БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:61 3. ГЛОССАРИЙ:

  • 1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. Учебник. М. 2010
  • 2. История философии. Академический Проект. М.:МГУ.2ОО8. www. iprbookshop. ru
  • 3. История философии. Под ред. Ч.С. Кирвеля. Минск. 2012
  • 4. Философия. Балашов Л.Е., Дашков и К. М. 2015. www.iprbookshop.ru
  • 5. Философия. Учебник. Под ред. Кохановского В.А. Ростов-н/Д. 2012.
  • 6. www.iprbookshop.ru
  • 7. Асмус В. Ф. Античная философия М., 2005.
  • 8. Вебер М. Избранное. М., 2005.
  • 9. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М.,2005.
  • 10. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.,2006.
  • 11. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.,2010.
  • 12. Камю А. Бунтующий человек. М.,2014.
  • 13. Личность в XX столетии. - М., 2012.
  • 14. Лосский Н. О. История русской философии. - М.,2014.
  • 15. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,2013.
  • 16. Марксистская философия в XIX в. М., 2011.
  • 17. Нарский Н. С. Западноевропейская философия XVII в. М., 2014.
  • 18. Наука в зеркале философии XX в. - М.,2012.
  • 19. Ницше Ф. Сочинения. М. 2010.
  • 20. Петров Н. К. Самосознание и научное творчество. Р-Д., 2012.
  • 21. Проблема человека в западной философии. М.,2014.
  • 22. Русский космизм. - М., 2013.
  • 23. Соколов В. В. Средневековая философия М., 2010.
  • 24. Сорокин П. Цивилизация и общество. М.2012.
  • 25. Феномен человека. М.,2013.
  • 26. Философский энциклопедический словарь. М.,2010.

3. ГЛОССАРИЙ:

Агностицизм - (от греч. - недоступный познанию), философское учение, считающее невозможным истинное познание действительности.

Антропология - учение о человеке.

Антроподицея - проблемы в богословии, связанные с оправданием бога как неответственного за существование зла в мире.

Аскетизм - эллинистическое учение об ограничении или подавлении чувственных желаний для обретения свободы духа. Характерен для религиозных течений.

Априори - (от лат. - из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апории - трудноразрешимая проблема или парадоксальная задача, суждение.

Апостериори - (от лат. - из последующего), знание, получаемое из опыта.

Анимизм - (от латинского - душа) - представление об одухотворенности окружающего мира в архаическом сознании.

Антропосоциогенез - проблема происхождения человека и общества.

Антропоморфизм - представление о наличии у явлений окружающего мира свойств человека.

Антроцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Бессознательное - совокупность психологических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Волюнтаризм - (от лат. - воля), принцип, рассматривающий волю в качестве высшего основания бытия.

Гедонизм - (от греч. - наслаждение) - этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо человека. В Древней Греции -это школа эпикуреизма.

Гносеология - теория познания.

Диалектика - учение о развитии. Метод, учение о всеобщих закономерных взаимосвязях, развитии через противоречие.

«Досократики» - термин, обозначающий древнегреческие школы, существовавшие до Сократа и не затронутые влиянием сократической традиции.

Дуализм - (от лат. - двойственный) - философское учение, признающее равноправными два противоположные начала - дух и материю и т.п.

Идеология - (от греч. - слово, учение) - система взглядов, идей об отношении людей к действительности и программе действий по закреплению или изменению общественных отношений. По Маннегейму, иллюзорная, ложная форма отражения действительности.

Иррационализм - (от лат. - неразумный), философское течение, отрицающее главенствующую роль разума в познании и утверждающее алогичный - неразумный характер бытия.

Идеализм - (от греч. - идея), философское учение, утверждающее первичность духовного, психического начала и вторичность материального.

Императив - (от лат. - повелительный), закон. У Канта - нравственное предписание. Категорический императив - безусловный принцип поведения.

Категории - (от греч. - высказывание) - предельно общие философские понятия, отражающие существенные связи действительности.

Киники - (от лат. - циники), сократическая школа, требующая жить по собственным законам, эпатировать общественное мнение и отрицать общественную мораль.

Материализм - (от лат. - вещественный) - философское учение, решающее основной вопрос философии в пользу материального, физического в противоположность идеальному.

Метафизика - (от греч. - после физики) - философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречие, создающий одностороннюю, статическую картину мира.

Мифология - архаическое понимание действительности посредством образа, существовавшее на ранних этапах развития общества.

Модернизм - (от новейший, современный) - направление в культуре конца XIX - начала XX в., утверждающее свободу мыслителя и символическое отражение действительности.

Монадология - учение Лейбница о монадах, - бестелесных, простых субстанциях.

Монизм - (от греч. - один), способ рассмотрения мира в свете одного начала. Противоположен дуализму, признающему два независимых начала и плюрализму - признающему множественность начал.

Неоплатонизм - поздний этап развития платонизма, согласно которому во главе бытия стоит единое, из которого следуют ум и душа.

Номинализм - (от лат. - имя) - философское учение, отрицающее существование универсалий (общих понятий) и утверждающее, что действительно существуют лишь единичные вещи, а не понятия.

Ноосфера - (от греч. - разум) - сфера разума. По Вернадскому, ноосфера - новая стадия биосферы, которой управляет коллективный разум человека.

Онтология - (от греч. - сущее и учение) - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия

Основной ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - проблема соотношения бытия и мышления.

Пантеизм - (от греч. - всё и бог) - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Патристика - (от лат. - отец) - ранний этап развития средневековой философии (III - VII в.) - учения западных и восточных отцов церкви.

Персонализм - (от лат. - личность), направление в современной западной философии, признающее личность первичной духовной реальностью, а весь мир проявлением верховной личности - Бога.

Плюрализм - (от лат. - множественный), философская позиция, согласно которой существует множество независимых начал.

Постмодернизм - направление в культуре второй половины XX в., утверждающее субъективизм, плюрализм, идею бытия как становления.

Позитивизм - (от лат. - положительно) - философское направление, основанное на идее позитивного знания. С позиции позитивизма философия как самостоятельная наука не имеет права на существование.

Провиденциализм - (от лат. - провидение) - религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека.

Протестантизм - направление христианства, возникшее в эпоху Реформации в XVI в. и направленное на реформацию католицизма.

Рационализм - (от лат. - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Реализм - (от лат. - вещественный), философское направление, считающее, что идеи существуют реально и независимо от сознания.

Сенсуализм - (от лат. - восприятие, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания.

Скептицизм - (от греч. - исследующий) древнегреческое направление IV в. до н.э., не допускающее возможности достоверного знания и рационального обоснования норм поведения.

Стоицизм - древнегреческая школа III в. до н.э., считающая идеалом мудреца, достигшего добродетели и беспристрастие (апатии), не зависящего от внешних обществ.

Структурализм - философское направление XX в., выявляющее структуры как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.

Субстанция - (от лат - сущность), причина самой себя; реальность, рассматривающаяся со стороны ее внутреннего единства.

Схоластика - (от греч. - школьный), тип религиозной философии, рационально обосновывающий христианские догматы и пришедший на смену патристики в средневековой философии.

Сциентизм - (от лат. - знание, наука), мировоззренческая позиция, считающая научное знание наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.

Теоцентризм - религиозно-философский принцип, рассматривающий бога как центр мироздания.

Теодицея - (от греч. - бог и справедливость), религиозно-философская доктрина, оправдывающая Бога как неответственного за мировое зло.

Томизм - (от лат. - Фома), направление в схоластике и теологии католицизма, созданное Фомой Аквинским.

Тотемизм - религиозно - мифологическое воззрение о наличии общего предка (тотема) у человека и природы.

Трансцендентное - внешнее, выходящее за пределы эмпирического мира, противоположное имманентному - внутренне присущему.

Трансценденталии - (от лат. - выходящие за пределы) - понятия схоластики, обозначающие наиболее универсальные, высшие определения бытия.

Фетишизм - (от франц. - идол, талисман), религиозное поклонение предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Фрейдизм - общее обозначение школ, применяющих учение 3. Фрейда об индивидуальном бессознательном для объяснения явлений культуры, творчества, общества в целом.

Эвдемонизм - (от греч. - счастье, блаженство) - античный принцип обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

Экзистенциализм - (от позднелат. - существование) - философия существования, толкующая бытие, как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенцию.

Эллинизм - греко-римская философия с IV в. до н.э. по V в. н.э., эволюционирующая от философии индивидуализма к римскому универсализму.

Эмпиризм - (от греч. - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знание означает описание опыта и сведение к нему.

Эпистемология - (от греч. - знание и слово; учение) - термин, обозначающий теорию познания.

Эпикуреизм - направление в древнегреческой и древнеримской философии, названное по имени ее основателя - Эпикура, утверждавшего, что счастье человека связано с наслаждением, понимаемым как отсутствие страдания.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ