Исторические формы мистики

Истоки мистики сложились на мифологическом этапе культуры. Мистика поныне составляет то пространство культуры, где наиболее полно сохранены и воспроизводятся архетипы мифологии. Мистика едва ли не адекватно моделирует психологию наивнодоверительного мировосприятия нашего далекого предка. Истоки мистики содержатся в первобытном фетишизме, анимизме и особенно в магии. Они неотделимы от формирующейся религии. Вероятно, лишь в монотеистических религиях четко отделяется фигура жреца и священника от фигуры прорицателя и мага — первых провозвестников мистики. Многие исследователи считают начальной, древнейшей, еще не отделившейся от религии формой мистики шаманизм, дошедший у некоторых народов и до наших дней. Камлание шамана, которое включает в себя магический ритуал вызывания духов и гипнотизирует, вводит в транс участников этого ритуала, пожалуй, и поныне является символическим выражением мистического действа.

Отличные от публичных богослужений, мистерии на Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме исследователи считают прообра зом мистики уже в цивилизованном обществе. Хотя мистериями обычно руководило жречество, но проводились они тайно, вне храма, только для посвященных, которые активно включались в мистическое действо, вводились в состояние экстаза, слияния со сверхъестественным. Позднее, в средневековой Европе мистерии утрачивают связь с Церковью (даже подвергаются церковным гонениям) и иногда выливаются в своеобразные, пронизанные мистическим настроем светские спектакли — игрища с участием бродячих актеров на темы библейской истории.

Широко известна и поныне наиболее распространена такая форма мистики, как астрология — учение о мистической связи судеб людей, народов и исторических событий с положением звезд на небе, а также предсказания на этой основе. Астрология гипнотизирует наивных и несведущих людей тем, что ссылается на астрономические наблюдения за звездами. Но само по себе расположение звезд на небе, как это точно установлено учеными, не имеет никакого отношения к событиям жизни на Земле, а тем более — к перипетиям людских судеб. Гадание по звездам не более достоверно, чем гадание на кофейной гуще. Правда, и сами астрологи говорят, что «звезды склоняют, а не принуждают» (т.е. эти предсказания условны и относительны), но клиенты обычно воспринимают эти гадания как откровения. На наш взгляд, астрология более других форм мистики подменяет науку в сознании обывателя, более других в этом преуспевает и более других форм мистики своим наукоподобием компрометирует достижения разума.

Астрология выросла на почве первобытных астральных культов (поклонения небесным светилам). Своими идейными корнями она уходит в тайные учения халдеев, восточных семитских племен конца II тысячелетия до н.э. На этой основе у халдеев сложилась ман-тика, тщательно разработанная практика гаданий по небесным и погодным явлениям, геометрическим фигурам, поведению животных, бросанию жребия, кофейной гуще и пр. Отсюда идет и составление астрологических гороскопов (таблиц связи даты рождения человека или какого-либо события с расположением звезд на небе). Предсказания по гороскопам были широко распространены в государствах древности. Поэтому занятия астрологией с тех далеких времен стало прибыльным делом для людей проницательных, предприимчивых и не отягощенных совестью. Удачливый и беспринципный, опытный и дальновидный в политических играх астролог нередко был приближен и при дворе властителей.

Свой расцвет астрология пережила в Средние века — в период сильнейшего распространения суеверий. Даже некоторые известные ученые того времени отдавали дань этому наследию халдеев. Что же касается обывателей, то те и поныне не отличают астрологии от астрономии и гороскопа от телескопа. Произвольные построения по гороскопу обычно толкуются астрологами с расчетом на ожидания и психологию клиента и, как правило, в такой неопределенной форме, что в них можно вложить любой смысл. На более конкретное предсказание и практический совет астролог решается крайне редко. И то, уже опираясь не на гороскоп, а на свою осведомленность и собственный житейский опыт.

Популярность астрологии заметно снизилась в Новое время. Скандальные разоблачения шарлатанов-гадателей стали особенно частыми. Однако и в новейшее время не исчез спрос на астрологию. Особенно у людей, выбитых из привычной колеи, подавленных стрессами, не выдержавших рыночной конкуренции, а также у мистически ориентированных политиков. Услугами астрологов, например, периодически пользовался Гитлер и его окружение. При фашистском правительстве официально содержались дипломированные «ясновидцы».

Мода на астрологию усилилась к концу минувшего века и тысячелетия. Как стойкая форма гриппа, она вошла и в потрясенную переменами Россию. Едва ли не каждый российский обыватель сегодня разбирается в знаках Зодиака, многие носят их взамен нательного крестика или в качестве украшения. Персона с напыщенноплутовским выражением лица в средневековой шапочке уверенным голосом вещает ранним утром с экрана нашего телевизора о предстоящем дне и в соответствии с нашим гороскопом заботливо подает неопределенные советы. Редкая газета не отводит еженедельную колонку рекламе конкурирующих коммерсантов-звездочетов.

Доверчивые обыватели по своему неведению множат слухи о «ясновидцах». Таковы, например, популярные и сегодня измышления о средневековом французском враче и астрологе Мишеле Нострадамусе. Ему посвящают романы и кинофильмы. Часто переиздается его сочинение «Столетия» (1555). Оно написано рифмованными четверостишиями и содержит пророчества о грядущих событиях европейской истории. Составлены пророчества в такой темной и двусмысленной форме, что каждый может толковать их по-своему.

Еще в 1975 г. 186 всемирно известных естествоиспытателей (среди них 18 нобелевских лауреатов) публично заклеймили астрологию как псевдонауку и шарлатанство. Спустя четверть века достоянием мировой общественности стала информация о новейшей экспертизе астрологических данных. Экспертиза осуществила контрольные сравнения предсказаний разных астрологов применительно к одним и тем же лицам и одним и тем же событиям. Были привлечены архивные данные на 41 тысяч рядовых граждан, 17 тысяч ученых, 6 тысяч политических деятелей, а также относительно 3,5 тысяч свадеб и разводов. Эти данные сопоставили с гороскопами, зодиакальными знаками и предсказаниями астрологов. Выяснилось, что эти предсказания разительно противоречат архивным данным. Вы вод о полнейшей ложности гаданий современных звездочетов вполне закономерен. Иначе и быть не может: наблюдения астрономов постоянно пополняются, перепроверяются и уточняются, а гадания астрологов с тех халдейских, донаучных времен остаются на уровне примитивного суеверия. Суеверия чрезвычайно живучи: их питает не рассудок, но предрассудки. Альберт Эйнштейн иронизировал: «легче раздробить атом, нежели предрассудок». Известный философ Пол Куртц шутливо заметил: «Печальной приметой нынешнего научно-технологического времени является то, что астрологов сегодня больше, чем астрологов». Мы отсылаем заинтересовавшегося читателя к двум особенно ценным книгам П. Курта, рекомендованным к данной лекции.

С астрологией тесно связана хиромантия (от грен, cheir — рука и manteia — гадание), оперирующая многими астрологическими терминами. Она не имеет никакого отношения к современному разделу естествознания — дерматоглифике, изучающей связь кожных узоров человека с его наследственностью. Хиромантия — это оккультные правила, будто бы определяющие характер человека и его судьбу по морщинам, складкам, бугоркам и линиям ладони. Линии и бугорки в хиромантии носят названия планет и толкуются в соответствии с астрологией, составляя своеобразный гороскоп. Научная «ценность» хиромантии такая же, что и у астрологии. Гадания по руке — особенно частый прием вымогателей — «ясновидцев».

Весьма распространенной исторической формой мистики является иудейская каббала (иногда пишут «кабала»). Каббала буквально означает «предание». Некоторые ее идеи (магическая сущность чисел, таинственное и непознаваемое духовное начало мира, истечение материи из духа) заимствованы из философских учений античности (пифагореизм, гностицизм, неоплатонизм). Первоначальные элементы каббалы складывались в иудаизме около II в. и интенсивно дополнялись в VII—VIII вв. (тогда и был составлен первый каббалистический трактат «Сефер иецира» — «Книга создания»). Окончательно каббала формируется у иудеев Испании в XIII в. («Зогар» — «Книга сияния»). Фанатичные приверженцы каббалы стали основателями мистического течения в иудаизме — хасидизма (Волынь, Украина, начало XVIII в.).

В книге «Зогар» Ветхий Завет рассматривается как зашифрованный текст. В ней предлагается производить особые манипуляции для толкования Библии и предсказаний на этой основе. Каббала предназначена лишь для особо посвященных и по иудейской традиции она передается только изустно. Каббала пронизана мистикой чисел и букв, насыщена многими сложными выкладками для гаданий. Согласно этому учению, мироздание покоится на 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита. Бог имеет 10 творящих атрибутов — сефирот. Мир состоит из огня, воздуха и воды, включает в себя

7 планет и 12 созвездий. Это учение признает идею переселения душ. Построения каббалы (в частности, символика, манипуляции и выкладка для гаданий и предсказаний) выходят далеко за пределы иудаизма, а с XV в. широко используются в христианской мистике. Особенно в «теургии» (др.-греч. — «божественное делание») — эзотерическом учении о возможности с помощью Бога совершать чудеса.

К Средневековью относится и расцвет алхимии. Первые идеи о ней содержались, как уже отмечалось, в сочинениях Гермеса Трисме-гиста. Алхимия — учение о тайном «философском камне», способном превращать неблагородные металлы в золото и серебро, возвращать молодость и т.п. Некоторые алхимики пытались искусственно вырастить в пробирке человека (гомункулуса). Поиски мистического камня способствовали совершенствованию техники химических опытов, но в то же время уводили ученых в тупики суеверий. К XVII— XVIII вв. идеи алхимии были окончательно отвергнуты.

Средневековая мистика особенно связана с разнообразными ересями. Мистический момент обязательно пронизывает любое еретическое учение. Несмотря на ожесточенное сопротивление Церкви, в это время наряду с ересями получили широкое распространение и самые грубые суеверия: волшебство, ведовство, заклинания, поклонение дьяволу и вера в ведьм (колдуний). Ведьмам приписывалась мистическая связь с нечистыми силами, особое могущество и способность «порчи». Гонения на ведьм в средневековой Европе (особенно в Германии) приняло чудовищные масштабы и сопровождалось массовыми сожжениями, в которых погибли около ста тысяч женщин. Практика ведьмовства (уже без страшных гонений со стороны Церкви и властей) возродилась в Новое время. Тайные союзы ведьм в Англии, Франции и США, и поныне организующих систематические шабаши, составляют одну из наиболее экзотичных форм современной мистики.

Новое и Новейшее время заметно обогатили мистические учения и практику. К родоначальникам нового этапа мистики обычно относят немецкого пантеиста Якоба Беме (1575—1624). Пантеистически отождествляя Бога и природу, Беме утверждает, что Бог — это Сущность сущностей, бездна и основа всего. Он не зол и не добр, но является первопричиной добра и зла. Весь мир одушевлен, физическое начало связано с психическим. Сочинение Я. Беме «Аврора, или Утренняя заря восхождении» была предана анафеме католической церковью. В книге мистически истолковываются библейские сказания, причудливо сочетаются элементы астрологии и каббалы. «Аврора» пронизана поэтическим видением мироздания и мыслью о предстоящем слиянии человека с Богом в «конце всего сущего». Наиболее известным продолжателем Беме был Эммануил Сведенборг (1688—1772), известный шведский естествоиспытатель, впавший в мистику и объявивший себя «духовидцем».

С именами Беме и Сведенборга часто связывают становление в лоне мистики такой ее формы, как теософия (от греч. theos — Бог и Sophia — мудрость, божественная мудрость). Это учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью откровения и мистической интуиции. Особый вклад в это учение внесла наша эксцентричная соотечественница Елена Блаватская, создавшая в 1875 г. «Теософское общество». Она — автор таких сочинений, как «Тайная доктрина», «Ключ к теософии», «Разоблаченная Изида», где причудливо смешались начала восточной и западной мистики. Согласно теософии, конечная цель человека — постижение оккультного знания и достижение сверхъестественных способностей, что возможно с помощью немногих «мастеров», «ясновидящих», «посвященных», носителей тайных знаний Востока.

В недрах «Теософского общества» уже упомянутый Р. Штайнер сформулировал довольно модную теперь у приверженцев оккультизма антропософию (от греч. anthroposophia — человекомудрие) — учение о человеке как центре мира и о возможности прозреть в себе высшие начала. В многочисленных трудах Р. Штайнер насыщает оккультное учение мистически истолкованными данными естествознания и медицины. Он также предлагает особые упражнения — медитации (от лат. meditatio — размышление, обдумывание) для развития моральных качеств и ясновидения. По всей видимости, прежде всего под влиянием антропософии медитация стала весьма модной в современной мистической практике Запада. Судя по наблюдениям, именно медитация привлекает экзальтированных лиц. Техника медитации была разработана еще в тантризме (возникшее в V веке н.э. течение в индуизме и буддизме). Там и сложились особые символы в качестве объектов медитации.

В настоящее время наиболее популярна такая система медитации, как йога (на санскрите — соединение, оковы), сочетающая аскетические самоограничения со специальными приемами (особые позы, регулирование дыхания, умственные упражнения) для психологического сосредоточения. На Западе йогу усовершенствовали за счет разработанных здесь психоаналитических методик. В России в последнее время под руководством опытных врачей началось профилактическое и лечебное использование отдельных, свободных от мистических наслоений, медитативных упражнений. Врачи предупреждают о недопустимости самодеятельного использования этой небезопасной психотехники.

Что же до медитаций в оккультных школах, то таковые не столько благоприятны для возвышения личности, сколько мешают вам, приковывая к «духовному учителю» невидимыми цепями. Стоит прислушаться к предупреждению выдающегося психолога XX в. К.Г. Юнга, досконально изучившего восточную мистическую практику. Он констатирует, что медитация, йога (особенно так называемая кундалини-йога) в основе своей глубоко чужды культуре, психологии и христианским ценностям Запада. По утверждению психолога, медитация и йога ведут к «искусственному отуплению нашего западного рассудка» и даже приводят к изменению личности. К.Г. Юнг называл коммерческую моду на йогу «духовным мошенничеством».

Распространенной формой мистики Нового времени является и спиритизм (от лат. spiritus — дух) — учение и практика, основанные на возможности общения с душами умерших при содействии медиума (посредника). Спиритизм теснейшим образом связан с первобытными анимистическими представлениями о духах природы и человеческой душе, с культом предков. На почве этих представлений сложилось множество суеверий. В том числе поверье о привидениях. Становление спиритизма связывают с деятельностью американца Эндрю Дэвиса (1826—1900). Отягощенный тяжелой наследственностью, он с детства страдал лунатизмом и галлюцинациями, часто впадал в состояние экстаза. В юношеском возрасте Дэвис почувствовал себя медиумом, стал демонстрировать «контакты» с загробным миром посредством стуков, столоверчения, вращения блюдца и прочих фокусов. Народ толпами собирался на эти презентации спиритизма. У Дэвиса появилось множество подражателей — медиумов, большинство из которых были ловкими мошенниками. Стало модным приглашать медиумов на домашние сеансы. В США возникли многочисленные спиритические сообщества и клубы, издавались книги и журналы по спиритизму. Новое поветрие затронуло и другие страны Запада.

Мода на спиритов в конце XIX в. пришла и в Россию. Приезжие медиумы давали здесь публичные сеансы, навещали аристократические дома. Им посвящали хвалебные газетные и журнальные статьи. Гонорары шарлатанов росли. Увлечение новомодным суеверием постепенно приняло размеры половодья. Но спиритическое «бесовство» осуждали в церковных проповедях. Л.Н. Толстой высмеял эту дурную моду в знаменитой пьесе «Плоды просвещения». Забили тревогу авторитетные отечественные ученые. По предложению Д.И. Менделеева, была организована компетентная комиссия для выяснения достоверности сеансов. И уже первые экспертизы выявили грубые или же утонченные фокусы мошенников — спиритов. Единогласное заключение комиссии Д.И. Менделеева: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Волна спиритизма схлынула. Но лишь на время. И в наши дни находятся приверженцы этого грубого суеверия. Исследователи именуют спиритизм «современным шаманством».

Причудливые слухи и легенды сопровождают едва ли не всю историю масонства (франкмасонство: фр. franc-macons — вольный каменщик) — тайного мистического сообщества, ставящего своей целью объединить все человечество в мистическом братском союзе.

Некоторые исследователи именуют его сегодня основным оплотом оккультизма. Теперь в мире насчитывают до 10 млн масонов, имеющих свои ложи более чем в 60 странах мира. В том числе свыше 4 млн — в США (около 50 «великих» и 20 тыс. провинциальных лож), сотни тысяч во Франции и около миллиона в Англии. Но всемирного центра масонов не существует. Как «великие», так и провинциальные ложи часто разделены, а то и враждуют между собой. Англия считается колыбелью масонства, именно здесь оно было впервые официально зарегистрировано (1711). С давних времен главой английских масонов обязательно является член королевской семьи.

Фактически же масонство сложилось намного раньше. Хотя оно вобрало в себя множество мифов древности, масонство выношено в лоне учений и традиций средневековых ересей и католических орденов (тамплиеров, иллюминатов, розенкрейцеров). Первоначально оно заимствовало атрибутику тайных союзов средневековых каменщиков, сооружавших готические храмы и монастыри и считавших себя наследниками строителей египетских пирамид и знаменитого храма Соломона. Служения масоны проводили в особых храмах и только для посвященных. Церковь (часто в союзе с властями) с самого начала отделения от нее этих тайных братств ожесточенно борется с ними и предает их анафеме.

Но анафема мало помогает. Броские моральные призывы масонов, экзотика тайных ритуалов, оппозиция Церкви привлекают к ним многих известных деятелей культуры и политиков. Масонами были видные деятели Французской революции — Мирабо, Дантон, Робеспьер, Марат. В масонстве состоял Д. Вашингтон, а вслед за ним ряд других президентов США, крупнейшие политики европейских стран. К тайным братствам принадлежали И. Ньютон, Ф Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Байрон, Н.М. Карамзин, А. С. Пушкин, Д. Гарибальди и многие другие яркие личности.

Масоны и теперь действуют конспиративно. Посвящение в братство проводится по особо торжественному и секретному ритуалу. Масонству присуща сложная иерархия. Так, в английских ложах она состоит из 33 ступеней. Низшие ступени — «ученик», «подмастерье» и «мастер». Три высшие ступени — «великий инспектор и инквизитор», «высший принц королевского секрета» и, наконец, «великий генеральный инспектор». Переходу на следующую ступень предшествуют особые испытания на верность братству.

Масоны почитают Бога как великого архитектора Вселенной, создавшего ее «гениальным движением своего циркуля». Циркуль — высший символ масонства, на нем — зашифрованные знаки. Глазок в циркуле одновременно изображает Божество и солнце. Роль мистических символов играет молоток, мастерок, рукавицы, передник и другие инструменты каменщиков, знаки Зодиака и иная астрологическая символика. Масоны используют в общении особые жесты и шифры. У многих лож имеются свои отличия ритуала и даже униформа. Масоны допускают исповедание любой религии, но не принимают в свои ложи атеистов и женщин (долгое время не допускали и евреев).

В Россию масонство пришло в 30-х годах XVIII в., а в 70-е годы в Москве и Петербурге уже действовало около десятка лож. В основном масонами были аристократы. Напуганная Французской революцией 1789 г., в которой активно участвовали многие ведущие масоны, Екатерина II начала разгонять ложи. Ее преемник Павел, наоборот, приблизил масонов к себе, а император Александр I уже благоволил к ним и сам вступил в масонское братство. При нем в российских столицах действовала целая сеть масонских лож во главе с «Великой директоральной ложей». Масонские призывы к равенству, братству и любви привлекали противников крепостничества, сторонников республиканского правления и многих будущих декабристов. В 1822 г. Александр I, испугавшись вольномыслия, охватившего общество, объявил о запрещении масонства. Влияние масонов в России заметно упало, но не исчезло. В советской России масоны подвергались гонениям еще более жестоким, чем служители религии. Даже упоминание о них в широкой печати было запрещено. Но с началом перестроечных реформ в 1992 г. в Москве открылась масонская ложа.

Мистические учения о всеобщем братстве, тайные собрания и ритуалы масонов издавна сделали их орудием политических игр. Бесспорно их участие как в прогрессивных, так и в реакционных политических акциях. Близкие к масонам оккультные братства в Германии «Общество Туле», «Черный орден», «Орден рыцарей Святого Грааля» стали зачинателями многих фашистских и антисемитских акций, активно способствовали приходу Гитлера к власти. В свою очередь фашисты, используя распространявшиеся в начале XX в. православным публицистом С. Нилусом фальшивые «Протоколы сионских мудрецов», пропагандировали вздорную идею о всемирном «жидомасонском заговоре». Однако слухи об особом могуществе масонов безосновательны. Самостоятельной социальной силой мистика и оккультизм никогда не являлись.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >