ПРАРОДИНА СЛАВЯН, ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАССЕЛЕНИЕ, ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ. АКСАКОВ И ВЕРНАДСКИЙ. РЮРИК И АНТИНОРМАНИЗМ. ОБЗОР КАРТИНЫ СОВРЕМЕННОГО СЛАВЯНСТВА И ОКОЛОНАУЧНЫХ СПОРОВ

Не надо обманчивых грез,

Не надо красивых утопий;

Но Рок поднимает вопрос:

Мы кто в этой старой Европе?

Случайные гости? Орда, Пришедшая с Камы и с Оби, Что яростью дышит всегда, Всё губит в бессмысленной злобе? Иль мы — тот великий народ, Чьё имя не будет забыто, Чья речь и поныне поет Созвучно с напевом санскрита?

Валерий Брюсов «Старый вопрос»

Вопрос о происхождении славян считается одним из основных и не прояснённых до конца вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Проблема состоит не только в том, чтобы точно определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении. Существует множество версий, однако ни одну из них нельзя признать полностью достоверной и доказанной. Для литератора, как будет видно дальше, это даже плодотворно: включай фантазию, находи новые догадки, доискивайся до правды! На решение проблемы направлены усилия историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, писателей, чьи совместные изыскания должны, в конце концов, привести к определенным положительным результатам. Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян, хронологических рамок сложения славянской общности. Одна из причин этого — отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины VI в. н. э.

Вот основные гипотезы происхождения славян:

  • 1) дунайская;

  • 2) карпатская;

  • 3) гипотеза двух славянских прародин (А. А. Шахматов);

  • 4) висло-днепровская;

  • 5) висло-одерская;

  • 6) неодунайская.

Используя перечисленные выше источники, ученые строят гипотезы об истоках славянства. Однако разные исследователи не сходятся не только в определении места славянской прародины, но и во времени выделения славян из индоевропейской группы. Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с уверенностью можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н. э. (О. Н. Трубачев), с конца II тысячелетия до н. э. (польские ученые Т. Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и др.), с середины II тысячелетия до н. э. (польский ученый Ф. Славский), с IV в. до н. э. (М. Фасмер, Л. Нидерле, С. Б. Бернштейн, П. Й. Шафарик).

Дунайская гипотеза. Первым, кто попытался ответить на вопросы, откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ-XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII — нач. XX вв. «Дунайской» версии прародины славян придерживался русский историк С. М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита. Ученик С. М. Соловьева историк В. О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения; прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв. Так, В. О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонниками дунайского происхождения славян были многие русские и западноевропейские исследователи. Более того, в конце XX в.

российский ученый О. Н. Трубачев уточнил и развил ее. Однако на протяжении XIX-XX вв. у этой теории было и немало противников.

Карпатская гипотеза. Один из крупных историков-славистов чешский ученый П. И. Шафарик считал, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он считает, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н. э. под натиском кельтов переселились за Карпаты. Однако и в это время они занимают весьма обширные территории: на западе — от устья Вислы к Неману, на севере — от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке — до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.

Гипотеза двух славянских прародин. В конце XIX — начале XX вв. академик А. А. Шахматов развил идею двух славянских прародин: района, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в. н. э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в. н. э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая — Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).

Висло-днепровская гипотеза. Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская. По мнению таких ученых, как М. Фасмер (Германия), Ф. П. Филин, С. Б. Бернштейн (Россия), В. Георгиев (Болгария), Л. Нидерле (Чехия), К. Мошиньский (Польша) и др., прародина славян располагалась между средним течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша. Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации. Нидерле вообще считает, что место славянской прародины может быть определено только приблизительно. Он высказывает предположение о принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности, топонимики, Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского расселения в начале I тыс. н. э. Она, по его мнению, находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе — верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников — полей погребений лужицко-силезского типа. Дальнейшее расселение славян из висло-днепровского района происходило, по мнению С. Б. Бернштейна, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. Таким образом, Бернштейн поддерживает гипотезу А. А. Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы: западную и восточную; из последней в свое время выделились восточная и южная группы. Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, в частности, фонетическая, западнославянских.

Выдающийся славист Олег Трубачев в своих работах отвергает и вислоднепровскую гипотезу, и ее висло-одерский вариант. Как альтернативу он выдвигает так называемую «неодунайскую» гипотезу прародины славян. Местом первичного их расселения он считает Среднее Подунавье — территорию стран бывшей Югославии (Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории), юг Чехословакии и земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии). На какое-то время около I в. и. э. славяне были вытеснены кельтами и уграми на север, в Повисленье, и на восток, в Подиепровье. Связано это было с великим переселением народов. Однако уже в середине I тыс. н. э. славяне, «храня память о своих прежних местах обитания», «снова занимают Подунавье, земли за Дунаем, Балканы». Таким образом, «движение славян на юг было возвратным». К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался академик Б. А. Рыбаков. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б. А. Рыбаков начинает с эпохи бронзы — с XV в. до

1

Трубачев О. Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы языкознания. 1985. № 4. С. 9.

н. э. Археолог и историк Рыбаков на основании новейших археологических данных попытался объединить обе версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг шириной около 400 км, а с запада на восток протяженностью около 1,5 тыс. км. Западную ее половину с юга ограничивали европейские горы — Судеты, Татры, Карпаты, а на севере земли прасла-вян доходили почти до Балтийского моря. Восточную же половину праславян-ской земли ограничивала с севера река Припять, а с юга — верховья рек Днестра и Южного Буга и бассейн реки Роси, впадающей в Днепр. Борис Рыбаков считал, что славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, в которое входят такие народы, как германские, иранские, кельтские, индийские, греческие и др. Центром первоначального индоевропейского массива 4-5 тыс. лет тому назад были северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. На рубеже III и II тыс. до н. э. в северной части Европы (от Рейна до Днепра) развилось пастушеское хозяйство, и в поисках пастбищ пастушеские племена во II тыс. расселились широко по Восточной Европе. Осевшие родственные индоевропейские племена постепенно образовали большие этнические массивы. Одним из таких массивов и стали праславяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты реки Припять на севере. В общем, если пошире захватить, как Рыбаков, то прародиной славян становится вся Восточная Европа...

Готский историк Иордан (Иорданеса) (VI в.) впервые описывает славян под собственными племенными именами венедов, антов и склавенов как происходящих «от одного корня». По его сведениям, венеды — предки западных славян, обитали на северо-западе до Вислы и на юго-востоке до Днестра. Предки восточных славян — анты, «самые могущественные среди славян», по словам Иордана, жили на юге по побережью Черного моря, в низовьях Днепра и Дуная. Вообще славяне (склавены) жили на севере, в Приладожье и Приозерье.

К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались огромные государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло новое мощное государство — Восточное, с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453 г.). Оно стало наследником и преемником греческой культуры, наиболее сильным и экономически развитым европейским государством. Оно оказывало большое влияние на своих соседей и торговавшие с ним племена, в том числе и славян. В Западной Европе в V-VII вв. шло расселение германских племен, которые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называемые «варварские» королевства: Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.

В VI в. славяне (под названием «словене») включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трем основным направлениям: на юг на Балканский полуостров; на запад в Среднее Поду-навье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. Повторим: к южным славянам относятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным — поляки, чехи, словаки, лужичане, к восточным — русские, украинцы и белорусы.

Яркую и пёструю картину расселения славян-русов рисует историк и писатель Валерий Шамбаров в своей новой книге «Выбор веры. Войны языческой Руси». От древних ариев и киммерийцев до кровопролитных битв с Хазарским каганатом прослеживает он путь русского народа из глубин тысячелетий к своему расцвету и созданию одного из самых могучих государств Средневековья — Киевской Руси: «...Порой возникают недоразумения — а куда же подевались русы, так ярко проявившие себя во II—IV вв.? И откуда они появились потом, чтобы дать имя нашей стране и народу? Нет, они никуда не исчезли. Но бурная эпоха несколько раз разделила их. Одни остались на Балтике, где они жили до нашествия готов — это племена рарогов, ругиев. Другие отступили в непроходимые леса и болота, возник народ пруссов. Те, кто участвовал в походах готов и гуннов на запад, осели в Австрии, там существовало небольшое королевство, и впоследствии австрийские герцоги вели свое происхождение от “русских королей”. Значительная часть прижилась на юге нынешней России и вошла в союз антов. А после его гибели русы еще раз разделились. Некоторые ушли со словенами на север, основали Старую Руссу у озера Ильмень. А были и такие, кто остался на Дону и Донце, они влились в племенной союз северян. О том, что русы по-прежнему жили в этих краях, сообщают многие источники. “Церковная история” Захария Ритора, написанная в 555 г., показывает народ «рос» на севере от Азовского моря. На Дону упоминает “роксоланов” анонимный географ VII в., называет там город “Малороса”. Китайский дипломат Сюань Цзан, посетивший в 630 г. ставку тюркского кагана Тун-Джабгу, видел там послов Руси. О южных русах, обитавших по соседству с болгарами, хазарами и печенегами, писали Лиутпранд Кремонский, арабский ученый ИбнХаукаль. А баварский географ начала IX в. перечислял разные ветви русов — “аттросы”, “вилиросы”, “забросы”, “хозиросы”. Основными из них он считал две: балтийскую и южную.

Персидский географ Ибн-Хордабег пояснял, что “русы — племя из славян”, но некоторые авторы считали русов и славян разными народами. Такое противоречие легко объяснимо. Ведь между самими русами, разошедшимися далеко друг от друга, со временем накапливались различия. Кто-то сживался и сближался со словенами или северянами. Австрийские русы постепенно “огер-манивались”. Рароги соседствовали с датчанами, перенимали какие-то обычаи, слова, роднились в браках. А пруссы смешивались с балтами».

Далее, по Шамбарову, когда распался Аварский каганат, устранилась помеха, сдерживающая и подавляющая дальнейшее развитие славян. Они заняли господствующее положение в Центральной и Восточной Европе. Цепочка их княжеств протянулась по южному берегу Балтики. У подножия Ютландского полуострова и к востоку от него располагались владения ободритов. Рядом лежала страна вагров. Еще восточнее — ругиев. От Одера до Вислы жили поморяне. А между ними и литовцами — пруссы. На территории современной Германии от Лабы (Эльбы) до Хафеля и Шпрее обитали лютичи (они же вильцы, или волки). А южнее их лежали земли лужичан. Нынешнюю Польшу делили между собой племена мазовшан и ляхов. Образовались независимые княжества чехов, мораван. На Балканах устроились сербы, хорваты, хорутане. Разноплеменные славяне заняли и всю Грецию, Македонию. Ну а в Восточной Европе жили славянские народы, известные нам по летописям. На Волхове и у Ладоги — словене. От Псковского озера до Смоленска расселились кривичи. В Белоруссии — полочане и дреговичи. В Прикарпатье — белые хорваты. На Западной Украине — волыняне (дулебы). По Днестру — тиверцы, по Южному Бугу — уличи. В Полесье — древляне. В Среднем Поднепровье — поляне. Выше их по Днепру — радимичи, на Десне — вятичи. А восточнее полян, от Днепра и до Дона, лежали края северян. Только надо помнить, что этими названиями обозначались не просто племена, а государственные образования, и по своему уровню они ничуть не уступали другим европейским странам того времени. Германские хроники упоминают у прибалтийских славян великих князей, уважительно величают их титулом «реке» — король, а подчиненных им племенных князей называют «герцогами» или «графами». Лоскутная и непроверяемая картина...

1

Шамбаров Валерий. Выбор веры. Войны языческой Руси. М., 2011. С. 17.

Общее мнение учёного мира: славяне, выделившись из индоевропейской семьи, составили некий массив родственных племен, проявивших свою осо-бость прежде всего в языковом отношении. Но нельзя считать, что этот массив был изолирован от других этносов, развивался сам по себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс этногенеза гораздо труднее и противоречивее. Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь и контактировали с населением разных культур, смешивались с разными племенами. Ну, это всё туманная история. А что в XX в. и сегодня?

Крупнейший славянский народ, русские, составляет в нашей стране так называемую «титульную», или государствообразующую, нацию, что, впрочем, не отражено ни в Конституции, ни в других государственных законах. Славяне живут преимущественно в Восточной и Центральной Европе (а также в Сибири). В результате иммиграционных процессов славянские диаспоры имеются даже в США, Канаде, Австралии и ряде других регионов планеты.

Русских, по последним имеющимся данным, более 145 млн. В начале XX столетия Россия уступала по численности населения только Китаю и Индии. И если бы три геополитические катастрофы — революция 1917 г. и последующая Гражданская война с интервенцией внешних сил, вторжение европейской орды во главе с Гитлером в 1941 г. и контрреволюция 1991 г. и последующий геноцид русских (под названием социально-экономических «реформ»), — то ныне мы по-прежнему могли быть третьим народом в мире по численности, имея примерно около 500 млн человек. Не зря гениальный русский учёный Д. И. Менделеев рассчитал, что к середине XX в. русских должно быть не менее 400 млн человек. К сожалению, последнее столетие было для русских весьма трагичным.

Второй по численности славянский народ — украинцы. Их примерно 50 млн человек. Третий по численности славянский народ — поляки. Их число приближается к числу украинцев и составляет около 45 млн. Далее, в порядке убывания численности, белорусов — почти 10 мли, сербов до недавнего времени было не менее 10 млн, чехов — около 10 млн, болгар — более 9 млн, словаков — 5,5 млн, хорватов — тоже 5,5 млн, словенцев — до 2,5 млн, македонцев — 2 млн, муслиман — около 2 млн, черногорцев — 0,6 млн человек.

На протяжении столетий восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) жили в одном государстве, которое меняло названия (Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик), но объединяло эти братские народы, взаимоусиливая их в культурном, экономическом и военнополитическом отношениях. В конце 1991 г. в силу сложных социалыюполитических процессов СССР распался. С этого времени украинцы и белорусы живут в своих отдельных от России национальных государствах. Но отделились ли они от русских, от русской цивилизации? Нет, конечно!

На Балканском полуострове несколько десятилетий существовала Социалистическая Федеративная Республика Югославия, объединявшая почти всех южных славян: сербов, хорватов, словенцев, македонцев, муслиман и черногорцев. С начала 1990-х гг. в силу аналогичных процессов и Югославия постепенно и кроваво распалась. Вначале из нее почти синхронно выделились и провозгласили создание собственных государств словенцы, хорваты и македонцы. В конце концов в составе Югославии остались только Сербия и Черногория, но не так давно и Черногория в итоге референдума объявила о своей независимости от Сербии, Югославия как государство прекратила существование.

В 1993 г. распалась на два западнославянских государства — Чехию и Словакию — единая Чехословакия, существовавшая с 1918 г. Лишь западнославянская Польша и южнославянская Болгария так и сохранились в пределах границ, которые они обрели после Второй мировой войны во многом благодаря личным усилиям Сталина, которого там сегодня проклинают.

Даже молодым людям ведомо, какой духовной трагедией обернулось для всего славянства разрушение СССР и СФРЮ, мощных государств, в которых народы мирно жили, создавая и развивая неповторимо яркие культуры. Одновременно, например, гибель Югославии вылилась в этническую катастрофу. В начале 1990-х гг. состоялась в значительной мере спровоцированная извне война между братскими народами — сербами, хорватами и муслиманами — в югославских областях Боснии и Герцеговине. Множество боснийских сербов в итоге было изгнано с земель, на которых жили еще их далекие предки. Бездомные люди в массовом порядке бежали тогда в Сербию. В 1999 г. принявшая их ранее Сербия сама, в свою очередь, стала жертвой агрессии со стороны ряда стран, входящих в военный блок НАТО. Предлогом для агрессии было декларировавшееся намерение натовцев «защитить» от югославской полиции в сербском крае Косово проживающих там албанцев. Сербию на протяжении 78 дней непрестанно подвергали массированным бомбежкам, в результате которых погибли тысячи мирных граждан, были разрушены старинные города и памятники зодчества.

Албанские бандформирования после этого в условиях полной безнаказанности устроили в Косово серию сербских погромов с многочисленными убийствами безоружных людей, в результате которых сербское население в первой половине 2000-х гг. почти поголовно бежало из этого края, бросая свои жил ища и имущество. В начале 2008 г. при огромной поддержке США и некоторых других стран НАТО Косово объявило о своей «государственной» независимости, хотя такое объявление было сопряжено с грубейшим нарушением устава ООН и международного права. Причём этот вопиющий прецедент международное сообщество никак не желает перенести на Крым, на то отличие, например, что там состоялся общенародный референдум.

Славянский и русский миры переживают трудные времена. Публицист Александр Калинин вспомнил разговор с последователем Льва Гумилёва, выдающимся историческим романистом Дмитрием Балашовым: «Выживем — выживем, нет — смахнут с исторической сцены, о чём давно мечтают. В этой связи вспомнился разговор с писателем Дмитрием Балашовым, случившийся в далёком теперь 2000 г., за несколько месяцев до его трагической гибели. Мы говорили о пассионарной энергии и национальном надломе. Словом, тоже на эту же тему. “Сейчас мы переживаем период золотой осени, — говорил Балашов. — Заметьте, при невероятном росте цен на бензин, таможенных ограничениях, совершенно грабительском курсе доллара — при всём этом машин становится больше. Это и есть признак золотой осени... Большие идеалы кончились. Остались идеалы золотой осени — дом с садом и огородом. Весь ужас происходящего в том, что, с одной стороны, нужен людям этот переход к золотой осени, но с другой-то — вопрос стоит так: или полное уничтожение русских, или восстановление в вере. Третьего, к несчастью, не дано. Великим нациям не прощают их прежнее величие. И ещё: в том виде, в каком мы существуем сейчас, я имею в виду разделение славянских народов, мы существовать не можем...”. Это за полтора десятка лет до государственного переворота на Украине, до санкций, начала новой необъявленной войны между Западом и Россией. Провидел наперёд: “...У украинских националистов программа только в одном — в отмене русского языка, который за последние 300 лет благодаря работе сотен и тысяч гениальных писателей и учёных сумел вобрать в себя весь речевой состав новейшей культуры. Попробуйте на украинском языке, который остановился в своём развитии на XVII в., выразить математику, военное дело, да что угодно. Ничего не получится. Надо или варягов звать, которые будут на своём языке это делать, то есть кому-то отдаться, либо обратиться к польскому языку, сблизить Украину с Польшей, что, опять же, означает отдачу”. Диктофонная запись, сделанная почти 15 лет назад, настолько актуальна, как будто мы говорим сегодня».

Но бог с ней, Украиной, что же касается России, то она, по мнению Балашова, не есть европейское государство и её нельзя сопоставлять ни с одним из них. Это своя законченная этническая суперструктура, которая тысячелетия назад была завязана на Великом шёлковом пути. И каждый раз, когда мы лезем решать западные дела, нам потом дают по носу: «Вопрос заключается в том, найдётся ли достаточно пассионариев, которые пожелают спасти страну, и сумеют ли эти пассионарии собраться воедино, чтобы эту страну спасти. Но спасать надо ЦЕЛУЮ страну; даже современный развал, который мы имеем, для неё смертелен. Мы так не просуществуем, как, впрочем, и Украина, которую разорвут на части...». После присоединения Крыма казалось, что вот они, пассионарии, призванные спасти страну. Но прошло время, и все куда-то растворились. То ли это были показные пассионарии, то ли их поглотило огромное бюрократическое болото, образованное на месте олигархической пропасти, вырытой Ельциным», — так грустно заключает свои раздумья Калинин.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >