Пример 11. Примеры методических разработок в пространстве «Школа Open Space»

Реализация программы «Школы Open Space» требует развития четырех пространств общеобразовательной школы:

  • 1. Пространство эдьютейнмента[1] и социальных проектов «Орел Space».
  • 2. Мастерская современного дизайна и инженерии «Art-Lab».
  • 3. Научно-техническая мастерская «Science-Lab».
  • 4. Дистанционные мастерские «Кейс-мастер».

Идеи развития среды школы отвечают основным направлениям внеурочной деятельности, а также развитию идеи дистанционной доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Далее представлены примеры и идеи для внеурочных программ, примеры идей кейсов, технические требования и ценности по организации среды и пространства в условиях общеобразовательной школы.

Оформление пространства эдьютейнмента и социальных проектов «Open Space»: ценности, примеры, требования

Надпредметные программы эдъю-тейнмента и социальных проектов «Open Space»:

  • • «„Open Space": место сотрудничества, дружбы и творчества».
  • • Пространство «Теория игр» — «Настолка».
  • • Декада «Десять дней о самом главном».
  • • Игра «Почемуметр».
  • • Профориентация — «Встреча с профессионалом».
  • • Интегрированные темы — «Стереоуроки».
  • • Авторские выставки.
  • • Сторителлинг (рассказывание историй).
  • • Экспедиция по школе «Школьные туры».

Техническое требование к организации пространства эдьютейнмента и социальных проектов «Open Space»:

  • 1. Мобильная мебель для организации работы по методу «Орел Space».
  • 2. Мобильная презентационная техника.
  • 3. Технические средства, позволяющие создавать пилотные методические материалы.
  • 4. Методические комплекты настольных игр.
  • 5. Обученные тьюторы.

«Open Space»: ценности, примеры, требования

Первоочередные ценности пространства «Open Space»:

  • • Любопытство, любознательность, познавательный интерес — главные источники образовательной мотивации школьника.
  • • Не попробуешь — не узнаешь. Не узнаешь — не оценишь. Не оценишь — не захочешь пробовать дальше.
  • • Школьные стены — это не только границы. Это окна.
  • • Чужой опыт непереносим, но необходим для проектирования собственного.
  • • Образованность — это свобода и интуиция.
  • • Дети — наше настоящее.
  • • Позитивное мышление — это не парашют, а лифт.
  • • Радость познания — в познании радости.

Примеры кейсов «Open Space»:

  • • Кейс сторителлинга «Как я кипятил кока-колу».
  • • Кейс «Встреча с профессионалом: девелопмент В.О.».
  • • Кейс «Экспедиция по школе: опасные места».
  • • Кейс «Професс-и-я».
  • • Кейс «Успехи, достижения, ожидания».
  • • Кейс «Процентная ставка».
  • • Кейс «Экономика школьного здоровья».
  • • Кейс «Как я провел этим летом...».
  • • Кейс «Чердак: исследование объекта инфраструктуры школы».
  • • Кейс «Директор школы. Ключевые компетенции должностного лица в школе».

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ

И ИХ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

ПРОСТРАНСТВА ЭДЫОТЕЙНМЕНТА

И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «OPEN SPACE».

Надпредметные программы

Встреча с профессионалом

В нашей школе стартовал проект. Мы ищем взрослых и не очень взрослых людей, готовых рассказать детям о своем опыте работы или получения образования. Приглашаются люди из абсолютно любой сферы деятельности! Важно, чтобы они имели легальный заработок. Желательно, чтобы они позитивно относились к своей работе. Впрочем, варианты могут рассматриваться... Главное— это то, чтобы профессионалам было что рассказать подрастающему поколению. К чему готовиться? Что нужно знать, что уметь, где брать информацию? Где учиться? Кто будет работодателем? Какой ожидается рабочий день (неделя, год)? Счастливы ли они на своей работе? И другое...

Это эксперимент с курсом профориентации в рамках проекта «Школа Open Space». За первые полгода мы уже рассказали про мир профессий, лайф-стайл и протестировались. Теперь нам нужны реальные «боевые вылазки» на предприятия и встреча с потенциальными работодателями.

Дорогие профессионалы! Ваше посещение, рассказ, ответ на вопросы оставит след в душе детей. Может, именно вы развеете сомнения или сформулируете ценность профессионального развития. Тогда точно можно будет сказать, что жизнь вы прожили не зря! Welcome!

Проект «Информационная оранжерея»

Мобильные войлочные шумоизолирующие перегородки выполняют роль стендов, где каждый учащийся может разместить любопытную информацию, которую он хотел бы представить всей школе. Место, где дети изучают основы рекламы и законы восприятия информации, наблюдают, как прорастает в умах информация, которую они «посадили», что влияет на скорость и силу впечатления. По сути, это предвестники стендового доклада.

«Настолка» — теория игр

Авторские настольные игры в кейс-технологии

Настольная карточная игра «Оптический футбол» направлена на изучения основ оптики — законов отражения и преломления света. Путь светового луча и изменение его направления моделируется с помощью карточек. Первая карточка задает начальное направление луча, далее игроки по очереди выкладывают на пути луча карточки с изображениями зеркал различной конфигурации, поглощающие поверхности и среды (стекло, вода и т. п.) с различными коэффициентами преломления. Таким образом изменяется направление луча света. Цель игрока — направить луч в свои ворота.

Настольная карточная игра «Анатомия. Скелет». Цель игрока — «собрать своего человека» — расположить как можно большее количество костей на правильных местах. На карточках приведены название и изображение кости (или ее части), игрок в свой ход указывает место на теле человека, где, как он считает, расположена эта кость, после чего проверяет свой ответ по приложенному к игре анатомическому атласу и, если предположил правильно, получает баллы.

Экспедиция по школе «Школьные туры»

«Инфраструктура школы как ресурс образовательного взаимодействия» — цикл экскурсий по самой школе, туда, куда обычно детям вход запрещен. Мы видим в этом особый потенциал для развития детей, потому что во время таких походов и визитов мы учим видеть смысл вещей, понимать функцию пространства, видеть зоны ответственности того или иного сотрудника. Мы изучаем, откуда в школе берется тепло. Проверяем, есть ли в подвале школы скелет. Спрашиваем, чем занимается школьный бухгалтер. Нужен ли школе директор?

Цель кейсовизации (насыщения кейсами) инфраструктурного пространства школы состоит в том, чтобы учащиеся:

1) могли свободно искать и моделировать смысловые идеи инфраструктурного пространства школы;

  • 2) научились видеть ключевые компетенции должностного лица образовательного учреждения и/или определять круг ответственности персонала, сопровождающего функционирование школы;
  • 3) научились формулировать свои ожидания от посещения инфраструктурного объекта или от посещения должностного лица;
  • 4) могли отрефлексировать причины несовпадения своих ожиданий с объективной действительностью и найти зону ответственности за несовпадение ожиданий.

Идея проекта взята из одноименной популярной игры. Природная особенность детей такова, что они умеют задавать много нелепых, но очень важных для понимания мира вопросов. Дать возможность задать любопытный вопрос «почему?» и с интересом наблюдать за взрослым, который ищет ответ на это «почему», — это создает очень теплую энергию любопытства для познания нового. Почему на флаге Челябинской области верблюд? Почему в Америке бытовой газ пахнет тухлым мясом? Почему Суэцкий канал имеет всегда одностороннее движение? Как такая большая лошадь помещается в маленький человеческий глаз? Интересно поставленный вопрос рано или поздно приводит ребенка к детективному, исследовательскому поиску ответа.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «SCIENCE-LAB»: ЦЕННОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕРЫ

Надпредметные программы научно-технической мастерской «Science-Lab»:

  • • Декада «Десять дней о самом главном».
  • • Цифровая лаборатория «Архимед» — «Эврика без границ».
  • • Школьные кейсы — «Экспедиции по нашей школе».
  • • Робототехника — «Робототехника: наука и ремесло».
  • • «Тетрадь кейсовых практик».
  • • Неделя «Нано».
  • • «Science In Box» — «Наночемодан: естественнонаучный багаж школьника».
  • • «Электронный микроскоп: учимся смотреть и видеть».
  • • Химия 2.0.
  • • Пространство «Теория игр».

Технические требования

к организации научно-технической мастерской «Science-Lab»:

  • 1. Измерительные приборы: прибор оценки качества воздуха, люксометр, шумометр, система оценки комфорта в школе, счетчики воды.
  • 2. Учебно-методическое оснащение: игра «Детективное агентство», наночемодан «Science In Box», дилеммы, мини-ролевые игры.
  • 3. Мобильная презентационная техника.
  • 4. Технические средства, позволяющие создавать пилотные методические материалы.
  • 5. Обученные тьюторы.

Первоочередные ценности пространства «Science-Lab»:

  • • Любопытство, любознательность, познавательный интерес — главные источники образовательной мотивации школьника.
  • • Интересно учителю, интересно ученику.
  • • Не попробуешь — не узнаешь. Не узнаешь — не оценишь. Не оценишь — не захочешь пробовать дальше.
  • • Чужой опыт непереносим, но необходим для проектирования собственного.
  • • Наукой и бизнесом занимаются взрослые. Взрослые вырастают из детей.
  • • Учитель отличается от ученика тем, что учится чуть быстрее. Деятельность осуществляется по принципу «рука в руку».
  • • Забивать микроскопом гвозди гораздо легче, чем пытаться разглядеть клетку с помощью молотка. Но зачем?
  • • Образованность — это свобода и интуиция.
  • • Радость познания — в познании радости.

Примеры кейсов для «Science-Lab»:

  • • Кейс «Споры о нейроспоре».
  • • Кейс «Полет инженерной мысли».
  • • Кейс «Ферромагнетизм».
  • • Кейс «Феномен советского общества через образы и события».
  • • Кейс «От питания к еде».
  • • Кейс «Альтернативная энергетика».
  • • Кейс «Как скисает молоко».
  • • Кейс «Инновационные технологии в генетике и их экономическая эффективность».

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ И ИХ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОСТРАНСТВА «SCIENCE-LAB» НЕДЕЛЯ НАНО

Надпредметные программы

Неделя «Нано»

С 2014 года Всероссийская школьная неделя нанотехнологий и технопредпринимательства проводится при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Основная задача данного события — показать школьникам и учителям, что инновации вообще и в области нанотехнологий в частности увлекательны и полезны, а также стимулировать интерес старшеклассников к обучению в технических вузах и к дальнейшей работе в современных наукоемких областях промышленности. Подготовка индивидуальных исследовательских проектов. Кейс-турниры, кейс-практики, участие в научном мониторинге.

Химия 2.0

Настольная карточная игра «Химия 2.0» — образовательное пособие в виде настольной карточной игры для запоминания химических реакций. Собирая и комбинируя карточки с химическими элементами и простыми соединениями, а также условиями протекания химических реакций, игроки моделируют синтез все более сложных химических соединений. Игра будет рассчитана на 2-8 игроков, играть смогут даже школьники, еще не изучавшие химию. Кроме усвоения принципов химического синтеза, игра направлена на развитие навыков неиерархического группового взаимодействия. Время игрового процесса — в пределах одного урока. Разработка пособия включает разработку схемы игры, предварительное тестирование, разработку дизайна, предпечатную подготовку и выпуск первой партии из 10 игровых комплектов.

«Тетрадь кейсовых практик» — образовательная технология, построенная в логике сочетания кейс-метода и тьюторства в рамках внеурочной деятельности учащихся 7-9-х классов. Это образовательный инструмент, способствующий эффективной самореализации ученика в эпоху прогресса нано- и информационных технологий. Учебный кейс представляет собой педагогический метод эвристического, развивающего характера, предусматривающий значительную меру самостоятельности ученика в выборе стратегии исследовательской деятельности.

«Science In Box»

«Science In Box» — это мини-лаборатория, помещенная в один кейс, предназначенная для проведения экспериментов в области нанотехнологий в общеобразовательных школах на предметах естественнонаучного цикла и во внеурочной деятельности.

  • 47 объектов
  • 4 блока опытов:
  • 1) альтернативная энергетика;
  • 2) токопроводящие поверхности;
  • 3) магнитные свойства веществ;
  • 4) гидрофобные жидкости.

Большая часть опытов компонуется между собой, что дает возможность увеличить число экспериментов от 40 стандартных (описанных в книге с опытами) до 250. Важно только ваше желание, знания и фантазия.

«Робототехника: наука и ремесло»

«Робототехника» в школе неизбежно изменит картину

GKr восприятия учащимися технических дисциплин, перево-

дя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА МАСТЕРСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

И ДИЗАЙНА «ART-LAB»: ЦЕННОСТИ, ПРИМЕРЫ, ТРЕБОВАНИЯ

Надпредметные программы мастерской инженерии и дизайна «Art-Lab»:

  • • «Art-Lab-студия».
  • • Интеллект-карты (Mind Maps) — «Играем в интеллект-карты».
  • • Проект «Школьная мастерская-студия комедийных фильмов ,,Ы“».
  • • Декада «Десять дней о самом главном».
  • • Авторские выставки.
  • • Виртуальный филиал «Русский музей» — «Учебный код культуры».
  • • «Тетрадь кейсовых практик».
  • • Проект «Информационная оранжерея».
  • • Детский Flash mob.

Технические требования к организации мастерской инженерии и дизайна «Art-Lab»:

  • 1. Места для работы и творчества.
  • 2. Фото- и видеооборудование для студийной работы.
  • 3. Техника и оснащение для создания творческих проектов: мобильная презентационная техника.
  • 4. Учебно-методическое обеспечение: современные книги и журналы по дизайну.
  • 5. Технические средства, позволяющие создавать пилотные методические материалы.
  • 6. Обученные тьюторы.

Первоочередные ценности пространства «Art-Lab»:

  • • Школьные стены — это не только границы. Это окна.
  • • Чужой опыт непереносим, но необходим для проектирования собственного.
  • • Наукой и бизнесом занимаются взрослые. Взрослые вырастают из детей.
  • • Учитель отличается от ученика тем, что учится чуть быстрее. Деятельность осуществляется по принципу «рука в руку».
  • • Дети — наше настоящее, но профессионалы будущего.
  • • Позитивное мышление — это не парашют, а лифт.
  • • Радость познания — в познании радости.

Примеры кейсов мастерской инженерии и дизайна «Art-Lab»:

  • • Кейс «Романтизм в музыке, живописи, искусстве».
  • • Кейс «Nano-Art».
  • • Кейс «Школа: топонимика места».
  • • Кейс «musor.net».
  • • Кейс «Красота кристалла».
  • • Кейс «Авторская выставка „Лондон — СПб“».

Примеры проектов пространства «Art-Lab» и их краткое описание

Мастерская “Mind Maps”

Идея проекта взята из современных технологий бизнес-тренингов, когда взрослые люди учат себя думать быстрее, запоминать больше и принимать грамотные решения. Интеллектуальные карты — это технология работы с информацией, которая позволяет каждому индивидуально прорабатывать информацию таким образом, что задействуются и левое, и правое полушария головного мозга. Рисование интеллектуальных карт — увлекательное занятие, которое может быть реализовано и индивидуально, и в группе.

Студия «Art-Lab»

Разновозрастные группы учащихся могут организовывать тематические пространства: фотовыставка «Школа в кадре», «Школа зрительных иллюзий» и т. д.

Проект «Дорожка творчества». Учащимся каждого класса (с 1-го по 11-й) отдается

на неделю целый этаж школы, который они смогут преобразовать по своему выбору. Диапазон очень широк — от «Школьного мусора» до «Стран и сувениров». Предполагается максимальная интерактивность этих выставок, не просто голосование, кейсы и викторины (от владельцев или авторов экспонатов), но и использование экспонатов на уроках, предметные вопросы-задания. Близкой к идее тематических выставок является идея «Школьный реквизит»: временное размещение различных материалов, которые были задействованы на каком-либо заметном школьном уроке или в ином мероприятии. Слоган проекта: «Пластиковая бутылка — дышит!».

Детский Flash mob

Follow те! Круглые столы, дискуссии, дебаты, ^ мини-конференции и встречи с интерес

ными людьми:

  • • «Клуб путешественника» — организация пространства, где другие ученики могут рассказать о том, где они были и что чудесного видели.
  • • «Клуб любителей игры в китайские шашки».
  • • «Клуб “Memory”» — оценка вашей памяти и тренажер для ее развития.
  • • «Клуб писателей гусиными перьями» — можно попробовать писать не шариковой ручкой, а перьевой.
  • • «Клуб любителей загадок» — «старец» загадывает загадки из серии: «Карлик зашел к себе домой, увидел, что пол абсолютно чистый, и умер. Почему?»
  • • «Кружок страшных историй про скелет и его друзей с Марса».
  • • «Дебатный клуб» — подготовка к конкурсам дебатов.

Проект «Школьная мастерская-студия комедийных фильмов ,,Ы“»

Современные презентационные технологии и цифровые фото-и видеотехнологии позволяют детям создавать собственные клипы или послания, которые могут транслироваться в нужном объеме кинокомедии.

и формате на любой стене школы. Цель проекта — взрастить новое поколение талантливых комедиографов на основе опыта отечественных и зарубежных киноработ признанных мастеров жанра

Авторские выставки

Тренд «взрослого общества» — организация временных авторских зон — мест, где не только будут размещаться игры и разработки тех или иных авторов (авторских коллективов), но и будут проходить мастер-классы для учеников и учителей школы. Предполагается максимальная интерактивность этих выставок, не просто голосование, кейсы и викторины (от владельцев или авторов экспонатов), но и использование экспонатов на уроках, предметные вопросы-задания.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ДИСТАНЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ «КЕЙС-МАСТЕР»: ЦЕННОСТИ, ПРИМЕРЫ, ТРЕБОВАНИЯ

Надпредметные программы дистанционной мастерской «Кейс-мастер»:

  • • Декада «Десять дней о самом главном».
  • • Медиатека «МЕсто ДИАлога всех со всеми».
  • • Виртуальный филиал «Русский музей» — «Учебный код культуры».
  • • «Центр информатизации образования: образование для каждого».
  • • Профориентация — «Встреча с профессионалом».
  • • Интегрированные темы — «Стереоуроки».
  • • Проект «Школьная мастерская-студия комедийных фильмов ,,Ы“».

Технические требования к организации в школе дистанционной мастерской «Кейс-мастер»:

  • 1. Техника центра информатизации образования при школе.
  • 2. Фото- и видеоаппаратура для создания проектов.
  • 3. Подключение к виртуальному филиалу «Русского музея».
  • 4. Учебно-методическое обеспечение: современные книги и журналы по дизайну.
  • 5. Технические средства, позволяющие создавать пилотные методические материалы.
  • 6. Обученные тьюторы.

Первоочередные ценности дистанционной мастерской «Кейс-мастер»:

  • • Школьные стены — это не только границы. Это окна.
  • • Чужой опыт непереносим, но необходим для проектирования собственного.
  • • Наукой и бизнесом занимаются взрослые. Взрослые вырастают из детей.
  • • Учитель отличается от ученика тем, что учится чуть быстрее. Деятельность осуществляется по принципу «рука в руку».
  • • Образованность — это свобода и интуиция.
  • • Дети — наше настоящее.
  • • Позитивное мышление — это не парашют, а лифт.
  • • Радость познания — в познании радости.

Примеры кейсов дистанционной мастерской «Кейс-мас-тер»:

  • • Кейс «Романтизм в музыке, живописи, искусстве».
  • • Кейс «Скажи жизни ,,Да!“».
  • • Кейс «Маркетинг моей школы».
  • • Кейс «TripAdviser».
  • • Кейс «Валаамский дом инвалидов».

Примеры проектов дистанционной мастерской «Кейс-мастер» и их краткое описание

Программа позволяет совершать «виртуальные экскурсии» по залам музеев русского искусства. За неимением достаточной возможности выезжать, подобная программа значительно упрощает работу педагогов-предметников (но ни в коем случае не заменяет живого знакомства с произведениями искусства). Учащиеся могут самостоятельно пройтись по картинным галереям различных городов России, не покидая при этом пространства школы. Преподаватель может продемонстрировать классу видеоэкскурсии из коллекции Русского музея. Подобная работа полезна для учителей МХК, истории Санкт-Петербурга, истории, литературы и русского языка; также многие материалы переведены на различные иностранные языки, а одной из форм работы может быть изучение/проведение виртуальной экскурсии по залам музея.

Предполагаемые социальные и педагогические эффекты от реализации ИОП «Школа Open Space»:

J повышение интереса детей к проявлению творческой активности;

J повышение эффективности проживания детьми школьного времени, снижение уровня использования гаджетов в игровых целях в свободное время;

J расширение интерактивных точек контакта учащихся и учителей (тьюторов), открытого образования;

J апробация идеи использования внеурочного пространства школы с учебно-воспитательными целями, расширение форм и методов педагогической работы с современными детьми;

J изменение учащимися и учителями собственных представлений о себе, своем будущем, формирование осознанности и целенаправленности действий;

J развитие интереса к открытым, кейсовым, моделируемым и дискуссионным форматам и ситуациям;

J способность к продуктивному решению проблем (работе с первичной информацией, ее поиску, анализу и обработке первоисточников);

J способность к продуктивному решению проблем в коммуникации и сотрудничеству; возникновение насыщенной «сети контактов и взаимодействий», повышение уровня исследовательской и коммуникационной культуры среди учащихся и учителей за пределами класса, развитие разновозрастного сотрудничества;

J наращивание исследовательского и проектного потенциала школы как среди учащихся, так и среди учителей, создание совместных детско-тьюторских творческих проектов, разработка педагогических технологий сопровождения спонтанной проектной деятельности ребенка.

Требования к условиям реализации программы «Школа Open Space» по ФГОС:

Организационные условия

Программа ИОП «Школа Open Space» — это составляющая часть внутришкольной программы по развитию универсальных учебных действий и программы воспитания и социализации обучающихся, направленных на учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Программы отдельных мероприятий и модулей предусматривают различные варианты тьюторского сопровождения обучающихся во внеурочной деятельности (от 2 до 32 часов), чаще всего в разновозрастных группах детей по 2-15 человек или индивидуальное сопровождение ребенка с эксклюзивными образовательными потребностями.

Формы организации работы во внеурочных пространствах «Школы Open Space»: модули занятий дополнительного образования, занятия творческого или игрового характера, исследовательская и проектная практика, планирование образовательных экспедиций — походов, поездок, экскурсий, ученические научно-исследовательские общества, клубы по интересам, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов работы над совместными проектами, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, мини-конференций и встреч.

Многообразие форм проявления внеурочной деятельности обеспечивается в пространстве школы, оборудованном для свободного общения. Для этого необходимо закупить удобное мебельное, канцелярское и техническое оборудование для обустройства пространства за пределами школьного класса.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

• соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе тьюторской поддержки учащихся в работе над проектами;

  • • здоровьесберегающие условия (укрепление психического здоровья, профилактика физических перегрузок, особенно на позвоночник, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • • участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми во внеурочных мероприятиях.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы «Школа Open Space» используются программы по внеурочной работе школы. Основная ценность реализации программ внеурочной деятельности заключается в том, что дети и тьюторы могут находиться не только в классных помещениях, но и в рекреационных пространствах школы для работы над внеурочным проектом.

Кадровое обеспечение

Специфика организации образовательной среды «Школа Open Space» обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения по программам «Тьюторской поддержки развития учащихся». Для этого необходимо обеспечить повышение квалификации работников ОУ, занимающихся тьюторской поддержкой детей во внеурочной деятельности. Тьюторы должны иметь позитивное мышление, четкое представление об особенностях психических закономерностях мотивации и о технологиях организации внеурочной деятельности и позитивной мотивации учащихся.

Финансовое обеспечение

Внеурочная деятельность детей может осуществляться как самостоятельная подготовка или как работа с тьютором по программе модуля внеурочной деятельности. Предполагается, что дополнительное финансирование активности учителей (тьюторов) будет производиться за реализацию программ по внеурочной деятельности и за проведения внеурочных занятий (тематических модулей) для учащихся школы.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить свободную и открытую развивающую среду ОУ, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей к местам для проявления творческой или познавательной активности без неоправданного вмешательства со стороны взрослых.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы «Школа Open Space» является создание информационной образовательной среды.Обязательное условие реализации программы — возможность реального доступа детей и тьюторов к технике, канцелярии или другому инвентарю для разработки собственных интеллектуальных или творческих проектов.

Результаты реализации указанных требований к программе «Школа Open Space» должны обеспечить:

  • • формирование чувства личной ответственности при использовании пространства Open Space;
  • • активизацию творческой и инновационной активности детей и тьюторов, количественный рост детей, вовлеченных во внеучеб-ные проекты;
  • • увеличение количества реальных детско-тьюторских коммуникаций в стенах школы в противовес использованию детьми игровых гаджетов во внеурочное время;
  • • рост навыков тьюторской культуры среди педагогов;
  • • обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в детско-тьюторские коллективы;
  • • стабильный рост внеурочных детских проектов, самостоятельных или под руководством тьюторов;
  • • повышение количества позитивных откликов учителей и родителей на деятельность учащихся;
  • • преемственность начального, общего и среднего образования, учитывающая особенности организации пространства для работы детей в разновозрастных группах.

Критерии и показатели качества реализации программы «Школа Open Space»

Мониторинг показателей проводится как методом анкетирования, интервьюирования, так и методом включенного наблюдения и экспертной оценки. По результатам регулярного мониторинга и методической рефлексии составляется аналитический отчет с целью коррекции программы по необходимым показателям (табл. 16).

Таблица 16

Критерии и показатели качества реализации программы «Школа Open Space»

Критерии

Показатель эффективности

І.Сформиро-ванность учебно-методической базы «Школы Open Space»

  • • Наличие кейсовых заданий в образовательной практике тьюторов.
  • • Количество и качество публикаций педагогов (в том числе докладов на конференциях), описывающих инновационный опыт использования кейс-технологий в урочной и внеурочной деятельности школьников.
  • • Количество заключенных договоров о совместной деятельности с партнерами о проведении мероприятий с использованием кейс-технологий

2. Комфортность образовательной среды «Школы Open Space»

  • • Соблюдение тьюторами принципов и ценностей работы «Школы Open Space». Доля педагогических работников, повысивших квалификацию по направлению «тьюторство».
  • • Степень удовлетворенности тьюторов применением кейс-технологий с использованием пространства школы.
  • • Степень удовлетворенности родителей качеством внеурочной деятельности детей.
  • • Наличие новых инициатив, не предусмотренных инновационной программой, но появившихся по результатам реализации программы.
  • • Увеличение доли детей, включающихся в проектную и исследовательскую деятельность

3. Использование инфраструктуры школы в дидактических целях «Школы Open Space».

  • • Количество и качество используемости оборудованного пространства Open Space, «Science-Lab», «Art-Lab», «Кейс-мастер».
  • • Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, решающих кейсы.
  • • Количество мероприятий, проведенных совместно с партнерами школы, с использованием кейс-технологий.
  • • Увеличение доли педагогов, включающихся в тью-торскую работу с использования кейс-технологий в урочной и внеурочной деятельности

4. Исследовательская (проектная) активность учащихся «Школы Open Space»

Качественный показатель эффективности:

• умение анализировать кейсовую ситуацию: увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, предложить конструктивное решение кейса;

Окончание табл. 16

Критерии

Показатель эффективности

  • • готовность учащихся спроектировать решение кейса: подобрать методы решения кейса, использовать ИКТ и/или лабораторное оборудование адекватно исследуемой проблеме;
  • • использование естественнонаучных методов и приемов в исследовании: наблюдение, эксперимент, моделирование, использование математического аппарата;
  • • использование гуманитарных методов и приемов в исследовании: наблюдение за людьми, опросы, описание, сравнительное социально-политическое или историческое описание, теоретическое объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • • использование при решении кейса законов формальной логики: доказательства от противного, доказательства по аналогии, опровержения, контрпримера, через индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма, моделирование окружающей среды;
  • • умение отличать факты от суждений, мнений и оценок: реконструировать основания суждений и мнений в теоретических исследованиях, давать интерпретацию фактам;
  • • умение давать экспертное заключение на уже решенную кейсовую задачу, используя коммуникативные средства: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения в устном или письменном виде, адекватно обсуждаемой проблеме;
  • • умение представлять результаты кейса в публичной форме.

Количественный показатель эффективности:

  • • увеличение числа классных руководителей средней и основной школы, работающих с портфолио учащихся;
  • • доля детско-тьюторских проектных и исследовательских работ, выполненных в логике кейсов;
  • • доля детско-тьюторских проектных и исследовательских работ, выполненных в логике кейсов и представленных на районных, городских, всероссийских мероприятиях;
  • • выполнение собственного исследовательского кейса

  • [1] Эдыотейнмент (англ, education + entertainment) — образование + развлечение, то есть «обучение в игре» («обучение через развлечение»).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >