Основы программирования программируемых логических контроллеров

Среда программирования ПЛК CoDeSys 2

2.3

Для подготовки программ логических контроллеров ПЛК 150, рассматриваемых в учебном пособии, служит среда программного обеспечения CoDeSys [8, 9].

CoDeSys является современным инструментом для программирования контроллеров в стандарте МЭК 61131-3, обладает рядом особенностей, выделяющих его среди других систем: быстрое внедрение, эффективные средства ввода, высокая производительность.

Для запуска программы необходимо на рабочем столе Windows дважды щелкнуть курсором мыши по соответствующему ярлыку. После этого откроется пустое окно программы CoDeSys 2.3 (рисунок 1.1), в котором можно создать новый проект или открыть уже созданный проект.

Стартовое окно CoDeSys 2.3

Рисунок 1.1 - Стартовое окно CoDeSys 2.3

Для создания нового проекта необходимо в выпадающем меню «Файл» выбрать пункт «Создать», после чего появится окно конфигурирования проекта «Настройка целевой платформы» (рисунок 1.2).

Окно выбора контроллера

Рисунок 1.2 - Окно выбора контроллера

В выпадающем списке вариантов конфигурации (targ^-файлов) выбрать используемый в стенде контроллер ПЛК150.А-Ь. Target-файл содержит информацию о ресурсах контроллера: количестве и типах входов и выходов, интерфейсов, памяти, дополнительных устройствах и т.д., с которыми работает программная среда CoDeSys. После выбора контроллера появится окно общих настроек выбранного ПЛК, в котором необходимо выставить такие же значения параметров, как представлено на рисунке 1.3. После завершения настройки необходимо нажать «ОК».

Окно настройки параметров контроллера

Рисунок 1.3 - Окно настройки параметров контроллера

После конфигурирования проекта откроется окно настройки программных компонентов (POU) проекта (рисунок 1.4), в котором выбирается имя и тип POU и язык реализации управляющей программы. После завершения настройки необходимо нажать «ОК».

Окно настройки РОС проекта

Рисунок 1.4 - Окно настройки РОС проекта

CoDeSys поддерживает следующие программные компоненты (POU):

  • - программный блок (PRG)
  • - функциональный блок (FB)
  • - функция (FC).

CoDeSys поддерживает следующие языки программирования:

  • - текстовые: список инструкций (IL) и структурированный текст (5Т);
  • - графические: язык последовательных функциональных схем (SFC), язык функциональных блоковых диаграмм (FBD), язык релейных диаграмм (LD).

Кроме того, CoDeSys включает поддержку основанного на языке FBD редактора непрерывных функциональных схем (CFC).

В CoDeSys введено несколько языков для того, чтобы пользователь мог применить язык, наиболее удобный для него: программисты выбирают язык IL или ST, специалисты, имеющие опыт работы с релейной логикой, выбирают язык LD специалисты по системам автоматического управления (САУ) и схемотехнике выбирают привычный для них язык FBD.

Выбор одного из шести языков определяется не только предпочтениями пользователя, но и смыслом решаемой задачи.

Если исходная задача формулируется в терминах последовательной обработки и передачи сигналов, то для нее проще и нагляднее использовать язык FBD. Если задача описывается как последовательность срабатываний контактов и реле, то для нее нагляднее всего будет язык LD. Для задач, которые изначально формулируются в виде сложного разветвленного алгоритма, удобнее будет язык ST.

В результате конфигурирования откроется рабочее окно программы, представленное на рисунке 1.5.

Рабочее окно программы CoDeSys 2.3

Рисунок 1.5 - Рабочее окно программы CoDeSys 2.3

Всю рабочую область программы можно условно разделить на несколько частей:

  • - I - окно менеджера проекта;
  • - II - область объявления переменных проекта;
  • - III - рабочая область;
  • - IV - панели инструментов;
  • - V - окно сообщений;
  • - VI - строка состояния.

В менеджере проекта все настройки проекта распределены по четырем закладкам:

  • 1) «Менеджер программных компонентов» (POU), где можно редактировать текущие или добавлять новые компоненты (программы, блоки, функции);
  • 2) «Менеджер данных», позволяющая добавлять и редактировать уже созданные базы данных проекта;
  • 3) «Менеджер визуализаций», на которой имеется возможность управления (создание и редактирование свойств) экранов для системы визуализации;
  • 4) «Менеджер ресурсов ПЛК», объединяющий ряд меню, необходимых для конфигурирования свойств ПЛК - различные библиотеки, конфигураторы контроллера, задач и тревог, менеджеры библиотек и параметров и ряд других.

В рабочей области проекта производится непосредственно набор управляющей программы.

Панель инструментов (рисунок 1.6) используется для создания пользовательской управляющей программы, также компиляции, отладки и загрузки проекта в память ПЛК.

Панель инструментов

Рисунок 1.6- Панель инструментов

При выборе в окне настроек различных языков программирования, например, LD, FBD и SFC, панель инструментов принимает различный вид. В таблице 1.1 представлено краткое описание функций, доступ к которым осуществляется с панели инструментов при программировании на языке LD, а также представлены пиктограммы панели инструментов для других языков МЭК 61131-3: FBD и SFC.

Далее в соответствии с поставленной задачей необходимо разработать алгоритм автоматизации управления объектом либо в виде логических уравнений, либо в виде схемы алгоритма. Разработчик присваивает входным, выходным сигналам и внутренним переменным адреса в соответствии с конфигурацией контроллера.

Таблица 1.1 - Краткое описание функций панели инструментов

Язык

Пиктограмма

Описание

LD

Вставка нового сегмента до текущего сегмента

Вставка нового сегмента после текущего сегмента

Вставка замыкающего контакта

Вставка размыкающего контакта

Вставка параллельного замыкающего контакта

Вставка параллельного размыкающего контакта

Вставка выходной катушки

Установка состояния SET обмотки выходного реле

Установка состояния RESET обмотки выходного реле

Установка функционального блока

Установка функционального блока со входом EN

Установка детектора переднего фронта

Установка детектора заднего фронта

Установка таймера TON

Установка инверсии

Установка функции SET/RESET на обмотке выходного реле

FBD

Добавление входа в функциональный блок

Добавление выхода из функционального блока

Добавление элемента схемы (функционального блока)

Присваивание

Переход

Возврат

Инверсия

SET/RESET

SFC

Шаг-переход (сверху)

Шаг-переход (снизу)

Альтернативная ветвь (справа)

Альтернативная ветвь (слева)

Параллельная ветвь (справа)

Параллельная ветвь (слева)

Безусловный переход

Переход - безусловный переход

Использовать МЭК-шаги

Адресация контроллера имеет следующие особенности:

  • - прямое указание адреса дает способ непосредственного обращения к конкретной области памяти;
  • - использование области памяти через объявленную особым образом переменную (входную, выходную или локальную).

Прямой адрес образуется из префикса «%», префиксов области памяти и размера, одного или нескольких целых чисел, разделенных точкой.

Префиксы области памяти: I - входы, Q - выходы, М-память данных. Префиксы размера: X - один бит, В - байт (8 бит), W - слово (16 бит), D - двойное слово (32 бит).

Примеры:

  • 1) %QX7.5 и %7.5 - бит 7.5 в области выходов;
  • 2) %IW215-215-е слово в области входов;
  • 3) %QB1 - байт 7 в области выходов;
  • 4) %MD4S - двойное слово в позиции памяти 48;
  • 5) %ЛТ2.5.7.1 - зависит от конфигурации ПЛК.

По умолчанию конфигурация ПЛК имеет вид, представленный в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Конфигурация ПЛК по умолчанию

Входные сигналы

Выходные сигналы

Диск

ретные

Аналоговые

Диск

ретные

Аналоговые

Адрес

плк

Адрес

пользователя

Адрес

ПЛК

Адрес

пользователя

Адрес

ПЛК

Адрес

пользователя

Адрес

ПЛК

Адрес

пользователя

% 1X0.0

/1

%Ю3.0

А1

%QX1.0

<21

%QD1.0

AQI

%1Х0Л

12

%Ю4.0

All

%QX.

<22

%QDS.O

AQ2

%1Х02

13

%Ю5.0

А/3

%QX1.2

<23

%1Х0.3

14

%Ю6.0

А/4

%QX.3

<24

%1Х0.4

15

%1Х0.5

16

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >