Предмет философии и особенности философского знания

  • 1. Что такое философия? Происхождение философии как искусства жизни. Понятие термина «философия» как «любомудрие». Что значит быть мудрым? Объект философского знания - отношение «человек - мир». Основные проблемы философских размышлений: мир и человек, бытие, сознание, общество.
  • 2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Структура мировоззрения: мироощущение, мировосприятие,

миропонимание.

  • 3. Определения философии, дефиниции. Понятия: субъект и объект.
  • 4. Особенности философского мышления: рефлексивность, критичность, плюрализм.
  • 5. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, др.
  • 6. Основной вопрос философии. Что первично: сознание или материя. Идеализм и материализм.
  • 7. Как соотносятся философия и наука.
  • 8. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, эстетика, этика, социальная философия, др.
  • 1. Что такое философия?

Философия родилась как искусство жизни. Философский конгресс в Афинах, который проходил в 2013 году, так и назывался - «Философия как познание и образ жизни».

Философия возникла в древней Индии, Китае, Древней Греции примерно в одно время - в 7-6 вв. до н.э. Термин «философия» -древнегреческого происхождения, утвердился с 6 в. до н.э. Он состоит из 2

слов: «филео» - любовь, люблю и «софия» - мудрость. Слово «философия» значит «любовь к мудрости», «любить мудрость», а на Руси говорили «любомудрие».

Что такое мудрость? Что значит быть мудрым? Мудрым называли не только того, кто много знал, был рассудительным. Нет, ни знания, ни опыт, ни рассудительность сами по себе не являются признаком мудрости, хотя и «умудряют» человека («Хочешь жить - умей вертеться» - ещё не значит быть мудрым). Мудрец - это человек, сведущий во многих вопросах жизни, познания, он - человек знающий, но и главное - чуткий, способный к гуманным поступкам. Мудрый человек понимает, что разум ему дан для того, чтобы не быть животным, а чтобы подняться на «всечеловеческий подиум», возвыситься над глупостью, слабостью. Мудрец — человек высокого достоинства, он не всегда побеждает в жизненных обстоятельствах, он не герой, но он всегда остается самим собой, с человеческим достоинством, когда торжествует его свободный дух. Мудрость всегда сопряжена с нравственностью, искусством жить по законам красоты-добра-истины. Мудрость - это поиск истинного, общезначимого и значимого для себя, ио так, чтобы это значимое для меня вписывалось в окружающий мир, это осознание сопричастности к чему-то целому. Мудрствовать - значит философствовать.

Философствовать может каждый, когда задается вопросами: Как устроен мир? Что такое человек? Существует ли его душа вечно? Что такое счастье и как быть счастливым? В чем смысл жизни? — и другие. Философию интересуют все самые общие и важные для человека вопросы, например познание мира как целого, создан ли он высшим разумом или он вечен и бесконечен, какова тайна происхождения сознания человека и по каким законам существует природа. Философия не может доказать многие свойства мира, но философия, рассуждая, пользуется мышлением, при этом использует понятия, суждения, умозаключения, теории, гипотезы и даже утопические идеи, но которые потом оказываются полезными для человеческой деятельности, для жизни и для науки. Таким образом, объектом философского мышления или философского знания является отношение «человек - весь мир».

2. Исторические

типы

мировоззрения: мифология,

религия,

философия.

Философствование

может

опираться на веру, на науку, на

переживаемые чувства,

но не

всякое философствование мы

назовем

философией. У философии и философствования есть общее понятие -мировоззрение, но оно разное.

Что такое «мировоззрение»? Мировоззрение - это система взглядов, воззрений человека на окружающий мир, природу, общество, на место человека в мире и отношение человека к миру. Совокупность мировоззренческих взглядов предполагает представление об отношениях: «Мы - Они», «Я - другие», «свой - чужой», «Я, мы - космос, Вселенная», др. Познавая мир, человек всегда как бы разделяет себя от другого, «Я» и не-«Я». Мировоззрение отличается фундаментальной постановкой вопросов.

В человеческой истории сложились 3 типа мировоззрений.

  • 1. Мифологическое - самое древнее. Мифология - сказания о жизни богов и людей. Миф - это не образ мира, а сам мир, в котором сверхъестественные существа и боги влияют на человеческую жизнь. Миф всё объяснял человеку, отвечал на его вопросы, помогал адаптироваться в жизни, верить. Поэтому в мифе сочетались и вера, и знание, и опыт. В мифе зачатки религии и философии.
  • 2. Религиозное. Религия - вторая форма сложившегося мировоззрения. Религии выросли из мифов, но создавались в противоположность языческой мифологии. Если в мифологии мир реальный и нереальный, придуманный переплетаются, и боги живут как люди, с теми же страстями, только никогда не умирают, они вечны, то религия разделяет мир божественный, недосягаемы для человека, идеальный, вечный, совершенный и мир людской, земной, смертный, несовершенный. Смысл человеческой жизни религии видят в вере в божественную силу и стремлении к достижению высшего, совершенного мира через бессмертие души. Сложились основные, так называемые мировые религии: христианство, ислам, буддизм, но есть и другие известные, такие как иудаизм, индуизм. Суть религиозного мировоззрения в том, что оно основано на вере.
  • 3. Философское. Философия как любовь к мудрости - высшая форма мировоззрения. Почему философия, возникшая в великих древних цивилизациях, стала высшей формой мировоззрения? Потому что философское мировоззрение основано на мудрости, разумном объяснении человека в мире. Философия давала рациональное объяснение мира и места человека в нем на основе своего разума. Как можно стать счастливым, не уповая на милость богов, на судьбу, не дожидаясь «свалившегося с неба» счастья, а с помощью своего разума? Философское мировоззрение основано на разуме, на сознательном отношении к миру, ко всему окружающему. Философия - эго разумное, рациональное мировоззрение, которое находит выражение в определенных понятиях, терминах, с помощью которых разумом постигается искусство жизни. Философия - это искусство жизни с помощью мудрости, своего человеческого разума. Это значит познавать мир, строить «картины мира», представлять жизненный мир в поисках истины, думать о своем месте в этом мире, размышлять о человеческом поведении, о творчестве, искусстве, науке, о силе человеческого созидания, творческой деятельности, о смысле жизни. Научиться риторике, правильной речи, способности убеждать людей, доказывать, решать проблемы и создавать новые проблемы, потому что человеческая жизнь - это всегда поиск, творчество, мужество творить.

Философское мировоззрение включает в себя следующие компоненты.

Мироощущение - с него начинается вхождение в мир, когда все органы чувств эмоционально реагируют на окружающий комфорт или дискомфорт, пробуждаются желания, воображение, ведущие к деятельности.

Мировосприятие - складывающиеся представления на основе «принятия в себя» мироощущений, мировосприятие - более глубокое образование философского мышления, чем мироощущение.

Миропонимание - понятийный ряд мировоззрения, который находит выражение в языке, слове, понятиях. О взглядах на мир говорят, рассуждают. Мировоззрение предполагает миропонимание, мировоззрение невозможно без миропонимания.

  • 3. Определения философии, дефиниции.
  • 1. Философия - учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Но что такое бытие? Бытие - это всё что есть, что существует, видимое и невидимое, единство всех форм и способов существования, это весь мир, космос, природа, человек, его сны, мечты, фантазии - ведь они тоже есть.
  • 2. Философия - рациональное мировоззрение, призванное раскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека (учебник под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)
  • 3. Философия - рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.
  • 4. Предмет философии - совокупность субъектно-объектных отношений, т.е. действенно-познавательных отношений человека с природной и социальной реальностью, выражая запросы и деятельность его ума, сердца, тела. (В.В. Соколов, «Историческое введение в философию»). Понятия «субъект» и «объект» - латинского происхождения в средневековой схоластике. Субъект - тот, кто познает, осуществляет познание, объект - то, на что направлено познание. В качестве субъекта может выступать и отдельная личность, и социальная группа, профессиональная общность, др.

Ушло в прошлое марксистско-ленинское определение: философия - наука о наиболее общих законах природы, общества и познания. Почему?

Является ли философия наукой? Здесь 2 точки зрения:

  • 1) философия - гуманитарная наука, она не претендует быть точной наукой, как естественные науки;
  • 2) философия - особая форма духовной деятельности, основанная на рациональном мировоззрении.
  • 4. Особенности философского мышления.

Мышление - способность человека ставить и решать разные задачи, находить выход из противоречий, совершать разумные поступки. Главная черта философского мышления - рефлексивность. Рефлексия - (лат. обращение назад): размышление, самонаблюдение, самопознание, когда сознание направлено на осмысление своих собственных действий и их закономерностей. Рефлексия - это сознание самого факта сознания и процесса его существования, рефлексия - это сознающее себя сознание.

А что такое сознание человека? Мы знаем, что человек чувственно, с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) воспринимает окружающий мир, эмоционально реагирует на него, логически выстраивает связь предметов. Например: я вижу, что в этой аудитории идут занятия, но это не моя группа... Сознание - субъективный образ объективного мира, обусловленный воздействием на человека компонентов предметной среды, преобразуемых в идеально-аналоговую форму (философия: университетский курс МГУ, 2003). Сознание не есть простое, прямое отражение действительности, как в зеркале (смотря какое зеркало!), оно преобразует воспринимаемое. Сознание каждого отдельного человека схватывает мир по-своему, субъективно, но оно имеет и общечеловеческие основания. Происхождение сознания есть тайна происхождения человека, до конца не разгаданная. Что такое человек? Современная философия говорит так: человек - продукт космической эволюции, мы связаны с космосом, с природой, взаимодействуем с природой и благодаря своему разуму строим свой мир. Рефлексивное мышление имеет дело не столько с самим предметом, сколько с рассуждениями о них. Другая черта философского мышления - критичность. Наше философское сознание, мышление всегда критично оценивает, отбирает факты предметного мира. В отличие от мифологического и религиозного мышления философское мышление обладает принципом сомнения и свободолюбия, ставит вопросы и ищет разумом ответы, пытается объяснить самые сложные вопросы. Оно ищет логические доказательства, аргументы и требует быть образованным.

Философское мышление имеет ценностный характер, оно ценностно ориентировано. Ценности - стержень культуры и стержень жизни каждого человека. Такие ценности, как сама жизнь и право на жизнь каждого индивида, любовь, труд, который кормит человека, другие важные жизненные ценности личностно переживаются и проживаются человеком, являются ведомыми во всякой человеческой деятельности, его биологической и надбиологической активности. Отношение к ценностям обусловливает критическое философское мышление.

Философское мышление допускает плюрализм, разные точки зрения на мир, пока идут разные споры философов о том, как устроен мир, есть ли бог, высшее разумное начало без человека, каковы пути человечества и т.д., «часы философии тикают», мышление не стоит на месте, идет процесс поиска, а значит жизни, искусства жизни.

Как возникают философские проблемы? Кому и зачем нужна философия? Необходимо осмысливать прошлое для того, чтобы предвидеть тенденции будущего развития и действовать осмысленно и последовательно во благо человечества. Поэтому философское знание веками передается из поколения в поколение, обновляется, растет, изменяется, но оно имеет универсальный характер, так как философские проблемы встают всегда, имеют вечность.

5. Функции философии.

Роль и значение философии позволяют определить ряд основных функций, они отвечают на вопрос: кому и зачем нужна философия.

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия формирует целостное, теоретически осмысленное мировоззрение, которое дает аргументированное представление о «картинах мира», о сущности мира, человеческого существования в нем.

Методологическая функция (методология - учение о методах познания). Почему философия считается трудной дисциплиной, почему нередко её не любят? Потому что философия требует абстрактного мышления: собирая факты, рефлексируя, критически оценивая, философия требует высокой степени обобщенности, логику рассуждений, использует специфические термины широкого представления, категории, такие как «бытие», «сознание», «дух», «материя», «вещь», «движение», «пространство», «время», «форма», «причинность», «истина», «добро», «красота» и т.д. Они фиксируют накопленный опыт человечества, являются мировоззренческими универсалиями, которыми пользуется философская методология. Философский метод учитывает наиболее общие подходы к освоению действительности. Его признаком является умение формулировать и аргументировать понимание. Философия как рациональное мировоззрение является базой для всех наук. Она создаёт всеобщий метод познания - философский, который рассматривает общие свойства бытия, диалектический или метафизический подходы, используемые в научном знании.

Гносеологическая функция тесно связана с мировоззренческой и методологической функциями, её роль познавательная. Философия отвечает на вопросы: познаваем ли мир, каковы границы нашего познания или оно безгранично, что есть истина и существует одна истина или их может быть несколько, как отличить истину от заблуждений и др.

Критическая функция. Философия обладает свойством критически подходить к решению многих жизненных и научных вопросов, сомневаться, взвешивать и проверять. Она выступает против предрассудков, заблуждений, стереотипного мышления, против догматических установок.

  • Аксиологическая функция. Аксиология означает философское учение о ценностях, цель которого - исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого общезначимого различения истинного и ложного в сфере познания, добра и зла в этической сфере, прекрасного и безобразного в области эстетики. Человеку необходимо пережить общечеловеческие, духовные и нравственные ценности, которые, как онтологические корни, питают личность. Ценности переживаются как значимости, как значения для себя и ведут к постижению смысла. Философия представляет теории ценностей и дает возможность человеку разобраться в своем выборе ценностей как движущих сил человеческого бытия. В этой связи отметим такие функции как этическую, поднимающую проблемы нравственности, эстетическую, формирующую отношение к совершенному, гармонии и красоте, образовательновоспитательную и другие.
  • Прогностическая функция, предполагающая предвидение вариантов развития цивилизационных процессов. Рефлексируя опыт в истории философской мысли, изучая закономерности развития человека, общества, мира в целом, философия способна видеть вперед, прогнозировать, создавать утопические идеи, которые могут быть продуктивными для будущего, даже если прогнозы не сбываются.
  • 6. Основной вопрос философии.

В истории философской мысли, т.е. философских учений, многие проблемы ставились или решались в связи с основным вопросом философии. В чем заключается основной вопрос философии? Ф Энгельс писал: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе». Отношение духа, сознания, разума и природного, материального, реального мира. Другими словами, что первично: дух, сознание или материя и познаваем ли мир. Философы, в зависимости от ответа на основной вопрос философии (ОВФ) условно разделились на материалистов и идеалистов. При этом материализм и идеализм разнообразны и имеют разные виды.

Выделяют такие виды материализма.

  • Наивный, (или стихийный) материализм - в древнегреческой философии - в основе всего сущего материальные стихии вода, огонь, воздух, земля, затем представление о невидимых частицах - атомах; мир выступает как единое целое, изменяющееся, где всё взаимосвязано (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит).
  • Метафизический (или механический) материализм Нового времени 17-18 веков связан с обращением философии к научному знанию, изучающему природу и основанному на механических характеристиках движения материи, состоящей из малых частиц (масса, инерция, протяженность). Науки в этот период разделяются на отдельные отрасли. Для того чтобы познать процессы, надо сначала познать предметы, которые изменяются. Главное здесь - остановить движение, рассмотреть и описать предмет в какой-то момент. Метафизический взгляд проявляется в том, что предмет рассматривается как неподвижный, неизменный, изолированный. Поясним: термин «метафизика» (греч. - «после физики», т.е. то, что стоит за физикой, или над физикой) имеет два значения:
    • 1) так в 1 веке до н.э. Андроник Родосский назвал труд Аристотеля о сверхчувственных, только умом постигаемых началах бытия, отсюда философское учение о сверхчувственных принципах бытия, недоступных опыту; метафизика иногда употреблялась как синоним философии;
    • 2) философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости, исключающий противоречие как источник развития в отличие от диалектики. Метафизический материализм имеет в виду второе значение понятия «метафизика» (представители - Ф.Бэкон, Т Гоббс, Гельвеций, Гольбах, Дидро).

• Диалектический материализм 19 века - идея всеобщей связи и развития природы, представление о том, что всё составляющее в мире развивается по определенным законам, наблюдается связь природных и общественных процессов. Диалектический материализм возникает в период первой промышленной революции, бурного развития науки, когда на основе частных знаний выступает аналитический подход, наука от изучения состояний переходит к изучению процессов, изменений, когда создается общее представление о мире как едином целом. Представители - К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов. Современный материализм опирается на идеи марксизма, на научное естествознание.

Идеализм имеет две основные формы: объективный идеализм и субъективный идеализм.

  • Объективный идеализм исходит из признания высшего разумного начала, высшего сознания, объективно существующего вне человека, которое выступает движущей силой: дух, идеи, бог. Например, это учение об идеях Платона, самодостаточное существование «мира идей», с помощью которых бог-демиург как строитель мира создал вселенную, или учение Гегеля о саморазвитии абсолютного духа.
  • Субъективный идеализм ставит в центр индивидуальное сознание, субъективное «Я», а объективный понимается как существующий в зависимости от моего сознания, он есть как порождение субъективных познавательных процессов. Реальностью считается то, что дано в субъективном восприятии. Например, Дж. Беркли (1685-1753) не отрицал внешний мир, объективно существующий, но отрицал его материальность, воздействующую на человека - это Бог посылает перцепции (восприятие, представление). Качества вещей не имеют объективной оценки, вещь есть комбинация субъективных ощущений. Беркли дошёл до крайней формы субъективного идеализма - солипсизм (от слова «соло» - один), считая, что существует лишь «Я» и существует лишь то, что воспринимается «Я». Эта позиция имеет право быть, если правильно понять суть субъективного идеализма, исходя из ответа на вопрос: что мы познаем? Для субъективных идеалистов мы имеем дело в познании с нашими ощущениями, а не познаем объективную реальность, свои ощущения и восприятия мы представляем как реальность, действительность. Для объективных идеалистов мы стремимся познавать идеальную сущность, идею, высший разум, творящий мир сверх человека. Для материалистов мы познаем объективную реальность, существующую независимо от нас.
  • 7. Как соотносятся философия и наука.

Проблема взаимоотношения философии и науки включает два основных вопроса:

  • 1. Что общего и различного между философией и наукой?
  • 2. В чем смысл взаимосвязи философии и науки?

Философия - область гуманитарного знания, не относится к точным наукам. В то же время у философии есть научный категориальный аппарат, термины, понятия: субстанция, субстрат, истина, материя, пространство, др., которые не только выступают средством для естественно-научного познания, но в самой философии являются характеристикой абстрактного мышления, необходимого для осмысления целостных процессов, некоей целокупности.

Различие в том, что научное знание доказательно, а мировоззренческое знание умозрительное. Науку интересует объективное (обезличенное) знание при отсутствии субъективного интереса. Философия неотъемлема от создателей философских теорий, которые являются субъектами гражданских, личностных интересов, ничто человеческое не чуждо философу. При этом важно, чтобы философ учитывал достижения науки, а ученый опирался на мировоззренческую, философскую методологию, на концепции, которые помогают находить правильные решения.

  • 8. Основные разделы философского знания.
  • 1. Онтология (онтос, ontos - сущее и логос, logos - учение) -философское учение о бытии, исследование наиболее общих законов бытия.

Отвечает на вопрос: что такое мир - как всё то, с чем имеет дело человек и что становится фактом его сознания. В философских концепциях бытия различают монизм (моно - один), мир имеет одно начало: материальная или духовная субстанции, монизм может быть материалистический или идеалистический. Дуализм (двойственный) признаёт существование двух субстанций: мыслящей (дух, сознание) и протяженной (материя).

  • 2. Гносеология (гнозис, gnosis - знание) - философское учение о познании, исследование наиболее общих законов познания. Познаваем или непознаваем мир (агностицизм). Каковы возможности познания, методы, цели. Что такое истина. Какова сущность самого познания.
  • 3. Философская антропология - философия человека, что такое человек и человек, осмысляющий весь мир и свое место в нем, как исходный пункт философии, исследование вопросов человеческого существования.
  • 4. Эстетика - философия красоты и философия искусства, раздел философии, рассматривающий совершенное и прекрасное в самом глубоком смысле, когда в красоте видятся фундаментальные основания совершенного бытия, антиэнтропийный смысл, онтологические взаимоотношения человека с Миром, Гармония всего универсума и человеческого существования в нем.
  • 5. Этика - раздел философии, который ставит своей задачей исследование вопросов, относящихся к фундаментальным, ценностным основам человеческого поведения, к регуляции отношений в системе «человек - мир» на основе добра. Предметом изучения этики является человек в ситуации морального (нравственного) выбора.
  • 6. Социальная философия - раздел философии, изучающий наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, отношение человека и общества.

Среди других значимых разделов философии следует выделить следующие: философию культуры, философию религии, философию истории, философию науки.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >