СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ИЗДАНИИ

в. , вв. — век(-а)

г. , гг. — год (-а)

Ин — Евангелие от Иоанна

Лк — Евангелие от Луки млн — миллион

Мф — Евангелие от Матфея

н. э. — наша эра

НРО — новое религиозное объединение

пр. — прочее

РПЦ — Русская православная церковь

СМИ — средство массовой информации

СССР — Союз Советских Социалистических Республик тыс. — тысячелетие

ВВЕДЕНИЕ

Меня всегда раздражал, удивлял и завораживал феномен религиозной веры. Раздражал — легкостью неимоверной, с которой, очертя голову, глупые и неглупые люди «бросаются в Бога», веря незамысловатым сказкам и побасенкам, которые вот уже тысячелетия оказывают столь магнетическое воздействие на человеческие умы. Удивлял — истовостью и серьезностью, с которой многие серьезные и проницательные люди вдруг начинают выполнять предписания религиозных игр, приобретая устойчивое «слепое пятно» восприятия, выводя начисто из зоны критической рефлексии целые пласты бытия. Завораживал — бездной неведомого, смутно угрожающего и непредсказуемого, что, собственно, и представляет собой сверхъестественное, трансцендентное, требуя уважения и страха, заискивания, — неисчерпаемый объект эксплуатации прошлых и будущих, сознательных и бессознательно-искренних манипуляторов.

Религиозность, в ее относительно зрелой форме как принципиальное удвоение мира (на материальный и духовный), составляет «исподнее» мирового искусства, философии и науки. Это исподнее — дерзновенное, «высшее» или трансцендирующее воображение. Воображение, благодаря которому совершаются самые глубокие перевороты и прорывы: в искусстве, философии и науке. Подобное высшее, или же трансцендирующее воображение, появляется, по всей видимости, «одномоментно» (в историческом смысле) — в так называемое «осевое время», в этих довольно разных по своей природе видах духовной активности человека. Но питаемы они были, похоже, страстью превозмогания существующего, наличного, которая по определению имеет идеалистический, профети-ческий характер. И пока существует человек будет, по всей видимости, существовать и религиозность.

Итак, анализ «религиозности», выявление ее истоков в нашем сознании, объяснение ее имманентного присутствия в социальной жизни и периодической обновляемости в соответствующие исторические периоды, а особенно ее специфики в наше время — время буквального «взрыва» новой религиозности и нового фундаментализма — составляет содержание этой книги.

Исследования в отечественной литературе проблем новых религиозных объединений начались сравнительно недавно, вслед за их экспансией в Россию в 90-х гг. прошлого столетия. Известно, что предшествующая советская атеистическая философия рассматривала их как «рецидивы» либо «идеологические диверсии». Однако, следует отметить, что и сейчас основная часть публикаций, посвященных новым религиозным объединениям (далее — НРО), также имеет в основном обличительный характер. Дело в том, что анализом НРО занимаются либо те же философы прежней атеистической ориентации, которая сменилась православной ангажированностью, либо православные религиоведы из Миссионерского отдела РПЦ (см. к примеру, «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Справочник И Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Белгород, 2002). Полезные классификации НРО были предложены И. В. Куликовым, Д. А. Таевским и А. Л. Дворкиным. Вопросы организационных эволюций НРО рассмотрены Е. Г. Балагушкиным.

Основной массив исследований НРО в западной литературе относится к 70-м и особенно 80-м гг. XX в., периодам первых рефлексий над деятельностью наиболее одиозных и «громких» НРО (сатанизм А. Лавея, «Народный храм», «Дети Бога», «Золотой храм», «Аум сенрике» и т. п.). За последнее десятилетие в англоязычной литературе появились уже серьезные обобщающие работы[1].

Предлагаемая монография объединяет в себе теоретический, исторический и актуальный аспекты исследования. Это нашло свое выражение и в ее структуре, имеющей, соответственно, в своем составе три главы.

Первая глава — «Религиозность как феномен сознания» — посвящена раскрытию природы религиозности и трансцендентного, особенностей религиозных онтологий, соотношения религии и философии. Авторское объяснение религиозности релевантно

здесь философии жизни и феноменологоэкзистенциалистским теориям, представляя в то же время их модернизацию. В § 1.1 «Место и обстоятельства рождения: человеческая душевность в экзистенциальной напряженности» предлагается антропологопсихологическая концепция религиозности: исходно «нерелигиозная вера» укоренена в нашей душевности в виде некоторых интенций, которые трансформируются в религиозность как итог исторических процессов абстрагирования, персонализации и трансцендирова-ния. В § 1.2 «Тайное имя или сущностное определение: трансцендентное или трансценденция» разработана концепция трансцендентного и трансцендирования, призванная объяснить повторяемость и притягательность религиозных практик в истории людей. В § 1.3 «Мир под управлением Бога: структуры религиозных картин мира» выявлена специфика религиозных онтологий, которая присуща как традиционным, так и новым религиозным образованиям. Они основаны на по-лагании взамен реальности повседневной чувственности — дуалистично-абстрактной системы «безусловно правильных» этических предписаний, символизирующих и субъективирующих мир. В § 1.4 «Сознание как единство веры и разума: симбиоз-антагонизм религиозности и критической рефлексивности» установлены корреляции между социокультурным контекстом, типом религиозных метафизик и местом философии в этих религиозных практиках.

Глава 2 — «Религиозность как социальнопсихологический феномен» — уделяет основное внимание психологическим особенностям религиозных лидеров и их пастве. Исследуется феномен харизмы и ее роль в эволюции религиозных объединений.

Глава 3 — «Религиозность как историческое явление (осевые эпохи религиогенеза)» — рассматривает особенности исторических генезисов религий. Установлено, что религиогенез — в виде непрерывного появления новых культов и сект — процесс постоянный, однако его интенсивность резко возрастает в ключевые эпохи радикальных цивилизационных перемен.

Глава 4 — «Новая религиозность»: кризис традиционной религиозности и особенности новых религиозных объединений «исследует причины современного кризиса традиционной религиозности, основные разновидности новых религиозных объединений, выявляет схемы практики религиозного рекрутирования». В § 4.1 «Грядет неслыханное: экзистенциализация трансцендентного» выявлен комплекс причин, приведший к современному кризису традиционной религиозности и к новому витку религиогенеза. В § 4.2 «Обольщение: древнее и современное» на основе анализа практики классических и современных проповедников сопоставлены приемы религиозного рекрутирования, предложена их концептуальная модель. В § 4.3 «Новые ловцы душ: Who is who?» предложены оригинальные критерии для классификации новых религиозных объединений: предметный, антропологический, авторитарности и рефлексивности

Хочется надеяться, что уровень анализа и обобщения соответствует задачам исследования, а рассуждения о природе религиозности, ее истории и современном состоянии обладают признаками рефлексивности и систематичности. Стиль изложения, напротив, преследует цель достижения возможной простоты и образности, пример тому — построение второго параграфа третьей главы, где характеристика современных форм религиозной вербовки (рекрутирования) строится по аналогии с женским искусством завлечения.

Глава 1

  • [1] Hexham, Irving & Karla Poewe (1997) New religions as global culture. Boulder, CO: Westview Press; Hanegraaff, Wouter J. (1996) New age religion and western culture: esotericism in the mirror of secular thought. Leiden: E.J. Brill; Albany, NY: State University Press, 1997. Barrett David V. (1996) Sects, “cults”, and alternative religions: a world survey and sourcebook. London: Blandford; Arweck, Elisabeth & Peter B. Clarke (1997), New religious movements in western Europe: an annotated bibliography. Westport, CT: Greenwood Press. Barker, Eileen & Margit Warburg, eds. (1998) New religions and new religiosity. Aarhus: Aarhus University Press; Borowik, Irena, ed .(1997) New religions in Central and Eastern Europe. Krakow: Nomos; Dawson, Lome L. (1998) Comprehending cults: the sociology of new religious movements. Toronto: Oxford University Press.) Также появился ряд работ по психологии и социологии харизмы (Hubback, Andrew (1996) The prophets of doom: the security threat of religious cults. London: Institute for European Defense and Strategic Studies. Jenkins, P. (2000); Lewis, James R. (1999) Peculiar Prophets: a biographical dictionary of new religions. Paragon House Publishers; Prophetic charisma: the psychology of revolutionary religious personalities. Syracuse, NY: Syracuse University Press; Robbins, Thomas & Susan Palmer, eds. (1997) Charismatics and the next millennium. Hodder & Stoughton. Shupe, Anson, ed. (1998); Wolves within the fold: religious leadership and abuses of power. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press; Storr, Anthony (1997) Feet of clay - saints, sinners, and madmen: a study of gurus. New York: The Free Press. Streissguth, Thomas (1995) Charismatic Cult Leaders. Oliver Press).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >