Современные формы и школы мистики

и школы мистики

Сегодня вошли в моду утонченные формы и школы мистики, преимущественно связанные с восточными традициями и духовными учителями. В отличие от древних и средневековых учений и школ, в них начала тайные и конспиративные, как правило, выражены слабее, хотя таинственность ритуалов и каких-то сокровенных манипу ляций сохранена (иногда даже усилена). Более того, некоторые новомодные мистические учения и школы теперь даже рекламируют себя; мистика отчасти коммерциализировалась. Оккультные сочинения разных жанров сегодня стали ходовым товаром. Логико-глубоко-мысленные пособия по тайноведению на деле рассчитаны на некритичного читателя.

Оккультизм в форме суеверий в России (как и во всем мире) никогда не исчезал. Даже в годы воинствующего атеизма, когда война с религией сопровождалась наступлением на пережитки первобытных верований. Суеверия особенно прочно гнездятся в обыденном сознании. Что же до мистических учений и школ, то они были почти выкорчеваны в советском обществе. Едва ли не все современные формы мистики, преимущественно восточного происхождения, появились в России в конце 70-х годов XX в. почти одновременно с так называемыми «новыми религиями». И не непосредственно из стран Востока, а из США, Англии, Франции и других европейских стран, где несколькими десятилетиями ранее эти экзотичные и оккультные учения и школы восточного происхождения модернизировались применительно к западным традициям.

Строго говоря, в содержании этих новых форм мистики нет ничего принципиально нового по сравнению с уже описанными формами. В них усилилось наукоподобие за счет интенсивного использования новоизобретенных «ученых» терминов («аннигиляция материи», «информационное поле», «вибрации Космоса» и пр.). Предприимчивые «наставники» для привлечения молодежи в свои оккультные школы рекламируют их как путь «совершенствования личности», «физической и духовной перестройки», «расширения сознания». Иногда эти школы действуют под вывеской обучения восточным единоборствам. В отдельных мистических объединениях нелегально практикуют применение наркотиков. В мистических течениях и школах особенно силен культ «духовных учителей» — гуру, как правило, навязывающих своим ученикам авторитарный режим[1].

Некоторые из мистических школ стали заметно более религио-подобны, чаще претендуют на статус религии. Например, «духовный учитель» Ю. Кривоногое сначала широко пропагандировал начала мистики и медитации. Затем он объявил себя Иоанном Крестителем, свою жену — Христом, а круг приверженцев — новой религией под названием «Белое братство Марии Дэви Христос» (о «Белом братстве» будет подробней рассказано в гл. 13 «Новые религии»). Другой гуру, некто А. Хиневич, провозгласил основанную им оккультную школу «Джива» новой религией «Инглия», а себя — ее первосвящен

ником. Оккультное начало в этих (и им подобных) сообществах резко преобладает над вероисповеданием.

По нашим данным, к настоящему времени в России действует несколько десятков современных мистических школ. Кратко охарактеризуем некоторые из наиболее известных.

В первую очередь упомянем Агни-Йогу (Йогу Космического Огня), составленную последовательницей теософии Еленой Рерих (Шапошниковой), женой и соратницей выдающегося путешественника и художника К. Рериха, автора знаменитого «Пакта о защите достояний культуры». Общества приверженцев «Агни-Йоги» сегодня существуют во многих крупных городах России. Общества активно пропагандируют учение Елены Рерих, особенно среди студентов и школьников. Решением архиерейского собора в ноябре 1994 г. приверженцы «Агни-Йоги» отлучены от православия.

Свое учение Елена Рерих представляет в качестве синтеза всех религий и утверждает, что получила его в мистическом озарении от тибетских махатм («великих учителей») и записала «автоматическим письмом». Идея синтеза всех религий не нова в мистических учениях и уже сама по себе абстрактна, надконфессиональна и в этом смысле внерелигиозна. Богом Е.И. Рерих признает Будду, Христа, Муххамада, Абсолют (Высший Космический Дух) и Аум (в индуизме это одновременно Верховное существо и ритуальное возглашение). Мир подчинен закону кармы, имеет своим фундаментом Духовный огонь и делится на четыре сферы: Человеческая (земная), Тонкий мир, Огненный мир и Высшие сферы. Весь мир пронизан Иерархией Света. Иерархии Света предстоит в грядущем Армагеддоне битва с Иерархией Тьмы, раскинувшей свои ложи по всей планете. В «Агни-Йоге» излагается учение о том, как овладеть космической энергией, а также особые правила жизни («Живая Этика»), раскрывающие сокровенные способности и силы человека и позволяющие ему восходить по ступеням космической иерархии.

Интегральная Йога — учение индийского общественного деятеля, поэта и мыслителя Шри Ауробиндо Гхоша (1872—1950) о превращении человека в богочеловека с помощью методов йоги. Мистические и очень сложные построения Ауробиндо синтезируют идеи ведической религии, мыслителей Древней Греции, более поздней философии Запада с элементами современной науки и оккультными толкованиями психики. В основе всего существующего, согласно этому учению, лежит Брахман (Абсолют, трансцендентальное сверхкосмическое и триединое бытие, соединяющее в себе первичное сознание, Всевышнего Бога и познающее начало). Мир пронизан энергетическими вибрациями и порожден триединством бытия, знания и блаженства. Он изменяется в противоречивом процессе инволюции (самоограничения Силы Сознания) и эволюции (развития Силы Сознания). Энергетические вибрации Космоса человек не улавливает из-за вибраций собственного разума. Поэтому для «расширения» своего сознания надо заставить замолчать собственный разум.

Назначение человека — проявить присутствие Всевышнего. Для этого следует не довольствоваться свойственным человеку «обычным» разумом, а с помощью йоги устремляться к Высшему Разуму (над которым, в свою очередь, возвышаются Огненный Разум, Интуитивный Разум и Суперразум). Разработанная Ауробиндо особая медитация, при содействии космической энергии и под руководством посвященного учителя, способна-де раскрыть энергетические центры тела («чакры») и преобразить человека в бессмертного богочеловека. Ауробиндо призывал к воссоединению культуры Запада и Востока, единению народов, служению людей всеобщим интересам человечества. Многие считали его святым и полагали, что ему удавалось возноситься к Всевышнему и получать от него откровения.

Ауробиндо вместе со своей экзальтированной сподвижницей Миррой Ришар, которую он именовал Воплощением Божественной Матери, основал в Пондишери (Индия) знаменитый ашрам, к которому стекались паломники. Вблизи ашрама, уже после смерти Ауробиндо в его честь, по решению ЮНЕСКО, сооружается город Ауровиль. Несмотря на особую сложность мистических построений Ауробиндо, его учение и медитационная практика стали довольно популярными и за пределами Индии. Оккультные объединения его приверженцев действуют в некоторых крупных городах России.

Трансцендентальная медитация (ТМ) гуру из Индии Махариши Махеш Йога, прибывшего в США в 1959 г., имеет несколько миллионов приверженцев на Западе, благодаря разработанной им эффективной технике мистического погружения в трансцендентное бытие. Церемония посвящения в ТМ длится недолго, в основном сводится к пению на санскрите и прославлению учителей йоги, после чего новичок получает тайную мантру (формулу заклинания). Медитация, по Махариши, довольно несложная процедура, он сравнивает ее с чисткой зубов. Это непрерывное и сосредоточенное повторение мантры дважды в день по 20 минут. Тогда и приходишь в состояние мистического трансцендентного погружения. Это необычное ощущение, которое многие сравнивают с состоянием после приема наркотика.

ТМ получила широкую рекламу благодаря приобщению к ней рокгруппы «Битлз» (вскоре вышедшей из этого оккультного общества). Всемирный центр ТМ издает журнал «Творческий разум», имеет дочерние структуры, фонды и филиалы во многих странах мира. Некоторую популярность эта мистическая практика имеет и в России среди студенчества, творческой и научной интеллигенции.

Движение Бхагавана Шри Раджниша (по прозвищу Ошо — океанический) получило скандальную известность в Индии, а затем и в США, куда гуру перебрался в 1981 г. после закрытия его ашрама на родине. Приверженцы Раджниша (в основном это молодежь, многие среди них — наркоманы, хиппи) принимают его за божество. Он разработал технику «динамической медитации» из пяти стадий: глубокое и быстрое дыхание через нос, состояние катарсиса (психологического очищения), выкрикивание «Ху-ху-ху» с поднятыми над головой руками и подпрыгиванием, полный физический покой, а затем — блаженный танец. Психологи сравнивают «динамическую медитацию» с шоковой терапией и констатируют, что она ведет к утрате собственной воли и формированию полной зависимости от гуру.

Раджниш отводит мистическое значение высвобождению половой энергии («кундалини»). Посвящение в это оккультное учение и практику упрощено: достаточно носить оранжевую рясу, четки и медальон с портретом гуру на деревянной цепи, предаваться «динамической медитации». В США «Движение» обрело дурную славу. По этой причине, а также из-за ожесточенных конфликтов между руководителями «Движения», обвинившими друг друга в аферах и аморализме, в 1985 г. американский ашрам Раджниша был закрыт. Тем не менее гуру продолжает проповедовать свое учение, совершать новые посвящения и руководить филиалами «Движения» во многих странах. По нашим данным, группы его приверженцев действуют в некоторых крупных городах России.

Приверженцы Сурья-Йога (Солнечная йога) называют свое объединение также Всемирным Белым братством (не смешивать с «Белым братством Марии Дэви Христос»!) и настаивают на том, что не являются ни Церковью, ни мистической школой, но представляют собой научное и просветительное общество. И все же это типичное оккультное учение, причудливо сочетающее элементы магии, восточной космологии, астрологии, алхимии, индийской йоги, иудейской каббалы, мистики древних персов и китайцев, египетского культа Солнца, идеи христианства и других мировых религий.

Центр братства находится в Бонфене (Франция). Основатель Сурья-Йоги — болгарин Петр Донов. Придуманные им танец, панэвритмия и песнопения на болгарском языке являются обязательным компонентом мистических ритуалов. Но особенно большая роль в распространении этой формы йоги принадлежит ученику Донова болгарину Михаилу Иванову (1900—1986), более известному как Микаэль Айванхов. Айванхов принял в Индии духовное посвящение вместе с титулом учителя («Омраам»), но в братстве именует себя не гуру, а брат Микаэль. Он — автор большого числа сочинений, среди которых наиболее популярны «Мысли на каждый день».

Картина мироздания в этом учении невероятно сложна. Земля и особенно Солнце здесь признаются живыми существами. Солнце считается проявлением Бога и образцом жизни для человека. Исходящая от Солнца живительная сила — прана является прародительницей человеческих рас. Посвященные в Сурью-Йогу и наиболее продвинутые тоже сами излучают свет, подобно Солнцу. С 21 марта по 21 сентября ежедневно посвященным следует встречать восход Солнца панэвритмией, песнопениями, заклинаниями против злых духов, возженными от свечи благовониями, выписыванием в воздухе особой пентаграммы (магический пятиугольный знак), воззванием к духовному учителю, особой медитацией и специальными физическими упражнениями. Среди региональных отделений «Всемирного Белого братства» российский филиал является одним из крупнейших.

Брахма Кумарис (дети Брахмы, Создателя мира и Отца человечества) — так именуется общество, которое организовал в 1936 г. состоятельный индус Дада Лекхардж (1876—1969). Стареющему Лек-харджу в мистическом видении явился Бог Шива и призвал Даду стать его посредником. Слух об этом быстро распространился, и вскоре Дада создал «духовную семью» для «стабилизации ума» с помощью йоги. Спустя год на этой основе он открыл университет Брахма Кумарис (со временем ставший международным), где организовано обучение медитации и овладению мистическим «высшим истинам».

Идея реинкарнации (перевоплощения) входит в мистическое учение Дады. Со временем экзальтированным студентам «Брахма Кумарис» в состоянии транса открылось, что старый Дада и есть Праджапита (Отец человечества) Брахма, а его любимая духовная дочь Ом Радха не кто иной, как Богиня Знания Сарасвати и в то же время Мать Мира и Мать Священного Огня Ягья. Мистическое учение Дады и его школа (как и некоторые другие школы, где обожествляют духовного учителя) стали подобием полурелигии. Брахма Кумарис осуществляет благотворительную и миротворческую деятельность, призывает к духовной реформе человечества.

Брахма Кумарис является одним из крупнейших центров распространения современной мистики. Обучение в университете и приобщение к культу Праджапиты Брахмы проводится по разработанной им особой программе, где на первом плане у студентов — занятия йогой, медитационные практики, овладение трансцендентальным опытом, познание закона кармы и того, что лежит за пределами физического мира. Занятия способствуют мистическому самопреображению и закрыты для непосвященных. Главная установка — превратить детей Брахмы в исключительно преданных Да-де приверженцев, преодолевающих в себе мирские привязанности, в том числе родственные и дружеские связи, а в особенности осуждаемые старым учителем сексуальные влечения и половые отношения. Даже для находящихся в браке необходимо во всем подражать Даде и полностью отдавать себя распространению его учения. Дети Брахмы проявляют исключительную энергию. К настоящему времени около 4000 центров и филиалов Брахма Кумарис имеются более чем в 70 странах мира, в частности в нескольких городах России.

Мистические сообщества России довольно многочисленны. Некоторых из них ставят своей целью лишь приобщение разума к трансцендентному, иные же на оккультной основе практикуют целительство. По данным исследователей, в отдельных йогических сообществах имеет место подавление личности со стороны гуру и его приближенных.

Относительно самостоятельны школы медитации отечественного происхождения. Такова, например, Русская йога — коммерческая организация, возглавляемая предприимчивым Геннадием Стаценко, именующим себя гуру Ар Сантэма. Назовем имеющую несколько филиалов на Урале и в центральных регионах страны школу «Рада-стея», наставляемую Евдокией Марченко. Школа именует свою мистическую практику ритмологией и осуществляет «очищения чакр» у своих приверженцев, вводя их в экстаз длительным ритмическим повторением бессмысленных звукосочетаний. Некая Тетрада приобщает к контактам с Внеземным разумом с помощью медитаций. Оккультный характер носят прибегающие к целительству школы «Экология сознания», «Униведа» и «Белые экологи». В этот перечень следует также включить Международный центр Космического разума, Движение Грааля, Колыбель Сибири, Троянова тропа, Рэйки, Энерсенс и множество других, еще не изученных религиоведами и, как правило, тайных мистических обществ и школ.

Своеобразной вершиной грубого оккультизма можно назвать возглавляемую некоей Еленой Зарубицей экзотическую Школу трансмутации. Второе наименование этой мистической организации — Международный эзотерический центр Вита. «Вита» рекламирует свою связь с Шамбалой, НЛО и космическим правительством. В Школе трансмутации обучают медитативной технике по лучам Вселенной и работе на 12 духоматериальных уровнях. Отечественная гуру обещает своим приверженцам «открытие тайночувствования» и «коррекцию энергоинформационной структуры». Обучение Зарубица организует через «группу чистки Космоса» и обещает каждому подключить его «именно к той цивилизации, откуда он пришел».

Нет границ и у грубых суеверий. Находится, к сожалению, немало простаков, вступающих в подобные «школы» и отдающих свои сбережения шарлатанам. Особенно спекулируют на суевериях разного рода ведуны-целители, выдающие себя за колдунов, «ясновидящих», чудодеев и эксплуатирующие недуги и невзгоды доверившихся им несчастных и отчаявшихся граждан. Безмерна доверчивость обывателей. Только отчасти ее можно объяснить их верой в сверхъестественное. По всей видимости, в не меньшей степени ее причина таится в нашем подсознании, где дремлют древние, еще дохалдейские архетипы, закрепившие оцепенение и страх дикаря при столкновении с загадочным. Таинственное, неведомое и поныне воздействует гипнотизирующим образом на суеверного человека и усыпляет его критичность. К тому же примем во внимание и то, что рациональное начало в нас упорно теснится началом эмоциональным, а рассудочное теснится суеверно-предрассудочным. Истинное мы не всегда отличаем от правдоподобного, реальное — от виртуального, возможное — от принципиально невозможного. Отсюда психологический настрой: «все может быть» и частая установка обывателя не на необходимое, а на случайное. Русское «авось» — расчет на удачу, на счастливый случай — вовсе не исключительно национальное свойство, а всечеловеческое состояние ума огромного числа людей. В большинстве своем это любители разного рода рулеток и лотерей, нередко склонные и к мистическому влечению. В оккультных обществах имеет значение и фактор общения с единомышленниками, что особенно важно для людей одиноких и замкнутых.

Завороженность магией, оккультная основа едва ли не всех суеверий, опирается на глубокую древность, подкрепляется слухами о чудесных пророчествах и волшебствах, питается мистическим авторитетом чародеев и колдунов. Немалую роль здесь играет и фокусничество. Так, всемирно известного духовного учителя Сатьи Саи Бабу, публично совершающего на глазах преданных многочисленные чудеса, многие считают фокусником, искусно таящим свои секреты. Цирковые профессионалы, такие как Дэвид Копперфильд, и те берегут тайны своих трюков. Гадатели и ясновидящие — тем более. Разоблачения спекулятивных вымыслов и трюков оккультистов отталкивают некоторых легковерных от откровенных шарлатанов. Но на смену разуверившимся приходят новые, неопытные, наивные, а то и невежественные люди.

Одно из немногих безусловных достижений последних лет — свобода выбирать убеждения. Если человек попадает под власть нелепых и опасных суеверий, то он хотя бы не должен обманывать себя их наукообразной формой. Никакие попытки придать современной магии респектабельный научный статус не в состоянии замаскировать ее несовместимость с критическим разумом и наукой.

Студенту и преподавателю

Мистика — элемент любой религии, весьма сложный для понимания феноменов культуры. Тесно граничащий с религией, он лишен присущих ей общечеловеческих ценностей и обильно насыщен как утонченными, так и грубыми псевдонаучными проявлениями. Тем не менее, многообразные — архаичные и модернизированные, примитивные и экзотичные — формы мистики и оккультизма чрезвычайно живучи, в том числе в сознании определенной части молодежи. Содержание данной главы и рекомендуемая литература способствуют формированию разумной критичности в отношении мистики.

Вопросы для проверки

  • 1. Дайте определение мистики. В чем ее отличие от религии?
  • 2. Почему оккультизм именуют псевдонаукой?
  • 3. Охарактеризуйте понятия «астрология», «хиромантия», «каббала», «алхимия», «теософия», «антропософия» и «спиритизм».
  • 4. Кто такие масоны?
  • 5. Назовите некоторые из основных мистико-оккультных школ современности.
  • 6. Чем объяснить популярность современной мистики?

Рекомендуемая литература

  • 1. Бросс Ж. Духовные учителя. СПб., 1997.
  • 2. Вандерхилл Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., 1996.
  • 3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1993.
  • 4. Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. Очерки о гуру. М., 2002.
  • 5. Курносов Ю.В. Тайные доктрины. Вчера и сегодня. М., 1997.
  • 6. Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999.
  • 7. Куртц П. Новый скептицизм. Исследование и надежное знание. М. 2005.
  • 8. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев / Под ред. И.Т. Касавина. М., 1994.
  • 9. Парнов Е.И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1991.
  • 10. Энгельс Ф. Естествознание в мире духов / Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961.
  • 11. Энциклопедия мистицизма. СПб., 1997.

  • [1] Эта аморальная практика хорошо обрисована в книге Джона Крамера и Дианы Олстед «Маски авторитарности. Очерки о гуру» (М., 2002).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >