Елена Блаватская о единении религии и науки

Теософским идеям Блаватская была верна всю жизнь, считая своей важнейшей жизненной целью распространение религиозно-философского учения, которое всегда была закрытой от населения. Этому делу она отдала здоровье, время и всю душу. В этом было ее предназначение, здесь она нашла для себя высшую цель: распространение между людьми всех сословий и рас веры в единство духовных сил человечества, в познании теософии - древнейшей религии разума. Идеалы и вера почти везде утрачены, сожалела великий гуманист, мыслитель и общественный деятель мирового масштаба. «Лженаука их уничтожила, - говорила она. Люди нашего века требуют научного оплота, научных доказательств бессмертия духа: древняя эзотерическая наука - Аумная религия - как называли ее наши православные отцы церкви (от санскритского корня слово Аум - Высшая Сила) - даст им их!». [9, с. 9].

Первым пунктом философской программы Блаватской было доказательство как с помощью логики, так с помощью древнейших учений, бытие мира, существующего параллельно физическому миру. Современники Елены Петровны, которые позитивно оценивали ее научную и общественную деятельность, говорили, что Блаватская совершила чудо. Они писали, что «эта великая женщина, в наш век безверия, свершила феномен духовный, феномен небывалый, заставив многих самых образованных людей нашего поколения уверовать, что невидимый нам мир населен мыслящими существами, несравненно превосходящими нас разумом и истинными познаниями» [9, с. 49].

Пожалуй, главное внимание в своих работах Блаватская уделяет таким вопросам, которые считаются вечными вопросами. К ним относятся такие, как происхождение и сущность сознания, происхождение и сущность жизни вообще. Занимаясь этими вопросами, русский теософ считает, что наука со своими научными методами не способна решить данные вопросы, одним из главных препятствий является ее «холодный материализм». В материю и силу ученые верят, а в жизненный принцип, отделенный от материи не желают верить. Но когда их просят объяснить, что такое, в сущности, материя и что такое заменившая ее теперь сила, то они становятся в тупик и говорят: «Не знаем».

Что такое «жизненный принцип» по Блаватской? Для характеристики жизненного принципа она прибегает к образному сравнению. Когда мы, говорит философ, смотрим в ночное небо, то видим физический аспект Вселенной. Однако за всем этим видимым творением стоит один безграничный, неизменный принцип, одна абсолютная реальность, предшествующая всякому проявленному, законообусловленному существованию и недоступная постижению или охвату с помощью человеческих мысли и разума. Физический мир временен, а жизнь вечна.

Блаватская резко возражает утверждениям, что жизнь возникла из неорганического мира в процессе закономерного поступательного развития материи. По ее мнению, не математика, не физика, не химия, не биология не способны обнаружить жизненный принцип, поэтому ученые отвергают его существование вне материи, то -есть, независимо от материи. Естествознание или, как она говорит, химико-физические теории не в состоянии объяснить сущность жизни, так как не могут объяснить, во-первых, источники движения; во-вторых, произвольное зарождение явлений, предметов, процессов. Наука, по словам Блаватской, просто-напросто села на мель, пытаясь объяснить происхождение жизни, источники вечного двиНаука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе жения, а сев, принялись выдумывать спасательные теории. Следует заметить, что наука и в XX веке в решении названных проблем не смогла существенно продвинуться вперед. Хотя синергетика в начале своего появления подавала надежду на решение данных философских вопросов, но очень скоро многие последователи пришли к выводу, что последовательное развитие синергетики приводит к неожиданному утверждению - необходимо допущение бытия Бога, чтобы дать окончательный ответ на вопрос: «Что является источников движения и развития?».

Блаватская в XIX веке высмеивает тех ученых, которые утверждали, что «жизнь есть свойство протоплазмы» или «жизнь есть способ существования белковых тел». Биологи, говорит она, считают своим величайшим достижением доказательство, что тайна жизни находится в протоплазме. Глупо утверждать, заключает философ, что протоплазма - это химическое вещество есть принцип жизни или жизненная сила. Блаватская иронизирует: «Нет бога кроме протоплазмы, и Гексли пророк» Теперь нам остается только выдумать биометр для измерения кубического содержания души и духа, и современная наука может спокойно почить на заслуженных лаврах» [9, с. 666].

Сознание человека - одна из бесконечного множества форм проявления пластичного, вечного, самосозданного жизненного принципа, существующего в Природе. Блаватская глубоко убеждена, что вся жизнь и всякая живая сущность во Вселенной, будь то созвездие, солнечная система, планета, человек или атом, произошли из одной непостижимой для нашего разума Жизни, и потому все души тождественны Сверхдуше. Что касается научных взглядов по этому вопросу, то «материализм Бюхнера и Молешота, позитивизм Гёксли и других английских поклонников протоплазмы и их немецкого барда Геккеля, если еще не находятся на смертном одре, то, во всяком случае, получили смертельную рану и носят в себе зародыш собственного и весьма скорого зарождения» [9, с. 649].

Какой же Блаватская видит выход из возникшего кризисного состояния науки по решению проблемы происхождения жизни, понимания ее характера и сущности? Во-первых, наука должна изменить свое отношение к религии и мифам. Ученые должны отказаться от широко распространенного ошибочного мнения, что все мифы, легенды древности и язычества основаны на одном лишь невежестве и глубоком суеверии, что религия есть фантастическое, нелепое воображение людей. Более того, Блаватская абсолютно уверена, что в древнейших рукописях Индии, Египта, Ближнего Востока соБаранов С. T., Нестерова В. Л.

держатся знания, которые помогут науке успешно решать многие проблемы, в том числе и космологические.

Говоря о необходимости творческого союза науки, религии и философии, Блаватская была убеждена, что религиозная вера ученого будет способствовать действительному познанию мира. Сегодня мы видим, что в современной науке наметились сдвиги по направлению осуществления единства религии, науки, философии. Многие выдающиеся ученые признают необходимость при решении глобальных естественно-научных проблем допущение существования божественных, нематериальных сил. Так, Артур Комптон, известный физик, лауреат Нобелевской премии заявлял, что для него вера начинается с того, что высший разум вызвал Вселенную к существованию и сотворил человека. Религиозная вера имеет право на жизнь, поскольку неоспоримо, что там, где есть план, есть и разум. Упорядоченность Вселенной, считает он, свидетельствует об истинности наиболее величественного утверждения: «В начале - Бог». Наталья Бехтерева, физиолог, специалист в области физиологии мозга человека, академик РАН и РАМН сказала: «Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа - человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца».

Второй причиной кризисного состояния науки, по мнению Блаватской, является недооценка, а точнее игнорирование аналогии как важнейшего метода познания мира в целом и человека в частности. Под аналогией она не имеет в виду то понимание и определение, которое содержится в современных учебниках по логике и философии. Для нее аналогия - это закон, сформулированный много веков назад легендарным египетским мудрецом Гермесом Трисмегистом, как называли его древние греки, и который гласит: Как вверху, так и внизу, как внутри, так и снаружи, в большом, как в малом, есть одна жизнь и один закон. Согласно закону аналогии Мир есть уходящая в бесконечность иерархия, соподчинение или «лестница» живых существ, выстроенная в форме пирамиды, где «более высокие» существа располагаются ближе к вершине, а «более низкие» - ближе к подножию.

Первопричину, первооснову Блаватская называет еще Абсолютной Сущностью, которая ни Дух, ни Материя, но и то, и другое одновременно и обладает свойством проявляться, как бы напоминать о своем существовании, а скорее всего это способ бытия Единого и Неповторимого. Вселенная есть периодическое проявление того, которое называет или Бытием, или Богом, или Единым, или Высшим Принципом, или Абсолютом, или Всеединством. Бог первичен, Вселенная вторична, временно от мимолетной жизни светляка до жизни Солнца, звезд, галактик. Вселенную с ее мимолетными, вечНаука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе но меняющимися формами, Блаватская сравнивает с блуждающим огоньком. C другой стороны, Вселенная развивающаяся, объективно существующая реальность, со своими особенностями и закономерностями. Важнейшим качеством Вселенной является наличие в ней сознания. Все в этой Вселенной, во всех ее явлениях, предметах, процессах обладает сознанием, одарено сознанием. Блаватская утверждает, что «... нет такой вещи, как «мертвая» или «слепая» материя, ибо не существует «слепого» или «бессознательного» Закона» [10, с. 361].

Сознание и материя в Природе не существуют параллельно, они едины, сознание не может не иметь своего носителя, материя не имела бы многообразия и движения без сознания. В мире господствует Всеединство, которое является следствием действий всеобщих, универсальных законов, например, таких, как аналогия, подобие. Можно провести сравнение между человеком и Космосом. Очень давним является утверждение, что человек это микрокосм, миниатюрная копия Макрокосма, и это не случайное совпадение, Блаватская называет это Вселенским Законом, формируя его следующим образом: как вверху, так и внизу, как на Небе, так и на Земле. Можно провести еще одну параллель между человеком и Вселенной. Вселенная вырабатывается и устремлена изнутри наружу. В жизни человека мы видим подобное, все его действия, поступки, помыслы производятся и предваряется внутренним чувством или эмоцией, волею или желанием, мыслью или умом. Таким образом, так же, как никакое внешнее движение или изменения в человеческом внешнем теле не может произойти, если оно не вызвано внутренним импульсом (чувства, воля, разум, желание) так же точно и во внешней или проявленной Вселенной. Весь Космос, говорит Блаватская, руководим, контролируем и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий, сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию.

Из концепции Е. П. Блаватской, а также из антропного принципа исходит утверждение, что Вселенная развивается по программе, созданной сознанием, в соответствии с которой это же сознание появляется в обязательном порядке. Вероятность не возникновения разума во Вселенной равна нулю, поскольку существование и жизнь-тождественные явления, жизнь везде и во всем. Никакая синергетика не может объяснить, почему Вселенная конечная, закрытая в пространстве, бесконечна во времени. Разум, пройдя последовательно стадии планетарного сознания, регионального сознания, космического сознания, делает возможным существование следующего цикла мировой бесконечной истории Мира. Началом Вселенной следует считать не Большой Космический Взрыв, а познающего самого себя и окружающий мир разум.

Блаватская обращает особое внимание на то, что борьба за существование и «переживание сильнейшего» безраздельно царствовали с момента проявления Космоса в Бытии. Эти факты не могли ускользнуть из-под наблюдательного глаза древних мудрецов. Отсюда непрестанные битвы Индры, Бога Небесной Тверди, с асура-ми - разжалованными из высших космических Богов в космических Демонов - и с Вритра или Ахи. А также битвы между звездами и созвездиями, между лунами и планетами, позднее воплощенными в царей и смертных. Далее войны Михаила и его воинства против Дракона.

Борьба за существование и победа сильнейшего - всеобщий принцип составляющий фундамент бытия. Блаватская пишет, что каждое ядро космической материи, внезапно проявленное к бытию, начинает жизнь при самых враждебных обстоятельствах. «На протяжении ряда бесчисленных веков оно должно завоевывать себе место в мировом пространстве. Оно вращается между более плотными и уже неподвижными телами, двигаясь прыжками, и устремляется к точке или центру, который привлекает его; и подобно кораблю, вовлеченному в канал, усеянный рифами и подводными скалами, старается избежать другие тела, в свою очередь, притягивающие и отталкивающие его. Многие погибают, их масса растворяется в более сильных массах, и когда они рождаются внутри планетной системы, они погибают, главным образом, внутри «ненасытных желудков» различных Солнц. Те, кто двигается медленнее и устремлены в эллиптическом ходе, рано или поздно осуждены к уничтожению. Другие, двигающиеся параболическими дугами, обычно избегают гибели в силу своей скорости» [19, с. 281].

Основной посылкой концепции Блаватской является утверждение: Все есть жизнь, и атом, и молекула, и каждая частица, они являются одновременно жизнедателем и носителем смерти для подобных форм. Атом создает и убивает, он самозарождающ и самоуничтожающ. Источником движения, изменения, перевоплощения, жизни каждого является Единая Жизнь. От Единой Жизни, бесформенной и несотворенной, происходит Вселенная всех Жизней. Существует «бесчисленные миллиарды сонмищ Жизней» [10, с. 332], минералы, растения, животные сложены из этих Жизней. Блаватская различает непроявленный и проявленный миры.

В сфере проявленного, то есть воспринимаемого органами чувств человека бытия, его частицы есть огненные Жизни, живущие и утверждающие свое бытие за счет другой жизни, которую они

Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе

поглощают. В «Тайной доктрине» говорится, что самые малейшие, невидимые Жизни слагают атомы тел, горы и маргаритки, человека и муравья слона и дерева, укрывающего его от солнца. Атом так же порождает жизнь, как и смерть, красоту и безобразие, добро и зло, и даже приятные и неприятные, полезные и зловредные ощущения. Он есть та таинственная Жизнь, коллективно представленная бесчисленными мириадами Жизней. На протяжении первой половины человеческой жизни первые пять периодов по семь лет каждый, Огненные Жизни косвенно заняты процессом построения материального тела человека. Жизнь протекает по восходящей, и сила употребляется на созидание и усиление. По прошествии этого периода наступает время обратного движения, и в то время, как работа Огненных Жизней истощилась в своей силе, начинается также работа разрушения и убывания.

Оккультные тайные знания, по убеждению некоторых ученых, есть научные знания, изложенные в давние времена в форме символов. Блаватская считает, что древние тексты писались на мировом языке, известном в те дни всем народам без различия, но который сейчас понятен лишь немногим. Арабские цифры понятны людям всех наций; слова - английское «and», французское «еЬ>, немецкое «und» могут быть выражены простым знаком «&», так и слова «сокровенного языка» выражали одинаковые понятия для каждого человека, к какой бы национальности он ни принадлежал.

Блаватская считает, что научный прогресс заставит ученых отказаться от методологических принципов материалистического характера, и они вынуждены будут обратиться к тем понятиям, от которых они всегда отказывались. Физика или метафизика? - ставит вопрос Блаватская в 1-ом томе «Тайной доктрины» и отвечая на него, говорит, что придет время наука пересмотрит свои физические законы, лишенные души и духа.

Научной заслугой Блаватской является также популярное разъяснение закодированного в символах содержания древних текстов, главным образом, древневосточных. По признанию русского мыслителя, изучение скрытого смысла каждой религиозной и светской легенды, каждого народа, великого или малого, и, особенно в преданиях Востока, заняло большую часть ее жизни.

В «Тайной доктрине», в разделе «Первичная субстанция» русский теософ подробно описывает то, что в XX веке было большим научным открытием, а именно, открытие физического вакуума, который затем был назван черной материей, чуть позже понятие черная материя дополнено понятием черная энергия. Субстанция - это та таинственная вещь, которая была предметом философских обсуждений во все века. Это то, что является всем в существующей Вселенной и ничем для наших чувств. «Мы касаемся ее и не ощущаем ее; мы смотрим на нее и не видим ее; мы вдыхаем ее и не замечаем ее; мы слышим и обоняем, совершенно не подозревая о ее присутствии; ибо она содержится в каждой молекуле того, что мы в нашем не ведении и иллюзии рассматриваем как материю в одном из ее состояний или познаем как чувство, мысль, эмоцию» [10, с. 429].

Первичная, невесомая субстанция содержит в себе духовные прообразы всех вещей, где они зарождаются, эволюционируют и куда возвращаются. Первооснова в древности называлось Эфиром, например, в Ведах говорится: «От этого, от этого Самого Я, произошел Эфир» [10, с. 429]. Эфир, утверждает Блаватская, был известен древним философам задолго до времен Моисея, со всеми его таинственными свойствами, содержащими в себе зачатки всемирного творения. Высший Эфир есть «Матерь всего бытия», всех существующих форм, из лоно которой «по оплодотворению» Божественным духом вызваны к бытию Материя и Жизнь, Сила и Действие. То, что объявлен абстрактной идей и пустотою, есть в действительности вместилище и тело Вселенной.

ГЛАВА 4

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >