Религиозный фактор в системе духовнонравственной безопасности России

Патриотизм и как социальное явление, и как личностное качество человека и гражданина в историческом аспекте не является константой, а трансформирует свое содержание, сообразуясь с исторической эпохой. Поэтому важной задачей в процессе обеспечения духовно-нравственной безопасности России является разработка идеальной модели патриотически воспитанной личности — патриота Отечества в современных условиях. Основные «параметры» личности современного патриота России можно выразить следующими постулатами.

1. Современный патриот — это духовно-нравственная личность. Духовность не тождественна сознательности, интеллекту, мышлению и психике человека. Она концентрирует в себе творческие силы личности, ее устремленность к высшим ценностям Бытия — Истине, Добру, Красоте, Богу, Родине — и выражается в русской философии, которая является самоценным, самодостаточным духовным явлением в мировой культуре, возникшим и сформировавшимся как самопознание русского народа, его культуры, образа жизни на многовековом историческом пути. Если восточная философия, отмечает профессор В. Горшкова, — это мудрость, западная — рационализм, дискурс, логика, то русская — именно духовность[1].

Духовно-нравственное воспитание граждан осуществляется за счет:

  • (1) развития у граждан нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • (2) формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
  • (3) развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
  • (4) расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными объединениями и социальными институтами в сфере духовно-нравственного воспитания граждан, в том числе традиционными религиозными общинами;
  • (5) содействия формированию у граждан позитивных жизненных ориентиров и планов;
  • (6) оказания помощи гражданам в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

  • 2. Патриот — это свободная личность, способная к самостоятельному самоопределению, самоорганизации, саморегулированию и самоидентификации в мире разнообразной, разнонаправленной культуры. Это означает необходимость воспитания у него таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, умение принимать нравственные решения и нести ответственность за свои поступки, с учетом моральных и правовых критериев осуществлять свободный выбор линии своего поведения, способов развития. Названные личностные качества интегрированы в таком комплексном нравственном качестве, как честь.
  • 3. Патриот — это гуманная личность. Гуманизм является ценностным смыслом нравственности, так как в нем любовь к людям сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказать всестороннюю помощь любому человеку, пониманием ценности и неповторимости каждого из людей, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от их расы, национальности, пола, вероисповедания, статуса в обществе и личных свойств.
  • 4. Гражданин-патриот — это личность креативная, творческая, вариативно мыслящая, критичная и самокритичная, не удовлетворяющаяся достигнутыми результатами, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество личности проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, в труде, в быту, в организации досуга, в общении и т.д. Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких ее характеристиках, как развитые профессиональные способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений и навыков, сочетание логического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству. Творчество патриота должно выражаться сегодня в его готовности к созидательной жизни в условиях рыночной экономики, диалога цивилизаций, культур и народов, межнационального общения, повышения роли частной жизни. Адаптация к этим условиям требует от него практического овладения основами политики и экономики, компьютерной грамотностью, языками мира, навыками толерантного общения, знания религиозных праздников и обрядов, народных обычаев и традиций. В современных условиях актуализируется бережное отношение патриота к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, иметь развитый эстетический вкус, хорошие манеры, способность творить свою повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие своей семьи и богатство своей Родины.

Из общей цели патриотического воспитания, заключающейся в формировании у граждан, начиная с детских лет, высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах российского общества и государства, вытекают задачи, решение которых способствовало бы возрастанию дееспособности подрастающего поколения, значительному повышению уровня его гражданственности и патриотизма. К основным из них можно отнести:

  • (1) философско-мировоззренческую подготовку граждан, всестороннюю помощь им в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формировании самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к ценностям и идеям их возрождения, поддержанию и прогрессивному развитию;
  • (2) приобщение граждан к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;
  • (3) создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей различных социальных групп и социальных общностей с учетом их интересов, потребностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;
  • (4) воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики личности, проявляющейся в заботе о благополучии своего государства, его укреплении и защищенности;
  • (5) воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, во имя служения Отечеству, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
  • (6) формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливо с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и т.д.

Патриот — это целостная личность, гармонично сочетающая в себе важнейшие духовно-нравственные качества. Это означает, что патриотическое воспитание — процесс многоплановый, динамичный, предельно широкий по своему содержанию, захватывающий профессиональную, общественно-политическую, бытовую и досуговую сферы жизни граждан. В современных условиях патриотическое воспитание должно осуществляться в тесной взаимосвязи с нравственным, трудовым, политическим, экономическим, правовым, эстетическим, экологическим, физическим и другими видами воспитания.

10

Религиозный фактор в системе духовно-нравственной безопасности

В соответствии с Конституцией РФ в России отсутствует официальная статистика числа верующих среди россиян. Поэтому судить о конфессиональной составляющей российского общества можно только по данным социологических опросов. Результаты таких опросов, как показывает практика, противоречивы и субъективны. Например, если исходить из статьи «Религия в цифрах», опубликованной в 2007 г. на сайте «Статистика.ру», «Русская православная церковь утверждает, что к ней относятся около 120 млн граждан России. Лидеры ислама же считают, что мусульман в стране от 13 до 49 млн чел. Всего в РФ проживает около 144 млн чел., среди которых есть атеисты, католики, буддисты и верующие других конфессий. Так что путем несложных подсчетов легко выяснить, что как минимум одна из конфессий преувеличивает свою популярность»[2].

Понять особенности сознания и поведения верующих в России возможно лишь на фоне того сложного культурного и политикоправового процесса в жизни российского общества, которое принято называть религиозным возрождением. Под ним в науке подразумевается освобождение общества от вульгарных, уничижительных представлений о религии, ликвидация существовавших на протяжении десятилетий административных и нравственных притеснений верующих, принятие прогрессивного законодательства о свободе совести и т.д. Однако этот процесс, как отмечает профессор О.В. Золотарев, чрезвычайно противоречив. Это связано, в частности, с изменением роли религии в жизни российского общества, а также с тем, что понятие «религиозный фактор» становится все более употребимым в философии, религиоведении, политологии, социологии, психологии, истории, культурологии, этнологии и других гуманитарных науках.

Как уже отмечалось, по данным ВЦИОМ (2015), к распространению веры россияне сегодня относятся хуже, чем 25 лет назад. Сегодня только 36% считают, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу в целом. Напротив, о вреде распространения религиозных убеждений сегодня говорят значительно чаще — для общества в целом — с 5% в 1990 г. до 23% в 2015 г., для себя — с 3 до 18% соответственно. При этом роль религии в своей повседневной жизни в наши дни оценивают значительно выше, нежели в 1990 г.: за четверть века доля тех, кто признает, что вера поддерживает их в определенных ситуациях, выросла более чем в два раза: с 23 до 55% (однако среди неверующих таковых существенно меньше — 15%). И одновременно стало меньше тех, кто не может вспомнить случаев, когда бы религия помогла им в жизни, — с 55 до 39%. Комментируя результаты исследования, директор по коммуникациям ВЦИОМ А. Фирсов отметил, что религия в России, утрачивая свои институциональные позиции, все больше становится делом частного уклада, повседневного внимания.[3]

Таким образом, активное использование понятия «религиозный фактор» в теории духовно-нравственной безопасности требует уяснения его сущности, содержания, формы существования.

  • [1] Горшкова В. В. Феномен русской духовности в контексте современного образования и воспитания // Педагогический журнал. 2013. № 1/2. С. 10—31.
  • [2] Религия в цифрах и фактах // Статистика.ру. 05.12.2007. 2 Золотарев О. В. Религиозный фактор и геополитические аспекты безопасности России. М., 1999.
  • [3] /7ресс-выпуск № 2888. Электронный ресурс. URL: http://wciom.ru/index.php? id=236&uid= 11532916.08.2013 (дата обращения: 12.06.2016). 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Репр. изд. 1882 г. М.: Рус. яз., 1980. Т. 4. С. 531.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >