Введение

Академическая живопись - живопись, выполненная с какой-либо учебной целью. Слово «академическая» в данном словосочетании означает принадлежность к Академии художеств и предметам искусства, кроме того, выполняет функцию почетного звания, присваиваемого в России творческим коллективам и театрам. Термин «академическая живопись», применительно к живописным произведениям, говорит о высокой степени исполнительского мастерства и профессионализме выполнившего их художника.

Академия художеств России - учреждение, объединяющее крупнейших мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и искусствознания, внесших значительный вклад в развитие теории и практики отечественного и мирового искусства, подготавливающих профессиональные художественные кадры высшей квалификации.

Дисциплина «Академическая живопись» относится к базовой части блока Б1 в учебном плане бакалавров по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», её освоение закладывает основу профессионального мастерства будущих художников декоративно-прикладного искусства. Это подтвердил в своем интервью накануне 2016 года телеканалу «Россия 24» ректор МГХПА имени С. Г. Строганова С. В. Курасов, сказав о том, что конструкция из академических дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция» лежит в основе мастерства художника [37].

Цель учебного пособия «Академическая живопись» - формирование теоретического знания о методах художественного творчества с использованием изобразительно-выразительных средств живописи и умения применять его в профессиональной деятельности.

Задачи учебного пособия:

  • • осветить теоретическую основу понятия «живопись», законы и принципы создания живописных произведений;
  • • показать особенности восприятия и передачи художественного образа в академической и декоративной живописи;
  • • познакомить с техническими приемами и материалами, применяемыми в традиционной живописной практике;
  • • оказать помощь обучающимся в самостоятельном освоении дисциплины «Академическая живопись».

Таким образом, учебное пособие «Академическая живопись» будет способствовать формированию у будущего выпускника следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

  • • владение способностью к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1);
  • • владение методами передачи пространства, воздушной перспективы, усложненных условий среды и освещенности, лепки сложной формы (ОПК-1);
  • • умение выполнять правильное композиционное решение и подготовительный рисунок (ОПК-1);
  • • знание техники живописи (акварель, масло, гуашь, акрил) (ОПК-2);
  • • умение воспринимать цвет, его декоративную выразительность и цветовую гармонию, находить цветовые отношения в сравнении, строить форму цветом (ОПК-2);
  • • владение методами изобразительного языка академической живописи (ОПК-2);
  • • знание технических приемов живописи, композиции и рисунка (ПК-1);
  • • умение изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру на основе знания их строения и конструкции, создавать живописные композиции различной степени сложности с использованием разнообразных техник (ПК-1);
  • • владение приемами колористики для создания живописного произведения (ПК-1);
  • • владение методами объемно-пространственного, пластического и живописного решения задач академической живописи (ПК-2).

В учебном пособии «Академическая живопись» авторы, опираясь на труды таких исследователей и искусствоведов, как А. Б. Салтыков, Н. Н. Волков, В. Г. Власлов, С. М. Даниэль, В. В. Кандинский, Н. П. Бесча-стнов, К. Т. Даглдиян, О. Л. Голубева, Г. И. Панксенов, Л. Н. Миронова и др., привлекая сведения из художественных словарей и энциклопедий, а также электронных образовательных ресурсов [4; 6; 7; 9; 11; 12; 21; 24; 25; 26; 27; 31], предлагают рекомендации из собственного практического опыта работы над живописным произведением и выбором принадлежностей и материалов для выполнения учебных задач живописи.

Материал учебного пособия распределен по главам и параграфам. В главе 1 «Живопись как вид изобразительного искусства» даются основы теории живописи, характеризуются изобразительно-выразительные средства, раскрываются понятия декоративной живописи и ее отличие от академической. В целях практического освоения курса глава 2 «Жанры академической живописи» содержит описание практических работ. В главе 3 «Основы жанровой композиции» говорится об общих принципах выполнения творческих задач композиции в живописи, навыках работы над композицией пейзажа и сюжетно-тематической композицией.

В конце каждой главы представлены выводы, а также контрольные вопросы и задания для самопроверки, в заключении сформулированы основные результаты и ожидаемые итоги освоения курса. Издание содержит учебный терминологический словарь, список рекомендуемой и используемой литературы, перечень полезных ссылок.

В приложениях размещены дополнительные сведения о свойствах и особенностях художественных материалов; высказывания об изобразительном искусстве мастеров живописи; лучшие работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», как пример качественного выполнения заданий.

Практическая значимость учебного пособия заключается в необходимости подготовки квалифицированных кадров, владеющих художественными методами изобразительного и декоративно-прикладного искусства и способных применять их в профессиональной деятельности.

Пособие может быть использовано в учебном процессе вузов культуры и искусства при изучении курса академическая живопись, разработке курсов по выбору смежной тематики, выполнении студентами курсовых и дипломных работ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >