Гуманистическое направление

Гуманистическая психология, или движение «третьей силы», положила начало изображению человечества, радикально отличному от взгляда на него в психоанализе или бихевиоризме. Находясь под влиянием экзистенциальной философии, представители этого направления в качестве своих основных принципов выдвигали трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе и делали акцент на изучении психического здоровья.

Гуманистическая психология Абрахама Маслоу

Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х гг. под руководством А. Маслоу объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму.

Одним из основополагающих тезисов гуманистической позиции А. Маслоу является то, что каждого индивида нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое.

В теории психолога мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма: если он голоден, то голоден весь, а не только желудок. Следовательно, удовлетворение потребности в пище происходит в целом.

А. Маслоу также полагал, что от природы в каждом заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Придерживаясь возвышенной точки зрения на человеческую природу, он считал, что разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков.

Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной идеей гуманистической психологии. А. Маслоу заметил, что творчество — наиболее универсальная характеристика людей, которых ученый изучал или наблюдал. Будучи неотъемлемым свойством природы человека, творчество можно рассматривать как черту, потенции-ально присутствующую во всех людях от рождения, а значит, не требующую специальных талантов или способностей. Это универсальная функция человека, приводящая ко всем формам самовыражения.

А. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не уделял должного внимания функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. Так, он решительно критиковал 3. Фрейда за изучение исключительно болезни, патологии и плохой адаптации.

В свою очередь, А. Маслоу сосредоточился на исследовании психически здорового человека с других позиций, нежели сравнение его с психически больным. Он был убежден, что нельзя понять психическое заболевание, пока не понятно психическое здоровье. Ученый решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии.

В своих исследованиях А. Маслоу поднял один из наиболее важных вопросов во всей персонологии — вопрос о мотивации. Ученый считал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и эта мотивация делает их жизнь значительной и осмысленной.

А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей в лучшем случае недолговечно, если вообще возможно: если одна потребность удовлетворена, становится актуальна другая, и уже она направляет внимание и усилия человека. Жизнь характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета, или доминирования.

Согласно гуманистической психологии, все потребности можно разделить на 5 уровней: физиологические, потребности в безопасности, в аффилиации (принадлежности), в уважении и в самоактуализации.

К физиологическим относятся низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная потребности; потребность в самозащите.

Потребности в безопасности выражаются в стремлении к материальной надежности, здоровью, организации, стабильности, закону и порядку, предсказуемости событий и свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, они отражают заинтересованность в долговременном выживании.

Потребности в аффилиации (принадлежности) — это потребности в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, совместной деятельности, любви и дружбе. А. Маслоу разделял любовь на два вида: дефицитар-ную, или Д-любовь, и бытийную, или Б-любовъ. Д-любовь — чувство, исходящее из стремления получить то, чего нам не хватает. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-лю-бовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого без какого-либо желания изменить или использовать его. А. Маслоу определял это чувство как любовь «бытия» другого, невзирая на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая, выражается в поощрении в другом его позитивного представления о себе, самоприятия, чувства значимости любви — всего, что позволяет человеку расти. Б-любовь можно назвать зрелой, подразумевающей здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляется пустота и враждебность.

Потребности в уважении включают в себя необходимость самоуважения, уважения со стороны других, признания, достижения успеха и высокой оценки, служебного роста. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает уверенность в себе, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим в мире. В свою очередь, их фрустрация приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. А. Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, если человек строит удовлетворение данных потребностей на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности, он рискует, потому что, если наше самоуважение зависит от посторонней оценки, мы находимся в психологической опасности. Прочное самоуважение должно основываться на действительной значимости человека, а не на внешних факторах, находящихся вне его контроля.

Самоактуализация — это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, желание стать всем, чем возможно, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Важным в теории А. Маслоу является понятие самоактуа-лизирующейся личности. Такой человек обладает следующими чертами: ориентацией на реальность, терпимостью, спонтанностью, деловой направленностью, ограничением приватных интересов, независимостью, оптимизмом, одухотворенностью, идентификацией с человечеством, наличием богатого внутреннего мира, множества близких людей, демократическими принципами, зрелыми ценностями, юмором, креативностью, энергичностью и нонконформизмом.

А. Маслоу предположил, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, ведь побуждение к осуществлению наших возможностей естественно и необходимо.

Ученый ввел понятие «комплекс Ионы» — отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж Иона, считавший себя недостойным быть пророком, пытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использовать свои способности по максимуму. При этом у человека возникает страх успеха, что снижает уровень притязаний. Он выбирает безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, которые нуждаются в полноте собственного развития.

Описанные выше потребности расположены иерархически. Удовлетворение потребностей вышестоящего уровня невозможно до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности ниже стоящего. Чем выше уровень потребностей, тем менее они важны для выживания, тем дольше они могут быть не удовлетворены и тем легче от них на время освободиться. При этом чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, лучшие человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Однако А. Маслоу допускал, что существуют исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что некоторые творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод, жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

А. Маслоу предполагал, что некоторые личности могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии, например, отдают больший приоритет потребностям уважения, а не аффилиации. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не близкие отношения или семья.

Ключевым моментом в концепции А. Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Они частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях. В среднем люди удовлетворяют свои потребности примерно в следующей степени: 85 % — физиологические, 70 % — безопасность и защита, 50 % — любовь и принадлежность, 40 % — самоуважение и 10 % — самоактуализация.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации А. Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые представляют собой нечто большее, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно это касается физиологических требований и требований безопасности. Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). В этом смысле дефицитарные мотивы являются стойкими детерминантами поведения.

Свойства дефицитарных мотивов:

  • • их отсутствие вызывает болезнь (человек, который не ест, в конце концов заболевает);
  • • их присутствие предотвращает болезнь (человек, который разумно ест, не заболевает);
  • • их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа излечить голод, кроме пищи);
  • • в сложных, свободно выбираемых условиях человек предпочтет удовлетворить их (голодающий человек выберет пищу, а не романтические отношения);
  • • они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека (здоровые люди находятся в условиях достаточно благополучных, чтобы их поведение не сдерживалось постоянными поисками пищи).

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, воспринимающихся как негативные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В отличие от них, мотивы роста, метапотребности, или бытийные мотивы, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением воплотить наши возможности в действительность. Они должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством новых, волнующих и разнообразных переживаний. Мотивация роста предполагает не столько уменьшение напряжения, сколько его увеличение, т. е. расширение кругозора.

А. Маслоу выделил ряд метапотребностей в описании мотивации самоактуализации людей. Он сделал предположение, что они, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются иерархично. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так сложились обстоятельства жизни человека. А. Маслоу предположил, что мотивы роста, так же как и дефицитарные, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей.

С точки зрения А. Маслоу, люди в основном не становятся метамотивированными, потому что отрицают свои дефицитар-ные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, их депривация не всегда переживается как осознанное желание. Человек не понимает, что игнорируются его мотивы роста, как это бывает в случае с потребностями дефицитар-ными. Действительно, метапотребности, когда они удовлетворяются, часто ведут к увеличению напряжения, в то время как дефицитарные всегда приводят к его уменьшению. Тем не менее неудовлетворение метапотребностей подавляет рост и функционирование здоровой личности независимо оттого, переживает непосредственно человек их или нет.

Таким образом, будучи основным направлением гуманистической психологии, теория А. Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Особый акцент делается на концепции самоактуализации, стремлении к максимально полному осуществлению своих возможностей.

Практическое применение теории А. Маслоу: самоактуализационный тест (CAT)

Методика предназначена для определения уровня самоактуализации — интегрального показателя оценки развития личности у людей, имеющих высшее или неполное высшее образование. Самоактуализация — это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Инструкция

Каждый пункт данного теста содержит в себе два высказывания: «А» и «Б». Внимательно прочтите каждое из них и пометьте то, которое в большей степени соответствует вашей точке зрения.

1. А. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

Б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2. А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3. А. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

Б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

4. А. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

5. А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

Б. Я не чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

6. А. В сложных ситуациях всегда надо действовать уже испытанными способами, т. к. это гарантирует успех.

Б. В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения.

7. А. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

Б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

8. А. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.

Б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

9. А. Я могу без всяких угрызений совести отложить на завтра то, что я должен сделать сегодня.

Б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня.

10. А. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.

Б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.

11. А. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.

Б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

12. А. Человек должен оставаться честным во всем и всегда.

Б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.

13. А. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.

Б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.

14. А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потто-му, что мне этого хочется.

Б. У меня почти никогда не возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне хочется.

15. А. Я всячески стараюсь избегать огорчений.

Б. Я не считаю нужным для себя избегать огорчений.

16. А. Я часто испытываю чувство беспокойства, когда думаю о будущем.

Б. Я редко испытываю чувство беспокойства, когда думаю о будущем.

17. А. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.

Б. Я бы хотел совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны, даже если ради этого нужно было отойти от своих принципов.

18. А. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.

Б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.

19. А. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с близкими.

Б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с близкими.

20. А. Люди, которые проявляют интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.

Б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

21. А. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.

Б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

22. А. Я часто задумываюсь о том, правильно ли я вел себя в тех или иных ситуациях.

Б. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.

23. А. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

Б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

24. А. Главное в нашей жизни — творить, создавать что-то новое.

Б. Главное в нашей жизни — приносить пользу людям.

25. А. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали бы традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские.

Б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины, и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские свойства характера.

26. А. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.

Б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.

27. А. Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.

Б. Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.

28. А. Я уверен в себе.

Б. Я не уверен в себе.

29. А. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

Б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

30. А. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является его любимая работа.

Б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.

31. А. Я никогда не сплетничаю.

Б. Иногда мне приятно посплетничать.

32. А. Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

Б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.

33. А. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.

Б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.

34. А. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.

Б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.

35. А. Меня иногда (редко) беспокоит чувство вины.

Б. Меня часто беспокоит чувство вины.

36. А. Я чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

Б. Я не чувствую себя ответственным за то, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

37. А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.

Б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.

38. А. Я считаю необходимым следовать правилу: «Не трать время даром».

Б. Я не считаю необходимым следовать правилу: «Не трать время даром».

39. А. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.

Б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.

40. А. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

Б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

41. А. Я предпочитаю оставлять приятное на потом.

Б. Я не оставляю приятное на потом.

42. А. Я часто принимаю спонтанные решения.

Б. Я редко принимаю спонтанные решения.

43. А. Я стараюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к неприятностям.

Б. Я стараюсь открыто не выражать своих чувств, если это может привести к неприятностям.

44. А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

Б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь.

45. А. Я часто вспоминаю о неприятных для себя вещах.

Б. Я редко вспоминаю о неприятных для себя вещах.

46. А. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.

Б. Мне кажется, что люди должны в общении с другими скрывать свое недовольство ими.

47. А. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

Б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

48. А. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.

Б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

49. А. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.

Б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.

50. А. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.

Б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.

51. А. Я постоянно стремлюсь к самоусовершенствованию.

Б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.

52. А. Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений.

Б. Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений.

53. А. Мне кажется, что я могу вполне мере доверять своим собственным оценкам.

Б. Мне кажется, что я не могу в полной мере доверять своим собственным оценкам.

54. А. При необходимости человек может достаточно легко освободиться от своих привычек.

Б. Человеку крайне трудно освободиться от своих привычек.

55. А. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.

Б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.

56. А. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать понять человеку, что он кажется мне глупым и неинтересным.

Б. Я никогда не считаю себя вправе дать понять человеку, что он кажется мне глупым и неинтересным.

57. А. Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.

Б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.

58. А. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по нескольку раз.

Б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.

59. А. Я очень увлечен своей работой.

Б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой.

60. А. Я недоволен своим прошлым.

Б. Я доволен своим прошлым.

61. А. Я чувствую себя обязанным говорить правду.

Б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

62. А. Существует очень мало ситуаций, в которых я могу позволить себя дурачить.

Б. Существует множество ситуаций, в которых я могу позволить себя дурачить.

63. А. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактны.

Б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека, и поэтому можно оправдать бестактность.

64. А. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

Б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

65. А. По возможности я стараюсь делать то, чего от меня ждут окружающие.

Б. Обычно я не задумываюсь над тем, соответствует ли мое поведение тому, что от меня ждут.

66. А. Интерес к самому себе всегда необходим человеку.

Б. Излишнее самокопание имеет дурные последствия.

67. А. Иногда я боюсь быть самим собой.

Б. Я никогда не боюсь быть самим собой.

68. А. Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

Б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

69. А. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.

Б. Не только тщеславные люди не думают о своих достоинствах.

70. А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

Б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.

71. А. Человек должен раскаиваться в своих проступках.

Б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках.

'll. А. Мне необходимы обоснования для принятия своих чувств.

Б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.

73. А. В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, что хочу сам.

Б. В большинстве ситуаций я прежде всею стараюсь понять, что хотят окружающие.

74. А. Я старюсь никогда не быть «белой вороной».

Б. Я позволяю себе иногда быть «белой вороной».

75. А. Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.

Б. Даже если я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

76. А. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.

Б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.

77. А. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

Б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

78. А. Усилия и затраты, которых требует познание истины, стоят того, т. к. приносят пользу людям.

Б. Усилия и затраты, которых требует познание истины, стоят того, т. к. они доставляют человеку эмоциональное удовольствие.

79. А. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

Б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

80. А. Я не доверяю тем решениям, которые принимаю спонтанно.

Б. Я доверяю тем решениям, которые принимаю спонтанно.

81. А. Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья.

Б. Пожалуй, я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

82. А. Довольно часто мне бывает скучно.

Б. Мне никогда не бывает скучно.

83. А. Я часто проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно оно или нет.

Б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверен, что оно взаимно.

84. А. Я легко принимаю рискованные решения.

Б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.

85. А. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.

Б. Иногда я считаю возможным мошенничать.

86. А. Я готов примириться со своими ошибками.

Б. Мне трудно примириться со своими ошибками.

87. А. Если я делаю что-то исключительно в своих интересах, то это вызывает у меня чувство вины, даже если мои действия не вредят никому.

Б. Я никогда не испытываю чувства вины, если делаю что-то исключительно для себя.

88. А. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

Б. Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

89. А. Я хорошо понимаю, какие чувства способен испытывать, а какие нет.

Б. Я еще не понял до конца, какие чувства способен испытывать, а какие нет.

90. А. Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

91. А. Прошлое, настоящее и будущее представляется мне единым целым.

Б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.

92. А. Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами.

Б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфорте.

93. А. Бывает, мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

Б. Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

94. А. Людям от природы свойственно понимать друг друга.

Б. По природе человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.

95. А. Мне никогда не нравятся сальные шутки.

Б. Мне иногда нравятся сальные шутки.

96. А. Меня любят потому, что я сам способен любить.

Б. Меня любят потому, что мое поведение вызывает любовь окружающих.

97. А. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.

Б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.

98. А. Я чувствую себя уверенно в отношениях с другими людьми.

Б. Я чувствую себя неуверенно в отношениях с другими людьми.

99. А. Защищая свои интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.

Б. Защищая свои интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.

100. А. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.

Б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.

101. А. Я считаю, что способность к творчеству -природное свойство человека.

Б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природной способностью к творчеству.

102. А. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в том, что я делаю.

Б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

103. А. Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

Б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

104. А. Мне легко смириться со своими слабостями.

Б. Мне трудно смириться со своими недостатками.

105. А. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

Б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

106. А. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

Б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

107. А. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо.

Б. Человек должен стараться заниматься только тем, что ему интересно.

108. А. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.

Б. Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.

109. А. Иногда я не против того, когда мной командуют.

Б. Мне никогда не нравится, что мной командуют.

110. А. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.

Б. Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

111. А. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

Б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

112. А. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.

Б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.

113. А. О человеке никогда нельзя с уверенностью сказать, добрый он или злой.

Б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.

114. А. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как считаю нужным, несмотря на последствия.

Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как считаю нужным, несмотря на последствия.

115. А. Люди иногда раздражают меня.

Б. Люди редко раздражают меня.

116. А. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.

Б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.

117. А. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.

Б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.

118. А. Я воспринимаю себя таким, каким меня видят окружающие.

Б. Я вижу себя совсем не таким, каким меня видят окружающие.

119. А. Бывает, что я стыжусь своих чувств.

Б. Я никогда не стыжусь своих чувств.

120. А. Мне нравится участвовать в жарких спорах.

Б. Я никогда не любил участвовать в жарких спорах.

121. А. У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новыми событиями в мире искусства и литературы.

Б. Я постоянно слежу за новыми событиями в мире искусства и литературы.

122. А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими чувствами и желаниями.

Б. Мне нечасто удается руководствоваться в жизни своими чувствами и желаниями.

123. А. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении личных проблем.

Б. Я редко руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении личных проблем.

124. А. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.

Б. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.

125. А. Я боюсь неудач.

Б. Я не боюсь неудач.

126. А. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Б. Меня не беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Обработка и интерпретация результатов

За каждое суждение, выбранное испытуемым и соответствующее самоактуализации, начисляется 1 балл. Затем необходимо подсчитать баллы по всем шкалам теста. После этого вычисляется значение двух основных коэффициентов: «Ориентация во времени» и «Поддержка». На основе этих данных производится основная интерпретация результатов.

«Сырые» баллы следует перевести в Т-баллы. Для этого результат по каждой шкале нужно разделить на максимальное значение по этой шкале и умножить на 100.

Общий уровень самоактуализации (Т-баллы по всему самоактуализационному тесту CAT) вычисляется так: сумма всех баллов испытуемого, поделенная на количество вопросов в тесте (126) и умноженная на 100.

«Ключ» к опроснику

Шкала «Ориентация во времени» (17 вопросов): 11 А, 16 Б, 18 Б, 21 А, 29 Б, 38 Б, 40 Б, 41 Б, 45 Б, 60 Б, 64 Б, 71 Б, 76 Б, 82 Б, 91 Б, 106 Б, 126 Б.

Шкала «Поддержка» (90 вопросов): 1 Б, 2 Б, 3 А, 4 А, 5 Б, 7 Б, 8 А, 9 А, 10 А, 12 Б, 14 Б, 15 Б, 17 А, 19 А, 22 Б, 23 А, 25 Б, 26 Б, 27 Б, 28 А, 31 Б, 32 А, 33 Б, 34 А, 35 Б, 36 Б, 39 Б, 42 А,

  • 43 А, 44 Б, 46 А, 47 Б, 49 Б, 50 Б, 51 Б, 52 А, 53 А, 55 А, 56 А,
  • 57 А, 59 А, 61 Б, 62 Б, 65 Б, 66 А, 67 Б, 68 А, 69 Б, 70 А, 72 Б,
  • 73 А, 74 Б, 75 Б, 77 А, 80 А, 81 А, 83 А, 85 Б, 86 А, 87 Б, 88 Б,
  • 89 Б, 90 А, 93 А, 94 А, 95 Б, 96 Б, 97 А, 98 А, 99 Б, 100 А, 102 А, 103 Б, 104 А, 105 Б, 108 Б, 109 А, ПО А, 111 Б, 113 А, 114 А, 115 А, 116 Б, 117 Б, 118 А, 119 Б, 120 А, 122 А, 123 Б, 125 Б.

Шкала «Ценностные ориентации» (20 вопросов): 17 А, 28 А, 42 А, 49 Б, 50 Б, 53 А, 56 А, 59 А, 67 Б, 68 А, 69 Б, 80 А, 81 А, 90 А, 93 А, 97 А, 99 Б, 113 А, 114 А, 122 А.

Шкала «Гибкость поведения» (24 вопроса): ЗА, 9 А, 12 Б, 33 Б, 36 Б, 38 Б, 40 Б, 47 Б, 50 Б, 51 Б, 61 Б, 62 Б, 65 Б, 68 Б, 70 А,

74 Б, 82 Б, 85 Б, 95 Б, 97 А, 99 Б, 102 А, 105 Б, 123 Б.

Шкала «Сензитивность» (13 вопросов): 2 Б, 5 Б, 10 А, 43 А, 46 А, 55 А, 73 А, 77 А, 83 А, 89 Б, 103 Б, 119 Б, 122 А.

Шкала «Спонтанность» (14 вопросов): 5 Б, 14 Б, 15 Б, 26 Б, 42 А, 62 Б, 67 Б, 74 Б, 77 А, 80 А, 81 А, 83 А, 95 Б, 114 А.

Шкала «Самоуважение» (15 вопросов): 2 Б, 3 А, 7 Б, 23 А, 28 А, 44 Б, 53 А, 66 А, 69 Б, 98 А, 100 А, 102 А, 106 Б, 114 А, 122 А.

Шкала «Самопринятие» (21 вопрос): 1 Б, 8 А, 14 Б, 22 Б, 31 Б, 32 А, 34 А, 39 Б, 53 А, 61 Б, 71 Б, 75 Б, 86 А, 87 Б, 104 А, 105 Б, 106 Б, ПО А, 111 Б, 116 Б, 125 Б.

Шкала «Взгляд на природу человека» (10 вопросов): 23 А, 25 Б, 27 Б, 50 Б, 66 А, 90 А, 94 А, 97 А, 99 Б, 113 А.

Шкала «Синергичность» (7 вопросов): 50 Б, 68 А, 91 Б, 93 А, 97 А, 99 Б, 113 А.

Шкала «Принятие агрессии» (16 вопросов): 5 Б, 8 А, 10 А, 15 Б, 19 А, 28 А, 39 Б, 43 А, 46 А, 56 А, 57 А, 67 Б, 85 Б, 93 А, 94 А, 115 А.

Шкала «Контактность» (20 вопросов): 5 Б, 7 Б, 17 А, 23 А, 26 Б, 36 Б, 46 А, 65 Б, 70 А, 73 А, 74 Б, 75 Б, 79 Б, 96 А, 99 Б, 103 Б, 108 Б, 109 А, 120 А, 123 Б.

Шкала «Познавательные потребности» (11 вопросов): 13 А, 20 Б, 37 А, 48 А, 63 Б, 66 А, 78 Б, 62 Б, 92 А, 107 Б, 121 Б.

Шкала «Креативность» (14 вопросов): 6 Б, 24 А, 30 А, 42 А, 54 А, 58 А, 59 А, 68 А, 84 А, 101 А, 105 Б, 112 Б, 123 Б, 124 Б.

При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Однако и результаты использования CAT, и общетеоретические соображения позволяют с уверенностью утверждать, что показатель CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должнен «зашкаливать». Предельное значение — 80 Т-баллов и более («псевдосамоактуализация») — свидетельствует о намерении испытуемых показать себя в наиболее благоприятном свете. По данным Э. Шострома, тестовые оценки людей с действительно высоким уровнем самоактуализации расположены в районе 60 Т-баллов. Практика использования методики CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» близок к 55-70 Т-баллам, и это значение говорит о реальной самоактуализации личности. Шкальные оценки в 40^4-5 Т-баллов и ниже характерны для личности с низкой самоактуализацией, вследствие чего высок риск депрессии, апатии, невроза, психосаматических заболеваний, зависимостей. Диапазон 45-55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.

Базовые шкалы

Шкала «Ориентация во времени» (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по ней свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим во всей его полноте, а не воспринимать его просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни. Во-вторых, человек способен ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и/или дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала «Поддержка» (I) — самая большая в тесте (90 пунктов) — измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому, последнему понятию.

Дополнительные шкалы

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

  • 1. Шкала «Ценностные ориентации» (SAV) (20 пунктов) показывает, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности. (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации. — В. Ш.)
  • 2. Шкала «Гибкость поведения» (Ех) (24 пункта) диагнос-цирует степень свободности субъекта в реализации своих ценностей в поступках, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы 1 и 2, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая характеризует сами ценности, вторая — особенности их реализации в поведении.

  • 3. Шкала «Сензитивность» (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
  • 4. Шкала «Спонтанность» (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида раскованно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этому параметру не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные переживания, вторая — в какой степени они проявляются в поведении.

  • 5. Шкала «Самоуважение» (Sr) (15 пунктов) диагносцирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
  • 6. Шкала «Самопринятие» (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, какой он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

  • 7. Шкала «Взгляд на природу человека» (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по ней свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии «мужественность — женственность», «рациональность — эмоциональность» и т. п. антагонистическими и непреодолимыми.
  • 8. Шкала «Синергичность» (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

  • 9. Шкала «Принятие агрессии» (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по ней свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
  • 10. Шкала «Контактность» (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности.

  • 11. Шкала «Познавательные потребности» (Cog) (11 пунктов) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
  • 12. Шкала «Креативность» (Сг) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов с оригинальной версией методики и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании теста, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет, в первую очередь, о том, что необходимо было ввести блок показателей, диагносцирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >