Взаимодействие обыденного и научного сознания в техногенном обществе

в техногенном обществе

Некоторые философы отмечают, что в условиях, когда научный и технический прогресс триумфально шествует по планете, большинство людей ориентируется сознанием прямо противоположным научному. Многие люди считают, что хотя истины науки превосходят истины здравого смысла и повседневного обихода, но с последними жить легче. Вопреки доводам науки люди продолжают верить в очередной спасительный миф, причину этого следует искать не только в слабости научных доказательств, но и в самом бытии людей, питающих и поддерживающих эту веру.

Неверно полагать, что обыденное сознание исключительно ограниченное знание. Напротив, в его состав входит огромная масса верных представлений и взглядов, многократно проверенных опытом, практикой и откристаллизовавшихся в тех аксиомах практического разума, которые называются народной мудростью. Позитивное значение обыденное сознания состоит в том, что оно изначально служит источником накопления знания и по мере развития

Баранов С. T., Нестерова В. Л.

сознания и возникновения его разнообразных форм не исчезает, а, претерпевая необходимые трансформации, продолжает оставаться неотъемлемым элементом всей духовной культуры.

Обыденное сознание - это несистематизированное, стихийно возникающее отражение в сознании людей их практической жизнедеятельности. Оно включает эмпирические знания, касающиеся различных областей действительности. Это - наивные представления людей об окружающей их природе, непосредственно житейские правовые нормы, обычаи, представления людей об их собственном положении и потребностях. Обыденное сознание представляет собой осознание окружающей общественной среды, непосредственных интересов и вытекающие отсюда представления о добре, зле, долге, чести и т. д. Как и научное оно фиксирует повторяющееся в явлениях, но в отличие от теоретического не идет дальше внешнего сходства, случайных совпадений. В поле зрения обыденного сознания оказывается чаще всего случайное, временное, преходящее, а закономерное, существенное не находит в нем адекватного отражения.

Обыденное сознание, хотя и схватывает отдельные звенья причинно-следственных связей, однако не способно охватить всю их последовательную цепь в явлениях. Обыденное сознание останавливается на поверхности явлений и потому обобщения его неглубоки. Но абсолютизировать этот факт нельзя. Мы согласны с утверждением тех исследователей обыденного сознания, которые утверждаю, что обыденные знания отражают не только явления. Им свойственно также донаучное проникновение за пределы явления в сущность и существенные связи первого порядка.

Обыденное сознание - это массовое сознание, в котором находит свое отражение конкретное общественное бытие, преломленное сквозь призму общественной жизни. Однако между обыденным сознанием и массовым сознанием нельзя ставить знак равенства. Массовое сознание - это действительное или, иначе можно назвать действующее сознание больших групп людей, массовое сознание -это сознание масс, в отличие от индивидуального, которое является сознанием индивида. Компонентами того и другого являются теоретические и обыденные знания, массовое сознание формируется с одной стороны, стихийно под воздействием обыденного сознания, с другой - под влиянием теоретического сознания, которое вносится в умы людей посредством различных общественных учреждений.

Встречается неверное мнение о том, что якобы массовое сознание - это только обыденное сознание. Это все равно, что объявить индивидуальное и обыденное сознание одним и тем же явлением. Говоря о теоретическом и обыденном как наполнителях индивидуНаука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе ального и массового сознания, важно иметь в виду, что обыденное сознание всегда есть действительное сознание, теоретическое не всегда им является. Это положение имеет, как теоретическое, так и практическое значение. Резюмируя, можно сказать, что массовое сознание - это и общественная психология, и обыденное сознание, и теоретическое сознание. Между обыденным и массовым сознанием есть единство и различие, неправомерно отождествлять их. Хотя, безусловно, между ними есть близость. И то и другое формируются в процессе повседневной жизнедеятельности людей и являются продуктами их духовной жизни.

Обыденное сознание является эмпирическим пониманием действительности, оно формируется из привычно складывающихся представлений, отражающих непосредственно условия общественного бытия. Будучи связано с общественной психологией, обыденное сознание включает восприятия, представления, возникающие стихийно, главным образом в результате непосредственного опыта, повседневной житейской практики.

При определении содержания понятий теоретического и обыденного сознания, а также общественной психологии, важно исходить из соответствующего структурного деления духовного мира личности. В рациональной сфере различают два основных уровня: разум и рассудок. Под разумом понимается такая форма мышления, которая выявляет его диалектическую природу, внутренний творческий характер, способность объективно отражать действительность в ее непрерывном диалектическом развитии. Рассудок - это форма мышления, демонстрирующая субъективную способность каждого индивида обрабатывать факты и явления действительности на уровне обыденного сознания. То есть теоретическое и обыденное сознание - уровни рациональной сферы духовного мира личности, направленные на познание и освоение действительности.

Теоретическое сознание - высший уровень общественного сознания. Оно наиболее адекватно отражает общественное бытие, глубоко проникая в сущность явлений и процессов. Этот уровень находит свое выражение в системе суждений, умозаключений, гипотез и теорий. Знание, которое содержится в теоретическом сознании -знание особого рода. Прежде всего, оно характеризуется систе-матизированностью: все его элементы приведены в строгую логическую связь между собой. C этой точки зрения теория выступает как логическое воплощение структурного и генетического подхода мышления к объекту. Только в системе знаний достигается всесторонний охват предмета, отражается процесс его развития. Теория и есть наиболее зрелая и наиболее развитая форма истины, высшая форма научности. Специфические черты теоретического сознания четко проявляются при сопоставлении с обыденным сознанием.

Последнее является более низким слоем индивидуального сознания и граничит с эмоционально-чувственной сферой духовного мира. Поэтому обыденное сознание более чем теоретическое сознание подвержено воздействию эмоциональным влияниям. Обыденное сознание представляет собой наивно-теоретическую, эмпирическую форму мышления, для которой характерно особое, дискретное, а не диалектическое протекание процесса мышления, для него в большей степени свойственен образный процесс оформления мысли, нежели понятийный. Кроме того, необходимо учитывать, что обыденные представления и взгляды складываются, прежде всего, непосредственно на основе чувственного восприятия, отсюда их теснейшая связь с пережитками, чувствами, настроениями. Это обуславливает то, что обыденное сознание действует гораздо оперативнее научного сознания. Человек - прежде всего живое существо, которое всегда что-то чувствует: любит или ненавидит, восхищается или негодует, радуется или скорбит. Поэтому первая реакция на возникшую ситуацию неизбежно имеет эмоциональный характер. Чувства раньше, чем разум, вступают в действие.

Обыденное сознание, находящееся под влиянием чувств, как бы опережает процесс упорядочения и становления научного сознания. Именно этим фактором объясняется, с одной стороны, необъятный диапазон интересов и симпатий людей, а с другой - возникновение предвзятых мнений, предрассудков и предубеждений, часто самому человеку непонятных. Даже морфологический состав слов, обозначающих перечисленные явления, указывает на то, что эмоциональное отношение предваряет научное знание. Поэтому в воспитательной работе нельзя не учитывать роли обыденного сознания в жизни отдельного человека. Недооценка этого фактора снижает эффект воспитательного, педагогического процесса.

Рационализация сознания человека не может не отражаться на его эмоциональной стороне. Чувства, страсти естественно не могут исчезнуть, но их значение и роль в жизни постоянно изменяются, человек постепенно овладевает большой возможностью контролировать и направлять свои эмоциональные побуждения. Изменение характера эмоций, воспитание новых чувств, несомненно, усилит их обратное воздействие на мышление. Без человеческих эмоций никогда не было и быть не может человеческого искания истины.

Иногда в печати встречаются рассуждения, смысл которых состоит в попытках доказать, что якобы с развитием науки и техники, с превращением человека в придаток машин очень сильно изменилось соотношение между рациональным и эмоциональным в духовном облике современного человека, он будто бы стал более рациональным и менее эмоциональным, с более холодным рассудком, с машинным мышлением, чуждым волнениям, которые вызываются окружающей его действительностью, радостями и печалями других людей.

В действительности с развитием демократического, правового общества, облегчением труда и всей деятельности людей, благодаря техническому вооружению, не уменьшается, а значительно усиливается эмоциональный заряд психики человека. Человек такого общества как личность гармоническая будет, не только рационально и все более по научному мыслящей личностью, чуждой волюнтаризму и субъективизму, но и человек глубоких и полнокровных переживаний, сильных и благородных страстей и эмоций, непреклонной воли.

Воздействие научного и технического прогресса на обыденное сознание может быть рассмотрено в разных аспектах. Мы наблюдаем, во-первых, как под воздействием научных знаний происходит качественное изменение в отношении обыденного и научного сознания, а также в их содержании. В сфере обыденного сознания уменьшаются, сужаются, отмирают определенные элементы, одновременно происходит обогащение низшего уровня за счет пополнения его научными представлениями, понятиями. В обыденном сознании для людей все большее значение приобретают представления и взгляды, направленные на понимание своего места и роли в жизни общества, на признание своей общественной значимости. Во-вторых, происходит увеличение в индивидуальном сознании его научно-теоретического содержания. Интеллектуализация сознания российских людей, тенденция возрастания доли научно-теоретического в сознании детерминированы определенными потребностями, вызываемыми коренными изменениями в нашем обществе, информационной революцией, которая создает новую технику, вносит заметные изменения в функциональное содержание труда, в структуру производственных профессий. В-третьих, происходят изменения в содержании самого научно-теоретического сознания.

Открытия в науке и технике и раньше вызывали перевороты в представлениях людей. Однако очевиден и тот факт, что, если люди превращают космос в свою лабораторию и постепенно вовлекают его в систему общественного производства, это не может не влиять на их мировосприятие и все общепринятые знания о вещах. Расширение сферы деятельности, на которую распространяется научное объяснение, с необходимостью приводит к тому, что человек начи нает смотреть на мир без мистики, осознавать ограниченность антропо- и геоцентрического характера своих взглядов, относиться к окружающим его явлениям исходя из рациональных, воспринятых от науки критериев и оценок.

В процессе интеллектуализации обыденных знаний определенное значение имеют социально-психологические механизмы: общественное мнение, привычки, традиции и т.д. Как правило, массовое обыденное сознание признает какую-либо научную теорию не в результате основательного ознакомления со всеми аргументами и доказательствами в ее пользу, а потому, что с течением времени все привыкли считать ее выводы не вызывающими сомнения.

Известная роль привычки проявляется и в том, что даже при освоении новых научных знаний обыденное сознание продолжает оперировать закрепившимися в употреблении и заимствованными до этого из науки понятиями, хотя в строгом смысле слова они уже ненаучны. Так, люди привыкли говорить о небосводе, о восходе и о заходе солнца. Даже будучи вооружены современными объяснениями и законами, они не отказываются от привычного для них словоупотребления до тех пор, пока данные термины обыденного языка достаточно хорошо служат им в повседневной практике. В этом как раз и проявляется одна из характерных черт обыденного сознания -консервативность, инертность, трудное принятие нового.

Поэтому ассимилирование достижений науки в широкой ненаучной публике требует всегда некоторой исторической (временной) дистанции, иногда измеряющейся продолжительностью жизни не одного, а нескольких поколений. Известно, например, сколько понадобилось времени, чтобы теория Коперника смогла вытеснить геоцентрическую картину Вселенной из умов людей, слепо следовавших религиозным догматам и канонам геоцентрической картины мира, с которыми система Птолемея вполне согласовывалась.

Научные положения проникают в обыденное сознание и косвенным путем, через влияние социального института науки на все остальные духовные образования и через объективные последствия материализации научных достижений. Один из основных каналов, по которому научные знания достигают обыденного сознания - реальные продукты научного прогресса. В этом деле огромную роль играет реклама. Рекламирование созданных в нашей стране приборов для сшивания кровеносных сосудов или синтезированных у нас новых антибиотиков через восхищение красотой подвига ученых, врачей, инженеров сделает значительно больше для утверждения в сознании масс идеи о передовом характере российской науки.

Потребности современного производства, в котором повсеместно внедряются достижения науки и техники, требуют от массы производителей обладания определенным объемом знаний относительно функционирования машин и оборудования производственных процессов, закономерностей усложняющейся технологии производства. Эти объективно необходимые изменения в уровне теоретической и практической подготовленности работника к массовому современному производству закономерно вызывают изменения в его обыденном сознании, в котором вполне естественно начинают занимать значительное место знания определенной степени глубины и систематизированности из каких-либо областей науки.

Помимо этого вещественного присутствия науки в повседневной жизни ее влияние на обыденное сознание людей реализуется и иными путями. Научные знания вызывают существенные изменения во всех остальных общепринятых мировосприятиях человека данной эпохи. Роль каналов взаимопроникновения научных и обыденных знаний выполняют все компоненты духовно-мировоззренческой сферы жизни человека.

В первую очередь следует отметить роль науки, которая в современном обществе выступает не только как совокупность знаний и специфических форм исследовательской деятельности, но и как особый социальный институт, выполняющий в обществе различные функции. Одной из функций науки как социального института и является внесение в широкие массы результатов научного познания, т. е. научных знаний в той мере, в какой это обусловлено социальными условиями и потребностями. Благодаря этому научные знания, проникая в сознание широких масс, становятся компонентами исторически определенных форм общественного сознания и способствуют переходу от господства религиозного мировоззрения к мировоззрению научному.

C ростом образованности, культуры, информированности, всесторонним развитием демократии люди с гораздо большей заинтересованностью и пытливостью осмысливают сложные, противоречивые вопросы, выдвигаемые на первый план самим ходом общественных преобразований, все настойчивее и компетентнее вторгаются в решение социально-экономических, политических, духовно-нравственных проблем, оказываясь, в конечном счете, все более осязаемым фактором общественных изменений.

Влияние науки на обыденные представления не исчерпываются принятием отдельных научных утверждений - факт, сам по себе еще ничего не говорящий об устойчивом присутствии науки в общем мировосприятии людей. Для этого необходимо освоить не только готовые результаты научного познания, но и характерные для него способы обоснования, критерии научности, приемы аргументации и рассуждения. Этот процесс осуществляется через опосредованное влияние сложившегося в данную эпоху стиля научного мышления, складывающегося из принятых эталонов научного подхода к явлениям нашей реальности, из устоявшихся идеалов и норм организации знания.

В современных условиях, когда происходит небывалое развитие науки и научной информации, тем не менее, не существует людей, которые были бы носителями одного лишь научно-теоретического сознания. Как бы не возрастал поток научной информации, уровень знаний, осведомленности людей будет всегда оставаться место в индивидуальном сознании для обыденных взглядов, представлений. Утверждения о постепенном вытеснении обыденных форм сознания научными формами не имеют под собой реальной почвы, поскольку они строятся на представлениях об отражении человеком действительности без учета всех его сторон и связей, что несовместимо с диалектическим подходом к явлениям сознания и ведет к неоправданному упрощению проблем сознания.

Как бы ни был эрудирован, профессионально образован человек, он физически не в состоянии овладеть всеми имеющимися знаниями в обществе и всегда будет вынужден обращаться к услугам обыденного сознания. Последнее будет сохраняться и в силу других причин: разделения общественного труда, возрастных уровней, разного социального положения, сохранения недостаточной образованности, в силу экономности, оперативности обыденного сознания.

Одной из главных сфер, где позиции обыденного сознания особенно сильны, является сфера быта. Бытовая деятельность не опирается на какие-либо специализированные профессиональные знания. Безусловно, научные представления достаточно активно вторгаются и в сферу быта, однако же, человек в решении многих проблем обращается преимущественно к обыденному сознанию, используя научные представления зачастую лишь на рецептурном уровне.

В рамках обыденного сознания развиваются эмпирические знания, имеющие большое значение в жизни человека. Люди задолго до появления науки накопили большой запас сведений об окружающем мире и о себе самих. Это знание было накоплено долговечной работой пастухов, звероловов, пахарей, кузнецов, гончаров, пчеловодов, рыбаков, плотников. Оно говорило о качестве материалов, приемах работы, свойствах зверей, о съедобности и лечебной силе

Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе злаков, трав, корней, о социальном поведении единиц в семье, роде, племени и т. д. - все это закреплялось в форме кратких изречений, которые имели силу законов, заветов, правил. Эмпирические знания - это существенный элемент обыденного повседневного сознания. Накопление обыденных знаний происходит вечно, пока существует человек.

Само по себе обыденное сознание не является чем-то негативным, подлежащим уничтожению, оно играет заметную роль в общественном сознании. Однако для того, чтобы эта роль была эффективной человек должен понимать, что возможности обыденного сознания ограничены, и потому его нельзя использовать там, где оно некомпетентно. При этом, оставаясь в рамках обыденных представлений, определить пределы допустимости их применения нельзя, для этого следует обратиться к научно-теоретическому уровню сознания.

Обыденное сознание не отомрет, не исчезнет, останется самим собой в силу указанных выше причин. Однако оно не может подняться до научно осмысленного воззрения на мир, оно отражает общественные отношения на уровне эмпирического мышления, ограниченного рамками житейского опыта. Обыденное сознание -это сознание людей на уровне повседневных представлений. Обыденное сознание не способно критически разобраться в своем собственном содержании, в нем сталкиваются, напластовываются реалистические и иррациональные представления.

На основе создания и освоения предметов и многократно повторяющейся практики, люди начинают теоретически осваивать предметы, которые служат им для удовлетворения их изменяющихся потребностей. Это теоретическое освоение или познание содержит не только описание и интерпретацию предметов, но также и их оценку в соответствии с определенными потребностями человека, практическими задачами и планами действия.

Обыденное и теоретическое сознание не исключают друг друга, между ними существует и единство, и различие. Человек - активное существо, которое открывает бесконечность универсума, познает его законы. Овладевая ими, создает «вторую природу» и благодаря этому творит самого себя, формирует и развивает свое научное сознание. Но как существо, лишь ориентирующееся в ближайшее окружающей его среде и приспосабливающееся к ней, следуя уже проторенными путями, человек - носитель обыденного сознания.

Обыденное и теоретическое сознания существуют в единстве, разрыв их возможен, но это чревато негативными последствиями. «Отрыв теоретического сознания от обыденного, - пишет А. К. Уледов, приводит его в состояние элитарности, исключительности, а в итоге -к оторванности от общественной практики, к замыканию на самого себя. Отсюда проистекают схоластичность и догматизм в теории. Взаимодействие, органические единство теоретического и обыденного сознания достигается в процессе соединения теории с практикой, фундаментальных исследований с прикладными, внедрения достижений науки в материальное и духовное производство» [44, с. 63].

Нельзя проводить резкую грань, например, между научным социальным знанием и обыденным сознанием, объясняющей социальной теорией и здравым смыслом. Несправедливо было бы считать ретроградную роль по отношению к научному объяснению в социальном познании, непременно снижающим его эффективность. В научном объяснении социальных объектов здравый смысл может играть и определенную позитивную роль. Наряду с крайностью практицизма, т. е. утилитарно-практического отношения к выбору объектов познания и метода их исследования в социальном познании встречается и другая крайность - академизм или, так сказать, схоластическое теоретизирование, сопровождающееся «отлетом» теории от динамики социальной реальности. Значение здравого смысла в том и заключается, что он со всей обращенностью к непосредственному, очевидному, конкретному стимулирует в социальном познании интерес к проблемам повседневной социальной жизни, к явлениям развивающейся реальности. В социальном познании крайне важно обновить эмпирическую базу теории, исследовать все новые и новые социальные факты. При этом определенную роль может сыграть характерное для здравого смысла любопытство по отношению к новому, необычному, неожиданному в социальных явлениях.

Между обыденным сознанием и научно-теоретическим нет непреодолимого барьера. Наоборот, имеет место процесс непрерывного взаимодействия этих духовных образований, обогащения обыденного сознания теоретическим сознанием и наоборот. Возникнув раньше научного понимания мира, обыденное сознание людей явилось его предпосылкой, стало питательной средой, на которой возникали первые могучие побеги научного сознания. Последующий процесс развития научного сознания был также неотделим от обыденного сознания, которое непрерывно питало его своими прогрессивными приобретениями. Широкие повседневные наблюдения масс, обобщения их практики выступали и выступают важным питательным источником достоверных взглядов. Самые различные научные идеи и представления, получая широкое распространение, постепенно воплощаются в сознании народных масс, служа для них мотивом и регулятором в поведении и практической деятельности.

По мере развития научного сознания, превращения его в самостоятельную сферу духовной жизни общества, возникновения и усложнения наук, в особенности математики, физики, биологии, химии происходит обратное, все более возрастающее воздействие научного сознания на обыденное. Такая взаимосвязь обыденного и научного сознания, когда первое в начальный период своего развития имеет преобладающее значение в жизни общества и выступает предпосылкой второго, а в последующем научное сознание, усиливаясь, оказывает обратное возрастающее влияние на обыденное сознание, неслучайна. Она становится возможной в результате того, что с возникновением научного сознания происходит усиление его роли в социальном развитии, возрастает его значение в обслуживании общества вообще и материального производства в особенности.

При сопоставлении обыденного и теоретического сознания следует исходить из различий в функциях этих двух типов знания, из своеобразия их социальной роли. Обыденное сознание исполняет функции весьма отличные от общественных функций научного сознания, поскольку первое связано с иной, неспециализированной сферой деятельности человека. Если научно-теоретическое сознание направлено на постижение сущности явлений, на достижение все более полной объективной истины, то обыденное сознание не поднимается до научного понимания законов действительности, ограничивается рамками эмпирического опыта и закрепляется в производственном и социально-политическом опыте масс, традициях, нравах, обычаях. Обыденное знание есть знание о явлениях, а привилегия проникновения в сущность объектов принадлежит научному мышлению

Научные представления, идеи, понятия, категории, проникая в обыденное сознание, претерпевают изменения, они упрощаются, обыденноизируются, делаются удобными для повседневного употребления. Для того, чтобы научные знания вошли в обыденное сознание они должны быть приняты не только умом, но и сердцем, чувствами. Гегель в «Феноменологии духа» писал: «Нравственные, как и религиозные, определения должны предъявлять к нему (человеку) требования, быть им исполняемы не только в качестве внешних законов и предписаний некоторого авторитета, но получить одобрение, признание или даже обоснование в его сердце, образе мыслей, совести, понимании и т. д. Идея, воспринятая человеком, но не затронувшая сферу его потребностей, остается чисто умозрительным знанием, неспособным воздействовать на его поведение» [42, с. 71]. «Идея, вычитанная или услышанная, - писал В. Г. Белинский, - и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности есть мертвый капитал». [3, с. 798-799].

Многие исследователи отмечали парадоксальность с точки зрения обыденного взгляда, что земля движется вокруг солнца, а компонентами воды являются легко воспламеняющиеся газы. Действительная наука давно уже научилась оперировать такими формами мышления, которые обыденному рассудку кажутся совершенно неприемлемыми. Дифференциальное исчисление, например, вопреки всем протестам здравого человеческого рассудка, приравнивает при известных условиях прямое и кривое друг к другу и достигает этим таких успехов, каких никогда не достигнуть здравому человеческому рассудку, упорствующему в своем утверждении, что тождество прямого и кривого является бессмыслицей.

Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает зачастую обманчивую видимость вещей. Учение Коперника о гелиоцентрической системе мира было неприемлемо для христианской церкви, которая придерживалась обыденных взглядов, распространенных тогда, что дескать солнце движется вокруг земли. Спор между Коперником, его последователями и церковью - это фактически спор между обыденным и теоретическим сознанием. В настоящее время подобная картина происходит с идеями квантовой механики, основными выводами Эйнштейна и другими научными взглядами. Через какое-то время новые научные идеи современности войдут в обыденное сознание, как уже вошли идеи Галилея, Ньютона, Коперника, Дарвина.

Обыденные знания складываются стихийно, на основе непосредственного эмоционального переживания мира, с помощью воображения, творческой фантазии, интуиции. Тем не менее, обыденное сознание может достаточно объективно отражать реальность, создавать модели ее должного состояния, идеалы посредством художественного обобщения, понимания. Обыденные знания способны в определенных обстоятельствах опережать научное познание и проникать в глубинные, сущностные измерения общественного бытия, приходить к тем же выводам, которые впоследствии приносят теоретические исследования.

Имеется много конкретных примеров того, как порожденные массовым обыденным сознанием определенные идеалы, идеи, нормы выражали действительные потребности функционирования и развития общества, его движения к более высоким ступеням. Эта способность обыденного сознания верно отражать объективные линии социального развития основана на том, что, с одной стороны, она аккумулирует социальный опыт многих поколений и тем самым

Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе позволяет судить о наличной общественной реальности, используя широкий исторический масштаб, далеко выходящий за рамки последней, а, с другой стороны, она связана с непосредственным «переживанием» повседневных уникальных форм социальной жизни.

Изменения претерпевают в настоящее время не только обыденные представления, но и теоретическое сознание. Как указывалось выше, по мере совершенствования средств преобразования природы, развития техники, увеличивается доля абстрактного теоретического мышления в общественно-политической деятельности людей. Теоретическое мышление становится важнейшим инструментом воздействия на природу в связи с тем, что абстрактные понятия есть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Проникновение науки во все сферы общественной жизни, превращение ее в непосредственную производительную силу придают современному уровню мышления строго научный и теоретический абстрактный характер,

Своеобразное воздействие на стиль мышления оказывают процессы дифференциации и интеграции, происходящие в современной науке. Они порождают, с одной стороны, дифференциацию стилей мышления, с другой стороны, сопровождаются их интеграцией, формированием общенаучного стиля мышления на данном историческом этапе развития научного знания. В рамках естественнонаучного стиля творческого мышления многие авторы выделяют своего рода более узкие «стили» - экологический, космический, вероятностный и другие.

В современных условиях становятся необходимыми исследования гуманитарного и технического стиля мышления. Специфику, отличие стиля мышления естествоиспытателей, гуманитариев и представителей технических наук признают многие исследователи. Наиболее рельефно эта специфика проявляется при совместном решении комплексных проблем и нередко она принимает формы спора «физиков» и «лириков». Особенности стиля мышления представителей упомянутых трех групп наук обусловлены, конечно, объективно реальными отличиями предметов этих наук, в значительной степени формирующих специфику познавательных средств и процедур, установку и стиль творческого мышления ученых.

Процесс дифференциации наук ведет к узкой специализации, которая предполагает как позитивные, так и негативные последствия. Негативный момент узкой специализации заключается в том, что она может обусловить узость и односторонность мышления, однобокость восприятия мира. Узкая специализация может привести к профессиональному кретинизму.

Некоторые ученые считают, что узкая специализация создает фатальную угрозу для жизнедеятельности человека. Разделение труда, специализация, вызванная современной наукой и техникой, знаменуют воцарение общества, где отдельный человек якобы чувствует себя неспособным к суждению вне узкой сферы своей профессиональной компетенции. Безусловно, этим ученым можно возразить. Ведь хорошо известно, что человек, живя в обществе, не может замкнуться в рамках своей профессии и профессиональных интересов. Общественная жизнь вовлекает его в многообразные связи и отношения. Здесь встает вопрос об основах ориентации человека за пределами его профессиональной сферы. Раньше в таком качестве выступал здравый смысл, в настоящее время его недостаточно, так как сознание теоретизируется.

В современном информационном обществе в силу существующей широкой сети СМИ происходит повсеместное распространение естественнонаучных и технических знаний, которые играют все большую роль в интеллектуализации духовного мира человека. Увеличение в индивидуальном сознании его научно-теоретического уровня не случайно, а диктуется определенными потребностями, вызванными необходимостью построить в нашей стране цивилизованное общество, а также научно-технической революцией. Верное понимание даже самого незначительного дела требует специальных знаний и способностей оперировать абстракциями, которые, подобно системе Коперника, противоречат впечатлениям здравого смысла. Простой факт состоит в том, что проблемы общественной жизни ускользают от понимания их обычным человеком. События стали профессиональными.

В век техногенных изменений научное сознание не является достоянием только горстки ученых и даже интеллигенции. Научное сознание в новых условиях приобретает и новое качество важнейшей сферы общественного сознания, поскольку миллионы людей приобщаются к научному сознанию. C другой стороны, по мере ускорения социального прогресса и все более интенсивного развития науки в силу вступает закономерность непрерывного возрастания роли народных масс в науке. Происходит непосредственное обогащение народом научного сознания. Науку творит народ и его профессионалы ученые. При этом талантливые мыслители, опираясь на опыт масс, совершают выдающиеся открытия. Народные массы создают все необходимые условия для плодотворной деятельности ученых, двигающих вперед науку, обогащающих научное сознание, осуществляя производство материальных и духовных ценностей, участвуя в социальных движениях, воздействуя на мир и преобразуя его.

Теоретическое абстрактное мышление необходимо развивать. Овладение научным мировоззрением способствует развитию у человека общей культуры мышления, способности к оперированию общими категориями. Общеизвестно, какую огромную роль культуры в развитии духовных потенций личности отмечали выдающиеся мыслители прошлого. Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Но эта способность должна быть развита и усовершенствована.

Анализ проблемы диалектики обыденного и теоретического сознания показывает: во-первых, обыденное и научно-теоретическое сознание являются и всегда будут необходимыми составными частями индивидуального и общественного сознания; во-вторых, содержание обыденного сознания постоянно изменяется под воздействием научных достижений, экономических, социально-политических изменений, происходящих в обществе; в-третьих, теоретическое сознание, развиваясь, приобретает новые черты характерные для данного уровня развития науки и техники той или другой исторической эпохи.

ГЛАВА 3

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >