Теория созидательного альтруизма

Целью интегральной концепции П. А. Сорокина было не только стремление к познанию общества, но и выработка духовных ориентиров человечества во имя его сохранения. П. А. Сорокин выступал за культурное творчество через совершенствование человеческой природы, воплощение в жизнь идеальных ценностей. Интегральная концепция П. А. Сорокина строилась на базе философии культуры. Дж. Форд вспоминал, что американские социологи часто осуждали П. А. Сорокина за то, что он был «философом» ...в то же время сами философы мало обращали внимания на его работы» [26, с. 81]. Возможно, в этом противоречии и следует искать причины стойкого неприятия со стороны научного сообщества теории альтруизма, сформулированной П. А. Сорокиным в поздний период творчества.

Моральная проблематика, тема моральной реконструкции человечества - отличительная особенность творчества П. А. Сорокина. Одним из первых на этическую составляющую теоретических построений социолога обратил внимание И. А. Голосенко. В конце жизни в одном из многочисленных интервью П. А. Сорокина спросили о том, кем бы он хотел остаться в глазах последующих поколений и он ответил: «моралистом». Действительно, тему морали он никогда не оставлял без внимания.

О СО

На становление П. А. Сорокина как социального мыслителя повлияли идеи социальной солидарности П. А. Кропоткина. А. Ю. Долгов, указывает на идейную близость П. А. Сорокина с «ненасильственной ветвью анархического движения в России (П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой).

Этический компонент социального взаимодействия в противовес борьбе за существование как единственного закона функционирования природы и общества вслед за П. А. Кропоткиным учитывает и П. А. Сорокин. П. А. Кропоткин, по мнению А. Ю. Долгова, сделал простой, но важный вывод о том, что «практика взаимной помощи и ее последовательное развитие создали самые условия общественной жизни... периоды, когда институции, имевшие целью взаимную помощь, достигали своего высшего развития, были также периодами величайшего прогресса в области искусств, промышленности и науки» [3, с. 271].

Интерес П. А. Сорокина к проблемам морали и нравственности проявился сразу же, в ранний (российский) период его творчества. В сочинениях «Л. Н. Толстой как философ» (1912), «Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть» (1913), «Преступность и ее причины» (1913), «Дуализм души человека и политика партий» (1914), «Проклятое наследство (трагический дуализм человека)» (1914), «Современная любовь» (1915), «О лжи» (1916), «Категория «должного» и ее применимость к изучению социальных явлений» (1917) и др. он придерживался точки зрения своего учителя Е. В. Де Роберти в отношении этики как нормативной науки о сущем. Он утверждал, что обосновать этику можно только исходя из функциональных связей, данных нам в сущем, и далее постепенно восходить в мир должного.

Впервые к теме любви П. А. Сорокин обратился еще в 1912 г. в сочинении «Л. Н. Толстой как философ». Опираясь на определение философии Е. В. Де Роберти, противопоставляя философию научной мысли, философ, с точки зрения П. А. Сорокина, (как метафизик, так и теолог) «...пользуется наиболее зрелыми идеями своей среды и своего времени (или частными синтезами различных наук), чтобы с помощью их воздвигнуть новое здание: общий синтез мира». Наука всегда аналитична и гипотетична; философия всегда синтетична и аподиктична [4, с. 151].

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

Субстрат всякой философии, по П. А. Сорокину, заключен в проблемах: «о сущности вещей, мира», о «Я», о взаимоотношении, познании «Я» и «не-Я», о цели, смысле бытия, ценности мира, его развитии и нашей жизни. В философской системе Л. Н. Толстого указанные проблемы разрешаются следующим образом. Бог -сущность всех вещей и любовь как основной его атрибут. Любовь у Л. Н. Толстого - «не знающая границ и предела, любовь не „умственная” а непосредственно живая» [4, с. 166]. В 1913 г. в работе «Преступность и ее причины», размышляя о способах борьбы с преступностью, П. А. Сорокин указывал на необходимость поднятия умственного и нравственного состояния народа [5, с. 459]. Целый комплекс исследований, проводимых П. А. Сорокиным в России в 1915-1920-х гг.так или иначе, затрагивали проблемы морали.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Изучая влияние войны на общество, он установил, что война приносит количественные и качественные изменения в составе населения, население уменьшается не только прямо (убитые, раненые), но и косвенно (повышается смертность, уменьшается рождаемость, падает число браков). Качественные изменения он связывал с тем, что война представляет собой орудие отрицательной селекции, уносящей лучшие элементы населения: более здоровых, более трудоспособных, более моральных, более развитых творчески и интеллектуально. Кроме того, с точки зрения П. А. Сорокина, война влияет на характер взаимодействия между членами общества. Она представляет могучий фактор изменения поведения. Она отбивает у людей одни формы мирной жизни и прививает новые формы, обратные нормальному мирному существованию. Мирная жизнь тормозит акты насилия, убийства, зверства, лжи, грабежа, обмана, подкупа и разрушения. Война, наоборот, требует этих актов. Она обусловливает деградацию людей в моральном отношении. В результате меняется массовое сознание, что проявляется в падении ценности человеческой жизни, в моральном и социальном распаде больших масс людей, активно задействованных в войне, распространении насилия, в отходе от демократических принципов построения общества. Преступления для значительной части населения становятся предрассудками.

П. А. Сорокин обратил внимание на тот факт, что на определенном этапе своего развития война пробуждает у части населения, напрямую или косвенно втянутого в состояние противостояния, желание любыми путями её прекратить. В обществе растут пацифистские настроения, распространяются идеалы и ценности мирной жизни и гуманного поведения. В российский период творчества, признавая, что человек является биологическим организмом, П. А. Сорокин характеризовал человека как сознательного, рационального мыслителя и сверхсознательного творца или духа. Более того, в человеке он видел не только рационально мыслящее и деятельное существо, но и как активного и важного участника высших творческих сил космоса.

В «Заветах Достоевского» (1921 г.) делает вывод: «Без любви, без нравственного совершенствования людей не спасет и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений. Напишите какие угодно конституции, пересадите какие угодно учреждения, но раз люди безнравственны, раз в них и их поступках нет нравственной идеи любви, то никакого улучшения быть не может» [6, с. 147]. Л. И. Сугакова отмечает, что «П. А. Сорокин, будучи истинными пассионарием-диалектиком, сохранил в себе максимализм и масштабность российского идеалиста, а своими творческими работами приобрел трезвость и глубину мыслителя-реалиста, сумевшего увидеть все живые противоречия мировой человеческой культуры [7, с. 75].

Поиск ответов на актуальные вопросы современности, попытки осмысления состояния общества и культуры накануне и после завершения Второй мировой войны отвечали вызову эпохи и интеллектуальной ситуации, сложившейся в Западной Европе. В предисловии к «Социальной и культурной динамике» (1937) П. А. Сорокин писал: «Этот труд - плод моих усилий, направленных на то, чтобы хотя бы частично осмыслить произошедшее в окружающем меня социальном и культурном мире. Мне не стыдно признаться, что мировая война и большинство последовавших за ней событий озадачили меня -человека, который в согласии с преобладавшими с начала XIX в. теориями социальной мысли верил в прогресс, революцию, социализм, демократию, научный позитивизм и многие другие подобные «измы»... если бы в 1913 г. кто-нибудь всерьез предсказал хотя бы малую часть того, что впоследствии произошло на самом деле, его сочли бы не иначе как сумасшедшим. И, тем не менее, то, что казалось в то время абсолютно невозможным, произошло» [8, с. 25].

П. А. Сорокин всегда подчеркивал, что его учение об альтруизме логически вытекает из теории социокультурной динамики. В 1940-х гг. в США, когда теория социокультурной динамики получила свое завершение, П. А. Сорокин приступает к более детальному изучению морального кризиса XX века и поискам выхода из него.

В самом общем виде точка зрения П. А. Сорокина на современное ему общество была следующей. «Состояние, в котором находится западное общество и его культура представляет собой трагическое зрелище начавшегося распада их чувственной системы» [8, с. 807]. Культура западного общества находится в чрезвычайном кризисе. Кризис имеет тотальный характер. Он развивается в условиях этического «атомизма» и нигилизма и проявляется во всех сферах общества (экономике, политике, религии, морали, искусстве и др.), в его чувственных ценностях, договорных отношениях. Суть кризиса, по мнению П. А. Сорокина, заключается в «постепенной девальвации этических и правовых норм», достигшей таких масштабов, что «этические и правовые нормы потеряли свой престиж». На них теперь смотрят всего лишь как на «рационализации», «выводы», «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материальные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп» [9, с. 206]. «Утратив свой „вкус” и действенность, они открыли путь грубой силе как единственному сдерживающему фактору в человеческих отношениях» [9, с. 207]. Основная черта современного кризиса в этике -«право сильного».

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

П. А. Сорокин характеризует кризис XX в. как «самый кровавый кризис самого кровавого столетия» [9, с. 249]. Человечество стоит между двумя эпохами (социокультурными системами) умирающей чувственной и наступающей новой культурой созидательного завтра.

Косые лучи еще освещают славу уходящей эпохи, но свет гаснет, и в углубляющейся тьме, в тумане сумерек становится все труднее видеть и ориентироваться, ночь переходного периода с её кошмарами, пугающими тенями начинает неясно выступать. Вероятно, вдали человечество поджидает заря новой великой культуры, «...ближайшее будущее, измеряемое... несколькими десятилетиями, будет проходить под знаком перехода к новой идеациональной, или идеалистической, фазе со всеми явлениями, сопровождающими подобный процесс» [8, с. 807], а затем новый конструктивный период более ин-тегралистской суперсистемы.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности будут подчинены идеациональными и идеалистическими (интегральными), которые и вытеснят предшествующую социокультурную систему. Перемену, по мнению П. А. Сорокина, должны будут произвести лучшие умы человечества». П. А. Сорокиным были предложены пути выхода из кризиса, одним из которых должен стать «глубочайший пересмотр главных посылок и ценностей чувственной культуры, отказ от её устаревших псевдоценностей и восстановление подлинных ценностей, от которых она отказалась» [8, с. 807].

«Кризис - катарсис (обращение вновь к вечным универсальным ценностям) - харизма (божественная благодать, возводящая к нравственному совершенству) - воскресение (продолжение творческой миссии общества и культуры» - таков путь выхода из кризиса, по П. А. Сорокину.

СО

П. А. Сорокин предвидел Вторую мировую войну и неоднократно предостерегал общество, призывал человечество отказаться от агрессии. Вместе с тем он понимал, что «до воцарения нового идеациональ-ного, или идеалистического, общества и культуры война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях» [9, с. 361]. В годы Второй мировой войны он часто выступал на утренней молитве в церкви Гарварда с проповедями для студентов, разъяснял суть интегрального мировоззрения и системы ценностей, пропагандировал идеи альтруизма и дружеские отношения всех народов.

После окончания войны П. А. Сорокин более пристально заостряет внимание на теме альтруизма, природе, способах проявления и возможностях бескорыстной, созидательной любви. Как отмечают некоторые исследователи, в частности А. Ю. Долгов, теория созидатель ного альтруизма «стала «вершиной» творчества социолога и в то же время самой противоречивой и провокационной его идеей [3, с. 265].

Научным сообществом американских социологов теория альтруизма была встречена критично. Теорию называли «самой причудливой, которая когда-либо появлялась» [2, с. 66], «глупым проектом», а ее автора «маргинальной», «карикатурной личностью». Так, например Э. Френсис указывал на то, что П. А. Сорокин предпринимает попытку решения безотлагательной проблемы всеобщего мира, ставит вопросы, в отношении которых наука бессильна, и далее заключал: «С его последней книгой профессор Сорокин откровенно освобождает кресло социального ученого ради кафедры философа-утописта» [2, с. 66]. А. Грин считал данную проблематику «капризом» П. А. Сорокина [2, с. 71]. Вместе с тем со стороны теологов звучало одобрение предпринятой попытки ученого создать «программу моральной трансформации человечества [2, с. 72].

Резкую критику теории альтруизма А. Ю. Долгов объясняет самой спецификой научной идеи П. А. Сорокина. Она была связана с той социокультурной системой и ценностями (чувственными), в которой развивалась. С точки зрения А. Ю. Долгова, свою теорию альтруизма П. А. Сорокин помещает в рамки интегральной ценностной системы, которая в соответствии с теорией социокультурной динамики еще только должна сформироваться [3, с. 265]. По сути, речь идет о столкновении двух систем мировоззрения.

В 1949 г. под руководством П. А. Сорокина был открыт Гарвардский центр по изучению созидательного альтруизма. Деятельность Центра осуществлялась при финансовой поддержке крупной фармацевтической корпорации «Лили Эндоумент», руководство которой интересовало исследование проблем нравственности с целью интеллектуального обновления деморализованного в ходе Второй мировой войны человечества и прекращения межчеловеческой агрессии.

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

со ш

В основу создания Центра были положены две гипотезы. Первая исходила из предположения о том, что ни один из существующих рецептов, как избежать международных военных конфликтов и гражданских войн или других форм кровавых межчеловеческих усобиц, не может не только уничтожить, но даже заметно уменьшить эти конфликты, а, следовательно, без значительного увеличения бескорыстной, созидательной любви во внешне проявляемом поведении, межличностных и межгрупповых взаимоотношениях в общественных институтах и культуре в целом прочный мир и гармония между людьми невозможны. Второе предположение заключалось в том, что бескорыстная, созидательная любовь потенциально является огром ной энергией, при условии знания о том, как ее производить в изобилии, аккумулировать, использовать. П. А. Сорокин был убежден, что альтруизация общества должна всецело поддерживаться институтами власти и принять мировые масштабы.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

«Восстановление гуманности» (1946), «Общество, культура и личность» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Исследования альтруистической любви и поведения: Симпозиум» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Амитология как прикладная наука о дружбе и бескорыстии любви» (1951), «Ментальная структура и энергия человека» (1952), «Пути и сила любви» (1952), «Формы и техники альтруистического и духовного роста: Симпозиум» (1953), «Созидающие силы бескорыстной любви» (1959), «Тезисы о моральной трансформации человечества» (1959) и др. вызывали резкую критику со стороны американских социологов. Главная мысль П. А. Сорокина заключалась в следующем: «Альтруистическое преобразование человека и человеческого универсума является сегодня первостепенным вопросом на повестке дня истории, и, если творческая, неэгоистическая любовь является одной из высочайших известных энергий, следовательно, в этой исторической фазе величайшая задача человечества состоит в увеличении производства, накопления и возможного использования энергии» [14, с. 150]. «Очевидно, что самое прекрасное, самой достойное и самой счастливое человеческое общество - это общество индивидов, связанных отношениями любви. Это - самое свободное общество... это самое счастливое общество... это самое мирное и гармоничное общество, а также самое прекрасное и достойное» [14, с. 148-149].

В 1958 г. на пленарном заседании XVIII Международного конгресса по социологии (Нюрнберг) П. А. Сорокин представил два доклада: «Три главные тенденции нашего времени» [11] и «Таинственная энергия любви» [10]. В первом докладе анализировалось состояние современного общества и культуры и делались прогнозы на будущее. Тенденции, выявленные П. А. Сорокиным, состояли:

О СО

в «перемещении творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно Америку»;

в «продолжающейся дезинтеграции до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей»;

в «возникновении и постепенном росте первых компонентов нового - интегрального - социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» [11, с. И].

Вторым докладом «Таинственная энергия любви» П. А. Сорокин презентовал открытие «альтруистической любви» или «благодати любви», сравнимое по своему значению, с его точки зрения, с открытием атома и использованием атомной энергии. Под «энергией» он понимает «способность произвести действие или вызвать эффект» [10]. П. А. Сорокин выделяет основные формы (аспекты) существования энергии любви: космическо-онтологическую, биологическую, психологическую. Качественным характером свойств является: интенсивность, экстенсивность, чистота, длительность, адекватность и др.

К основным функциям любви П. А. Сорокин относит:

  • 1) биологическую функцию, обеспечивающую «жизненной энергией»;
  • 2) защитную от самоубийства;
  • 3) жизнеспособности, долголетия и здоровья;
  • 4) целительную, особенно в предупреждении ментальных и моральных нарушений;
  • 5) развивающую, способствующую ментальному, моральному и социальному благополучию;
  • 6) умиротворяющую и гармонизирующую;
  • 7) самопорождения и преумножения любви;
  • 8) облагораживающую;
  • 9) творческую;
  • 10) антивоенную;
  • 11) ограничения катастроф;
  • 12) увеличения продолжительности жизни общества

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

Любовь - это «бесконечный универсум, который неисчерпаем качественно и количественно». Она, как айсберг, видима, эмпирически воспринимаема, и наблюдаема лишь только его малая часть [10]. Необходимость научного изучения бескорыстной любви, по мнению П. А. Сорокина, продиктована историческим контекстом, «волной гигантских бедствий, последовавших за 1914 г. ...и надвигающаяся опасностью новой самоубийственной войны» [10].

В обществе альтруистическая любовь проявляется одновременно как специфический психологический опыт, внешнее поведение и социальное отношение. Рассматривая гармонизирующую и облагораживающую силу любви, П. А. Сорокин приходит к её абсолютизации. Любовь преумножается и порождает сама себя. Благодать творческой любви поможет человеку подняться на более высокий моральный уровень.

Главный вывод П. А. Сорокина состоит в следующем: «Любовь-энергия увеличивает долголетие не только индивидов, но и продолжительность жизни обществ и других социальных образований»

[10]. Счастливое, свободное, мирное, гармоничное, творческое, достойное человеческое общество, по П. А. Сорокину, - это общество индивидов, связанных взаимоотношениями любви. Для достижения искомого общественного идеала он предлагал начать изучать альтруистическую любовь, попытаться найти способы ее аккумулирования, производства и распространения, для того чтобы «сделать людей и группы людей более альтруистичными и созидающими, чтобы они ощущали себя, вели себя и мыслили как настоящие члены человечества, объединенного в одну крепкую и дружную семью». Альтру-изация общества, по П. А. Сорокину, должна содействовать переходу к интегральной стадии общества и культуры.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Одна из книг - «Власть и мораль: кто должен сторожить стражу?» - с дарственной надписью от П. А. Сорокина в 1959 г. была отправлена главе советского правительства Н. С. Хрущеву. В ней П. А. Сорокин с горечью пишет, что «процветание и выживание человечества определяется лишь горсткой верховных правителей великих ядерных держав, которые в своих руках безраздельно сосредоточили контроль над беспрецедентно мощными, несущими смерть вооружениями. От их мудрости или глупости во многом зависит судьба человечества - прочный мир или самоубийственная война. Никогда прежде в истории человечества не было, чтобы жизнь и смерть такого огромного количества людей зависели бы от такой кучки правителей!». По мнению ученого, правящие социальные группы «особая каста» не проявляют даже минимума интеллектуальной, нравственной и социальной квалификации, требующейся для решения столь сложных задач». Сорокин предлагал привлекать ученых, религиозных деятелей к решению цивилизационных проблем, создать условия полного разоружения, изменить во многом устаревшие политические идеологии и ценности новыми; способствовать добровольной мобилизации и сотрудничеству всех созидательных сил человечества -лучших умов, чистейших сердец и наивысшей сознательности для построения лучшего общественного порядка.

СО со

Ученик П. А. Сорокина, американский философ-экзистенциалист Э. Тирикьян полагал, что работы его гарвардского учителя по альтруизму «ставят Сорокина в первые ряды проповедника позднейшего нового времени» [12, с. 12]. Не случайно исследования, проводимые П. А. Сорокиным в последние годы жизни, чаще находили одобрение со стороны теологов, религиозных деятелей.

Действительно, именно эта часть интегральной концепции становится все более и более актуальной. Современные зарубежные исследователи обращаются к работам П. А. Сорокина. Так, профессор

Университета Вирджинии Р. Берштедт в работе «Сорокин и цивилизация: оценка столетия» [27, р. 390], профессор Бристольского университета У. Кинг в работе «Любовь как высшая форма человеческой энергии в творчестве Тейяр де Шардена и Сорокина» [13, р. 77] и др. признают ценность научного подхода П. А. Сорокина к изучению вопросов любви, имеющих важное онтологическое значение.

Одной из тенденций будущего развития общества П. А. Сорокин считал увеличение степени осознания исторической динамики и увеличение на этой основе возможности изменения её направленности. Сегодня, в условиях нарастания межцивилизационного конфликта, противостояния западной цивилизации и исламского фундаментализма, распространения террористической угрозы, когда политические меры не имеют желаемого результата, а локальные военные конфликты превращаются в глобальные, когда мир по-прежнему расколот и отдаляется все дальше и дальше от устойчивого развития, идеи П. А. Сорокина приобретают особую актуальность. Мир нуждается в новой наднациональной идее и ценностях, понятных всему человечеству. Интегральная концепция предлагает возможность и способы совершенствования не только культуры, социальных институтов и всего человеческого бытия, но и самого человека. Моральная реконструкция человечества - один из путей социальных преобразований в современном мире.

Ученые, политики, религиозные деятели должны консолидироваться в своих гуманистических устремлениях, подкрепляя все свои действия идеей созидательного альтруизма. Лидирующее положение в современном мире должны занять гуманитарные науки. Ученые-гуманитарии через распространение новой системы ценностей способны оказать помощь в уменьшении накопившегося в мире напряжения. Интегрализм П. А. Сорокина - путь предотвращения социальных конфликтов и потрясений, ведущие к трагическим последствиям.

В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова

Примечания

  • 1. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии. Петроград: Издание К. Д. Риккерта, 1918.163 с.
  • 2. Зюзев Н. Американские горки Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эеком, 2009.240 с.
  • 3. Долгов А. Ю. Генезис созидательного альтруизма Питирима Сорокина: социально-исторический и методологический аспект // Философия России первой половины XX века. Питирим Александрович Сорокин. М.: РОССПЭН, 2013.606 с.
  • 4. Сорокин П. А. Л. Н. Толстой как философ // О русской общественной мысли. СПб.: Алетейя. 2000.221 с.
  • 5. Сорокин П. А. Преступность и ее причины // Ранние сочинения. 1910— 1914 гг. СПб.: М1РЪ, 2014.832 с.
  • 6. Сорокин П. А. Заветы Достоевского // О русской общественной мысли. СПб.: Алетейя, 2000.221 с.
  • 7. Сугакова Л. И. Этическая парадигма П. А. Сорокина и современность// Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 206.2015. С. 71-78.
  • 8. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
  • 9. Сорокин П. А. Кризис нашего времени И Встречи с Питиримом Сорокиным. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.388 с.
  • 10. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования, 1991. № 8-9.
  • 11. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 351с.
  • 12. Тирикьян Э. Мой учитель Питирим Сорокин, проповедник позднейшего нового времени // Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени: материалы Международного научного симпозиума. М.; СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999.393 с.
  • 13. King U. Love - A Higher from of human energy in the work of Teilhard De Chording and Sorokin // Zygon. Chicago. Mar 2004. Vol. 39. Is. 1.
  • 14. Сорокин П. А. Долгий путь. Сыктывкар: СЖ Коми ССР; МП «Шыпас», 1991.304 с.

ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  • 15. Сорокин П. А. Человек и общество в условиях бедствий. СПб.: Изд. дом «М1РЪ», 2012.336 с.
  • 16. Сорокин П. А. Голод и убеждения (идеология) человека // Артельное дело. № 9-16.
  • 17. Теребихин В. М. Человек в интегральной homo-социологии П. А. Сорокина: реконструкция и экспликация концепции // Наследие. 2014. № 2 (5). С. 88-90. Сыктывкар, 2014.
  • 18. А. Тойнби Философия истории Сорокина // СОЦИС. 2004. № 5.
  • 19. Pitirim A. Sorokin in Reiew. Purham, 1963.
  • 20. Sorokin P. Power and Morality: Who Shall Guard the Guardifns? Boston, 1959.204 p.
  • 21. Sorokin P. Theses on Moral Transformation of Mankind // Indian Sociologist. 1959. March.
  • 22. Sorokin P. The Task of Cultural of World Order. Institute and Cultural Foundations of World Order// Jewish Theological Study. 1945.

О О)

  • 23. Return of Pitirim Sorokin. M.: AUM, 2001.256 p.
  • 24. Return of Pitirim Sorokin. Указ. соч..
  • 25. Ford J. B., Richard M. P, Taibutt P. C. Sorokin and civilization. New Brunswick and London, 1996.258 p.
  • 26. Ford J. B. Sorokin Methodology: Integralism as the Key. Sorokin and Civilizaitio: a Centennial Assessment. London, 1996.
  • 27. Brierstedt R. Sorokin fnd Civilization: A Centennial Assessment // Contemporary Sociology. Washington, May 1997. Vol. 26. Is. 3. P. 390.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >