Вопросы для самостоятельной работы

  • 1. Подходы к анализу текстов культуры: антропоцентрический (связанный с языковой личностью: авторской интерпретацией и позицией читателя); культурологический (связанный с историей, типом коммуникации, субкультурной спецификой).
  • 2. Исследование мифа и сказки как текста культуры.
  • 3. Исследование текстов культуры в работах представителей московско-тартусской школы.
  • 4. Работы в отношении к тексту культуры Ж. Деррида, К. Касториадиса, Ж-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, Ю. Кристевой.
  • 5. Текст «потока сознания» (Л.Н. Толстой, Дж. Джойс).
  • 6. Взаимосвязь текста и контекста.
  • 7. Интерпретации культурных текстов (исторических, политических, этнографических и т.д.) в современной культуре.
  • 8. Медиапроекты, интерпретирующие тексты современной культуры.

Контрольные вопросы по курсу

Культура как текст. Основные подходы к анализу текстов культуры

  • 7. Раскройте содержание понятия «текст культуры».
  • 2. Назовите основные подходы к исследованию текстов культуры.
  • 3. Герменевтический подход к анализу ТК.
  • 4. Назовите основные принципы семиотического подхода к исследованию текста.
  • 5. Раскройте понятия «семиосфера» (Ю.М. Лотман) и «концептосфера» (Д.С. Лихачёв).
  • 6. Назовите основные методологические основания анализа текстов культуры в концепциях российских исследователей.
  • 7. Дайте краткие определения понятий «текстология», «стратегия текста», «архетип», «коммуникация».
  • 8. Назовите основные методологические основания анализа текстов культуры в концепциях зарубежных исследователей

Типология и морфология текстов культуры

  • 1. Типология текстов культуры в концепции Ю.М. Лотмана.
  • 2. Разнообразие текстов культуры в семиотических исследованиях.
  • 3. Текст библии как предмет исследования.
  • 4. Метатекст, его информационный потенциал и специфика функционирования.
  • 5. Музыкальные тексты эпохи (по выбору студента).
  • 6. Тексты фольклорной культуры.
  • 7. Визуальные тексты России XXI века.
  • 8. Тема, подтема, субподтема текста культуры.
  • 9. Тематическая композиция текста культуры, его целостность и завершенность.
  • 10. Текст культуры и культурный контекст.
  • 11. Нарратив как интерпретация культуры.
  • 12. Медиа-тексты разного вида (заголовок, подпись к фотографии, новости в газете, статья по определенной теме и т.п.).
  • 13. Специфика мультимедийных текстов.
  • 14. Миф как текст культуры.
  • 15. «Предметное письмо» архаики и современности.
  • 16. Художественный текст как феномен и проект культуры.

Проблемы создания и восприятия текстов культуры

  • 1. Лингвистический анализ текста культуры: выявление коммуникативных единиц текста.
  • 2. Потенциал художественного образа как фактора восприятия текста культуры.
  • 3. Автор-читатель-интерпретатор ТК в современных гуманитарных исследованиях.
  • 4. Специфика создания и восприятия устного и письменного текста.
  • 5. Создание ТК в культурах архаического типа.
  • 6. Проблема автора в современной культуре.
  • 7. Восприятие художественного текста, катарсис.
  • 8. Восприятие музыки, танца.

Тезаурус-топос-парадигма как особые тексты культуры

  • 1. Пространство и время в петербургском тексте пушкинской прозы.
  • 2. Художественное произведение как интерпретация культуры (по выбору студента).
  • 3. Тезаурус-топос-парадигма в трактовке М.К. Петрова.
  • 4 Пространство и время рекламы как текст массовой культуры.
  • 5. Дача как особый текст российской культуры.
  • 6. Советская повседневность как текст культуры.
  • 7. Архетип усадебной культуры в России XIX века.
  • 8. Город как ТК в современных исследованиях.
  • 9. Игра как текст культуры постмодерна.
  • 10. Имидж и бренд как тексты культуры.

И. Время и пространство в художественном тексте и его сценической реализации.

Интерпретации текста культуры

  • 1. Шрифт как фактор восприятия текста.
  • 2. Анализ как выявление внешнего и внутреннего содержания культурного текста.
  • 3. Культурантропологический подход в интерпретации художественных текстов.
  • 4. Интерпретация как форма рефлексии и объективации содержания художественного текста.
  • 5. Читатель и публика в интерпретации текстов культуры.
  • 6. Текст как полновесный, заслуживающий раскрытия символический мир.
  • 7. Жизнь человека как переплетение личных повествований.
  • 8. Репрезентация в подходах Ж. Деррида и Ж.Лакана.
  • 9. От «текстового анализа» к «наслаждению от текста» (Р.Барт).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >