Философия как история философии

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ КАК МАКСИМАЛЬНО ОБЩИЕ ЯВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫПроблема субъект-объектности в доцивилизационную эпоху человечества.КОНСТАНТЫ МИФОЛОГИЧЕСКОГО И ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕДФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙДревнеегипетская мифология и светская мудрость.Шумеро-вавилонская мифология.Мифология и моралистика в Библии. Ветхий Завет.Иранская мифология.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ АРХАИКИ И ВЫСОКОЙ КЛАССИКИВажнейшие мировоззренческие аспекты древнегреческой мифологии.Предфилософские идеи в образах древнегреческой мифологии.Морально-этические элементы предфилософской мысли.Дифференциация древнегреческой духовной культуры и возникновение философии.Микрокосмос и макрокосмос как принципы трансформации мифологического мировоззрения в философское и выражение их субъект-объектной сути.Человеческий микрокосм как самодвижная, животворящая, мыслящая и персонифицирующая душа.Макрокосм природы как бытие и как структура.Бог, природа, человек и истина в раннегреческой философии.Дальнейшая параллелизация микро- и макрокосма и выступление на первый план проблемы человека.Истина чувств и истина ума, гносеология индивида и гносеология личности.ХУДОЖЕСТВЕННО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЦИСТСКИЙ СИНТЕЗ ПЛАТОНААнтисенсуализм Платона и его концепция идей как констант знания и бытия.Разновидности знания и диалектика как верховная из наук.Душа как гносеологический, морально-религиозный и космологический субъект у Платона.Бог, материя и необходимость, телеология и детерминизм в космогонии и космологии Платона.Этический микрокосм и социальный макрокосм в философии Платона.НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ УНИВЕРСУМ АРИСТОТЕЛЯКлассификация наук.Структура знания у Аристотеля.Наука и логика как рассудочное знание.Органицистская метафизика Аристотеля.Душа и Бог в системе метафизики Аристотеля.Квалититавистская физика и космология Аристотеля.Телеологическая биология.Человеческий микрокосм как этическая личность.От индивида к полису. Его реальные и идеальные аспекты. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. РЕЛИГИЯ, НАУКА, ФИЛОСОФИЯОсновные направления предэллинистической и эллинистической философии.Крайний сенсуализм Эпикура и его понимание души.Логический сенсуализм стоиков.Критический и агностический аспекты скептицизма.Пантеистический органицизм стоиков в их истолковании бытия.Философия в Риме. Эклектический синкретизм и просветительские идеи Цицерона.Механицистский редукционизм атомистики эпикурейцев и их обоснование самодостаточности природного макрокосма.Эпикурейская этика наслаждения и стоическая этика долга. Их социальные аспекты.Морализирующая философия поздней Стои.ТОРЖЕСТВО ХРИСТИАНСКОГО МОНОТЕИЗМА В ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕМУРелигия и теология в поисках философского обоснования.Экзегетика Филона Александрийского.Теософия гностиков.Радикальный дуализм манихейства.РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.ПАТРИСТИКА. НЕОПЛАТОНИЗМНеоплатонизм как органистический и идеалистический итог античного философствования.Откровение Священного Писания как фундамент мировоззрения патристики. Верознание во взаимоотношениях религии и философии.Бог как сверхабсолютизированный, предельно активный, творящий Субъект.Макрокосм природного бытия перед лицом божественного Сверхабсолюта.Человек, душа и познание в контексте божественного креационизма.Человек моральный и социальный в его зависимости от внеприродного Бога.РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ МЕЖДУ АНТИЧНОСТЬЮ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ, МЕЖДУ ПАТРИСТИКОЙ И СХОЛАСТИКОЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ВИЗАНТИИ V-IX вв.Религиозная и светская образованность в раннем западноевропейском Средневековье.Православная религия и философия в ранней Византийской империи. Аристотелизм и зарождение схоластики.Научно-философская многоаспектность Боэция.Философско-теологическая оригинальность Эриугены.РЕЛИГИОЗНАЯ И СВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ (И ЕВРЕЙСКОЙ) КУЛЬТУРЕИслам. Мировоззренческие направления в нем и в связи с ним.Калам — мусульманская схоластика. Мутазилиты и ашариты.Философско-мистическая трансформация ашаризма в творчестве ал-Газали.Рационализирующий компонент в арабоязычной культуре. Просветительские тенденции философской мысли.Арабоязычная философия в ее взаимодействии с науками.Философия в ее отношении к теологии и религии.Моральные и социальные аспекты философии и религии в исламском мире.Человеческая душа как эмпирически и теорийно постигающая субстанция.Творящий и эманирующий Бог, небесные интеллигенции и независимая от них самодетерминирующаяся природа.Важнейшие аспекты средневековой еврейской философии.Рационалистическо-волюнтаристский пантеизм Ибн Гебироля.Аристотелизирующий рационализм и компромиссный креационизм Маймонида.ФИЛОСОФИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РЕЛИГИЕЙ И ЕЕ ИНСТИТУЦИЯМИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕЕретические учения и движения в западноевропейском Средневековье.Социальные изменения и развитие образования в зрелом Средневековье.Западноевропейская схоластическая и мистическая философия в ее взаимодействии с науками.Христианизированный аристотелизм. Фома Аквинский — самый многосторонний философ-схоластик католицизма.Теология и философия, религия и наука в системе Аквината.Понятийно-категориальная умозрительность схоластики.Бог и мир в креационистско-органицистской метафизике Аквината.Душа как носитель жизни и познавательной деятельности. Познание естественное и сверхъестественное.Схоластика на пороге полного разделения философии (метафизики) и богословия. Дунс Скот.Неортодоксальные и еретические понимания Бога в эпоху зрелой схоластики. Натуралистические и сциентистские идеи в духе механицизма. Номиналистический критицизм в схоластике. Оккам как его крупнейший теоретик.Нарастание механицистских идей в натурфилософско-космологических воззрениях оппозиционных схоластиков XIV в.Некоторые особенности социально-политической мысли западноевропейского Средневековья.Бог, мир природы, человек и его познание в философских исканиях Николая Кузанского.МЕЖДУ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯОт теоцентризма к антропоцентризму и натуралистическому истолкованию человека.Органицистская и гилозоистская натурфилософия Ренессанса.Мировоззренческое и философское значение астрономической теории Коперника.Пантеистическо-органицистская метафизика, гилозоистская натурфилософия и инфинитистская космология Бруно (1548-1600).Гилозоистская и органицистская натурфилософия и элементы метафизики Кампанеллы (1568-1639).Противостояние и взаимодействие религии и философии. Свобода воли и свобода в теоцентрическом, натуралистическом и социальном аспектах в эпоху Ренессанса.Некоторые особенности и примеры морально-социальной мысли гуманистов.От «магии демонов» к «естественной магии» — естествознанию.От астрологии к строго научной астрономии. Иоганн Кеплер.Эпохальное мировоззренческое значение астрономических открытий Галилея.Методологические и познавательные установки Галилея.Механицизм в понимании природы Галилеем.Переход от ренессансного философствования к философии Нового времени в творчестве Бэкона.Препятствия в познании природы и возможности их преодоления.Классификация наук и предмет философии в ее соотношении с теологией.Эмпиристический метод как метод открытия новых истин.Метафизика Бэкона как учение о формах и особенности его натурализма.ПРОБЛЕМАТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КЛАССИКИ В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII - HAЧ. XVIII в.)Религия, наука и философия в их противостоянии и взаимодействии.Рационализирующая методология философов-новаторов в ее отношении к математизированному и опытно-экспериментальному естествознанию.Проблема чувственного и рационального, опытного и интеллектуального факторов в методологии и гносеологии выдающихся философов XVII в.Человек духовный и человек физический. Психофизическая проблема.Метафизика Декарта, Спинозы, Мальбранша, Лейбница и онтология Гоббса и Локка как максимально обобщающие компоненты их философий.Свобода и необходимость в человеческой ментальности.Важнейшие аспекты этико-социальной проблематики.ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯКритика английскими философами Толандом и Коллинзом христианства с позиций деистического свободомыслия.От органицизма к механицизму, от натурализма к материализму. Человеческий микрокосм как производное природного макрокосма.Беркли и его контратака против скептического вольнодумства материалистов и атеистов и ее гносеологические средства.Сенсуализм и номинализм как средства опровержения абстракций механицизма и материализма.Субъективизм Беркли как имматериализм.Спиритуальная суть человеческого субъекта и физических сил естествоиспытателей. Бог как высшая действующая сила природы и человека в его противоположности материи.Антиметафизическая, сенсуалистическая и психологическая концепция человека Дэвида Юма.Морально-практическая устремленность человека как его руководящий фактор, противопоставленный метафизике.Основные компоненты структуры опыта.Достоверность и недостоверность идей в их отношении к метафизике и опыту.Критика фактора причинности.Критика идеи субстанции. Юмовский скептицизм как агностицизм.Проблема религии с позиций юмистского агностицизма.Натуралистическая теория морали и права.От морали и этики к доктрине политической экономии.Деизм и материализм в противостоянии и в борьбе с христианской религией. Вольтер как микрокосм французского Просвещения.Человек как существо природы. Опытно-сенсуалистическая суть его познания.Основные факты состояния естествознания в XVIII в. Сциентистская мысль в философии.Механицистские и органицистские компоненты в истолковании де-теологизированной природы французскими материалистами XVIII в.Гельвеций как этико-социальный теоретик французского материализма XVIII в.Философско-историческая мысль французского Просвещения.«Человек естественный» и «человек цивилизованный» в этико-социальном мировоззрении Руссо.Социально-политические воззрения Руссо.Протестантская религия и философия в Германии XVIII в.Системная метафизика Вольфа как явление раннего немецкого Просвещения.Моральный фактор религии в его трансформации в философию у Лессинга.Пантеистическо-органицистский натурализм Гердера в истолковании человека и его истории.ФИЛОСОФИЯ КАНТА - КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОСТИ. ВСЕСТОРОННЕЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ЕЕ КОНКРЕТНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТНаучные и философские интересы Канта и его важнейшие произведения.Чувственный и интеллектуальный факторы знания, их способности и проявления.Опытное познание и его трансцендентальные, априорные формы.Понятия и категории рассудка как стержень теоретического естествознания (physica рига, rationalis). Аподиктичность и продуктивность его осмысления как результат «коперниканского поворота» в философии.Метафизика как совокупность мировоззренческих стремлений человека и ее критическое уточнение в духе трансцендентализма.Безграничность знания и неоднозначность веры в жизни человека и тайна его свободы.Принципиальное превосходство практического разума над теоретическим как выявление высокоморальной сущности человека.Телеологическая компонента философии и эстетическая способность человека.Человек как субъект истории и государственности.ПОСЛEKАНТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ГЕРМАНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - НАЧАЛА XIX в.Субъективно-объективный идеализм Фихте и его противоречия.Субъект-объектность человека в теоретической философии Фихте.Проблема Я и несовместимость идеализма и материализма.Свободная деятельность человека в ее зависимости от воли и веры. Превосходство человека над природой.Морально-практические и социальные идеи Фихте.Философия истории.Объективно-идеалистические позиции и философско-пантеистическая религиозность Фихте в берлинский период его творчества.Философия природы и духовного всеединства Шеллинга.От трансцендентального субъекта к природному объекту.Органицистская натурфилософия Шеллинга.Идея субъект-объектного тождества, выраженного Абсолютом, и его трансформация в личностного БогаАспекты интеллигенции — воля, фактор добра и зла, свобода и необходимость в философии истории, панэстетизм. Философия, мифология, религия. ОРГАНИЦИСТСКИЙ И ПАНЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯКонцепция абсолютного знания и пути к нему.Антисенсуализм и антикантианство Гегеля. Его панлогизм, абсолютный идеализм и проблема Бога.Рассудок и разум. Конечность и бесконечность. Метафизика и диалектика.Категории Абсолюта как конкретизации спекулятивной логики.Философия природы.Философия духаСубъективный духОбъективный дух.Философия истории.Абсолютный дух.Эстетика, или философия искусстваФилософия религии.Философия как история философии.ПОСЛЕГЕГЕЛЕВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ГЕРМАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.Людвиг Фейербах и его путь от сенсуалистической трансформации Абсолюта к критике религии и к натуралистическому антропологизму.Субъектная и субъективная сущность религии и теологии.Абсолютный идеализм Гегеля как утонченная трансформация христианской теологии в истолковании Фейербаха.Обобщенное понятие религии и путь к морали гуманизма.ОТ ФИЛОСОФИИ К ИДЕОЛОГИИ В МАРКСИЗМЕ. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСА И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЭНГЕЛЬСАОсновные факты и социально-философские компоненты в мировоззренческом развитии Маркса и ЭнгельсаВажнейшие аспекты исторического материализма.Диалектика и диалектический материализм.РАЦИОНАЛИЗМ,ИРРАЦИОНАЛИЗМ И ТОТАЛЬНЫЙ ВОЛЮНТАРИЗМ ШОПЕНГАУЭРАРационализирующая методология Шопенгауэра.Иррационалистическая метафизика воли.Метафизика Шопенгауэра — фундамент его иррационализма.Рационализм и иррационализм в понимании свободы как введения в этику.Этика эгоизированного пессимизма и пути его преодоления.Максимальный иррационализм эстетики Шопенгауэра и ее отношение к его этике.НАУКА КАК ПЕРВОСТЕПЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПОЗИТИВИСТСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ КОНТОМ, МИЛЛЕМ И СПЕНСЕРОМОгюст Конт как родоначальник методологии и философии позитивизма.Эволюция человеческого разума и классификация наук.Позитивистская методология знания Конта.От индивидуального субъекта к коллективному как предмету социологии.От позитивистской социологии к позитивной политике. Индуктивистский эмпиризм Джона Стюарта Милля.Этико-социальные аспекты эмпиристской методологии Милля.Механицистский эволюционизм и агностицизм Герберта Спенсера.Мысли о появлении и изменении живого мира и мировоззренческая многозначность великого открытия Дарвина.Эволюционистская платформа Спенсера.Верознание в отношениях науки и религии.Познаваемость мира и ее раскрытие в доктрине его эволюции.Эволюционизм в живом мире и в мире человека и его культурыБИБЛИОГРАФИЯ
 
  РЕЗЮМЕ   След >