определить тип ритмического движения (прямолинейное, криволинейное, с наклонами, пространственными поворотами);
  • определить графические средства решения мотива (линейное, пятновое, ли-нейно-пятновое);
  • определить наличие симметрии мотивов;
  • определить статику или динамику мотивов;
  • определить, на каких цветовых сочетаниях строится данная орнаментальная композиция.
  • Основу орнаментального мотива составляет ромб, вершины которого приходятся на середину стороны раппорта. Внутри каждого ромба вытканы треугольники и квадраты. Композиция построена на прямолинейных мотивах, симметричных в двух направлениях вдоль и поперек каждого раппорта.
  • Орнаментальный мотив имеет линей-но-пятновое решение.
  • Мотивы симметричны,
  • Небольшую динамику орнаменту придает наклонное расположение линий мотива к основе.
  • Цветовая гармония данной орнаментальной композиции основана на однотоновых гармонических сочетаниях.

2. Выполнение «копий»[1] орнаментальных композиций.

Проанализировав произведения народного искусства и выбрав образцы для копий (металлическую и керамическую посуду, изделия из кости и металла, игрушки, кружева и пр.), приступайте к выполнению орнамента. Прежде всего постарайтесь найти композиционную основу орнамента — выделить ритмические узлы, осмыслить характер цветовых сочетаний и т.д.

Изучив орнамент, выполните его копию. При этом важно отнестись к работе творчески — только в этом случае будет польза. Формальный подход к выполнению копии орнамента (прорисовывание одного элемента к другому), ничего не даст и ничему не научит, так как этот путь механического перерисовывания. Следует познавать орнамент в процессе воссоздания.

Принимаясь рисовать, наметьте на листе построение сразу всего орнамента — его основу, узловые моменты. Если он симметричный, то определите ось симметрии и от нее стройте части. Рисуя часть, все время сравнивайте ее с остальными частями, сохраняя чувство целого. Совсем необязательно стремиться точно передать все детали, важно воссоздать характер орнамента — его

образ, стиль, не ограничиваясь внешними чертами, даже если это геометрический орнамент. Чертежные инструменты здесь не нужны. Нарисованный по линейке или переведенный по клеткам орнамент теряет особую выразительность, всегда свойственную произведению, сделанному от руки.

Выполняя орнамент, идите от главного, как если бы вы рисовали его с натуры. В «живом» орнаменте, где правая часть воспроизводит левую, стороны должны быть несколько асимметричны. В этом острота и очарование орнамента. Полная симметрия возможна только в изделиях, выполненных на компьютере, в природных формах ее нет. Листья растений, как правило, симметричны, но если одну половинку листа положить на другую, они совпадут не полностью. То же присуще и для искусства орнамента, где есть симметрия условная, неполная, оставляющая свободу для создания живой формы. Если орнамент делается от руки, а не по трафарету, то этого достигнуть легче. Бездушный трафаретный силуэт лишает орнамент выразительности. Если же элемент нарисован от руки, прочувствован, то орнамент будет живым, образным.

Орнаменты, выбранные вами для «копий», могут располагаться на объемных предметах, или изделиях, имеющих большую форму, чем вы предполагаете выполнить. Поэтому следует выбрать верный формат и перевести орнамент в плоскость. Формат может быть любым, но это обязательно должно быть обусловлено характером избранного вами для перерисовки орнамента.

Прежде чем приступить к выполнению орнамента, необходимо сделать ряд эскизов, где поработать над его композицией, формой, цветом и пр. В эскизе определяются только узловые части орнамента, основной рисунок, колорит. Процесс выполнения эскизов немаловажен не только потому, что он позволит более интересно сделать окончательный вариант, но и потому, что даст возможность основательнее изучить орнамент, понять закономерности его построения, осмыслить особенности его условного языка. Эскизы помогут более грамотно и аккуратно выполнить окончательный вариант.

Однако перевод эскиза в финальную композицию осуществляется не механически, а творчески. Например, увеличение или уменьшение размеров может повлечь за собой изменение в решении мотива, его детализацию или обобщение, несколько иную компоновку на листе, хотя основное, найденное в эскизе, будет сохранено.

На характер орнамента также будет влиять и выбор материала. Если вы копируете орнамент текстильного изделия, изделия, выполненного из металла, 142

кости, рога, то лучше всего для выполнения работы подойдет акварель и тушь. Роспись по дереву и керамике можно воспроизвести гуашью или темперой, на белой или цветной бумаге. В некоторых случаях для орнаментов из крупных форм с мелкими деталями можно использовать аппликацию в сочетании с гуашью. При этом основная форма выполняется аппликацией, а все мелкие части прорабатываются кистью и краской. Резьба по дереву лучше всего передается карандашным рисунком или углем по акварели. Кружево можно нарисовать черной тушью на белом или цветном фоне или белой гуашью на черном фоне.

Для того чтобы это задание принесло ощутимую пользу, необходимо изучить множество различных орнаментов. А для этого лучше всего выполнить несколько копий.

3. Создание орнамента на основе изученных материалов.

Изучив различные варианты орнаментов, создайте самостоятельные варианты. При этом не следует ограничивать себя, пытаясь повторить знакомые образцам. Орнамент допускает и требует большой свободы фантазии, выдумки.

Начиная работу над орнаментом, выберите, для какого объекта вы будете выполнять декор. В зависимости от этого определится структура орнамента, разрабатываемые орнаментальные мотивы. Если орнамент выполняется для вышивки, то мотив определится рисунком стежка. В том случае, если орнамент предполагается реализовывать на дереве, в технике резьбы, то соответственно мотив обусловится видом и формой резца и т.п. В зависимости от этого будет проходить работа над созданием орнамента. Разумеется, разрабатывая декор для росписи в технике гжели, вы никогда не станете использовать мотивы характерные для геометрической резьбы по дереву или Городецкой росписи, а учтете технику исполнения, основные мотивы гжели, цветовую палитру росписи, наконец, тот объект, на котором будет выполняться декор. Поэтому работа пойдет с учетом всех этих требований.

Приступая к сочинению орнаментальной композиции, связанной с определенной технологией обработки материала, с конкретным художественным объектом, необходимо решать определенные художественные задачи:

  • 1. Определить вид орнамента, лежащий в основе орнаментальной композиции (виды орнамента рассматривались выше).
  • 2. Установить структуру раппортного рисунка будущего произведения: замкнутая или открытая. Если открытая структура, то ленточный или сетчатый композиционный строй будет использоваться в работе.

Чаще всего замкнутый орнамент встречается в росписи ваз, блюд и т.п., где изображение свободно заполняет поверхность вещи.

3. Определить, симметричные или асимметричные, статичные или динамичные мотивы будут лежать в основе орнаментальной композиции.

Симметричные построения разнообразны, они могут решаться с усложненным внутри них ритмом. Но асимметричная композиция с ритмически уравновешенными элементами, как правило, выразительнее.

  • 4. Построить основу, в которой будет выполняться орнаментальная композиция (круг, квадрат, полоса, сетка и пр.), определить оси симметрии, если они есть.
  • 5. Выбрать мотив (изобразительный или неизобразительный), который будет лежать в основе орнамента.
  • 6. В случае использования изобразительного мотива (растительный, животный, пейзажный и т.п.), выполнить зарисовки, этюды наброски этого объекта, активно и творчески переосмысливая, перерабатывая его с точки зрения современного мироощущения; если мотив будет неизобразительным, перейти к пункту 8.

Процесс трансформации выбранной природной формы может осуществляться двумя способами.

В первом случае делается зарисовка избранного мотива с натуры, при этом ставится задача выявить самые характерные выразительные особенности объекта. На этом этапе необходимо отказаться от ряда деталей второго плана. Несмотря на стремление к обобщению в процессе работы, зарисовка все равно будет содержать целый ряд несущественных подробностей. В дальнейшем такой рисунок подвергают последующей трансформации, которая состоит в пластическом преобразовании формы, в более активном отказе от некоторых деталей.

Первоначальные зарисовки выполняются графическим языком, используя тушь, гуашь, перо, палочку. Он должен быть предельно лаконичным, чтобы минимальными средствами достигалась максимальная выразительность рисунка. Преобразованный орнаментальный мотив должен быть в достаточной степени стилизованным.

Во втором случае изменение мотивов в орнаментальных формах осуществляется непосредственно в процессе зарисовки. Такой способ значительно более трудный по сравнению с первым, он требует умения абстрагироваться от природного объекта и доступен не всем.

  • 7. Определить художественные средства выполнения орнамента (графическая или живописная манера), которые способные наиболее полно выразить образное содержание, донести до зрителя соответствующую идею.
  • 8. Выполнить первичную разработку мотива.
  • 9. Провести корректировку мотива, в зависимости от пункта 3, 4 и 6 добиваясь экспрессивности и выразительности образов.
  • 10. Выполнить эскизы.

В самых первых эскизах наметить первоначальный замысел, образный строй орнамента, его характер, композицию. По ходу работы многое будет уточняться, разрабатываться, от чего-то в процессе создания декора придется отказаться, что-то, возможно, добавится.

При выполнении открытого орнамента с сетчатым или ленточным построением, а также геометрического орнамента следует разметить первоначальный эскиз карандашом. В том случае, если ваш орнамент представляет свободный узор, то можно сразу работать цветом. Но при этом следует идти от целого к частному, все время ощущая это целое.

Эскизы выполняются на фонах того цвета, который будет в окончательном варианте — это задаст цветовой строй работ. Возможно использование черного фона, особенно для многоцветных орнаментов, так как он поможет сорганизовать отдельные формы, смягчить их самостоятельную активность.

11. В случае графического решения орнаментальной композиции определить ритмическое движение тональных пятен декора.

В случае разработки многоцветной орнаментальной композиции определить цветовую палитру узора, сделать выкраски и варианты распределения цветовых пятен.

Для этого с самого начала определите для себя цветовое решение — будете ли вы строить орнамент на контрастных или на сближенных цветовых сочетаниях. В композиции со сближенным цветом отдельные элементы можно решить контрастными по тону. Одни элементы делаются очень светлыми, другие — темными, и таким образом достигается выразительное цветовое решение орнамента в целом.

Для наиболее удачного решения орнамента в целом следует вести несколько вариантов цветовых поисков. В одних цветовых версиях изображение 145

можно построить на глубоких оттенках цвета. В других орнамент решить в мягких, светлых по тону цветах — светло-зеленом, розовом, светло-голубом, светло-желтом.

При этом нельзя просто разбавить краски водой (в акварели) или смешать их с белилами (если это гуашь). Нужно найти красивые, сложные, глубокие и мягкие их отношения. Только в этом случае цветовая композиция может стать убедительной.

При работе над орнаментом нельзя довольствоваться готовыми красками. Нужно находить цвет на палитре, как это делается в живописи. Готовая краска из наборов, купленных в магазинах, не дает тех сложных и глубоких цветов, которые будут хорошо взаимодействовать в единой композиции. Их надо искать в смешениях, соотнося один цвет с другим.

12. Выполнить чистовой вариант орнаментальной композиции.

Орнамент должен быть целен и тогда, когда он построен по законам повтора элементов, и тогда, когда это свободный рисунок. В нем особенно ощутимо важнейшее качество декоративного изображения — ритмическая взаимосвязь элементов, ни один из которых нельзя изменить по форме и цвету, добавить или изъять без ощутимого ущерба для цельности всей композиции. Более того, элементы орнамента цветы, завитки, листья должны быть так взаимосвязаны, выверены, чтобы малейшее смещение было невозможно, так как тем самым будет уничтожена их композиционная спайка, нарушен ритм, на котором построен орнамент. Связь эта учитывает и характер формы каждого изображения, и трактовку деталей.[2]

Но не следует думать, что ритмическая схема орнамента обязательно вычисляется, разрабатывается заранее и лишь потом заполняется изобразительными мотивами. Гораздо чаще художник находит нужный ритм в самом процессе сочинения узора, в поисках наилучшего сочетания его частей, в живом движении форм и линий.

Осуществляя разработку узорной композиции, необходимо учитывать, что не всегда большое разнообразие орнаментальных мотивов положительно сказывается на эмоциональном восприятии декора. Чаще всего у художников, не имеющих достаточного опыта выполнения такого рода работ, композиции смотрятся перегружено, невыразительно. Поэтому рекомендуется на начальном

этапе обучения составлению узора пользоваться минимальным набором орнаментальных мотивов (здесь работает закон простоты). Это ни в коем случае не обедняет композицию, а лишь помогает простыми средствами выразить определенную художественную идею.

Рассмотрим особенности построения орнамента на отдельных плоскостных и объемных формах.

В отличие от бесконечно повторяющегося, не имеющего конца и начала сетчатого орнамента на текстиле или обоях, отдельные предметы получают обычно орнаментальную композицию замкнутого характера, которая ясно показывает законченность вещи, обозначает её границы.

Орнамент замкнутой композиции обычно помещают в плоскостной форме квадрата, прямоугольника, окружности, более сложных фигурах или на объемных формах отдельных предметов. По принципам замкнутого орнамента строятся композиции значков, текстильных ковров, металлических, керамических, деревянных блюд, орнаменты на шкатулках, кувшинах, чайниках и прочих предметах.

Использование орнаментальной каймы, расположенной по контуру, — наиболее частый способ организации замкнутой композиции. Внутри поле может оставаться свободным или заполняться равномерным орнаментом иного ритма, чем в кайме. При этом орнаментальное выделение центра композиции еще больше подчеркивает цельность вещи.

Круг — замкнутая, геометрически четкая фигура и в то же время несколько неопределенная. В зависимости от расположения мотивов внутри, казалось бы, очень статичной фигуры они могут придать композиции либо дополнительную статику, либо придать ей крайне динамичное напряжение.

Варианты компоновки орнамента в круге условно можно показать схемами, которые приведены на рис. 90-101.

Орнаментальная композиция

Рис. 90. Орнаментальная композиция

в круте «кайма»

в круте «кайма с центром»

Рис. 91. Орнаментальная композиция

У композиции «кайма» одна ось, проходящая через центр (диаметр), но бесчисленное количество плоскостей симметрии. При этом как бы круг ни повернуть вокруг оси, он выглядит одинаково. Кайма может занимать различную площадь, но при этом центр круга остается пустым (рис. 90).

Центральная часть композиции «кайма с центром» может занимать больше или меньше пространства внутри каймы. От этого композиция производит различное впечатление (рис. 91).

Орнаментальная композиция

Рис. 92. Орнаментальная композиция

в круге «венок с центром»

в круге «венок»

Рис. 93. Орнаментальная композиция

В композиции «венок с центром» все элементы, находящиеся по краю, имеют одинаковые размеры. При этом четко просматривается центр композиции. В некоторых случаях центр может отсутствовать. Такой орнамент вызывает ощущение покоя, статичности и уравновешенности (рис. 92).

В отличие от предыдущей схемы композиция смотрится богаче за счет разнообразия мотивов, расположенных по краю орнамента. Она может иметь различное количество осей симметрии, но при этом остается статичным. В зависимости от замысла художника центр композиции можно акцентировать мотивом, который придаст композиции определенное своеобразие (рис. 93).

Орнаментальная композиция

Рис. 94. Орнаментальная композиция

в круге «центрическая»

Орнаментальная композиция

Рис. 95. Орнаментальная композиция

в круге «секторная»

Особенность «центрической» композиции состоит в том, что весь рисунок располагается в центре круга. Если это цветочный орнамент, то он напоминает букет, на который мы смотрим сверху (рис. 94).

В композициях «секторного» типа четко выделяются орнаментальные группы. Их может быть три или четыре. Большее количество секторов приводит к ощущению сплошного узора, расположенного по краям круга («венок»). Центр такой композиции остается незаполненным, что еще больше подчеркивает деление композиции на сектора (рис. 95).

При построении «правонаправленной» или «левонаправленной» композиции из одного или двух мотивов (выстроенных по законам центральной симметрии) по краю круга возникает ощущение беспокойства, взволнованности, стремления. В целом такое построение мотивов придает композиции динамизм (рис. 96).

Композиция «гирлянда» в основе своей имеет ярко выраженный центр и расходящиеся в стороны от него более мелкие мотивы. В зависимости от того, как расположена гирлянда — симметрично от вертикальной оси, или смещена относительно неё, можно получить различные впечатления от орнамента (рис. 97).

В «звездчатой» композиции четко выделяется центр, а по радиусам располагаются лепестки. Такая форма мотивов придает орнаменту некоторую подвижность (рис. 98).

В орнаменте, построенном по принципу «концентрических колец» художник может подчеркнуть зрительную подвижность формы (рис. 99).

Орнаментальная композиция в круге

Рис. 96. Орнаментальная композиция в круге

«правонаправленная» или «левонаправленная»

в круге «гирлянда»

Рис. 97. Орнаментальная композиция

Орнаментальная композиция

Рис. 98. Орнаментальная композиция

Орнаментальная композиция

Рис. 99. Орнаментальная композиция

в круге «звездчатая»

в круге «концентрические кольца»

Орнаментальная композиция в круге «зеркально симметричная» и «букет»

Рис. 100. Орнаментальная композиция в круге «зеркально симметричная» и «букет»

Орнаментальная композиция в круте

Рис. 101. Орнаментальная композиция в круте

«вертикально ориентированная»

Орнамент на вазах

Рис. 102. Орнамент на вазах,

повторяющих форму шара

? ' :r<:

Рис. 103. Композиции в овале

Композиция круга, построенная по принципу зеркальной симметрии, имеет ясно видимый верх и низ. В ней остановлено какое-либо «вращение». Она воспринимается очень строгой и статичной (рис. 100).

В вертикально ориентированной композиции, так же как и в предыдущей, четко прослеживается верх и низ. При этом в орнаменте нет симметрии, он может заполнять как всю плоскость круга, так и только его центральную часть (цв. ил. 8). Благодаря своей асимметрии орнамент воспринимается более живым и подвижным, хотя зрительно вращение остановлено (рис. 101).

Форма диска — плоского, выпуклого или вогнутого — часто встречается в прикладном искусстве в виде блюд и круглых щитов, пуговиц и пр. Поэтому орнамент на нем строится так же как и в круге.

Фигура шара сама по себе не имеет верха и низа, его форма нейтральна по отношению к своему расположению в пространстве. Но сосуд шаровидной формы должен иметь верх и низ, зафиксированные основанием внизу и отверстием сверху. Орнамент на таком сосуде чаще всего своим расположением подчеркивает эту ориентацию (рис. 102).

Овал сам по себе — форма замкнутая, зрительно законченная. Поэтому он не нуждается в обязательной кайме, чтобы композиция его казалась цельной. У овала только две плоскости симметрии, так же как у прямоугольника (в отличие от круга, который симметричен относительно любого своего диаметра). Подчиняясь одной из этих плоскостей, орнаментальная композиция в овале строится большей частью по принципу зеркальной симметрии. При этом расположение орнамента может определенным образом ориентировать предмет, обозначить 152

его верх и низ, правое и левое направление и расположить овал по отношению к зрителю широкой или узкой стороной рис. 103.

Хочется остановиться ещё на одной форме, часто используемой в декоративно-прикладном искусстве — квадрате. Она имеет четыре оси симметрии. При этом композиции построения орнамента достаточно разнообразны.

Кайма придает квадрату впечатление устойчивости, стабильности, уравновешенности (рис. 104).

В угловой композиции четко выделяется центр. Это может быть мотив или пауза. Углы квадрата заполнены симметричными мотивами, что придает им устойчивость и статичность (рис. 105).

В фоновой композиции заполнено все поле квадрата, но при этом четко выделяется центр, который может быть представлен любой фигурой. Такая композиция придает орнаменту некоторую тяжеловесность, но при этом весь узор воспринимается подвижным (рис. 106).

Центровая композиция строится таким образом, что в квадратном поле заполняется только центр. Свободное поле такой композиции придает ей ощущение легкости, воздушности (рис. 107).

Орнаментальная композиция в квадрате «кайма»

Рис. 104. Орнаментальная композиция в квадрате «кайма»

Орнаментальная композиция в квадрате «угловая»

Рис. 105. Орнаментальная композиция в квадрате «угловая»

Орнаментальная композиция в квадрате «фоновая»

Рис. 106. Орнаментальная композиция в квадрате «фоновая»

Орнаментальная композиция Рис. 108. Орнаментальная композиция в квадрате «центровая» в квадрате «угловая»

Рис. 107. Орнаментальная композиция Рис. 108. Орнаментальная композиция в квадрате «центровая» в квадрате «угловая»

Угловая композиция одна из самых легких, свободных. Мотивы занимают самую малую площадь из всех композиций в квадрате (рис. 108).

Композиция строится таким образом, что левая часть полностью повторяет правую (зеркальная симметрия). Такая композиция воспринимается устойчивой, стабильной, статичной (рис. 109).

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что при построении орнамента в круге, прямоугольнике и квадрате важно, чтобы четко был выражен композиционный центр, тогда изделие будет производить впечатление выстроенно-сти, цельности. Он может быть выявлен размером мотива или при одинаковости орнаментальных мотивов тоном, цветом, фактурой (закон доминанты, господствующей идеи).

Орнаментальная композиция в квадрате «зеркально симметричная»

Рис. 109. Орнаментальная композиция в квадрате «зеркально симметричная»

в центре окружности или

Самый простой вариант, когда композиционный центр совпадает с фактическим центром изделия, то есть будет находиться на пересечении диагоналей квадрата, прямоугольника, ромба или овала. Такие орнаменты можно увидеть на керамических и металлических блюдах, ковровых изделиях, набивных платках и пр. Тем не менее мы достаточно часто встречаем орнаменты, у которых композиционный центр смещен либо к краю (композиция венок или гирлянда), либо в случае с квадратом и прямоугольником в углы. Такой орнамент будет восприниматься совсем иначе, чем в случае, когда композиционный центр располагается в середине орнаментируемого поля.

При построении орнамента необходимо учитывать еще и то, что в случае, когда необходимо выделить доминанту, можно воспользоваться таким приемом, как пауза. Тем не менее необходимо учесть, что пауза воспринимается почти так же как декор, поэтому необходимо четко определить, какого размера будет пауза в орнаменте. Она не должна быть слишком большой, так как сама может оказаться центром композиции. Но и не должна быть слишком мелкой, так как в этом случае может просто зрительно не восприниматься. Вследствие этого при построении узора с использованием орнаментальной паузы следует воспользоваться законом пропорциональности. В некоторых случаях размер паузы можно просчитать по пропорциям золотого сечения.

4. Создание орнамента на основе натурного материала.

Работая над орнаментом, мы чаще всего опираемся на изображения, взятые нами из окружающего мира. Он (окружающий мир) является основным источником вдохновения для художника, а особенно для художника декоративно-прикладного искусства.

Е.В. Лебедева и Р.М. Черных пишут: «В орнаментах прошлых эпох и в лучших современных образцах вы никогда не встретите мотивов, решенных в станковом плане. Черты реальности, увиденные глазом художника, здесь обобщены и в то же время подчеркнуты. В станковой картине или этюде взаимосвязь вещей подчинена законам предметного мира. Здесь выражены их пластические свойства: объем, форма, строение, оттенки цвета, светотень, сохранены их пропорции и пространственные отношения. В станковом произведении запечатлена жизнь, воплощенная художником в образе <...> Если орнамент строить как станковые произведения, то есть изображать пейзаж, цветы или животных в пространственной среде при определенном освещении, то такой орнамент превратится в самостоятельную картину, не связанную с объектом, на котором он изображен. Механическое перенесение в декоративное искусство, и в частности в орнамент, принципов станкового искусства может привести только к эклектике и безвкусице. Опытному мастеру это не позволят сделать присущие ему чувство целого, понимание стилевого единства, художественный вкус. Орнамент и по своей природе не может быть иллюзорным, так как тогда он потеряет связь с украшаемым объектом»[3].

Орнаменты на предметах прикладного искусства создаются на материале реальных предметов, их пластики, внутренних ритмов. Схватывая основное, художник преобразует форму, стилизуя его в той или иной степени, подчиняя характеру орнамента его ритмический строй.

Опытные мастера видят те качества предмета, которые дают начало для создания декоративного произведения. Народный мастер созидает на основе эмоционально-ассоциативного восприятия, опираясь на свое чувство и понимание реальной формы, ее цвета и ритмов.

Когда художник собирает материал непосредственно на натуре, то путь от первых зарисовок до окончательного решения сложен и продолжителен. Для него необходимо выделить первостепенные детали, отказавшись от второстепенных, обобщить форму, сохранив при этом пластическую выразительность объекта. При этом мастер может работать как графическими материалами, так и цветом.

Первостепенным моментом при сборе материала является выбор натуры. В первом случае изображаемый объект, его пластические качества подсказывают художнику определенное решение стилизации и дальнейшее использование мотива в орнаментальной композиции. Во втором случае выбор мотива зависит от замысла художника. Он находит в натуре то, что отвечает его требованиям, что в полной мере может раскрыть идею. В третьем случае орнамент может строиться на натурном материале, но переработанным настолько значительно, что в орнаменте трудно будет проследить заметные связи между изображением и его реальным прототипом.

Приступая к созданию орнамента на основе натурного материала, следует сразу же определиться с характером орнамента, его композицией. При этом отклонение от натуры может быть очень значительным. Вы вправе перерабатывать объект в любой степени. Цветок, листок, насекомое можно трактовать стилизованно, почти как геометрические формы. Эти же формы можно воспринять и передать совершенно иначе. Вы можете сохранить исходную форму и строить на ее основе свой орнамент. Например, на рисунках художника М.К. Эшера присутствует стилизация разного уровня (рис. ПО).

М.К. Эшер. Композиции «Бабочки», «Небо и вода»

Рис. 110. М.К. Эшер. Композиции «Бабочки», «Небо и вода»

Можно идти от общего стилевого решения орнамента, от его линейной и цветовой композиции, от творческого переосмысления натуры. Тогда материал натуры органично ляжет в основу орнамента. В некоторых случаях, как пишут Е.В. Лебедева и Р.М. Черных, «чтобы не допускать бездумного копирования натуры, полезно поработать не по материалам этюдов и зарисовок, а на основе сохранившихся у вас впечатлений или ассоциаций. Знание и чувство вещи, самостоятельное ее восприятие помогут сложиться тому отношению к натуре, которое создает основу для фантазии и выдумки»[4].

В том случае, если у вас появилась идея и вам для этого необходимо сделать зарисовки и собрать определенный материал, то первоначально в эскизе определите основные моменты композиции. После этого в выбранном вами мотиве постарайтесь выявить те его свойства, которые вам важны и отвечают характеру задуманного вами орнамента. Нарисуйте этот мотив (возможно, несколько раз), постарайтесь передать ритмическую взаимосвязь элементов. Далее, вновь в набросках, ведите поиски орнаментального решения темы, делая её условней. При этом ритмическая взаимосвязь всех частей орнамента станет четче, определится его цветовая и тональная композиция. В создаваемой вами орнаментальной композиции возможно полностью отказаться от реального цвета. Не следует точно копировать цвета реального объекта, так как композиция чаще всего смотрится от этого недостаточно выразительной. Поиски образа приведут к тому или иному колористическому решению орнамента. При этом важны тональные отношения элементов орнамента как между собой, так и с фоном.

Если выполнить один и тот же орнамент в одном случае темным на светлом поле, в другом случае — светлым на темном фоне, вы убедитесь, что образное восприятие орнамента в обоих случаях будет разным.

Изучая формы и раскраску насекомых, птиц и животных можно найти мотив для орнамента. Одним из наиболее богатых для этого объектов является бабочка. Порисуйте её пером или кистью. Проследите, как связана форма крыльев с характером заполняющего их узора. После этого на цветных листах разного формата выполните орнаменты, основываясь на конструктивных особен-

ностях тела и крыльев бабочки. Не ограничивайтесь одним вариантом, попробуйте прорисовать несколько вариаций в полосе, квадрате, круге. При этом в каждом из них вы будете использовать разные качества натуры, это даст основу для различного декоративного решения орнамента.

В первом варианте прорисуйте бабочек силуэтно, предельно обобщенно, почти геометрически. Такое решение можно выполнить в технике аппликации: цветные или черные бабочки на цветном фоне. Во втором варианте обратите внимание на рисунок крыльев и другие детали: усики, форму тела и т.п. Этот вариант выполните гуашью или темперой с прорисовкой деталей и орнамента пером. В третьем варианте заострите внимание на выявлении конструктивных свойств формы, что определит ее взаимоотношение с плоскостью листа. В этом варианте рисунок бабочек можно выполнить пером, а цветные пятна крыльев акварелью. В четвертом — создайте геометрический орнамент, основанный на узоре крыльев бабочек. Ритмическое решение в этом случае вы будете искать, исходя лишь из элементов орнамента крыльев, а форма тела уже не будет иметь значения. Этот вариант можно выполнить гуашью или пером с последующей проработкой.

Степень стилизации формы, подобие её реальному объекту определится задачей, которую вы поставили перед задуманным образом. Чтобы передать характер целого, можно, характеризуя предмет, определить ведущую роль детали изображаемого мотива. Сознательно концентрируя внимание на детали, как бы гиперболизируя ее значение, вы сделаете это для того, чтобы заострить образ.

При выполнении орнамента используйте различные техники и материалы, это расширит ваши художественные возможности, позволит создавать интересные и выразительные орнаментальные работы.

Следует оговориться, что при построении орнамента и выражение его художественного содержания средствами композиции необходимо следовать определенному стилю. Этот стиль может быть исторически сложившимся или авторским, опирающимся на интуицию и творческую фантазию. Такой подход в полной мере определяет развитие и совершенствование орнаментального искусства.

  • [1] В данном случае мы подразумеваем копию не как точное повторение один в один, а как нечто близкое к оригиналу.
  • [2] Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. М., 1981. С. 170.
  • [3] Там же. С. 171.
  • [4] Там же. С. 172.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >