Методы сказкотерапевтической работы с несказочными жанрами

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, среди жанров, используемых в сказкотерапии, следует выделять, помимо сказки, притчу, басню, анекдот, легенду, былину, сагу, эпос и миф. Мне кажется, к этому списку можно добавить произведения в жанре фэнтези.

Пожалуй, вторым по важности и популярности после сказки жанром, который активно применяют сказкотерапев-ты, является притча. Остановимся подробнее на работе с притчей в сказкотерапии.

Притча как образное нравоучение

Притча является древним и, по-видимому, универсальным способом, позволяющим в максимально сжатой форме сообщить человеку нечто чрезвычайно важное и настолько емкое, что не всякую книгу по психологии можно назвать столь же содержательной. Любопытно, что этот способ применялся и применяется в самых разных культурах, учениях, у самых разных народов и в разных концах света. Вот, например, есть такая дзенская притча.

Мастер дзен предложил ученику приготовиться к выполнению упражнения по стрельбе из лука. Тот подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону.

— Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? -- УДИ

ВИЛСЯ ученик.

  • — Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели.
  • — Но почему? — удивленно спросил ученик.
  • — Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка, — ответил Мастер.

О чем эта история? Как и всякую хорошую притчу, ее можно истолковать по-разному. Она рассказывает и о заниженной самооценке, и об уровне притязаний, и об умении ставить цель и добиваться ее, и о подлинном профессионализме. И между прочим, о важности ценить даваемые нам жизнью шансы и не упускать их. Психологическая мудрость, скрытая в этой и других притчах, раскрывает известные в общем-то вещи с новой стороны.

Притча для психологов-сказкотерапевтов имеет особое значение. В последние годы было издано множество сборников притч, среди которых немалое количество адресовано психологам. В Интернете десятки, если не сотни, сайтов посвящены притчам, и найти там можно притчи на все случаи жизни. Почти любой психолог и психотерапевт имеет в своем арсенале хотя бы несколько притч «про запас».

Что же это такое и почему сказкотерапевтам, да и не только им, так пришлись по душе притчи?

0 Притча — небольшой нравоучительный рассказ, в котором в иносказательной форме изложена какая-то важная идея.

Притчи часто использовались в религиозных и философских учениях для преподнесения апологетам назидательных истин. Достаточно вспомнить притчи, которые рассказывал -156QJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

Иисус, а также суфиев, которые свое учение излагали именно через притчи.

Представьте себе шкалу, на одном полюсе которой расположена сказка, а на другом — басня. Как вы полагаете, куда на этой шкале следует поместить притчу, если взять в качестве критерия оценки назидательность? Ближе к сказке или к басне? Мне кажется, что притча окажется ближе к басне. Разница между ними часто заключается только в том, что в басне мораль обычно прямо и открыто формулируется, а из притчи ее следует извлечь самостоятельно (впрочем, во многих случаях это практически не составляет труда).

Несмотря на то что многие притчи по форме очень похожи на сказки, различия между ними весьма существенны. Прежде всего по глубине и содержательности. Притчи более «прозрачны», смыслы их легче «расшифровываются». Сказки же интерпретировать значительно сложнее, скрытые в них смыслы почти никогда не лежат на поверхности, требуется порой немало усилий для понимания психологического содержания сказок. Притчи очень дидактичны, они преподносят уроки и приводят к достаточно определенным выводам, которые должен сделать слушатель. Сказки же не всегда чему-то «учат», иногда внешне они вообще «антиди-дактичны»: взять хотя бы «Красную Шапочку», в которой мама почему-то отправляет дочку одну в лес, кишащий кровожадными волками. В притчах, как правило, нет ничего мистического, здесь обычно не происходят чудеса и редко встречается волшебство, что так характерно для сказок. Притчи описывают ситуации, которые могли бы происходить на самом деле, но при этом избегая излишней конкретики и детализации.

Поэтому действие в притчах разворачивается в неком абстрактном пространстве, тут главное — мысль, идея, мудрость. Это позволяет современному человеку даже в древних притчах увидеть нечто важное для него лично.

Психологи с удовольствием используют эту особенность притч: рассказывая человеку притчу, мы не даем конкретного совета или рекомендации, мы предоставляем ему возможность самому извлечь из короткого рассказа определенную истину. В этом смысле притча проявляет уважение к слушателю, подразумевая наличие у него достаточных интеллектуальных способностей для такой самостоятельной работы. Людям, может быть, потому и нравятся притчи, что позволяют почувствовать себя умными, глубокими, приобщенными к мудрости.

Виды притч

Есть притчи, которые почти идентичны анекдоту (вспомним, например, притчи о Ходже Насреддине). Есть притчи, чья мораль настолько очевидна, что даже неудобно радоваться за свою сообразительность и способность к пониманию. Но есть и такие, чья глубина заставляет по-настоящему напрячься в интеллектуально-духовном усилии при попытке осознать спрятанную в ней истину. Вот, например, такая коротенькая притча:

Как-то ученик спросил Конфуция, как следует людям относиться к богам и демонам. «Никак, — ответил Учитель. — Люди еще не научились относиться друг к другу».

Притчи могут быть не только способом приобщения к мудрости, но и инструментом, воздействующим на эмоциоQJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

нальную сферу. Вот, например, притча, которая, по-моему, имеет мощный психотерапевтический потенциал, и, как мне кажется, не только для наших больших и маленьких клиентов, но и для нас самих — психологов. Впрочем, хорошие притчи всегда обладают таким свойством — помогать не только слушающему, но и рассказчику. Чем же она полезна психологу? Иногда психологу кажется, что его труд напоминает работу человека, надумавшего детским совочком перекидать весь песок Сахары на новое место. Ведь всем, кому нужна помощь, помочь не удается: их сотни, а он один. Кроме того, результаты нелегкой психологической работы часто не видны сразу. Хочется верить, что эта притча придаст такому психологу оптимизма.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

  • — Зачем ты бросаешь морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
  • — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
  • — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой

звезды.

ВВЕДЕНИЕ В СКАЗКОТЕРАПИЮ... QJ--------------------------------------------------------------------------------------------------------tD

Как классифицировать притчи, используемые психологами?

А.Н. Иванов предлагает выделять следующие виды притч: суфийские, восточные, даосские, буддийские, дзенские и христианские. Как легко увидеть, притчи в этой типологии распределены в сответствии с религиозно-философскими учениями (правда, при этом группа восточных притч несколько выпадает). Такой подход объясним: психологам привычно пользоваться старыми притчами. Они кажутся нам наполненными исключительной мудростью, которая с годами становится еще более значимой. Однако порой и современные притчи, автор которых обычно неизвестен, бывают очень глубокими и психологичными. Вот пример такой притчи.

Ехал как-то молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того как он, осторожно объехав их, собрался снова набрать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из нее и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

  • — Паршивец! Какого черта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
  • — Простите меня, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

QJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

Молодой человек помог мальчику усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей дверце, оставшуюся от камня.

Он ездил на этой машине многие годы и всякий раз говорил «нет» механикам, предлагавшим отремонтировать вмятину, потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, в тебя полетит камень.

Таким образом, за пределами типологии А.Н. Иванова оказались авторские притчи, которые между тем весьма мно-гочислены. Этот недостаток преодолен в работе О. Евтихова и Т. Трепашко (Евтихов, Трепашко, 2005), которые включили в свою классификацию, помимо названных А.Н. Ивановым, еще современные истории и метафорические этюды.

Притчи можно классифицировать и по другим основаниям. Так, М.А. Дыгун с соавторами (Психология в притчах с комментариями, 2006) группирует притчи, используемые в психологии, по тематическому критерию: «человек и судьба», «человек и внутренний мир», «человек среди других», «человек и дело». Вообще говоря, можно предложить и иные варианты типологизации притч по тематике. Достаточно распространенной является классификация притч по этническому признаку. Тогда говорят об индийских, еврейских, китайских и прочих притчах.

Для практического психолога-сказкотерапевта, по-види-мому, не важно, какие выделяются виды притч. Точнее сказать, он чаще всего ориентируется не на чужие, а на свою личную классификацию, основанную на удобных именно для него критериях. Многие предпочитают распределять притчи из своей коллекции в соответствии с психологическими проблемами, при решении которых их можно использовать.

Тогда легче в нужный момент вспомнить и рассказать подходящую притчу.

Один из моих коллег, ориентированный именно на такую типологизацию, как-то сказал мне, что не может найти притчу, которая помогла бы человеку, перенесшему утрату, принять помощь психолога. Мне такую притчу найти удалось. Вот она:

У великого Учителя было несколько учеников. Среди них особым усердием в познании истины отличались два брата. Случилось так, что их родители умерли почти одновременно, и братья погрузились в глубокую печаль от этой потери. Их душевная боль была так велика, что они уже не могли всецело отдавать себя учению.

Учитель заметил это и сказал им:

— У меня есть к вам поручение: вам надо пойти в город и принести мне потухший уголек. Но взять этот уголек вы должны только в той семье, в которой никто не переживал потерь близких.

Братья отправились в город и обошли множество домов, но везде, в каждой семье, находились люди, которые рассказывали им о пережитом горе. Они вернулись к Учителю, и старший брат сказал:

— Мы не смогли выполнить твое поручение, у нас нет потухшего уголька, но зато я понял, что боль надо уметь пережить, поскольку уход близких — это часть судьбы любого человека.

Однако младший брат продолжал сильно печалиться и не желал слушать слов поддержки и утешения от брата и других учеников. Он уединился в своем доме и погрузился в переживания.

QJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

Однажды старший брат пришел к младшему, одиноко сидевшему у своего дома, сел рядом с ним и сказал:

— Боль потери — тяжелый груз, который приходится нести каждому. Но если все время нести его самому, то этот груз рано или поздно сломает человека. Вокруг нас люди, которые готовы взять часть этого груза. И если человек сумеет поделиться и будет нести столько, сколько сможет, то он станет сильнее, а тяжесть постепенно исчезнет.

Он обнял брата, и они вместе вернулись к Учителю.

Как применять притчи?

Не следует думать, что можно набрать из разных источников десяток притч по числу наиболее распространенных проблем и всем клиентам, имеющим, скажем, сложные отношения с родителями, рассказывать одну и ту же притчу, которая сразу же снимет все трудности. Поскольку причин сложных отношений с родителями может быть множество, то и притч, применимых в работе с клиентами, должно быть множество. Более того, порой может «выстрелить» притча, которая вроде бы и не имеет прямого отношения к заявленной проблеме.

Может возникнуть вопрос: а как же тогда узнать, какую притчу в каком случае рассказывать? Думаю, четкого и конкретного ответа на этот вопрос не существует. Деятельность психолога вообще, а в особенности деятельность сказкоте-рапевта сродни искусству. Профессия практического психолога, на мой взгляд, вполне может быть отнесена к разряду творческих, то есть оказывается в одном ряду с профессиями писателя, художника, актера: недаром сказкотерапев-ты с таким удовольствием вместе с детьми рисуют, лепят

CL!------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ID

что-то из глины и из теста, сочиняют сказки и ставят психодраматические спектакли.

Что именно и в какой именно момент делать — сказать заранее очень трудно. Так и с притчами. Чаще всего на помощь приходят два наших незаменимых помощника — здравый смысл и интуиция. Кому из них доверять больше — дело личного предпочтения. Но и они вряд ли помогут вовремя вспомнить нужную притчу, если в вашей памяти нет достаточного арсенала притч. Следовательно, если вы пришли к убеждению, что в сказкотерапевтической работе вам без притч не обойтись, надо начать их коллекционировать. И в книгах, и в Интернете вы сможете найти гигантское количество самых разнообразных притч. Однако далеко не все окажутся для вас полезными, да и не все вам по-настоящему понравятся. Советую понравившиеся притчи выписывать на отдельные карточки, а затем классифицировать их наподобие того, как это делается в библиотечных каталогах. И периодически их перечитывать. Это полезно не только для запоминания, но и для лучшего понимания их смысла. Возможно, вам захочется поменять место притчи в каталоге.

Рассказывать притчи можно не только в процессе общения с клиентом в тот момент, который вы сочтете подходящим, но и в самом начале взаимодействия. Тогда притча может выступить в качестве своеобразного эпиграфа к предстоящей работе, создав соответствующий настрой у клиента или у группы.

Рассказывание притчи требует специальных умений. Хорошо, если вы, прежде чем начнете применять притчи в индивидуальной или групповой работе, потренируетесь в рассказывании притч своим близким и друзьям. Это позволит не только отточить мастерство рассказчика, подразумеQJ-----------------------------------------------------------------------------Ш

вающее немалый артистизм, но и элементарно запомнить содержание притч. Ведь многие из них предполагают абсолютно точное, дословное воспроизведение. Если ключевая фраза притчи окажется «смазанной»: забытой или измененной, — то весь эффект от ее рассказывания испарится.

А.Н. Иванов дает ряд полезных советов по применению притч и разрешению сложных ситуаций, которые могут возникнуть при общении с клиентом. Например, как поступить, если клиент прервет психолога и скажет, что он знает эту притчу? По мнению А.Н. Иванова, реагировать на эту ситуацию можно по-разному.

Первый вариант. Скажите клиенту: «Это очень хорошо. Но мне кажется, мы говорим о разных притчах. Могу ли я узнать сюжет вашей притчи?» На случай если клиент расскажет действительно вашу историю, хорошо бы иметь в запасе схожую историю, но с другим окончанием.

Второй вариант. «Очень хорошо, что вы знаете эту притчу. И мне сейчас хотелось бы узнать, что вы чувствуете, вспомнив ее сюжет. Какие чувства вы испытываете сейчас, когда вспомнили эту притчу?» Или: «Замечательно, что вы знаете эту историю. Наверное, вы знаете ее уже давно, а я узнал лишь вчера. Она мне очень понравилась, я хочу глубже проникнуть в ее тайный смысл. Если возможно, расскажите мне о своем видении этой истории. О чем она?»

Сочиняем притчи

Бывают ситуации, когда нужной притчи в запасе не находится. Ведь жизненные коллизии бывают совершенно неожиданными, и психологические трудности, переживаемые людьми, воспринимаются ими как уникальные. А раз так,

ВВЕДЕНИЕ В СКАЗКОТЕРАПИЮ...

то бывают нужны и совершенно уникальные притчи. Где же их взять? Ответ прост: придумать! Не стоит этого пугаться. Ведь сказки сочинять нам приходится (куда же без этого сказкотерапевту!), а притчи сочинять нисколько не труднее. Особенно если знать специфику структуры психотерапевтической притчи.

Анализ большого количества разнообразных притч, применимых в сказкотерапевтической работе, позволил выделить следующую примерную структуру:

  • 1. Обозначение (часто очень условное) места события.
  • 2. Завязка — проблема, метафорически описывающая некую трудность или конфликт.
  • 3. Преодоление трудностей пути, поиск.
  • 4. Неожиданное задание, выступающее как обучающая ситуация.
  • 5. Неожиданное решение.
  • 6. Ключевая фраза, намекающая на некое нравоучение, но не формулирующая его прямо.

Не все указанные компоненты присутствуют в каждой притче, однако при создании собственной притчи есть смысл ориентироваться на эту структуру. Могут помочь в этой работе и несколько фраз, которыми часто начинаются притчи:

  • • Однажды к мудрецу пришел ученик...
  • • Некий человек искал истину...
  • • Как-то в стародавние времена случилась история...
  • • Рассказывают такую древнюю легенду...

Приведу примеры притч, созданных участниками авторских тренингов по сказкотерапии, в которые включалась и работа с притчами, и не буду лишать удовольствия читателя самому найти глубинные смыслы предложенных притч.

Притча о снадобье

Осипова Валерия

Однажды к ведунье пришла женщина и попросила: «Дай мне снадобье, чтобы усмирять свою ярость. Во мне как будто живут два человека. Когда я злюсь, для меня нет ничего главней моего гнева, но потом мне ужасно стыдно и жалко тех, кому я причинила боль».

— Что ж, — сказала ведунья, — пожалуй, есть такое средство. Чтобы сделать его, мне нужно несколько компонентов, но найти их ты должна сама. Я скажу где, скажу как. Итак, в первый день принеси мне волос своей дочери, которая весь день была весела, на второй день принеси мне каплю своей слюны молчания целого дня, на третий день принеси мне платок мужа, который был весь день доволен...

Ведунья давала ей задания каждый день. На седьмой день женщина должна была принести отпечаток своей улыбки всего дня, но на дочку напала злая собака, и женщина с криком бросилась на ее защиту.

  • — Что же, ведунья, мое снадобье не будет готово?
  • — Отчего же? Ты смогла шесть дней не давать воли своему гневу. Твое терпение оказалось сильнее. Мое снадобье — это тот урок, который ты получила. Иди же и помни, что нет в тебе двух людей, это лишь чувства гнев и терпение, и когда ими пользоваться, ты теперь знаешь.

Прнтча о понимании

Становкина Наталья

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

  • — А на каком языке вы говорите?
  • — Все молодое поколение говорит на тарабарском.
  • — А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

  • — Мы у них не спрашивали.
  • — Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!

Притча о завистливом человеке

Буянкина Ирина

Жили по соседству два человека. У одного был дом ладный, жена ласковая, дети смышленые, в хозяйстве порядок, в доме уют. И другой не бедствовал, но казалось ему, что краска на заборе у соседа поярче, и корова его на пол-литра молока больше дает, и еще много чего получше.

Не стерпел он такой несправедливости и пошел к местному мудрецу. Стал его просить:

— Сделай, мудрец, так, чтобы не было у соседа все лучше, чем у меня.

Мудрец ему отвечает:

— Вот тебе кувшин с водой. Иди с ним домой и каждый раз, когда заметишь у соседа что-нибудь хорошее, отпивай из кувшина по глотку воды.

Вернулся человек домой и стал делать так, как велел ему мудрец: как увидит у соседа что хорошее, делает глоток из кувшина. А вода в кувшине не убавляется, а с каждым отпитым глотком становится ее все больше. И стал человек переливать воду в кружки, крынки, миски. И вот уже скоро вся посуда в доме была заполнена водой, а она все прибывала и прибывала.

Испугался человек, что вода через края хлынет и затопит дом. Побежал он к мудрецу и говорит ему:

— Зачем ты мне, мудрец, дал этот кувшин с водой? У меня ее теперь столько, что я утонуть могу.

И ответил ему мудрец:

— Для того я тебе дал этот кувшин с водой, чтобы пить тебе хотелось только тогда, когда мучает тебя жажда.

Притча о рыбаке

Филимонова Елена

Как-то в стародавние времена случилась такая история.

Бедный рыбак, уставший от своих жизненных проблем, решил попросить совета у старого мудрого «морского волка».

Приходит он к старому моряку и говорит:

— Не знаю, что делать... Столько лет ходил в море, ловил рыбу — все нормально было. Но в последнее время, как только ухожу в море, землю не видно, начинается у меня морская болезнь. Что делать? Не знаю... Люблю я эту работу. И дед мой, и отец были рыбаками. Да и делать я больше ничего не умею. Как мне излечиться, что за морская болезнь началась у меня?

Тогда умудренный опытом моряк сказал:

— Когда пойдешь в следующий раз в море — иди на солнце и не забывай о мечте.

Сказал он это и ушел к себе в дом.

Постоял рыбак, пожал плечами. Сам ничего не понял, да неудобно было вновь беспокоить старого моряка. Пошел он домой.

И вот настало время снова отправляться в море. Взял снасти рыбацкие, взял все необходимое и поплыл рыбак от берега.

День, два плывет. Погода отличная, солнечная. Но вдруг неожиданно небо затянули тучи, лодку стало бросать из стороны в сторону, и тогда рыбаку стало плохо. Снова началась морская болезнь. Рыбак подумал, что теперь-то и настал ему конец. Ничего сделать с собой не может. Лодкой управлять сил нет. Лег он на дно лодки и стал мечтать, что было бы, если бы он остался жив: «Увидел бы я солнце, полежал бы на мягкой зеленой траве, погрелся бы под его лучами, послушал щебетание птиц. Обнял бы жену, поцеловал сына, сходил с друзьями к кому-нибудь в гости. Как же жизнь прекрасна!» И тогда тучи расступились, снова выглянуло солнце. И рыбак стал чувствовать себя так хорошо, как будто никогда и не было никакой морской болезни.

И рыбак понял: «Нельзя жить одним лишь морем. Мечта и память о самом дорогом возвращают нам солнце и гонят болезни».

Притча о счастье

Оруджова Жанна

Однажды некий человек искал счастья, и пошел он к старой горе, на которой, по преданию, можно было найти волшебные камни. Кто найдет свой камень — того ждет большая удача.

Издалека гора казалась невысокой, доступной, покрытой мягкой зеленью. Но когда человек подошел к ней ближе, то увидел, что она покрыта непроходимым лесом. Вековые деревья, сплетаясь ветками и корнями, крепко держали каменное тело горы, вовсе не собираясь делиться своими богатствами.

Три дня и три ночи усталый странник искал свой камень. И вот, уже отчаявшись что-либо найти, он подошел к ручью, чтобы напиться. На дне ручья лежали два камня: голубой прозрачный кристалл и простой коричневый булыжник с вкраплениями слюды, которые сверкали на солнце. Это была большая удача — найти сразу два камня.

Оба камня поднял человек, долго рассматривал их и никак не мог понять, который из них ему больше нравится, какой выбрать. Кристалл был очень красивый, но слишком легкий и хрупкий, а булыжник не был так красив, но зато был весом и надежен...

И отправился странник домой, держа в каждой руке по волшебному камню. И думал он по дороге о том, что слишком много счастья и удачи — это тоже тяжелая ноша.

Глава 7

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >