Агитационно-пропагандистские материалы и социальная реклама 1930-х годов
В рассматриваемый период для торговой рекламы поле деятельности было весьма ограниченным. Но для агитационного, пропагандистского плаката это было очень продуктивное время — период создания уникальных образцов политической рекламы. Главные направления такой рекламы — выполнение первого и второго пятилетних планов, индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства.
Годы первой пятилетки — особый и значительный этап в развитии советского политического плаката. Выполнение плана в четыре года потребовало огромного напряжения сил народа, а следовательно — усиления агитационной и пропагандистской работы. Плакат призывал к ускорению сроков и перевыполнению показателей, воодушевлял успехами социалистического строительства, славил передовиков, клеймил внутренних и внешних врагов, среди последних на первое место выдвигался фашизм.
Это был период, когда быстро меняющаяся действительность корректировала символический язык плаката. Атрибутом крестьянина становится не коса, а трактор, рабочего — сложные станки, домны, линии электропередач, рабочий фартук уступает место комбинезону. Плакатные образы той эпохи документальны и в то же время возвышенны, героизированы. Характерным признаком политического плаката стала «дисциплинированность» каждого отдельного персонажа, особенно если тот был изображен среди людских масс. Фигуры расположены строго по линейке и развернуты — как в марширующей колонне, так и в зале заседаний. Они не только символизировали политическое и общественное единство, но и указывали зрителю на необходимость «слиться с массою» (В. Маяковский).
Именно в политическом плакате первой половины 1930-х гг. сохранились остаточные признаки конструктивизма — стиля, который был так характерен для лучших рекламных материалов предыдущего десятилетия. В пропагандистских и агитационных материалах нашли свое воплощение и развитие принципы фотомонтажа, разработанные в 1920-х гг. А. Родченко. Выдающимся мастером фотомонтажа был Г. Клуцис.
Фотомонтаж как визуальный язык
первых пятилеток
Густав Густавович Клуцис (1895-1938 гг.) родился в Кёнингской волости Валмиерского уезда близ г. Руйена в латышской семье. Получил художественное образование в Риге, Петрограде. В 1918 г. после участия в Февральской и Октябрьской революциях переехал в Москву и стал стрелком 9-го латышского полка (охрана Кремля). С 1919 г. учился в Москве (ВХУТЕМАС), где ему преподавали К. Малевич и К. Коровин. Клуцис стал одним из лидеров советского конструктивизма. Особую известность получили его политические плакаты, сделанные в технике фотомонтажа. Клуцис сотрудничал с В. Маяковским в литературно-художественном объединении «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), был близко знаком с А. Родченко, В. Степановой.
Клуцис постоянно искал новый художественный язык, который бы, с одной стороны, отражал авангардный характер современной ему эпохи, с другой, в отличие от формалистичных супрематизма, кубизма и т. д., был бы понятен широким массам. Он писал: «В то время я был убежден, что революция требует от искусства совершенно новых форм, не существовавших никогда раньше. Я ставил себе своеобразную задачу — в напряженной работе исчерпать все течения, «измы» и таким образом освободиться от груза прошлого, от старой школы и найти новые формы для настоящего». Его новый художественный язык родился в соединении принципов конструктивизма и новых технических достижений. «Я создаю свои работы не на основе отдельных фотокадров, а использую фототехнику, химию, оптику и аппаратуру как новую изобразительную технику для создания художественно-идеологического образа» — писал он. Именно фотомонтаж стал у Клуциса главным выразительным средством современной художественной формы, воздействующей на массы. «Заменяя рисунок от руки фотографией, художник более правдиво, более жизненно, более понятно для масс изображает тот или иной момент», — отмечал он в своей статье «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства» (1931 г.).
Особенно известны его плакаты, посвященные первой пятилетке, стахановскому движению. Но он работал над разными темами, такими как развитие рабочего спорта, призыв молодежи в авиацию, шефство комсомола над флотом и др. (рис. 8.24).

Рис S.24. Плакаты «Спартакиада» (1928 г.), «Выполним план великих работ» (1930 г.). Художник — Г. Клуцис
Клуцис был также известен как выдающийся дизайнер выставочных пространств, именно он был главным художником советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Жизнь Клуциса закончилась трагически: в 1938 г. он был арестован как «член вооруженной латышской террористической организации» и расстрелян на Бутовском полигоне в Москве.
Необходимость разъяснения государственной экономической политики в годы первой пятилетки заставила художников вновь обратиться к методам, зарекомендовавшим себя еще в первые послереволюционные годы и к тому же непосредственно связанным с российскими иконографическими традициями. Если в период военного коммунизма выходили Окна РОСТА, то в 1931-1932 гг. и с 1934 по 1936 г. (с короткими перерывами) выходили Окна ИЗОГИЗа — крупноформатные плакаты, в нескольких последовательных рисунках (по принципу комикса) рассказывавшие об актуальных политических событиях. Эти плакаты представляли собой, по сути, крупноформатную иллюстрированную газету. Рисунки сопровождались стихами, комментариями, лозунгами. В Окнах ИЗОГИЗа работали известные художники — А. Дейнека, Д. Моор, В. Черемных. Но в целом в 1930-е гг. советский плакат постепенно теряет черты авангардизма. Он становится академичным, живописным по форме, дидактичным по содержанию.
В 1930-е гг. большое внимание уделялось социальной рекламе, особенно санитарному плакату. Ситуация со здравоохранением была сложная, быстрая урбанизация провоцировала вспышки инфекций. Борьба за чистоту, за культуру быта, привитие населению гигиенических навыков, первичных медицинских знаний рассматривалась как часть становления социалистического образа жизни. Популярен был призыв вступать в общество Красного Креста и Красного Полумесяца, создавать сандружины и санпосты. Большое внимание уделялось медицинскому просвещению женщин, особенно в отношении ухода за детьми (рис. 8.25). В связке с темой здоровья шел и спортивный плакат, который зачастую был носителем идей патриотизма, превосходства советского государства во всех областях жизни (рис. 8.26).
Характерная особенность советской социальной рекламы 1930-х гг. — обращение к женской аудитории и в связи с этим присутствие на плакатах разнообразных женских образов в каче-

Рис. 8.21 Плакат, пропагандирующий правильное питание ребенка. 1930 г.

ВСЕ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ ДОЛЖНЫ 6ЫТЬ КЛІ1І!
Рис 8.26. Спортивный плакат. Художник — В. Говорков. 1935 г.
стве главного персонажа. Темы их часто связаны с привлечением женщин на производство, что было важнейшей частью внутренней повестки дня. Призывы «Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!» (1931 г.) или «Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу» (1931 г.) даже сегодня выглядят актуально, что уж говорить о том времени.