: «Философия Нового времени»

В XVII в. в Европе складывается новая мыслительная парадигма, в основании которой находятся протестантизм и рациональность. По М.Веберу, рациональность является определяющей чертой всей современной европейской культуры. Такому типу философии предшествует средневековая и возрожденческая философии, первая из названных является антиподом новой философии, а вторая выступает как предпосылка рациональности. Кратко охарактеризуем предшествующие типы философии.

Европейская философская мысль средневековья - это период V-XV вв., в который зарождается европейская наука, формируются современные государства и складываются языки. Философскую мысль этого периода определяет средневековая модель мира со свойственной ей дуализмом, символизмом, геоцентризмом и провиденциализмом.

Многообразие философской мысли оформляется на двух этапах: патристики (V- VIIIbb.) и схоластики (VI- XVbb.). Этап патристики - это учение западных и восточных отцов церкви, основанное на идее откровения, а этап схоластики - это тип религиозной философии, ориентированной на рациональное обоснование христианской догматики. По характеристики С. Аверинцева, схоластика - это философия в рамках интерпретации текста (Библии). Вся средневековая философская проблематика разрабатывается в рамках теизма (религиозной установки, признающей трансцендентность абсолютного начала - Бога, творящего мир «из ничего» - принцип креационизма) и существует в форме теологии (богословия) - учения о Боге.

Значительным христианским философом этапа патристики является философия Августина Блаженного, тяготеющий к неоплатонизму с идеей стоящего во главе бытия Сверхсущего, Единого, Благого и творения мира как эманации (нисхождение) Сверхсущего. История анализируется Августином как движение от земного града к Божьему, как динамика движения человеческой личности к Богу.

В средневековый период оформляются две философские позиции: номинализм и реализм, связанные с вопросом о природе общих понятий. Согласно А. Кентерберийскому, мысль тождественна бытию, что есть в мысли - есть и в бытии. Значит, общие понятия (универсалии) существуют реально.

С позиции номиналистов реально существуют только единичные вещи. По У. Оккаму, универсалии - это имена, обозначающие единичные вещи. Поэтому понятия, неподдающиеся проверки должны удаляться из науки (так называемый принцип Оккама - «сущность не следует умножать без необходимости»). Попытку примерить номинализм и реализм предпринял

П. Абеляр, согласно которому общие идеи не существуют реально, но воспроизводят объединение в уме сходные признаки единичных вещей.

В этот период схоластика ищет возможность соединения веры и знания, что порождает теорию двойственной истины. Предметом философии является 17

опытное знание, предметом теологии - сфера откровения, поэтому философия и теология не противоречат друг другу. Стремление рационально обосновать религию было присуще к Ф. Аквинскому - основателю томизма - официальной доктрины католицизма с IXX в. Главным тезисом томизма является тезис о том, что любовь к Богу важнее познания Бога, ибо Бог - это любовь. Ф. Аквинский разрешил спор реалистов и номиналистов. Общее существует реально, но не в уме, и не в виде идей. Общее - в Боге, ибо Бог - общее в чистом виде.

Позднее схоластика переносит центр тяжести в мировоззрении на личность, обосновывая два различных подхода к обществу и культуре. Философия номинализма обосновывает мир разумных эгоистов, ибо никакого единого высшего (стоящего над частным) интереса не существует, и общее есть сумма единичного. Философия реализма общие культурные смыслы и ценности ставит выше частного, эгоистического начала.

Философия эпохи Возрождения XIV-XVI вв. по сути, готовит будущий индивидуалистический взгляд на мир в Новое время. Для Европы, и особенно, Италии XIII-XVI вв. характерен взлёт художественной, научной и философской мысли, возникновение новых отношений, именуемых эпохой Ренессанса или Возрождением. Становящиеся новый образ жизни и новое мировоззрение были антиподом средневекового, ибо основывались на секуляризации (освобождении от религии) всех сторон жизнедеятельности человека и общества. Освобождение от сословных связей, становление городской культуры способствовали развитию индивидуальности и разносторонней деятельности. В пределах ренессансной культуры возрождается античная традиция как идеал, ибо в античности мыслители находят подтверждение и обоснование обновленного гуманистического мироощущения.

Гуманизм как философия оформляется в борьбе со схоластикой, вне рамок цеховой традиции ученых средневековья. Возрождается диалогичность и полифоничность стиля мышления, человек становится главной проблемой философии. Отсюда её антропоцентризм (позиция, ставящая человека в центр мироздания). По мнению Н. Бердяева, гуманизм способствовал развитию внешнего человека, в отличие от внутреннего человека средневековья и утверждению человекобожнической философии. Гегель считал возрожденческую философию периодом разложения схоластической философии средневековья, а Рассел отмечал ее переходный характер.

Философия эпохи Возрождения была связана с развитием естествознания, великими географическими открытиями, новой космологией Коперника. В эволюции философской мысли этого этапа можно выделить три периода: гуманизма, неоплатонической и пантеистической натурфилософии. Гуманистическая философия формируется в кружках ученых, при дворцах меценатов и связана с земной жизнью человека, его достоинства и веры в собственные силы. Философским содержанием неоплатонизма была новая пантеистическая (отождествляющая Бога и мир) картина мира, отвечающая на вопрос о соотношении Бога и мира. Так, в мистическом пантеизме Н. Кузанского разработано учение о Боге, которое содержит в себе в свернутом виде мир. Поэтому Кузанский отвергает креационистскую концепцию сотворения мира «из ничего». Натуралистический пантеизм характерен для гелиоцентрической системы мира Н. Коперника и Дж. Бруно. В возрожденческой философии сохраняется идея о всеобщей одушевлённости природы, возникает новая иерархия мироздания, в которой Бог и природа понимаются пантеистически, вечность становится атрибутом Вселенной, а человек включается в природный ряд. Мир и человек возвеличиваются этически и эстетически. Энергично выдвигается примат чувственной красоты.

Именно в возрожденческий период XIII-XVI вв. утверждается идея о суверенности разума, закладываются основы новоевропейского рационализма и представление о природе как возможном объекте научного эксперимента и практической деятельности.

В XVII в. в Европе складывается новая мыслительная парадигма, связанная с рациональностью. Рациональность - это культура, ориентированная на индивидуальность, это переход от авторитаризма к здравому смыслу в мышлении и поведении. В значительной степени переход к индивидуализму в новоевропейской культуре обусловлен протестантизмом, возникшим в ходе Реформации XVI в. В протестантизме утверждается священность всей повседневной деятельности, труд рассматривается как предназначение человека, а богатство и успех как богоугодное дело. Потребность в нерелигиозной картине мира усиливается благодаря науке, в которой самоценностью является накопление научных знаний.

Философия Нового Времени - это западноевропейская мысль XVII-начала XVIII вв. Главную роль в культуре начинает играть наука, и философия перестает выступать в роли «царица всех наук». Предметом новоевропейской философии становятся проблемы познания, методология науки, взаимоотношение природы и человека и рационалистические теории государства. Двумя основными направлениями этой философии являются рационализм и эмпиризм, по-разному осознающие проблему природы человеческого познания.

Для родоначальника эмпиризма Ф.Бэкона философия должна опираться на опытное знание, оказывая пользу науке. Для этого необходимо устранять субъективные помехи познания, именуемые «идолами»: идолы рода, пещеры, театра и площади. В достижении достоверного знания особую роль имеет метод «пчелы», снимающий ограниченность метода «муравья» - простого собирания фактов и метода «паука» - спекулятивных, т.е., бесплодных рассуждений. Используя индуктивный метод «пчелы», исследователь соединяет способности опыта и рассудка. Именно индукция - движение от частного к общему, позволяет сделать разум адекватным природным вещам, увеличивать власть человека над природой в согласии с афоризмом Ф.Бэкона: «Знание - сила».

Согласно рационалистической метафизике Р. Декарта, самым очевидным и достоверным является мыслящее «Я»: «Я мыслю, следовательно, я существую» - «Gogito ergo sum». В дуалистической философии Декарта рассматриваются две субстанции: духовная и материальная. Духовной субстанции вечна, неделима и обладает мышлением. Ей противостоит материальная субстанция, бесконечно делимая и обладающая протяженностью. Духовная субстанция является предметом метафизики, а материальная субстанция - предметом физики. Душа обладает врожденными идеями о Боге, пространстве и времени и т.п. Природа рассматривается как гигантская машина, постигаемая механикой. Истинное знание достигается благодаря методу дедукции, т.е., движению от общего к частному. Метод интеллектуальной интуиции и дедукции основан на следующих правилах: исходить из простых и очевидных вещей, разделять любую сложную проблему на составляющие, двигаться от простого к сложному, соблюдая последовательность и логичность.

Декартовское противопоставление духовной и материальной субстанций преодолевается Б.Спинозой в монистическом учении - пантеизме - о единой субстанции (Боге или природе). Субстанция как причина самой себя обладает атрибутами: мышлением и протяженностью и модусами - конкретным проявлением субстанции. Единая человеческая душа - это модус мышления. Все в мире причинно обусловлено, поэтому человеческая воля ничего не может изменить в этом процессе, но может его понять. Поэтому «не стоит смеяться, плакать, ненавидеть, а понимать...».

Г.-В.Лейбниц развивает плюралистическое учение о субстанциях в рационалистической метафизике - монадологии. Его учение основано на идее множественности субстанций - монад. Монады - это неделимые, непроницаемые субстанции, сущностью которых является деятельность. Живой мир - это совокупность монад, находящихся между собой в состоянии предустановленной Богом гармонии. Высшей монадой является Бог, низшей -минералы, а человек - одна из монад в иерархическом ряду. В теории познания Лейбниц преодолевает крайности эмпиризма и рационализма, утверждая, что нет ничего в разуме, чего не было в чувствах, кроме самого разума.

Контрольные вопросы:

  • 1. В чем заключается специфика средневековой философии и этапов патристики и схоластики?
  • 2. Охарактеризуйте основные направления философии Возрождения.
  • 3. В чем заключается принцип антропоцентризма и эстетический характер европейского гуманизма?
  • 4. Что определило возникновение новоевропейской философии и новых философских проблем?
  • 5. Охарактеризуйте особенности философии эмпиризма Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж. Локка?
  • 6. Почему, по Ф.Бэкону, «знание является силой?»
  • 7. Как принцип Р.Декарта: «я мыслю, следовательно, я существую» определил фундаментальные ценности европейской культуры?

Тема № 6: «Немецкая классическая философия»

Новоевропейская философия XVIII в.- это философия Просвещения. Прогресс науки приводит к безграничной вере в человеческий разум. Возрастает общественная ценность науки, и просветители апеллируют к индивидуальному разуму, свободному от религиозных предрассудков. Возникнув в XVII в. в Англии в философии Локка, просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII в. (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Руссо) и Германии (И.Кант, Г.Гегель).

Конкретной разновидностью философии Просвещения была деистская форма материализма, в которой Бог рассматривался как первопричина мира. В гносеологии деисты разделяли теорию врожденных идей, идею субстанциальности души. Просветители отрицали теологическое объяснение исторического процесса и утверждали рационалистические теории общественного договора. Последующее развитие истории показало несостоятельность культа разума, провозглашенного просветителями.

Немецкая классическая философия явилась высшим достижением просветительской философской мысли Германии в лице И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Л.Фейербаха.

Эта философия не представляла собой единого направления. Кант был дуалистом и агностиком, Фихте - субъективным идеалистом, а Шеллинг и Гегель - объективными идеалистами. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались лишь как формы, присущие человеческому мышлению, а у Шеллинга и Гегеля - как формы самой духовной действительности, разума, развивающегося путем самоотрицания во всем многообразии явлений универсума.

Немецким просветителем И.Кантом была создана критическая философия («Критика чистого разума»), в которой анализировались познавательные способности человека. Кант анализировал процесс познания вообще и трансцендентального (безличного) субъекта познания. Предметом его философии являлась область знания, находящаяся между знанием и верой. Его философия именуется трансцендентальной, так как в ней исследуются условия возможности опыта apriori - до опыта, в отличие от aposteriori - после опыта. В процессе познания индивидуальный субъект использует свои познавательные способности: чувства, рассудок и разум. Чувственность выступает первой стороной познания, давая нам определенные ощущения. Посредством рассудка, использующего систему категорий, наш беспорядочный опыт систематизируется. Мир упорядочивается с помощью априорных форм созерцания, которыми являются пространство и время. Пространство - форма упорядочивания внешнего опыта, время - внутреннего опыта. Поэтому «ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений - пусты», утверждал Кант. Так действует «чистый» разум, оперирующий антиномиями, т.е., противоречиями.

Итак, наше познание начинается с «вещей в себе» и в этой позиции Кант - материалист. Однако в процессе познания мы имеем дело не с самими вещами объективного мира, т.е., «вещью в себе», а с тем, что мы сами создали, сконструировали в своем сознании, с образами - явлениями - «феноменами» предметов. Поэтому «вещь в себе» - «ноумен» непознаваема, в познании мы имеем дело только с «феноменом» вещи, делает вывод Кант. Такая позиция Канта о непознаваемости сущности мира в целом и отдельных вещей называется агностицизмом.

Человек рассматривался Кантом как житель двух миров, природы и свободы. В сфере природы действует не чистый, а практический разум. Законы практического разума - это законы воли, нравственные законы. Так, от гносеологии Кант перешел к обоснованию индивидуалистической этики и формированию категорического императива, т.е., внутреннего закона безусловного нравственного поведения. Основными положениями категорического императива являются следующие утверждения:

  • - человек может являться только целью и никогда средством для других людей;
  • - поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Г.В.Ф. Гегель обосновывал систему объективного идеализма, возникновение многого из единого рациональным способом. В работе «Феноменология духа» Гегель характеризовал Абсолютную идею, которая в своем саморазвитии проходит следующие этапы: этап логики, на котором познаются: бытие, количество, качество; этап природы, на котором возникает человек и его субъективный дух, исследуемый антропологией, психологией. Всеобщий дух проявляется в политике и государстве и называется объективным духом. Вершиной развития Абсолютной идеи выступает Абсолютный дух, реализующий себя в религии, науке и философии. Каждый человек в своём индивидуальном развитии проходит этапы всеобщего духа. Абсолютная идея в своём развитии реализует законы диалектики: закон перехода количества в качество; закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

В философии истории Гегель анализировал развитие мировой истории как движение от необходимости к свободе. Прогресс - это осознание народами свободы. Центр мировой истории перемещается от древнего Востока к греческому миру, потом - к римскому миру, затем - романо-германскому миру. Гегель выделяет исторические и неисторические народы, считая, что славяне -неисторический народ, т.к. исторические народы - это народы, осознающие свою миссию, имеющие свою национальную идею.

Немецкая классическая философия явилась вершиной развития европейского рационализма, ограниченность которого стала преодолеваться последующей философией и, в первую очередь, философией Фейербаха, основанной на принципе антропологического материализма.

Сущность гегелевского идеализма Фейербах усматривал в отрыве мышления от человека, наделении мышления самостоятельным существованием. В теории познания Фейербах предложил линию материалистического сенсуализма, выдвигая на первый план чувственный опыт. В центр философии Фейербах ставит человека, как продукта и части природы, он настаивает на безусловном единстве духовного и телесного в человеческом организме. Восставая против гегемонии мышления у Гегеля, Фейербах усматривал сущность человека в его чувственности, многообразии переживаний индивида. При этом Фейербах исходил из абстрактной, а не социальной трактовки человека.

Контрольные вопросы:

  • 1. В чем заключается специфика философии европейского Просвещения и его национальных форм?
  • 2. Актуальны ли сегодня идеи «географического детерминизма» Монтескье?
  • 3. В чем состоит агностицизм философии И.Канта?
  • 4. Как связаны категорический императив И.Канта и идеи либерализма?
  • 5. Охарактеризуйте универсальность законов диалектики Гегеля?
  • 6. Почему Гегель утверждает, что славяне - это неисторические народы?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >