Наука как явление культуры

Наука как социокультурный феномен

Возникновение науки вопрос непростой, поскольку глубокие знания по техническим, естественнонаучным, гуманитарным, социальным вопросам были известны человечеству с древнейших времен. Благодаря этим знаниям возводились сооружения, которые мы называем сегодня «чудесами света». Люди того времени обладали техническими средствами, позволявшими строить храмы, пирамиды, крепостные стены из огромных блоков, с которыми современная строительная техника не способна работать. Появление 5 тысяч лет назад астрологии, возможно, было только при обладании широкими знаниями по астрономии, физике, психологии, философии. Главные философские проблемы были сформулированы в рамках мифологии, религии, астрологии.

Астрология содержит знания, получившие название в философии космоцентризма. Астрология - это учение о влиянии космических факторов на развитие общества и воздействии на бытие человека, который рассматривается как частичка космоса, связанная бесчисленными связями и отношениями с ним. Астрология задолго до появления философии, обратила внимание на такие вопросы, как: проблема бытия, сущность мира и человека, структура личности и сознания, соотношение биологического, социального и космического в человеке, роль индивидуального и коллективного в поведении людей. В основе астрологии и почти всей мировой философии лежит одна и та же убежденность в существовании Нечто, которое является причиной самой себя и не нуждается в основании и обосновании. В астрологии, как и в мифах и философии, содержатся широкие и глубокие по сути знания о мире.

Когда мы говорим о времени возникновения науки, мы должны помнить о разделении наук на естественнонаучные, технические и гуманитарные, время появление которых различно. В естествознании переход к научному изучению природы произошел только в XVII веке. В отечественной литературе, посвященной философии науки, принято различать в истории науки периоды - донаучный, предна-учный, научный. В естествознании, прежде всего, в математике и физике в XVII веке открылась дорога в науку. Однако некоторые исследователи переход к научному знанию связывают с Древней Грецией, когда в ней впервые возникает геометрия, как теоретическая система, например, в аксиоматической теории Евклида.

Научные знания в естествознании были обоснованы Галилеем, который впервые стал систематически применять экспериментальный метод для проверки научных гипотез и теорий. Кроме того он широко использовал абстракции и идеализации для построения мысленных моделей, для которых необходимо математическое описание явлений и процессов. Выдающимися соавторами в создании научного естествознания являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон. Свою механику Ньютон строил на таких фундаментальных понятиях, как понятия массы, силы, пространства и времени.

В философской концепции И. Канта понятиям пространства и времени отводится ведущая роль в процессе образования естественных наук, в первую очередь математике. В «Критике чистого разума» обосновывает ответ на вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии). Другими словами, при каких условиях возникают новые знания, когда объем сказуемого (предиката) будет содержать больше информации, чем объект подлежащего (субъекта). Ответ дается неожиданный для эмпириков - суждения с новым знанием не могут быть получены из опыта, а только из чистого разума, априори.

По мнению немецкого философа, трансцендентальные пространства и время по существу своему придают объективную значимость идеальным математическим конструкциям. Естествознание познает явления только с помощью априорных категорий, которые делает естествознание наукой. Метафизика (философия) пытается проникнуть в область сущностей мира, в трансцендентальный мир, человек, живущий в мире явлений, как бы он не желал, никогда не достигнет трансцендентального мира. Поэтому философия, по мнению немецкого философа, как наука о сущности мира и человека не возможна.

Наука по своему происхождению является социокультурным явлением, созданным человечеством в процессе исторического развития. Слово культура употребляется здесь в широком смысле, имеется в виду смысловое и ценностное содержание всех видов деятельности человека в материальной и идеальной формах. Наука как особый вид саморазвивающегося знания в структуре культуры занимает одно из главных мест, играет огромную роль. Наука -сложное многоликое, многоаспектное, многоуровневое культурное явление. Существует множество определений науки, раскрывающих основные признаки и характеристики этого феномена. Особенности определения науки обусловлены объективными и субъективными факторами, в частности, зависят от философских позиций исследователя.

Некоторые ученые ставят вопрос: является ли наука духовным явлением? Большинство утверждают, что наука часть духовной культуры общества, важнейший вид духовного производства, основной продукцией которого являются понятия, законы, теории. Наука с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности становится способом предвидения и активного осмысления исторической ситуации. Вместе с тем встречаются крайне негативные взгляды по вопросу соотношения науки и духовности. Наука, мол, есть дело «рук дьявола», меньше решает проблем, больше их создает. C развитием научно-технического прогресса угроза безопасности существования людей не уменьшается, а возрастает. C созданием атомной, водородной бомб и других средств массового уничтожения возможность самоуничтожения разумной жизни на планете Земля стала реальностью. В этой ситуации якобы наделять науку духовностью является кощунством, злой шуткой.

Здесь затронут вопрос о негативных последствиях научно-технического прогресса, они есть и очень ощутимы для бытия человека. Это экологические, энергетические, демографические проблемы, появления оружия массового поражения, которое распространяется по всему миру, и овладеть которым стремятся террористы. Со времени зарождения научного познания, вера силу разума сопровождалось сомнением. Можно ли считать прогрессивным развитие истории, если она сопровождается все более ожесточенными войнами, гибель людей в которых растет в геометрической прогрессии. Общеизвестны слова библейского проповедника Екклесиаста: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [8, с. 618].

Остро обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности. Жизненно-важным являются пути дальнейшего развития генной инженерии, биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека. О высокой жизненной позиции, большой социальной ответственности ученого в нашей стране говорят постоянно, начиная с первых лет советской власти. Однако вопрос о нравственной ответственности ученого за свое изобретение не теряет своей актуальности. Основные причины использования научных открытий во вред человечеству кроется в антагонистическом характере, существующем в отношениях между государствами, этносами, классами.

Позитивистский универсализм в оценки науки, абсолютизирующий роль науки, считая, что она все может, завел в тупик ученых, стоящих на этой позиции. Возникают и нарастают пессимистические взгляды на мир, критические замечания в отношении достижений науки и техники. Это состояние массового и научного сознания, возникшее в XX веке, предвидел выдающийся русский философ Владимир Соловьев в XIX веке. В своей магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивизма» он отмечал ограниченные возможности науки в развитии человечества, абсолютная вера в науку, слепое следование за ней ведут к росту бездуховности.

Подобное в оценке отношений в системе наука и культура утверждал Гуссерль Эдмунд (1859-1938), немецкий философ, основатель феноменологии в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Современная наука, писал французский философ, замкнулась на рассмотрении проблем, не относящихся к гуманистическим ценностям человеческой культуры, тем самым утратила самое главное - мировоззренческую культуру. Естественные науки не должны отстраняться от смысложизненных проблем, в них необходимо внести гуманистические культурные ценности. Илья Пригожин, бельгийский физик и физикохимик, призывал естественные и технические науки наполнить гуманистическим содержанием.

Русский теософ XIX века Е. П. Блаватская (1831-1891) в своей работе «Тайная доктрина» пишет о необходимости синтеза науки, религии и философии. Наука и материализм, по ее мнению, ведут человечество к пропасти, опошляя и оглупляя человека. Блаватская была уверена, что научный прогресс заставит ученых отказаться от методологических принципов материалистического, вещного характера, и они вынуждены будут обраться к тем понятиям, от которых они всегда отказывались. Физика или метафизика? - ставит вопрос Блаватская в 1-ом томе «Тайной доктрины» и отвечая на него, говорит, что придет время когда наука пересмотрит свои физические законы, лишенные души и духа. Блаватская утверждала, что высокой морали и гармонического единства человечество может достичь, глубоко познав «действительные, не искаженные источники, чистые родники», способные духовно возродить человечество [10, с. 653].

Блаватская не приемлет западноевропейскую культуру, достигшая своего расцвета, благодаря эгоистическому царству капитала и материалистическому образу мышления. По ее мнению, внешняя жизнь Запада приняла уродливые формы ожесточенной борьбы за существование, беспощадной конкуренции, взаимной вражды и озлобленности, а в области духа шло постепенное угасание идеала и беспощадное вытравление всякого религиозного начала. Спасение

Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе человечества Блаватская видит в принятии им теософии, которая является основой всех религиозных учений, которая вбирает в себя все научные достижения и является новым мировоззрением, а главное необходимым способом существования.

Главное внимание в своих работах Блаватская уделяет таким вопросам, которые считаются вечными вопросами. К ним относятся такие, как происхождение и сущность сознания, происхождение и сущность жизни вообще. Занимаясь этими вопросами, русский теософ считает, что наука со своими научными методами не способна решить данные вопросы, одним из главных препятствий является ее «холодный материализм». В материю и силу ученые верят, а в жизненный принцип, отделенный от материи не желают верить. Но когда их просят объяснить, что такое, в сущности, материя и что такое заменившая ее теперь сила, то они становятся в тупик и говорят: «Не знаем».

Достоевский Ф. М. также считал нравственность основой всему, определяющей все остальные формы жизни общества. Наука, рационализм, по его мнению, ведут лишь к созданию «муравейника», без нравственности они не способны создать социальную гармонию [19, с. 194]. Русский писатель назвал простые нормы нравственности, являющиеся результатом исторического развития общества, моральными абсолютами. Отрыв от нравственной жизни народа ведет к потере нравственных абсолютов, это, в свою очередь, к потере смысла жизни. Л. Н. Толстой обыденное народное сознание, содержащее первичные основы нравственной жизни, ставил фактически выше теоретического, когда считал, что смысл жизни правильнее понимает простой народ, «знание разумное не дает смысла жизни» [43, с. 138].

Серьезное исследование соотношения и взаимодействия науки и культуры возможно только с учетом их структурного состояния. Существуют сотни определений культуры. В самом широком смысле слово культура обозначает все созданное человеком в материальной и идеальной форме. Культура включает в себя - технику (ручную, машинную, автоматизированную), технологию, созданные искусственно различные водоемы, каналы, сельскохозяйственное производство, производственные, общественные, культурные помещения, принципы, идеи концепции, нормы, идеалы. Таким образом, все, что мы называем материальными и духовными ценностями. Однако между культурой и всем тем, что создано человеком, нет механического тождества. Говоря о культуре, имеем в виду способ существования, уровень развития, образ, форму бытия творений рук и ума человека. Слово культура употребляется еще более с широким значением. Слово «культура» рассматривается как сложное слово, состоящее из двух слов: «культ» и «ура». Слово «ура» в санскрите обозначает «Свет». Культура определяется, как обозначение основного направления в развитии вселенной, ведущего к свету в эзотерическом понимании.

Наука является важнейшим структурным элементом культуры, который занимает особое место в системе культуры. Естественно, что по объему содержания культура намного больше объема содержания науки. Наука находится в многочисленных связях со всеми элементами культуры, особенностей этих связей зависят от характера элементов и исторической ситуации. Особые отношения науки с техникой и технологией, начиная с XIX века, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, этот процесс завершился в XX веке. Между научными открытиями и их практическим применением расстояние сокращается.

В настоящее время науку характеризует органическая связь и тесное взаимодействие с техникой, это составляет основу современной научно-технической революции. Большинство ученых справедливо считают HTP основной культурной доминантой нашей эпохи. Общекультурное предназначение науки и техники установление связи человека с космосом, выход разумной жизни в космическое пространство и слияние с ним, создание единого целого «Разум -Космос». Рассматривая культурное пространство современного человечества, наблюдаем огромное влияние, которое оказывает наука на политику, идеологию, мировоззрение, искусство, на повседневную жизнь человека. Заметное влияние науки, ее достижений на жизнь человека во всем ее многообразии наблюдается в последние сто лет.

Исключительное значение имеет исследование взаимодействия (прямого и обратного) науки с культурой в узком смысле этого слова, когда с понятием культуры связывают духовность личности. Духовность подразумевает не столько образованность, ученость, сколько высокую нравственность. Негодяем, преступником, злодеем может быть человек с высшим образованием и даже с ученой степенью, с высоким социальным положением. Для культурного становления личности огромную важность имеют эстетическое и физическое развитие. Несомненно, наука должна давать позитивное влияние на духовность человека и общества, поскольку она удовлетворяет естественные потребности индивида в познании окружающего мира.

Духовности никогда не бывает много, человеку всегда ее не хватает, нет идеальных, у которых бы все чувства, мысли, поступки были в абсолютном соответствии с правовыми, эстетическими, нравственными нормами, принципами, правилами жизни. Человек-сложное, противоречивое явление, на это постоянно обращали внимание выдающиеся ученые, писатели, философы. Достоевский в романе «Преступление и наказание» рекомендует, исследуя человека в его действиях и поступках брать в расчет натуру человека. «Живая душа жизни требует, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна» [19, с. 39-40].

Возникновение философии знаменовал появление новой социокультурной единицы, открывающей новый этап в развитии культуры. Огюст Конт, французский социолог, различал в истории человечества четыре определяющих факторов, последовательно сменяющих друг друга: миф, религия, философия, наука. Философия одна из главных форм интеллектуальной деятельности, ее исторической заслугой является то, что она была одной из главных форм интеллектуального развития человечества. Философия сформулировала проблемы, выходящие далеко за рамки непосредственной, обыденной жизни человека, которые стимулировали возникновение и развитие научного знания. Одновременно философия создавала интеллектуальную элиту человечества, способную решать поставленные проблемы. Совершенно справедливо утверждается, что философия - это колыбель, в которой возникали многие науки.

По прогнозам многих ученых, философов, теософов, следующим этапом в развитии общественного сознания и культуры в целом будет слияние религии, философии, науки в единое целое. Этот процесс начался в XX веке, успешно продолжается в XXI веке в рамках культурологии. Не случайно, XX век считается веком культурологов, в научной деятельности которых осуществляется генеральное направление философии быть связующим звеном между религией и наукой.

Развитие науки в последнее десятилетие существенно изменяет образ жизни людей, характер социума, давая ему новые названия. Однако между наукой и культурой не только прямая, но и обратная связь. Наука порождается лишь теми способами и средствами, которые определяются конституцией человека, интеллектуальными и психофизиологическими характеристиками, такими, как объем памяти, устройство и разрешающая способность органов чувств, связь с мировым информационным полем. Люди, безусловно, различаются по этим характеристикам, которые могут быть унаследованными, а также в довольно широких пределах развиты путем воспитания и тренировки. Кроме того, человек создает различные технические средства, пользуясь которыми он расширяет диапазон своих познавательных возможностей. И вместе с тем в процессе порождения знания познаваемое содержание должно быть «спроецировано» на специфически человеческий аппарат познания, т. е. быть соразмерно человеку, его возможностям.

Культура в своем самом широком значении сама по себе не существует. Культура - это характеризующая черта всего существовавшего и существующего в социальном бытии, вне производящего и произведенного разумом не может быть. Культура - показатель уровня и качества всех форм общественного сознания, всех видов общественного бытия. Культура - это саморазвивающаяся идея, раскрывающая смысл и ценность всего происходящего в мире, создающего творческой энергией человека. Не случайно, в сложном слове культура, ее составной главной частью является слово «ура», которое в переводе с санскритского языка означает свет особого, высшего качества и значения.

Культура охватывает все социальные явления и сущности. В ее составе все виды и способы бытия людей - это религия, мораль, искусство, наука, экономика, производство, право. Все элементы социального организма взаимодействуют между собой, определяя содержания культуры. В настоящее время огромное влияние на развитие содержания культуры, то есть уровень, качество, смысл социального бытия оказывает взаимодействие науки со всеми формами общественного сознания. Для характеристики изменений, происходящих в бытие человека, очень важен анализ всех видов взаимодействий в плоскости ценностно-смысловых отношений.

Безусловно, бесспорны научные достижения, созданная на их основе техника, коренным образом изменила образ жизни людей, трудно представить современному человеку быт без современной бытовой техники, свободный досуг без телевизора и интернета, путешествия без самолетов, скоростных поездов; ученые и писатели забыли пишущую машинку; современный рабочий забывает простые слесарные инструменты, он теперь - работник, управляющий с помощью компьютерных программ производственными процессами на своем рабочем месте. Вместе с тем, наряду с позитивными изменениями в социуме, перед современной цивилизацией внезапно встали серьезные экологические, демографические, антропологические проблемы, реально угрожающие существованию человечества. Выясняется, что часть ответственности за это несет наука.

Одним из негативных последствий научно-технического прогресса является дегуманизация человека, достижения науки, техники сопровождаются низкими темпами развития гуманитарной культуры. Многие ученые видят выход в формировании нового типа мировоззрения, которое они называют научным, синергетическим. Синергетический тип научного мировоззрения основывается на идеях: единства мира, эволюции, самоорганизации и системного подхода. Баранцев Р. Г. в своей монографии «Синергетика в современном естествознании» перечисляет признаки новой парадигмы в естествознании, философии и политике. В естествознании это: междисциплинарность, комплексность, системность. В философии -синтез, всеединство, целостность. В политике - приоритет общечеловеческих ценностей, сотрудничество, экологический нравственный императив.

Культура, как ценностно-смысловое содержание социального бытия, выполняет синтезирующую функцию, объединяя науку, искусство, нравственную идеологию в единое целое. А. Эйнштейн в свое время правильно заметил, что религии, наука, искусство ветви одного дерева. Синтезирующая роль культуры особенно важна в эпоху глубокой дифференциации науки, в результате которой появились тысячи самостоятельных научных отраслей. Стала актуальной единство естественно-научного и гуманитарного знаний, о необходимости которого настаивала Елена Блаватская особенно в своем главном труде «Тайная доктрина. Синтез религии, философии и науки». О единении всех знаний в рамке единой культуры говорил В. И. Вернадский (1863-1945). Он писал: «научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении» [13, с. 50].

Наука и техника, начавшие быстро развиваться после научной революции Нового времени XVI-XVII веков, вызывали изменения в функциональном содержании всех видов деятельности человека. Медленно, но неуклонно менялся образ жизни человека, его представление о себе, о науке, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, наукой и религией и т. д. В современном социуме наука играет доминантную роль, однако она не перестает испытывать на себе воздействие религии, морали, искусства, философии, права. Эти взаимодействия в социокультурном пространстве при активном участии человека формируют новую цивилизацию не без определенных издержек, еще раз доказывая правоту философов о сложном, противоречивом характере развития человечества. Прекрасным дополнением к диалектике XX век дал синергетику, которая конкретизировала идеи единства необходимости и случайности, субъективного и объективного, общего и единичного и т. д.

По мнению Капра Фритьофа, австрийского физика - теоретика, большинство ученых даже в конце XX века продолжают придерживаться концепций устаревших мировоззрений, идей, которые не способны адекватно отражать современный глобализирующийся, быстро изменяющийся мир. Известный ученый - физик в своей научно-популярной книге «Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем» предпринимает попытку дать синтез новейших достижений и открытий в физике, математике, биологии и социологии. «Мы столкнулись с целым рядом глобальных проблем. Биосфере и самой человеческой жизни наносится такой урон, динамика которого очень скоро может стать необратимой. Мы располагаем достаточным количеством документов, подтверждающих уровень и значение этого урона» [26, с. 2.]. Капра Ф. классической парадигме противопоставляет новую парадигму, которая должна заменить классическую. Современная наука успешно освобождается от наследия позитивизма, эмпиризма и рационализма и вплотную подошла к интеграции всего научного и не только научного знания. Капра Ф. повторяет идею синтеза всех знаний, высказанную Е. Блаватской более 100 лет назад, но на новом более высоком теоретическом уровне.

Глобальные проблемы технократического общества нельзя, по Капре, осмыслить и решить в отдельности, так как они все взаимосвязаны и взаимозависимы. Необходима холистическая парадигма, которая позволит представлять мир в совокупности всех его составляющих. Современный отечественный ученый Налимов В. В. также призывает к целостному видению мира. «Наука давно перестала быть свободной и непринужденной деятельностью. Она превратилась в систему, одно из названий которой научно-технический прогресс. Освободиться от пут своей собственной одномерной парадигмы, перестать быть системной, стать снова непринужденной, способной к существованию в содружестве со всеми другими аспектами многогранного по своей природе сознания человека - таким видится нам ее будущее, скрытое за завесой завтрашнего дня» [34, с. 32].

Взаимоотношения и взаимодействия науки и других форм бытия человека в техногенном обществе стали сложными и противоречивыми. В начале XX века Н. Бердяев (1874-1948), русский философ

Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе и публицист, заметил тенденцию развития сциентистских представлений. Русский философ писал, «что в век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века, единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви» [6, с. 147-148]. Не все согласны с абсолютизацией роли науки, например Миронов В. В. в книге «Образы науки в современной культуре и философии» отвергает претензии науки на ведущее место в развитии социума и в воздействии на культуру. Миронов считает, что бесконечно многообразный мир нельзя познать только с позиций научного рационализма [32, с. 53]. Сторонников этого взгляда достаточно много, но никто не может четко назвать другие способы познания, которые были бы на уровне научного познания.

На самом деле возможности научного рационализма далеко не исчерпаны, более того ему предстоит проделать огромную работу по раскрытию тайн бытия, которых пока еще очень много. Перспективным направлением является продолжение изучения головного мозга человека, в котором возможно хранится бесконечное количество информации об окружающем мире. Прямым доказательством существования такой информации является наличие явления, получившего название «видение». Примеров много, можно назвать один хорошо известный в России - видение будущих событий русского монаха Авеля. Часть ученых предполагает, что каждая элементарная частица содержит информацию обо всей Вселенной. Когда наука найдет способ считки информации с частиц, клеток, это будет новая грандиозная научная революция.

В нашей научной и публистической литературе очень часто по вопросу роли науки в обществе излагаются крайние, противоположные взгляды, которые именуются, как сциентистские и антисци-ентистские. Если первые считают, что наука дает обществу добро и только добро, то вторые - приносит обществу зло и только зло. Сциентисты общественный прогресс отождествляют с научным и техническим прогрессом, который автоматически решает все социальные, глобальные проблемы. Наука и техника создают проблемы, они же независимо от человека через короткое время производят средства для решения возникших негативных последствий научно-технического развития. Наука с помощью техники и технологий поведет человечество к достижению целей, определенных основателями теории коммунизма: человек - цель, а не средство; полное

Баранов В. С. «Рыбаки», 1990 г.

преодоление отчуждения в обществе; труд превращается в духовную потребность; исчезновение классов и сословий и т д. Авторы сциентистски ориентированных технократических футурологических и социальных моделей общественного развития оптимистично смотрят на будущее человечества в условиях стремительного движения научно-технических процессов.

Сциентистским концепциям противостоят мрачные антисциен-тистские рассуждения, согласно которым наука неизбежно приводит к кризису культуры, то есть другими словами на 180 градусов разворачивает ценностно-смысловое направление социума. Это означает рост бездуховности, выражаемый в дегуманизации отношений, падении нравов, разрушении эстетических чувств и потребностей человека, распространении атеизма. Научные открытия и создание на их основе различных технических средств - происки дьявола, решившего погубить разумную жизнь на планете Земля. Некоторые исследователи находят аргументы в мифологии, например, греко-римской. Согласно мифам в начале был хаос, затем наступает эпоха Нептуна, рождается водная стихия. За Нептуном шествует Уран, создатель воздушной стихии и света; потом, продолжая двигаться по направлению к Солнцу, встречаем Сатурн, символ порядка и законности; Юпитер - развиваются творчество и искусства; наконец, Марс, наступает эпоха железного века, беспрерывные вой ны между народами сотрясают планету, приводят к экологическому кризису. Темпы роста антагонизма, жестокости постоянно возрастают, к мировому господству стремится Антихрист с популистскими лозунгами, в маске демократа и либерала (В. С. Соловьев).

Бесспорно влияние развивающихся науки и техники на все социальные процессы и институты. Новейшие научные и технические достижения значительно воздействуют на характер творчества современной гуманитарной науки. Развитие компьютерной техники и интернета изменяют коммуникационное поле современной культуры, методы и средства гуманитарного исследования. Глобальная компьютеризация техногенного общества вызывает изменения в формах и характере общения между людьми, способах получения информации. Человечество превращается в единую информационную систему. Это будет способствовать раскрытию творческого потенциала личности, осуществлению синтеза между гуманитарными и естественными науками, всеми видами творческой деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >