Скульптурное литье в XVII-XIX вв

Европа, как уже отмечалось, унаследовала традиции скульптурного литья, заложенные древними греками и этрусками. Начиная с эпохи Возрождения античные статуи стали классическими образцами, на которых учились и которым подражали многие поколения ваятелей.

Широкое знакомство России с античным искусством произошло в царствование Петра I. Изготовление литых статуй требовало особых, весьма сложных приемов, поэтому в XVII в. в России литье скульптур превратилось в самостоятельную область литейного производства.

Литые памятники имеются почти в каждом городе, они украшают площади, скверы, парки. Некоторые из них настолько слились с архитектурным ансамблем городов и окружающим ландшафтом, что стали их неотделимой частью, их символическим выражением. Особенно богат памятниками Санкт- Петербург - Северная столица России. Первыми произведениями русского скульптурного литья были статуи Петра I.

В 1747 г. Б.К. Растрелли создал конную статую Петра I в стиле барокко, но она не понравилась императрице Екатерине II, поскольку не соответствовала новому стилю - раннему классицизму. Лишь в 1800 г. статую установили перед Инженерным замком.

Создание новой конной статуи было поручено парижскому ваятелю

Э.М. Фальконе. Его произведение, которое вслед за А.С. Пушкиным стали называть «Медным всадником», явилось шедевром мирового искусства.

В 1873 г. перед зданием Александрийского театра был открыт памятник Екатерине II, созданный по проекту М.О. Микешина скульпторами М.А. Чижовым и А.М. Опекушиным.

На Исаакиевской площади в 1859 г. поставлен конный памятник Николаю I (проект О. Монферрана). Фигуры коня и всадника с большим искусством выполнил П.К. Клодт. Талантливый ваятель мастерски решил трудную техническую задачу установки конной статуи лишь на двух точках опоры.

Дореволюционная Москва была несколько беднее городскими скульптурами, чем Петербург.

Цельнолитыми выполнены бронзовые статуи героев освободительной войны 1612 г. Минина и Пожарского. Этот первый скульптурный памятник Москвы создал скульптор И.П. Мартос. Отлил памятник в 1818 г. знаменитый русский литейщик В.П. Екимов.

Изготовление колоссальной и сложной восковой модели - серьезная техническая задача, требующая высокого мастерства литейщиков. Восковую группу установили на фундаменте с решеткой, вокруг соорудили сложную литниковую систему.

Готовую модель и литниковую систему 45 раз покрывали мастикой из молотого кирпича и пива (рис. 6.3).

Памятник Минину и Пожарскому (а) и литниковая система, использованная при его отливке (б)

Рис. 6.3. Памятник Минину и Пожарскому (а) и литниковая система, использованная при его отливке (б)

Затем их обложили сырой глиной. Всю конструкцию укрепили кирпичной стенкой и железными обручами. Для вытапливания воска было зажжено 16 печей. Выжигание продолжалось месяц. Чтобы форму не разрушило давление жидкого металла, ее дополнительно укрепили обручами. Форму залили через общую литниковую чашу и разветвленные каналы. Окончательная отделка скульптур проводилась чеканщиками.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >