Свободомыслие в отношении религии

Понятие «свободомыслие» (вольнодумство) широко используется в религиоведении для обозначения оппозиции, альтернативы по отношению к церковной нетерпимости, догматизму, авторитаризму. Этот термин применяют и в другом контексте, например «политическое свободомыслие». Но именно в религиоведении он более всего уместен, обозначая особый раздел этой науки и определяя давнюю и стойкую традицию культуры. Используя данное понятие, мы, разумеется, не ставим под сомнение наличие свободного мышления у приверженцев религии.

Впервые это понятие ввел в научный оборот английский мыслитель А. Коллинз в книге «Рассуждение о свободомыслии» (1713). Основной тезис этого сочинения таков: «Свободно мыслить о религиозных вопросах является долгом всех людей». Мыслить, не оглядываясь на власть, предписания и цензуру Церкви, подвергая смелой критике разума священные книги, сочинения богословов, иные религиозные взгляды и установления. Носители свободомыслия не обязательно неверующие люди: немало вольнодумцев и в среде верующих.

Традиция свободомыслия

Эта традиция берет начало в философии Древнего мира и часто выходит за пределы самой философии, проявляясь и в других сферах культуры, как в творчестве профессионалов, так и в народном сознании. Это объективная традиция мировой культуры, менее древняя, чем религия и Церковь, но все же очень давняя, стойкая и по-своему крепнущая. Ее истоки можно обнаружить уже в древнеегипетских письменных памятниках XXI—XXII вв. до н.э. — в «Песне арфиста» и «Беседе разочарованного со своей душой», где высказывается сомнение о существовании загробного мира, в знаменитой древнекитайской «Книге песен» (XI—VI вв. до н.э.), в которой осуждается несправедливость богов, в некоторых древнеиндийских ведических книгах того же времени (например, в «Ригведе», утвер ждающей, что боги не предшествуют бытию). Истоки свободомыслия обнаруживаются и в многочисленных культурных памятниках античности начиная с VI в. до н.э., в частности в трудах Ксенофана (VI—V вв. до н.э.), Анаксагора (VI—V вв. до н.э.), Демокрита (V— IV вв., до н.э), Протагора (V в. до н.э), Эпикура (III в. до н.э.), Лукреция (I в. до н.э. — I в. н.э.) и др.

Средневековая Церковь в Европе эту традицию пыталась, но так и не смогла пресечь. Проявления свободомыслия в отношении к религии в Средние века заметны даже в культуре простонародья, особенно в фольклоре. Однако наиболее широко свободомыслие распространилось в эпоху Возрождения и прежде всего в трудах блестящих мыслителей этой эпохи: Л. Вала (1405—1457), П. Пом-понацци (1462-1525), Д. Ванини (1585-1619), Д Бруно (1548-1600). Традицию продолжили и углубили выдающиеся представители европейского Просвещения XVII—XVIII вв.: У. Да Коста (1585— 1640), Б. Спиноза (1634-1677), Ж. Мелье (1664-1729), Ф. Вольтер (1694-1778), Д. Юм (1711-1776), Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), американец Т. Пейн (1737-1809), а в Новое время такие знаменитые философы, как Л. Фейербах (1804-1872), К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), плеяда ведущих ученых-естествоиспытателей XIX в. и выдающиеся деятели современной культуры.

Свободомыслие в отношении к религии — примечательная традиция культуры России, страны, где религиозное вольнодумство приравнивалось царскими властями и Церковью к богохульству и ереси и каралось особенно жестко. В архивах Тайной канцелярии XVIII в. сохранились дела по расследованию вольнодумства среди крестьян, солдат, унтер-офицеров, разночинцев, купцов и даже монахов. Чаще всего это была наивная критика каких-то канонов и культовых установлений. Гонения продолжались в России вплоть до свержения монархии.

Элементы теоретического вольнодумства содержатся в сочинениях великого М.В. Ломоносова (1711 — 1765), человека, несомненно, верующего. Основоположник Московского университета, он включает в его регламент следующее требование: «Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях». Дерзким вызовом религиозным догматам явилась пропаганда Ломоносовым «коперниковой ереси», резко осужденной Церковью. Великий естествоиспытатель — автор сатирического сочинения «Гимн бороде», направленного против консервативного духовенства.

Идеи свободомыслия в отношении к религии продолжили ученик М.В. Ломоносова видный философ Я.П. Козельский (1728— 1794), профессора Московского университета Д.С. Аничков 1733—

1788), С.Е. Десницкий (1740—1789), выдающийся мыслитель А.Н. Радищев (1749—1802), декабристы И.Д. Якушкин (1793—1857) и А.П. Барятинский (1798—1844). Этой традиции следовали такие яркие представители отечественной литературы, как В. Г. Белинский (1811— 1848), Н.А. Добролюбов (1836-1861), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский, крупнейшие естествоиспытатели братья И. И. Мечников (1845-1916) и Л.И. Мечников (1838-1888), И.М. Сеченов (1829-1905), К.А. Тимирязев (1843—1920) и многие другие виднейшие представители российской культуры XIX — начала XX в.

XX в. — эпоха особо заметного влияния свободомыслия в передовых странах Запада (в меньшей мере — в восточных государствах), но вместе с тем это и время тяжелых испытаний для него. В социалистических странах, где по примеру СССР насаждались насильственная секуляризация и государственный атеизм, эта традиция была серьезно скомпрометирована. Свобода несовместима с принуждением. Насаждение официального свободомыслия особенно противоестественно для демократического общества.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >