Методы создания сказок

Еще одна возможная классификация сказкотерапевтичес-ких методов состоит в разделении их на методы работы с готовыми сказками и методы сочинения сказок. О первой группе мы говорили выше, кроме того, в третьем разделе представлены некоторые игры и упражнения, конкретизирующие эти методы. В данной главе описаны приемы, реализующие метод сочинения (создания) сказок.

Давайте сочиним сказку...

Сочинить сказку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться. Предлагаемая ниже процедура направлена на то, чтобы помочь человеку написать сказку. Это своеобразный «чудесный стартер», запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет почти любому человеку — от первоклассника до пенсионера — за достаточно короткий промежуток времени создать свой личный волшебный продукт — новую сказку.

Описываемое упражнение может быть применено в психологическом тренинге метафоризации или сказкотерапев-тическом тренинге, но может выступить и как специальная творчески-ориентированная психотехника в индивидуальной работе с клиентами всех возрастов.

Цели:

• развитие креативности;

QJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

  • • формирование умений сочинять сказки;
  • • пробуждение архетипических ресурсов;
  • • развитие умений видеть различные смыслы сказочных метафор.

Материалы: листы формата А4 для записи сказок (по числу участников), авторучки на каждого.

Время: примерно один час двадцать минут.

Ход упражнения

Первый этап. Подготовка

Психолог: Положите перед собой чистый лист бумаги. Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Мы с вами знаем огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но, наверное, есть такие слова или словосочетания — устойчивые обороты, которые встречаются почти во всех или, во всяком случае, во многих сказках. Пожалуйста, запишите в столбик такие слова, желательно существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках. Таких слов или словосочетаний должно быть ровно семь — вы ведь знаете, что семь — это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является, по сути, разогревающим. Чтобы подобрать нужные слова, клиенты вынуждены окунуться с мир сказок, побродить там, возрождая в памяти полузабытые тексты. А включение руки для записи этих слов также помогает «разогреть творческий двигатель» для последующего написания сказки. Впрочем, клиенты еще не подозре вают, что очень скоро им предстоит ни много ни мало — написать собственную сказку.

Психолог: Теперь, когда все справились с заданием, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанным те слова, которые продиктую вам я: дом, река, лес, гора, путь, пещера, превращение.

Почему предлагаются именно эти слова? В общем-то можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весьма условным (например, я применял такие наборы: мандарин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, автомобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пещера, солдат). Однако опыт подсказал, что лучше, если слова внешне будут самыми обычными, но на самом деле являются чрезвычайно эмоционально насыщенными архетипическими образами. Анализ большого количества литературных источников по юнгианской психологии, сказкотерапии, имаготерапии, символизму помог отобрать названный выше набор «сказочных» слов, которые, по мнению многих авторов, являются одними из самых значимых для человеческой психики и рассматриваются как очень символически «нагруженные» в культуре.

Второй этап. Написание сказки

Психолог: Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать инструкцию для дальнейших действий. На этом же самом листе вы должны будете... написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов:

— первый вариант: вы используете при написании сказки все те семь слов, которые включены вами в первый набор:

QJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

  • второй вариант: в тексте вашей сказки обязательно должны встретиться все слова второго набора;
  • третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов;
  • и наконец, есть четвертый вариант: вы... не обращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку!

Решайте, какой из предложенных вариантов вам наиболее по душе, и приступайте к сказкотворчеству. У вас есть двадцать волшебных минут!

Если вам трудно начать, то можете использовать следующий прием: прикройте глаза и вызовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность и детали-зированностъ, «оживите» его, «включите» движение и... понаблюдайте, что будет происходить. А потом запишите родившуюся сказку.

На самом деле, для подлинного творчества, не скованного никакими особыми границами, предпочтителен последний вариант. В конечном счете слова, найденные самими клиентами, как и слова, предложенные психологом, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться воображение. Но если «сказочник» не нуждается в таких опорах, то и не следует мешать его свободному самовыражению в сказке.

Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант и используют слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает психолог.

Психологу не стоит торопить клиента, ведь создание сказки — процесс сугубо индивидуальный, не терпящий жест кой регламентации. Не страшно, если времени потребуется чуть больше, чем планировалось. Когда сочинение сказки завершено, психолог выделяет еще минуту на придумывание названия сказке, а затем предлагает желающим (если это групповая работа) прочесть свои произведения вслух. Если группа не слишком велика, то следует выслушать все сказки. Вместе с тем не надо настаивать в случае нежелания кого-то из участников придавать огласке содержание созданной им сказки — в конце концов, каждый имеет право не раскрывать себя (а ведь то, что в сказке очень часто раскрывается какими-то своими сторонами личность автора, практически сразу становится ясно многим участникам).

Третий этап. Работа со сказками

Дальнейшие действия группы ведущий может организовать разными способами.

1 вариант

Путем открытого голосования (например, положа руку на плечо автора) участники выбирают две сказки. Группа делится пополам, авторам выбранных сказок предлагается стать режиссерами и поставить за полчаса сказку своего коллеги. Не свою, а именно своего коллеги! Затем организуется обсуждение того, насколько слушателям сказок удалось понять их важнейший смысл и реализовать его в своем спектакле.

2 вариант

Выслушав все сказки, участники выбирают ту (или те) из них, которая больше всего, как им кажется, похожа на их собственную сказку. Объединившись в двойки или тройки, они обсуждают сходство сюжетов, тем, идей, а затем предQJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

ставляют группе свою точку зрения. Затем выявляется тема, наиболее часто встречающаяся в группе. Эта тема может стать предметом дальнейшей отработки в тренинге.

3 вариант

Этот вариант применяется только в обучающих группах по сказкотерапии или в терапевтических группах, в которых осуществляется работа с использованием сказкотерапии. Из всех сказок выбирается одна, на примере которой демонстрируется, как можно проводить психологический анализ сказки.

4 вариант

В случае индивидуальной работы можно обсудить с клиентом содержание его сказки, его отношение к персонажам и событиям, в конце обсуждения можно спросить, есть ли какая-то связь между тем, что написано в сказке, и событиями его реальной жизни.

Волшебники

Ниже пойдет речь об одном типе сказкотерапевтической групповой работы, который включает игры, объединенные использованием особых «сказочных карточек», а если точнее — карточек со сказочными персонажами. Разумеется, игр с применением таких карточек можно придумать значительно больше, чем предложено здесь.

До начала работы группы ведущий заготавливает карточки, на которых написаны имена (названия) сказочных героев — 20—30 мужских и столько же женских. При этом очень было бы неплохо, если бы, во-первых, каждый сказочный персонаж был многократно продублирован, а во-втоQJ--------------------------------------------------------------------------------------------------------LD

рых, на карточке наличествовало не только имя персонажа, но и его портрет (лучше цветной).

Примерный комплект:

Женские персонажи: Царевна Несмеяна, Золушка, Снежная Королева, Аленушка, Баба Яга, Белочка, Старуха с разбитым корытом, Спящая царевна, Злая Мачеха, Прекрасная принцесса, Маленькая разбойница, Мальвина, Федора, Фея, Серая Мышка, Лиса Патрикеевна, Заботливая матушка, Курица-Наседка, Жена Людоеда, Пушистая Кошечка, Дюймовочка, Колдунья, Снегурочка, Злая Королева, Русалочка, старуха Шапокляк, Белоснежка, Сорока-воровка, Герда, Стрекоза, Черепаха Тортилла, Кукушка, Красная Шапочка, Мартышка.

Мужские персонажи: Буратино, Бармалей, Илья Муромец, Король, Солдат, Винни-Пух, Карабас Барабас, Чип-полино, Баран, Пьеро, Кот Матроскин, Попугай Кеша, Колдун, Пес Полкан, Пятачок, Железный Дровосек, Кощей Бессмертный, Гадкий Утенок, Мальчик-с-пальчик, Людоед, Кот в сапогах, Дракон, Питер Пэн, Страшила, Разбойник, Незнайка, Серый Волк, Старый Волшебник, Кролик, Самоделкин, Муравей, Коварный Гном.

Чем больше будет предложено сказочных персонажей, тем лучше. Главное — соблюсти два условия: во-первых, эти персонажи должны быть всем известны, а во-вторых, они должны быть яркими типажами, обладающими набором очевидных качеств и особенностей. Можно приготовить большой плакат, на котором были бы перечислены сказочные персонажи. А все участники получат пустые карточки по числу членов группы. Альтернативным (или дополнительным) способом создания набора сказочных героев является написание каждым участником группы на специально заготовленных

QJ--------------------------------------------------------------------------------------------------------LD

пустых карточках по три самых привлекательных и самых не-симпатичных сказочных персонажа. Карточки сдаются ведущему. Таким образом, в комплекте оказывается в шесть раз больше карточек с именами сказочных героев, чем число участников. Это дает возможность широкого выбора вариантов использования карточек. Для удобства их можно разложить на полу в центре круга или разместить на планшете в несколько рядов в специальных кармашках по алфавиту, чтобы можно было легко и быстро отыскать нужную карточку.

Игра «Кем меня видят?». Если в процессе тренинговой работы проблемы кого-то из участников актуализируются и он нуждается в получении искренней (а не щадящей и поглаживающей!) обратной связи, то можно провести следующую процедуру. Каждый из участников выбирает из набора карточку с именем того сказочного персонажа, с которым у него ассоциируется главный игрок (в случае совпадений мнений членов группы как раз и бывает нужно, чтобы каждая карточка была представлена в трех-четырех экземплярах). Карточки кладутся перед «протагонистом» рубашкой вверх. Сам он тоже делает выбор — персонажа, на которого он считает похожим сам себя, и персонажа, которого, по его мнению, выбрало большинство группы. Затем он просматривает карточки, предложенные участниками группы. Выбираются наиболее часто встречающиеся персонажи. Можно разыграть сценки из соответствующих сказок, в которых протагонист сыграл бы этих персонажей, «примерив» на себя их образы.

Происходит обсуждение:

  • — Как чувствовал себя протагонист в той или иной роли?
  • — Какие персонажи из предложенных показались совершенно чуждыми, не приемлемыми?
  • -179— Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?
  • — Что удивило протагониста в мнениях участников группы?
  • — Что было неожиданным?
  • — Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается протагонистом как идеал, достойный подражания?

Игра «Конструирование сказок» (1). Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки по пять карточек. Через двадцать минут каждая подгруппа должна разыграть перед остальными сказку, в которой действовали бы все доставшиеся персонажи.

Игра «Конструирование сказок» (2). Каждый участник группы вытягивает карточку с именем сказочного персонажа. Затем проводится процедура «Сочинение сказки по кругу». Кто-то из участников предлагает зачин сказки, произнеся несколько фраз. Сказку подхватывает участник, сидящий слева, потом — следующий и так далее. Самое главное условие: участник, получивший слово, должен ввести в сюжет создаваемой сказки своего персонажа. Если в первое прохождение «сказочного круга» это не удается, такая возможность представится во время второго или третьего круга (больше трех кругов проводить не стоит, поскольку в многочисленной группе из-за обилия персонажей в сказке можно «завязнуть»).

Игра «Конструирование сказок» О). В этой игре используются карточки Проппа (в нашем варианте включающие 24 функции) и описанные им семь основных типов персонажей волшебных сказок (Герой, Отправитель, Антаго--180нист, Даритель, Помощник, Ложный герой, Царевна), которые тоже следует записать на карточках. Из стопки карточек Проппа наугад выбираются семь. В результате общего обсуждения определяется последовательность функций в сюжете будущей сказки. Затем проводится следующая процедура: один из участников вытягивает карточку из стопки со сказочными персонажами, другой — из стопки с типами персонажей, а третий — из стопки с именами участников группы. В результате выпавшему сказочному герою присваивается определенная роль в сказке и сразу случайным образом выбирается исполнитель. Например, так определяется, что Кощей Бессмертный будет выполнять в сказке роль Дарителя, а играть его роль будет Сергей. В случае Царевны нужно тянуть карточки до тех пор, пока не выпадет женский персонаж. Таким образом, выбираются семь персонажей с определенными функциями в сказке, фабула которой схематично задана с помощью семи карточек Проппа.

Оставшиеся участники становятся зрителями спектакля по сказке, которую должны сочинить и поставить семь исполнителей ролей.

Игра «Конструирование сказок» (4). Общая процедура сходна с предыдущей, только в стопку карточек со сказочными героями отбираются персонажи одной сказки, например, Карабас Барабас, Буратино, Мальвина и пр. В результате случайного распределения типов персонажей и последовательности функций в сказке игроки вынуждены изменить сюжет и содержание начальной сказки и фактически придумать новую.

Игра «Психодраматическая сказка». Из состава группы выбирается протагонист. Он представляет свою проблему в метафорическом виде — предлагает зачин сказки, в котором уже должен определиться главный герой. После этого ведущий предлагает протагонисту выбрать карточки с теми сказочными героями, которые будут присутствовать в его сказке (при этом необязательно, чтобы выбранные герои прямо ассоциировались с конкретными людьми из окружения протагониста; в сказку могут быть введены персонажи, которых нет в действительности). Когда персонажи определены, протагонист выбирает из числа участников группы исполнителей для каждой роли. Дальнейший процесс можно организовать по-разному. Если у ведущего есть навыки психодраматиста и соответствующая квалификация, то постановку сцен сказки можно провести по правилам и техникам психо драматического действия. Если такой квалификации нет, то протагонист и выбранные им исполнители ролей просто придумывают вместе продолжение начатой сказки и разыгрывают ее. В этом случае особенно приветствуется импровизация в разворачивании действия сказки. Ведущему следует помогать участникам путем недирективного вмешательства в этот процесс. Возможно, в процессе такого проигрывания удастся найти метафорическое решение проблемы протагониста.

Игра «Сказочные ассоциации». Для проведения игры самым удобным является наличие у каждого участника группы комплекта карточек со сказочными персонажами. Впрочем, если это трудно сделать, то можно обойтись одним комплектом на всех, содержащим хотя бы по три-четыре экземпляра каждой карточки. В последнем случае игроки по очереди подходят к планшету с карточками (его надо расположить так, чтобы остальным членам группы не было видно, какие карточки выбирает игрок, но вместе с тем сам игрок -182-----------------------------------------------------------------------------------------------------LD

мог видеть всех своих товарищей) и выбирают для каждого участника группы карточку с тем сказочным персонажем, с которым тот у него ассоцируется. Берет он карточку и на себя, исходя из предположения, с кем он будет проассоции-рован большинством группы. Пока первый игрок раздает карточки членам группы («рубашкой» вверх — до поры до времени никто не должен видеть, что ему досталось), к планшету подходит второй игрок. Когда все участники таким образом выразят свои ассоциации друг другу, поступает разрешение ведущего перевернуть карточки и ознакомиться с их содержанием. После этого можно обсудить, кому удалось верно определить, какие ассоциации он вызывает, поделиться чувствами от полученной таким образом обратной связи от других членов группы.

Игра «Сказки от первого лица». Из набора карточек со сказочными персонажами отбираются те, на которых представлены герои одной сказки. Случайным образом эти карточки распределяются среди участников. От игроков требуется изложить события, происходившие в сказке, от лица персонажа, роль которого досталась. Естественно, отношение к событиям сказки, их трактовка, да и стилистика, манера изложения будут разными, например, у Кота в сапогах и у Людоеда.

Обсуждение организуется по следующим вопросам:

  • — В чем разница между изложением событий у разных героев?
  • — Почему обнаруживается такая разница?
  • — Что вы почувствовали, находясь в роли вашего персонажа?
  • — Что нового вы открыли для себя в этой известной сказке?

Метафора моей жизни

Цель описываемой ниже игры — развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором — процесс совместного творчества.

Время: примерно два с половиной часа.

Материалы: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь — это...»

Ведущий: Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественных произведений, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей. А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим миро-

QJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

ощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1 задание

Ведущий: Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь — это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

Необходимо дать на выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) три-четыре минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика — в пределах двенадцати человек, — то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

  • • Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.
  • • Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.
  • • Жизнь — это вино: пока пьешь, приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.
  • • Жизнь — это волшебное блюдо, которое сколько ни ешь, насытиться невозможно.
  • • Жизнь — это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отзываться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2 задание

Ведущий: Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь — это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

  • • Жизнь — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою ни на что не похожую фигуру.
  • • Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.
  • • Жизнь — это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.
  • • Жизнь — это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.
  • • Жизнь — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.
  • 3 задание

Ведущий: Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь — это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

• Жизнь — это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутQJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

чики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

  • • Жизнь — это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.
  • • Жизнь — это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.
  • • Жизнь — это дефис между датами, который служит мостиком огромному количеству людей.
  • • Жизнь — это прокладывание маршрута в человеческом море.
  • 4 задание

Ведущий: Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, ключевое слово — «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце — и то не всегда».

Вариант 4 задания

Ведущий: Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, ключевое слово — «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. Выпишите эти три слова или словосочетания в столбик.

5 задание

Ведущий: В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу — двадцать минут.

Вариант 5 задания

Ведущий: Наступает самый важный этап нашей работы. Возьмите чистый лист бумаги. Ваша задача — сочинить сказку, в которой встретились бы все эти ключевые для вас слова и словосочетания. Время на эту работу — двадцать минут.

Второй этап, «Я понял это так...»

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написаQJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

ние сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий: Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну сказку. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом.

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий: Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки... Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

Ведущий обязательно задает автору сказки следующие вопросы:

  • — Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?
  • — Какие мысли породило в тебе увиденное?
  • — Удалось ли другим участникам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?
  • — Есть ли что-то замеченное другими людьми в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

  • — Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?
  • — Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?
  • — Что нового вы узнали о себе? О других?
  • — Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?
  • — Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?
  • — Что этому помогло или помешало?
  • — Какой опыт приобрели вы в результате этой игры?

Раздел III

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >