Сознание и мозг. Структура сознания в философии материализма

Сознание можно представить четырьмя структурными компонентами:

• Телесно-перцептивные способности.

К ним можно отнести ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле, о его взаимоотношении с другими телами.

• Логико-понятийный компонент.

Он представлен сферой аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств.

Физиологической основой данного компонента сознания является левая доля головного мозга.

• Эмоциональный компонент сознания.

Правая половина головного мозга - сфера личностных, субъективно психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, инстинктивно-аффективные состояния, эмоции.

• Ценностно-мотивационный структурный компонент определяет духовные идеалы личности, способности к их формированию и творческому пониманию, продуктивное воображение, интуицию различного вида.

Физиологической основой четвертого компонента является как и у третьего - правая половина головного мозга.

Стороны сознания в философии материализма

В диалектическом материализме присущим сознанию считается:

  • самосознание (самоанализ, самоконтроль) - важнейшее отличие психики человека от психики животных. К. Маркс называл самосознание качеством человеческой природы, для которого свойственны: самоанализ, самоконтроль. Способность мышления анализировать само себя, умение думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. Это умение рождает понятие «Я», то есть осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных человеческих качеств. Не случайно знамениты слова Р. Декарта «Cogito ergo sum» (мыслю, следовательно, существую);
  • • движение форма существования материи. Сознание, будучи одним из этапов эволюции материи, есть ее социальная форма движения. Отражение в живой природе - биологическая форма движения материи Отражение в неживой природе соответствует трем первым формам движения материи: механической, физической, химической;
  • • сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в итоге, так как содержанием сознания, мыслей человека является этот мир, те или иные его связи, стороны, законы: «В романских языках слово сознание содержит в себе отсылку к совести. Само сознание есть в принципе моральное явление. Не имеет смысла то, что достигается не собственным трудом, не на самом себе, без обостренного чувства сознания. «Cogito sum» - мыслю-существую. Это плодотворная тавтологии, то есть непосредственная очевидность личного, собственного опыта» [13];
  • • сущность сознания социальна. Вне человеческого общества, родившись человеком, имея физиологически здоровый мозг, человек не становится человеком. Сознание человека может возникнуть только на уровне общества. Способность человека мыслить возникает лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений и овладением миром культуры. Труд в обществе оказал влияние на совершенствование органов чувств, он способствовал не только биологическому изменению человека, но возникновению общественных форм жизнедеятельности. Труд способствовал развитию языка, речи, которая является носителем знания. Знание, язык - ядро сознания [20], [21].
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >