Проблема смысла жизни и счастья в западноевропейской литературе

Развитие товарно-денежных связей в период зарождения капиталистических социально-экономических отношений в Западной Европе постепенно изменяло миропонимание людей. Литература, живопись, в целом искусство, являются барометром, чутко реагирующим на появления новых тенденций и направлений в общественном сознании социума. Особенно это показательно в произведениях выдающихся представителей мировой культуры. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) в трагедии «Фауст» через своего главного героя подвергает критике утверждение, с которого начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [1, с. 1127]. Гёте считает суждение «В начале было Слово» слишком загадочным и неопределенным. Слово не может быть «всему основой», говорит Фауст, занимающийся научной деятельностью в темном, пыльном кабинете, но мечтающий, чтобы «вихрь небесный» унес его куда-нибудь, возможно, в новый, неизвестный ему мир. Фауст уверен, что «в начале было дело», а не слово [2, с. 439].

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Гениальные поэты, писатели не могут не быть философами, мыслителями, демонстрирующими сущностное понимание общественных явлений. Гёте не является исключением, наоборот, его произведения - яркое свидетельство прекрасного знания истории мировой философской мысли и, как следствие, глубокомыслия в рассуждениях героев его произведений. Идеалистическому объяснению природы социальных феноменов, изложенному в Библии, великий немецкий поэт противопоставляет материалистический взгляд. Герой Гёте убежден, что основой социального бытия надо признавать деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей. Деловитость в межличностных, торговых, экономических отношениях необходима, так как является условием полнокровной жизни человека. Признание дела высшей ценностью была в унисон с хозяйственно-практической деятельностью немецкого бюргерства и зарождающего европейского класса буржуа.

(D СО

Фауст - представитель распространенного на Западе того времени типа кабинетного ученого, тщетно стремящегося дать однозначный ответ на главные метафизические вопросы. Абстрактные исследования схоластических вопросов завели его в тупик, и он был готов еще до появления Мефистофеля в его жизни бросить научную деятельность, цена которой «медный грош» [2, с. 430]. «Остыв к познанию», Фауст принимает решение служить людям, нести им доброту, радость, а все беды взять на себя. Гёте создает образ Мефистофеля для того, чтобы разрушить гуманистические устремления Фауста, показать, что гуманность - это самообман и иллюзия.

Мефистофель восклицает: «...Мир бытия - досадный малый штрих среди небытия пространств пустых». Этот «мир бытия» представляет «бездну страданья и море тоски!» [2, с. 443]. Жизнь человеческая очень коротка, в то время как путь до совершенства очень далек. Мефистофель не верит в мощь человека, в силу его разума. Представитель темных сил, ненавистник человечества поклялся перед самим собой доказать всему человечеству ничтожество всей его жизни: и научной, и обыденной, и общественной. На примере Фауста, Мефистофель намерен, ослепив ложью, втоптать человека в грязь и оплести его тиной. «Он у меня пройдет всю жуть, все пытки, всю грязь ничтожества, всю пустоту! Он будет пить и вдоволь не напьется, он будет есть, и он не станет сыт, и если бы он не был чёрту сбыт, он все равно пропал и не спасется» [2, с. 446].

Тема любви занимает особое место в «Фаусте», ей отведена значительная часть произведения. Изображение зарождения и развития любви между Фаустом и Маргаритой - в центре внимания Гёте. Как известно, любовь - это особое нравственно-эстетические чувство, возникающие между мужчиной и женщиной, одно из высших проявлений духовности. Вл. Соловьев в работе «Смысл любви» выступал против плотского её понимания. Он считал, что любовь - животворящая сила, которая, преодолевая эгоизм, выводит человека сложного пути [3, с. 146]. Для Мефистофеля любовь - это самообман, иллюзия, продукт больного воображения, в результате которого часто трагический исход. По Соловьеву, любовь земная - божий проблеск, не случайно Маргарита допытывается у Фауста, каково его отношение к Богу, и не получает однозначного ответа.

Для Гёте нравственное падение Фауста, приведшее к гибели Маргариты, есть доказательство несовершенства человека вообще. Поступки людей обусловлены действием скрытых, темных сил, ведущих к пьянству, стяжательству, насилию, разврату. При существующих обстоятельствах, форм и способов жизни совершенство -бесконечно далекая цель. Во 2-й части «Фауста» появляется новый герой - Гомункул - представитель нового типа людей, выращенный Вагнером в колбе. По словам писателя, он «не до конца очеловеченное» существо. Это чистый дух, лишенный постоянной плоти, как бы переходное состояние между материей и сознанием. Вагнер, наблюдая за появлением в колбе человечка, восклицает: «Да, что считалось тайною природы великою, то проб разумных годы нас научили ныне создавать» [3, с. 502].

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

Вопросы гуманности, ее сущности, прошлого, настоящего и будущего - это вечные культурологические вопросы, которые являются центральными в произведениях выдающихся писателей мира.

Философско-культурологические проблемы особенно ярко выражены в работах Вольтера (1694-1778), таких как «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Задич, или Судьба» и др. Великий французский литератор и мыслитель был хорошо знаком с западноевропейской философией XVII и XVIII веков, но не всегда позитивно относился к ней. Вольтер как философ опережал свое время, он подверг высмеиванию утверждение Лейбница, что существующий мир является наилучшим из возможных вариантов социального развития. Под острый сатирический язык Вольтера попала механистическая картина мира, в которой все детерминировано.

Мыслитель опровергал мораль как всеобщий жизненный принцип, определяющий поведение людей. Образованные народы не уступают в жестокости «варварам», достаточно вспомнить крестовые походы европейцев на Юг и Восток. На сахарных плантациях негры, голодные и раздетые, под палящим солнцем с раннего утра до позднего вечера работают под присмотром белых надсмотрщиков, которые бьют их кнутами, как животных, чтобы у работающих был страх. «Вот цена, - сообщает негр Кандиду, - которую мы платим за то, чтобы у вас в Европе был сахар» [4, с. 451]. Европейцы наслаждаются жизнью, их философы в философских трактах лицемерно заявляют: «все связано цепью необходимости и устроено к лучшему» [4, с. 414]. Однако Вольтер говорит, что нет доказательств тому, что все земные блага в равной степени принадлежат всем.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Свобода есть необходимость, утверждает философ Панчлос (персонаж повести «Кандид). Вольтер очень часто в своих произведениях обыгрывает эту тему в высоко-художественной форме. Французский писатель гениален, он непревзойденный мастер по созданию закрученных и перекрученных жизненных линий своих литературных героев. Несчастные герои - их режут, вешают, сжигают, они воскресают, чтобы вновь быть убитыми в самых неожиданных ситуациях. На каждой странице, чуть ли не в каждом абзаце, философских повестей Вольтера столько убийств, насилий, крови, страданий, что читателю становится жутко. Неистовый Вольтер хочет убедить, что нет и не может быть счастья, смысла жизни, причинно-следственных связей, улучшения нравственности: такова природа человека, «людская злоба» предстает «перед нами во всем своем безобразии» [4, с. 453]. «Везде слабые ненавидят сильных, перед которыми они пресмыкаются, а сильные обходятся с ними, как со стадом, шерсть и мясо которого продают» [4, с. 455].

В философской повести «Микромегас» Вольтер рассмотрение нравственных идей и принципов переносит в космическое пространство. Французский писатель предположил существование разумных существ на других планетах солнечной системы и в далеких космических мирах. Микромегас, «пришелец с Сириуса», совершает космические путешествия, он посещает солнечную систему, знакомится с жителями Сатурна и Земли. Находясь на Сатурне, он высказал мысль, которая стала результатом общения с разумными существами во время его путешествий в Космосе. Он встречал и менее и более совершенные разумные сообщества, представители которых отличались ростом, весом, цветом кожи, то есть внешне были очень различные. Вместе с тем у всех разумных существ, населяющих разные пространства Вселенной, он «никогда не видел таких, чьи желания были бы ограничены истинными нуждами, а нужды - возможностью их удовлетворения» [5, с. 394].

Вольтер полемизирует с современными ему известными философами, оппонируя их идеям. Порядку он противопоставляет хаос, непредсказуемость событий как в общественной, так и в личной жизни, отвергая объективность причинно-следственных связей, с помощью которых нельзя ничего объяснить. На место духовности в основных своих философских повестях ставит стремление к власти и наживы, эгоистическую, агрессивную сущность человека, которым управляет не разум, а чувства. Микромегас обращается к ученым Земли: Скажите, что такое душа? Что вы разумеете под понятием «дух»? Эти вопросы поставили землян в тупик, философы не смогли дать вразумительный ответ. Один из них признался: «Зачем вы меня об этом спрашиваете? Я не имею об этом ни малейшего понятия» [5, с. 406].

Вольтер считал понятия «дух», «душа», «духовность» абстрактными философскими категориями, не имеющими аналогов в обществе. Нигилистическое отношение Вольтера к тем явлениям, которые мы называем духовностью, гуманностью, обусловлено отсутствием глубокой религиозной веры и признанием низменной природы человека. Не случайно, сопоставляя земных людей, гостей с Сириуса и Сатурна, писатель ни разу не упомянул наличие у них веры в Бога как важнейшего компонента духовности. По мнению одного из земных философов, участвовавших в разговоре с Микромегасом, «жители Земли - это сборище безумцев, злодеев и несчастливцев» [5, с. 404]. Человечество самоуничтожается, убивая друг друга. Но если бы даже люди не воевали, «все равно голод, тяжкий труд и невоздержание прикончили бы почти всех» [5, с. 405].

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

Великий испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) считал, что защита слабых и угнетенных, выполнение человеком его священного долга перед обществом - это всего лишь идеи. В действительности миром правят сила и эгоизм. Главный герой в творчестве испанского писателя - Дон Кихот, странствующий рыцарь, - отправляясь в путешествие, поставил перед собой следую щие задачи: устранить беззаконие; выпрямить кривду; загладить несправедливости; искоренить злоупотребления; защитить обездоленных [6, с. 29]. Почему борец за свободу, справедливость, равенство у Сервантеса изображен в смешной, карикатурной форме? Страстное увлечение чтением рыцарских романов привело Дон Кихота к такому состоянию, когда «мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и вовсе потерял рассудок» [6, с. 25]. Именно только такое безумное существо, по мнению писателя, может поверить во всемирное братство. Эта особенность западноевропейского миропонимания сохраняется и в наше время, приобретая более агрессивный характер.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Сервантес - писатель XVI—XVII вв., творчество Вольтера относится к XVIII веку, но актуальность счастья, смысла жизни, гуманности сохраняется во все времена. Вольтер не вступает в диалог с писателями-утопистами, оптимистами, он твердо отстаивает свои позиции наблюдателя, критика событий, происшедших и происходящих в общественной и приватной сфере социального бытия. Героем еще одной философской повести Вольтера является Задич, хорошо воспитанный молодой человек, «он умел смирять свои страсти, ни на что не притязая, не считал себя всегда правым и умел уважать человеческие слабости» [7, с. 327]. Перед нами портрет человека самодостаточного, адекватного, жизненными ориентирами которого являются честность, доброта, справедливость. Задич, уважительно относящийся ко всем людям, должен от них ожидать подобное. Однако таких, как он, в человеческом обществе очень незначительное количество, им приходится жить в агрессивной среде, от которой они получают бесчисленное число физических, нравственных, психологических ударов. Светлый, здравый ум, благородство, прямодушие становятся причиной несчастной, страдальческой жизни Задича. «Как хрупко человеческое счастье! - восклицает герой повести [7, с. 335.]. Возникает парадокс - прекраснейшее создание природы погибает, а воры, разбойники, негодяи живут, радуясь жизни, которую они считают счастливой.

Общее название «Человеческая комедия» объединило разные произведения великого французского писателя Оноре де Бальзака. Тем самым проведена некая аналогия с произведением не менее великого средневекового поэта Данте Алигьери «Божественная комедия». Данте описывает хождение человека по мукам загробного мира. Он осуждает ложь, предательство, сладострастие, гордость, насилие, алчность, себялюбие, которыми охвачено все человечество. Хотя поэма Данте насыщена многочисленными аллегориями, современники прекрасно понимают поэта. Бальзак, писатель-реалист, опи сывает жизнь такой, какая она есть в обществе, где ожесточенная борьба за деньги является ее основой. В романе «Отец Горио» главный герой вынужден заявить, что в обществе нет морали, есть только обстоятельства; «Это конец мира. Да, мир скоро рухнет - иначе быть не может» [8, с. 205]. Полковник Шабер, несправедливо лишенный всех наград, званий, состояния, прошел все муки действительной жизни, был ею физически и психологически сломлен, сказал, что им «овладел новый недуг - отвращение к человечеству» [9, с. 345].

Отражение нигилистического отношения к культуре и морали были прочной тенденцией в западноевропейской литературе. Объективной причиной растерянности писателей является параллельное развитие экономических, политических, социальных, технических, с одной стороны, и духовных факторов - с другой. Жан-Жак Руссо заметил, что прогресс одной стороны опережает движение другой. Французский писатель и философ в категоричной форме заявил следующее: «Золото и серебро - на взгляд поэта, железо и хлеб -на взгляд философа - вот что цивилизовало и погубило человеческий род» [10, с. 636]. Мыслитель считал, что люди, жившие в древности в обществе, не знавшем частной собственности, были намного нравственней, чем люди буржуазного общества. В «естественном состоянии» между людьми господствовали гармония, справедливость, дружба, по природе люди не враги друг другу, человек родился быть свободным. Современная цивилизация, по мнению Ж.-Ж. Руссо, есть цивилизация неравенства, господствующее место в обществе заняли безумные стремления к власти и накоплению капитала.

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

«Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое! - и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли - для всех, а сама она - ничья!» [10, с. 636]. Конечно, это изречение Ж.-Ж. Руссо не бесспорно, и комментарии к нему будут многочисленными, вместе с тем нельзя отрицать серьезные проблемы капитализированного общества, на которые указал великий гуманист. Действительно справедливым можно считать общество, в котором личные интересы людей служат основой для общественного прогресса, победы гуманистических принципов.

Пророком будущей цивилизации, цивилизации со звериным оскалом, стал немецкий философ и литератор Фридрих Ницше (1844-1900). Не случайно его произведения были востребованы в

XX веке в фашистской Германии, он был философом, особо почитаемым Гитлером. По ницшеанскому сценарию развертывались события не только в XX веке, но еще более стремительно двигаются в этом направлении в XXI веке. Резкий перелом во взглядах на сущность человека и человечества произошел у Ницше в начале 80-х годов XIX века. В течение 10 лет были написаны основные произведения немецкого мыслителя, которые обессмертили философа.

Историческим заблуждением, считает мыслитель, является гуманизм, от которого все несчастья и беды людей. Ницше встал на защиту антигуманизма, объявив врагом № 1 для человечества мораль и религию. Бог, по мнению философа, - враг жизни. «Жизнь кончается там, где начинается „Царствие Божие”» [11, с. 775]. Отмечая непосредственную связь религии с моралью, Ницше объявляет себя имморалистом. «Мораль, поскольку она осуждает сама по себе, а не из видов соображений, целей жизни, есть специфическое заблуждение, к которому не должно питать никакого сострадания, идиосинкразия дегенератов, причинившая невыразимое количество вреда!» [11, с. 776]. Мораль носит противоестественный характер, ее свойствами являются бесполезность, иллюзорность, абсурдность и лживость.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Мораль, основанная на послушании, терпении, совестливости размягчает и расслабляет волю человека. Ницше ссылается на А. Шопенгауэра, который считал, что мораль отрицает волю к жизни. По Шопенгауэру, мораль - стопор общественного прогресса, так как «праведность сама - железные вериги, которые причиняют своему обладателю постоянную муку, и человеколюбие, которой отказывает себе в необходимом, само по себе - беспрерывный пост» [12, с. 153]. Ницше доказывает относительность, условность, бессмысленность существования морали исходя из представления о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития. Он отвергает прогрессивное развитие социума, возможность его предвидения и направления; демиургом человеческой жизни является судьба.

CXI

Моральным принципам, которые якобы разлагают человеческую природу, Ф. Ницше противопоставляет позицию «сверхчеловека», супермена, плюющего на общечеловеческие нормы и Бога. Немецкий философ выдвигает культ сильной личности с крайней жестокостью, презрением к человеку. «Человек - это канат, натянутый между животным миром и сверхчеловеком, - канат над пропастью» [13, с. 301], человечество - навоз, необходимый для прорастания человека будущего. Создав образ сверхчеловека, Антихриста, Ф. Ницше смирился с жестокой действительностью, степень которой росла вместе с международным капиталом. Он фактически снял лицемерную маску демократизма, либерализма, цивильности с западноевропейского общественно-политического и экономического устройства. Ницше был свидетелем формирования на Западе финансовой, экономической элиты, находясь под впечатлением этого, создал свою концепцию абсолютного господства «высшей касты». Ницше писал незадолго до полного психического расстройства, что «высшей касте» должна полностью принадлежать власть в обществе, она будет господствовать над подавляющим большинством, определяя, что народу хорошо, а что плохо, осуществляя контроль за поведением, деятельностью, чувствами и мыслями «серости», как он называл трудящийся класс.

Логическим завершением западноевропейского понимания человека, его отношений с другим человеком, обществом и природой является возникшая в 60-е годы XX века во Франции постмодернистская философия. Представителями философии постмодернизма прежде всего следует назвать таких, как М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Лиотар. В 1979 году появилась книга «Состояние постмодернизма» французского философа Лиотара, где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном виде. Современное человечество теряет интерес не только к повседневному, но и к великому, возвышенному. Обществу присущ цинизм, который проявляется в отказе от многих нравственных норм и ценностей. Цель перестает быть важной ценностью, по мнению П. Рикера, в современном обществе наблюдается гипертрофия средств и атрофия целей. Человек окончательно теряет веру в религию, науку, прогресс, - такое заключение делают французские философы.

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

Взгляды постмодернистов есть субъективное мнение, которое идеологи современной западноевропейской культуры желают представить как истину в последней инстанции. Хотя нельзя не признать: в так называемой постмодернистской философии, а точнее культурологии, отражены некоторые объективно развивающиеся тенденции социального движения негативного характера. В XXI веке на передний план вышли вопросы гуманизма и культуры, цивилизации и смысла жизни. Российский культуролог М. С. Каган в монографии «Философия культуры» пишет: «Исходный пункт формирования культуры -и логически, и исторически - человек». Это опасный для человечества перевертыш. К сожалению, этот перевертыш - в основе международной политики архибогатых олигархов, возомнивших себя сверхчеловеками. Человечество должно осознать и признать, что исходный пункт развития не человек, а культура. Великие русские философы В. С. Соловьев, А. Н. Бердяев и другие убедительно доказывали, что единственный путь человечества - богочеловеческий.

Примечания

  • 1. Библия. Евангелие от Иоанна. Гл. 1, ст. 1. М.: Российское библейское общество, 2011.
  • 2. Гете И. В. Фауст // Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1950.
  • 3. Соловьев В. С. Смысл жизни. М.: Современник, 1991.
  • 4. Вольтер. Кандид, или Оптимизм.// Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1971.
  • 5. Вольтер. Микромегас // Избранные сочинения. М.: Художественная литература,. 1971.
  • 6. Сервантес. Хитроумный идальго ДОН КИХОТ Ламанчский. Часть 1. М.: Правда, 1979.
  • 7. Вольтер. Задич, или Судьба // Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1971.
  • 8. Бальзак О. де. Сцены частной жизни. М.: Художественная литература, 1981.
  • 9. Бальзак О. де. Полковник Шабер. М.: Художественная литература. 1981.
  • 10. Великие мысли великих людей. Мудрость тысячелетий. М.: РИПОЛ классик, 2010.

И. Ницше Ф. Сумерки идолов // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО. 2013.

  • 12. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.
  • 13. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО, 2013.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >