: «Сознание как философская проблема»

В античности сознание или разум космичны и выступают синонимом универсальной закономерности. В средневековой философии сознание трактуется как надмировое начало - Бог и возникает идея спонтанной активности души. В Новое время у Декарта сознание - это непространственная субстанция, открывающаяся самосозерцающему субъекту. У Локка сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. На первый план в Новое время в проблеме сознания выдвигается самосознание. В немецкой классической философии исследуется общественно-историческая природа сознания. Так, у Гегеля, индивидуальное сознание человека определяется формами общественной жизни, т.е., объективным духом. Эволюция индивидуального сознания повторяет развитие коллективного сознания.

В марксизме сознание анализируется с позиций чувственно-предметной деятельности, т.к. сознание возникает в труде благодаря общению. Сознание отражает внешний мир, являясь субъективным образом объективного мира. В философии конца IXX - XX вв. появляется проблема иррационального в сознании, бессознательного.

С реалистических, материалистических позиций сознание - это субъективный образ объективного мира, отражение внешнего мира. Отражение присуще живой и неживой природе и является фундаментальным свойством материи. Отражение — это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств состояния других систем. Отражение в неживой природе выступает как механическое, химическое, физическое. В живой природе выделяют такие разновидности отражения:

  • - раздражимость как реакция организма на внешнее воздействие;
  • - чувствительность, присущая животным, как способность отражать свойства вещей в виде ощущений;
  • - элементарная психика высших животных, целесообразность в реакции организмов на окружающую среду и выработка приспособленного поведения (рефлекса);
  • - психика человека как высшая форма отражения.

Существуют разные гипотезы, которые объясняют возникновение сознания человека:

  • - религиозная, согласно которой сознание возникает в результате творения и появления духа у человека благодаря Творцу;
  • - инопланетное, теософское (Е. Блаватская);
  • - реалистическая, материалистическая теория, которая исходит из идей Дарвина о том, что психика животных является предпосылкой возникновения человеческого сознания. Основными факторами возникновения психики человека являются труд, общение и речь;
  • - психоаналитическая концепция связывает возникновение сознания с появлением экзогамии (кровнородственной общины, связанной с другой общиной проблемой воспроизводства потомства) и тотемизма;
  • - по Т.Шардену, парадокс человека, т.е., возникновение сознания состоит не в переходе от человекообразных обезьян к человеку, а в субъективации внешних форм проявления жизнедеятельности.

С реалистических позиций на возникновение сознания влияют следующие факторы:

  • - внешний мир, отражаемый в виде символов, копий, несущих информацию о мире;
  • - социокультурная среда;
  • - мозг и условно-рефлекторная деятельность;
  • - собственный индивидуальный мир человека;
  • - космическое, информационное поле.

В отечественной философии сознание рассматривается А.Спиркиным, как идеальное отражение действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека.

По А.В. Иванову сознание - это идеальная психическая форма действительности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Структура сознания, предложенная А.В.Ивановым, объединяет представления о функциональной асимметрии мозга, структуре сознания по Фрейду и Юнгу.

бессознательное

— сверх-сознание

«Я»

I сфера- это сфера телесно-перцептивных способностей, первая информация о мире. Главным принципом этой сферы является принцип целесообразности.

II сфера - это логико - понятийные компоненты сознания, главный принцип этой сферы - поиск истины.

III сфера - это эмоционально-субъективные переживания, эмоции, аффекты. Главным принципом этой сферы является удовольствие.

IV сфера - это ценностно-мотивационные компоненты сознания.

Левополушарная деятельность мозга «отвечает» за языковое, вербальное, логическое мышление. Правополушарное - за образное, интуитивное, музыкально-поэтическое восприятие мира.

Арабские цифры означают точки восхождения духовной «Самости», по Юнгу:

  • 1. Этап бессознательного.
  • 2. Генезис телесного «Я».
  • 3. Формирование сознательного «Я».
  • 4. Формирование нравственного «Я».
  • 5. Космическое Сверх-сознание.

В объяснении сознания используется характеристика идеального, которая противоположна материальному и носит функциональный характер, выступая как образ предмета. Идеальное, возникая в сознании отдельного человека, носит надличностный характер. Сознание является идеальным, существуя в материальной форме выражения, т.е. языке.

Сознательное и бессознательное в исследовании сознания впервые появляются у 3. Фрейда как представление об «индивидуальном бессознательном». У К.Юнга возникает представление о «коллективном бессознательном», т.к. символика является составной частью психики и бессознательно вырабатывает формы и идеи, носящие схематический характер. Эти идеи Юнг называет архетипами и считает их основой нашей психики и деятельности. А. Адлер выделяет понятие комплекса неполноценности, появляющегося из-за несовершенства человеческой природы, преодолевая которое человек актуализирует свои творческие способности. Если он застревает в этом комплексе, то появляется желание власти, господства и подавления других. Э.Фромм объясняет бессознательное, используя понятие социального характера личности, т.к. человек существует в двух планах жизни экзистенциальном и историческом.

Проблема общественного сознание и его форм появляется в философии марксизма. Общественное сознание - это реальное осознание обществом самого себя на определенном историческом этапе развития. Выделяют следующие исторические формы общественного сознания: мифологию, религию, право, философию, науку и др.

Формы общественного сознания различаются по предмету отражения: у философии - это всеобщее, у науки - особенное, у религии - иррациональное и по способам отражения: философия и наука используют понятия, искусство и мифология - образы.

В структуре общественного сознания выделяют теоретический и эмпирический уровень, общественную психологию и идеологию.

На теоретическом уровне отражаются существенные связи и закономерности в понятиях науки, категориях философии. На эмпирическом и обыденном уровнях, основанных на опыте или повседневной практике, здравом смысле отражаются внешние, иногда случайные свойства и стороны изучаемого объекта.

Общественная психология - это уровень общественного сознания, где критерием отношения к действительности является не знание, а оценка. Общественная психология - это ценностное отношение к действительности группы или класса. Идеология - это система теоретических взглядов на действительность, создаваемая теоретиками. Однако, по Мангейму, идеология - это всегда иллюзорная, ложная система взглядов.

Контрольные вопросы:

  • 1. Почему без самосознания невозможна человеческая личность?
  • 2. Какие этапы «Самости», по Юнгу, утрачиваются в развитии человека в условиях массовой культуры?
  • 3. Деятельность каких полушарий головного мозга активизируется у курсантов при изучении философии?
  • 4. Какие архетипы «коллективного бессознательного», по Юнгу, проявляются в нашем менталитете?
  • 5. Необходима ли идеология современному российскому обществу?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >