Реализация конституционных принципов свободы совести и вероисповедания в российском законодательстве

Базовым правовым актом, непосредственно регулирующим отношения в области свободы совести является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу на территории России 1 октября 1997 г.

Закон конкретизировал и сформулировал для правового применения вышеперечисленные положения Конституции РФ и стал основой для введения в других отраслях права (гражданское, уголовное, административное, земельное, трудовое и т. д.) нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы реализации права на свободу совести и деятельности религиозных объединений.

Нормы данного закона, с учетом недостатков, выявленных в процессе семилетнего срока реализации предыдущего (Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г.), существенно изменили порядок создания религиозных организаций, сократили круг лиц, имеющих право быть их учредителями, признав таковыми только российских граждан. Иностранные граждане и лица без гражданства по этому закону могут быть только участниками религиозной организации, причем при условии их постоянного проживания на территории России.

Введено новое понятие — религиозная группа, т. е. добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Закон 1997 г., по мнению некоторых религиоведов и в особенности правозащитников, так же, как и прежний, имеет ряд недостатков. Значительно ограничены права религиозных групп по преобразованию их в религиозные организации — пятнадцатилетний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации (в 2013 г. имела место законодательная инициатива, предлагавшая вообще убрать понятие «религиозная группа» из Федерального закона). Наличие ряда внутренних противоречий приводит к расширительному толкованию его отдельных положений, что на практике приводит к нарушению прав граждан и религиозных объединений. Например, основанием для ликвидации религиозной организации согласно абзацу 3 п. 1 ст. 14 могут служить неоднократные или грубые нарушения законодательства. Что понимается под грубыми нарушениями, законодатель не уточняет, следовательно, каждый правоприменитель толкует данное слово по-своему, а это — повод к недоразумениям и конфликтам. Аналогично обстоит дело и с использованием в абзаце 8 п. 2 той же статьи термина гипноз. Нормативного определения этого понятия, а также каких-либо утвержденных методик, позволяющих классифицировать те или иные методы воздействия на человека как гипнотические, в настоящее время не существует. В результате органы дознания, следствия и суда зачастую трактуют данное понятие весьма широко, называя гипнозом практически любые формы взаимодействия человека с себе подобными (беседа верующих между собой или со священнослужителем, прослушивание проповеди, исповедь) или с внешней средой (нахождение в храме или молитвенном доме, где на него воздействует вся богослужебная обстановка, включая картины, иконы, благовония, пение хора и т. д.)4 .

В течение последних пятнадцати лет в закон несколько раз вносились изменения и дополнения с целью увеличения его эффективности и сегодня, при всех его недостатках, мы имеем действенное средство регулирования отношений в религиозной сфере.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон), религиозное объединение с момента государственной регистрации именуется религиозной организацией и приобретает статус юридического лица, включающий в себя: право иметь в собственности и на иных условиях обособленное имущество, обязанность отвечать этим имуществом по своим долгам (за исключением предметов религиозного назначения), возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс и т. д. (см. ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), то есть являться субъектом права.

В средствах массовой информации, а зачастую и в документах государственных органов, касающихся религиозных вопросов, фигурируют такие понятия, как «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и т. п. Следует отметить, что объективного и строгого научного определения этого понятия на сегодняшний день не существует,[1] и большинство религиоведов расценивают его применение, скорее как выражение эмоционального отношения к непонятному и отвергаемому явлению, каковым «секта» представляется обывателям (и к сожалению журналистам), а не ее дефиницией.

Подобная терминология допустима в конфессиональной литературе (например, традиционные конфессии в полемике с отколовшимися от них группами), в научных трудах некоторых религиоведов при анализе происхождения и развития различных видов религиозных объединений. Однако государственные органы и официальные средства массовой информации обязаны пользоваться только терминологий, принятой в

законе, в данном случае в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который различает два типа религиозных сообществ: религиозные группы и религиозные организации, которые охватываются единым понятием религиозное объединение (ст.6).

Религиозная группа — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7).

Минимальное и максимальное количество участников не ограничено. Помещение и все необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками.

Религиозная организация — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8).

Религиозные организации, в свою очередь, в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Особенностью образования местной религиозной организации является то, что ее учредителями могут быть не просто граждане России, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации, но проживающие именно в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (п. 3 ст. 8). Это требование так же относится к разряду противоречивых и спорных, поскольку законодатель, не расшифровывая понятие «одна местность», дает повод для множественного толкования, что приводит к конфликтам при регистрации религиозных организаций.

Следует помнить, что местная религиозная организация (община), независимо от конфессиональной принадлежности, создается только «снизу», т. е. гражданами, а затем для регистрации добровольно входит в состав централизованной религиозной организации, но не может быть навязана ею. Последняя может учредить в качестве религиозной организации лишь руководящий либо координирующий орган, а также учреждение профессионального религиозного образования (семинарию, медресе, академию, университет и т. п.) (п. 6 ст. 8).

Централизованная религиозная организация — это организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций. Если они расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, регистрация производится по решению территориального органа государственной регистрации соответствующего субъекта. Если же эти три местных религиозных организации расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, решение о государственной регистрации принимает федеральный орган государственной регистрации.

Порядок регистрации религиозных организаций изложен в федеральных законах «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законодатель предусмотрел возможность отказа в государственной регистрации религиозной организации. Перечень таких причин исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию:

  • - цели и деятельность религиозной организации противоречит Конституции и законодательству Российской Федерации — со ссылкой на конкретные статьи закона;
  • - создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
  • - устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;
  • - в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
  • - учредитель (учредители) неправомочен.

Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается (ст. 12).

Также не подлежит расширительному толкованию перечень оснований для приостановления деятельности религиозного объединения, ликвидации религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства (ст. 14).

Следует, однако, пояснить разницу между понятиями «ликвидация» и «запрет на деятельность». Ликвидация означает лишение религиозной организации по решению суда государственной регистрации, т е. прекращение правоспособности как юридического лица, после чего она может продолжать деятельность в качестве религиозной группы.

Запрет на деятельность религиозного объединения может быть осуществлен судом в случае неоднократных или грубых нарушений религиозной организацией или религиозной группой законодательства, а также по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Таким образом, запрет полностью прекращает деятельность религиозного объединения и фактически объявляет его «вне закона». Продолжение такой деятельности влечет за собой уголовную ответственность руководителей и участников религиозного объединения.

Отделение религиозных объединений от государства определяет права и условия их деятельности. В соответствии с этим конституционным принципом государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону (п. 2 ст. 4).

В свою очередь, религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в деятельности политических партий и движений (п. 4 ст. 4).

Эта позиция подтверждается и в ст. 15 того же Закона: религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ. Государство обязуется уважать внутренние установления религиозных организаций, если эти установления опять же не противоречат законодательству.

В пункте 6 ст. 4 Закон делает важную оговорку: отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов этих объединений. Другими словами, верующие люди, являясь гражданами Российской Федерации, могут участвовать в управлении делами государства или непосредственно, будучи государственными служащими, либо путем участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.

Виды деятельности религиозных объединений весьма разнообразны. Основными из них являются религиозные обряды и церемонии. Закон определил перечень мест, где богослужения и иные культовые мероприятия проводятся беспрепятственно, т. е. без дополнительных разрешений: культовые здания и сооружения и относящиеся к ним территории, иные места, предоставленные религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Последнее весьма важно, поскольку по советскому законодательству, действовавшему до 1990 г., проведение богослужений в жилых помещениях запрещалось и преследовалось в административном и уголовном порядке. Некоторые государственные служащие, имеющие отношение к религиозным вопросам, продолжают думать и действовать аналогично, чем нарушают религиозные права граждан.

Проведение религиозных обрядов в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, закон ограничил определенным условием: оно возможно по просьбам находящихся в них граждан. На практике это выражается в том, что в этих случаях требуется согласие администрации вышеуказанных учреждений, а в местах содержания под стражей — еще и с учетом требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Во всех остальных случаях публичные богослужения и другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях», предусматривающим заблаговременное (не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения) уведомление местных властей, указание состава участников, места и времени проведения и других сведений, необходимых для обеспечения общественного порядка и безопасности мероприятия.

Для осуществления своей деятельности религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения. Для производства богослужебной литературы и предметов культового назначения религиозные организации имеют исключительное право создавать соответствующие организации.

В целях реализации своих уставных задач религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность, создавать культурно-просветительские организации, образовательные учреждения, средства массовой информации, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты.

Для финансового обеспечения уставной деятельности религиозные организации могут самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность или создавать собственные предприятия.

Студенты зачастую путают два понятия: «надзор» и «контроль». Высший надзор за исполнением законов в Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют органы прокуратуры. Применительно к предмету нашего изучения, они же осуществляют надзор за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Контроль за соблюдением религиозными организациями своей уставной деятельности осуществляет орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, т. е. в данном случае это Министерство юстиции или его территориальный орган.

Помимо рассматриваемого закона, в российском законодательстве имеется более сотни нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию права на свободу совести и различные аспекты деятельности религиозных объединений.

Авторы нескольких изданий наиболее полного собрания нормативных правовых актов, касающихся религиозных вопросов,[2] условно подразделяют вышеуказанные правовые документы на пять групп.

Первую группу образуют законы и иные правовые акты, непосредственно не относящиеся к регулированию деятельности религиозных объединений, но содержащие нормы, ограничивающие вмешательство государства в их деятельность и обеспечивающие реализацию права на свободу совести и вероисповедания, а также равенство прав граждан независимо от их отношения к религии (федеральные законы о средствах массовой информации, о погребении и похоронном деле, о рекламе, о прокуратуре, об органах федеральной службы безопасности, о внешней разведке и т. д.).

Вторая группа законов регламентирует соблюдение и порядок реализации прав верующих в учреждениях и организациях с некоторыми ограничениями для пребывающих там граждан — воинские части, места лишения свободы, больницы (Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Уголовно-исполнительный кодекс и др.).

Третью группу составляют законы и иные нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций — образовательной, благотворительной и т. д. (Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О благотворительной

деятельности и благотворительных организациях», утвержденный Правительством РФ «Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» и др.).

Четвертую группу образуют законы и иные нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций и их имущественное положение (Гражданский, Налоговый, Земельный кодексы РФ и т. п.).

И, наконец, пятую группу правовых актов составляют законы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о свободе совести (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»).

Подробно вышеприведенные нормативные акты мы рассмотрим в следующих параграфах.

Литература к параграфу:

  • 1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006.
  • 2. Бердяев, Н. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. -М., 1999.
  • 3. Беспалый, И. Т. Государственное право Российской Федерации: Уч. пособие. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004.
  • 4. Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане / Под общ, ред. Р. А. Набиева. - Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2003.
  • 5. Григонис, А. П., Григонис, В. П. Конституционное право зарубежных стран: Краткий курс. - Лекция 1. - СПб, 2008.
  • 6. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и религиозных объединениях. Сборник нормативных актов. -М.: Исследовательский отдел российско-американской ассоциации «Духовное возрождение», 1993.
  • 7. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия // Материалы семинаров, ноябрь — декабрь 2000 г. / Под ред. А. В. Пчелинцева и Т. В. Томаевой. - М.: Институт религии и права, 2001.
  • 8. Клочков, В. В. Религия, государство, право. - М.: Мысль, 1978.
  • 9. Краснов, Ю. К. Государственное право России. История и современность: Уч. пособие. - М.: Юристь, 2002.
  • 10. Конституционное право зарубежных стран: конспект лекций / Сост. А. В. Петренко. - М.: ACT: Полиграфиздат; СПб: Сова, 2011.
  • 11. Могилевский, А. Л. Правосознание и религия. - Ашхабад: «Ылым», 1977.
  • 12. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. В. Лазарева. - 3-є изд., доп. и перераб. -М.: Спарк, 2004.
  • 13. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) / Авт. колл.: Шахов М. О., ин. Ксения (Чернега О. А.), Ряховский В. В., Вагина Т. В., Себенцов А. Е. и др.; под общ. ред. Маранова Р. В. -М.: Славянский правовой центр, 2011.
  • 14. Новое законодательство России о свободе совести и религиозных объединениях. Сборник нормативных актов / Сост. А. В. Пчелинцев. -М.: Институт религии и права, 1999.
  • 15. Основы религиоведческой экспертизы. Сборник научных статей / Под общ. ред. А. В. Пчелинцева. - М.: Институт религии и права, 2002.
  • 16. Прилуцкий, А. М., Погасий А. К. Понятие «секта»: основные значения и правомерность употребления // Религиоведение. - 2006. -№ 1.-С. 164-170.
  • 17. Пчелинцев, А. В. Свобода религии и права верующих в современной России. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007.
  • 18. Пчелинцев, А. В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционноправовые основы. - М.: Юриспруденция, 2012.
  • 19. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А. В. Пчелинцева и В. В. Ряховского: - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД. «Юриспруденция», 2006 (3-є изд. - 2009; 4-е - 2012 гг.).
  • 20. Религиозные объединения в Российской Федерации. Справочник / Под. общ. ред. М. М. Прусака, В. В. Борщева. - М.: Республика, 1996.
  • 21. Религия и право. Информационно-аналитический журнал. -1997-2007 гг.
  • 22. Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. А. О. Протопопов. -М.: Паллада, 1996.
  • 23. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции // Материалы Международной научно-практической конференции 2-3 октября 1997 г. - Казань: Заман, 1998.
  • 24. Религия и общество. Справочник / Отв. ред. Р. А. Набиев. -Казань, 1998.
  • 25. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник / Отв. ред. Ю. П. Зуев. - М.: РАГС, 1996.
  • 26. Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан / Под ред. Р. А. Набиева. - Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2004.
  • 27. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
  • 28. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
  • 29. Федеральный закон «Об общественных объединениях».
  • 30. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  • 31. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • 32. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
  • 33. Шахов, М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

  • [1] См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» (постатейный) / Авт. колл.: Шахов М.О., ин. Ксения (Чернега О.А.), Ряховский В.В., Вагина Т.В., Себенцов А.Е. и др.; под общ. ред. Маранова Р.В. - М.: Славянский правовой центр, 2011. -С. 316-319. 2 См.: Прилуцкий А.М., Погасий А.К. Понятие «секта»: основные значения и правомерность употребления // Религиоведение. - 2006. - № 1. - С. 164-170; Погасий А.К. Церковные расколы в российском православии XIV - начала XX вв.: монография. - Казань: Изд. дом МедДок, 2009. - С. 14-18.
  • [2] См.: Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева и В.В. Ряховского. - М.: ИД. «Юриспруденция», 2006 (а также измененные и дополненные переиздания этого сборника 2009 и 2012 гг.).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >