Предисловие

В учебном пособии рассматриваются вопросы психологического сопровождения детско-юношеского спорта.

Пособие состоит из четырех глав, в каждой главе представлены общие понятия, конкретные методы и технологии, раскрывающие проблемы детско-юношеского спорта, а также аспекты психологической работы тренера и психолога в детско-юношеской спортивной школе.

В главе 1 рассматриваются противоречия современного спорта, обосновываются причины его неоднозначного воздействия на личность юного спортсмена.

В главе 2 уделяется внимание особенностям установок тренеров в детско-юношеском спорте, обосновывается роль тренера в воспитании личности юного спортсмена, представлены результаты исследований по влиянию спорта на личность юного спортсмена в зависимости от установок тренера, раскрывается специфика взаимоотношений и динамики развития спортивного коллектива в группах тренеров с различными установками.

Глава 3 посвящена психолого-педагогической работе тренера в детско-юношеском спорте. Показаны психологические трудности юных спортсменов, связанные с началом спортивной карьеры и предлагаются методы и средства оказания помощи спортсменам в преодолении соревновательного стресса. Большое внимание уделяется проблеме деятельности тренера по формированию личностной готовности к спортивной деятельности и создание им условий для развития значимых личностных характеристик юных спортсменов.

В главе 4 рассматривается роль спортивного психолога в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), показаны основные проблемы в его деятельности, даются рекомендации по организации психологической работы в ДЮСШ, предлагаются программы работы психолога в общении с юными спортсменами на разных возрастных этапах.

Глава 1

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА В ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЛИЧНОСТЬ ЮНОГО СПОРТСМЕНА

Противоречия современного спорта

Отмечая социальную природу спорта, ряд авторов в качестве основной отличительной черты спорта выделяют его соревновательность.

«Спорт утратил бы свой смысл, если не было бы соревнований, в которых наиболее концентрированно проявляется социальная сущность спорта. Через соревнования и в соревновании спорт предстает в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями»1. Спорт представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические личностные отношения и установку в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом[1] [2].

Признавая соревнование как основную и характерную черту спортивной деятельности, некоторые авторы рассматривают достижение максимального спортивного результата, рекорда в качестве предмета спортивной деятельности.

Н. И. Визитей писал: «Предметом спортивной деятельности является максимально возможный для конкретного индивидуума результат... постоянная “нацеленность” на высокий результат, установка на активное преодоление соперника, высокий престиж спортивной победы, необходимость бороться и побеждать в соревнованиях международного ранга»[3].

Подчеркивает чрезвычайную значимость рекорда в спорте и В. М. Выдрин: «Спорт представляет собой одну из тех областей деятельности, в которой ее сущностные силы, во всем их многообразии связей, раскрываются на предельных и субпредельных уровнях. Установление рекорда, скажем, и есть конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и коллектива, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы “персонифицируют” в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности»[4].

В то же время существуют и другие точки зрения на социальную сущность спорта. Так, ряд авторов отмечают, что все же изначально спорт выполнял в обществе воспитательную функцию. Особенно ярко цель спорта, по их мнению, была выражена в идеалах олимпийского движения: достижении гармонизации развития личности.

Не случайно в Древней Греции на первых Олимпийских играх в Афинах наряду со спортивными соревнованиями проводились конкурсы поэтов, ораторов и другие культурные зрелища. Возрождение Олимпийского движения в конце XIX в. также было вызвано идеями мира, гуманизации, гармонизации развития личности.

«Идея международных игр - счастливая идея. Она отвечает насущной потребности современного человечества, потребности физического и нравственного возрождения молодого поколения», - писал член Международного олимпийского комитета, представитель России генерал А. Д. Бутовский[5].

Многие авторы отмечают и то, что спорту присущи высокие эстетические и духовные ценности.

В. Агеевец и И. Вишневский подчеркивают, что «современный спорт по своему характеру все более становится разновидностью творческой деятельности, требующей значительного потенциала интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических сил личности»[6]. На это же указывает Г. Иванов, считающий, что «не рекорд, а содействие гармоничному развитию человека - вот основная функция спорта»[7].

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной спортивной науке существуют различные точки зрения на социальную сущность спорта.

Для одних авторов сущностью спорта выступает соревновательность, достижение максимального спортивного результата, для других - содействие гармоничному развитию личности.

Если соревновательная сущность спорта вытекает из его специфики (оценка успехов спортсмена дается на основе определенного результата, достигнутого в процессе участия в соревнованиях), то рассмотрение спорта как средства формирования личности требует более глубокого анализа.

Исследования социализации личности в процессе занятий спортом были начаты в 70-х гг. XX в.

В. А. Пономарчук, С. В. Молчанов, В. И. Старшинов отмечали: «Социализация и интеграция личности в спорте являются объективными и естественными результатами функционирования личности в данной области деятельности. В то же время они проходят достаточно противоречиво и оказывают неоднозначное влияние на личность спортсмена»[8].

Выявив то, что социализирующая роль спорта выражается в том, что она оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно, ученые отметили, что наряду с положительным влиянием спорта на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие личности, спорт может оказывать негативное действие на становление личности.

По мнению В. У. Агеевец, В. М. Выдрина в спорте прослеживаются наряду с положительными тенденциями также отрицательные, ведущие к уменьшению или искажению нравственного воздействия спорта на личность. Авторы считают, что прежде всего это зависит от системы проведения некоторых соревнований, которые несут в себе субъективные возможности для отрицательных нравственных последствий. Как правило, спортивное достижение определяет результат без нравственной оценки средств и методов достижения этого результата[9].

Другие авторы видят негативное влияние спорта на личность в его соревновательной специфике. Доказывается это тем, что в ряде случаев спортивная борьба порождает индивидуалистическую направленность сознания и поведения спортсменов, затрудняет проявление таких простых норм нравственности, как сострадание, жалость, доверие, поддержка и т. д. Ю. Я. Киселев пишет, что «правила в спорте базируются на одной и той же схеме - схеме строгого соперничества, которая является грубой логической копией “военно-коммерческого конфликта”. Именно схема строгого соперничества снижает воспитательную роль спорта в определенных ситуациях, она вступает в противоречие с этическими нормами, присущими другим видам деятельности»[10] [11].

А. И. Воробьев также считает, что «надо смотреть правде в глаза: опасность появления атлетов, несущих в своем нравственном облике чуждые нам черты, была, есть и будет. Дело в том, что сама специфика спорта направлена на выявление превосходства одного человека над другим»11. Другая точка зрения на причины негативного влияния спорта на личность спортсмена заключается в том, что не спорт как таковой «имманентно» несет в себе тенденцию отрицательного воздействия, а это зависит от различных социальных факторов и прежде всего от воспитательной работы со спортсменами. Н. Н. Визитей, Л. Н. Полозкова, отмечая в своих работах в основном положительное влияние спорта, считают, что он может, как и другие виды деятельности, создавать предпосылки для развития негативных качеств личности[12].

С точки зрения Т. Любецкой, спорт сам по себе ни нравственен, ни безнравственен. Спорт, как и другие виды деятельности, может создавать предпосылки для формирования как многих положительных качеств личности, так и для развития негативных качеств личности.

Только в совокупности целого ряда факторов, важнейшими из которых являются качество и уровень воспитательной работы, эти предпосылки могут реализовываться в ту или иную сторону, т. е. содействовать или препятствовать формированию определенных черт духовного мира личности[13].

О том же пишет Ю. П. Власов: «Безусловно, спорт противоречив... Его болезни - фетишизация, превращение в оружие для достижения, может быть, не совсем порядочных целей. Однако его заблуждения вообще так же естественны, как заблуждения в науке и искусстве. Но изначальная суть спорта благородна, чиста и в тысячелетиях напрочь спаялась с культурой... И нелишне помнить: спортсмены таковы, какими их создают условия общества, они только отзываются и следуют этим условиям. Самостоятельного обособленного мира спорта не существует. Он такой же продукт общества, как и культура вообще»[14].

Вышесказанное позволяет считать, что существуют разные точки зрения о направленности влияния спорта на личность спортсмена.

Одни авторы говорят о положительном влиянии спорта на личность, другие отмечают неоднозначность этого влияния, третьи считают, что спорт «имманентно» несет отрицательное воздействие.

Причины неоднозначного воздействия спорта на личность одними авторами видятся в специфике спортивной деятельности, другими - в противоречиях общественного строя, ведущей идеологии в обществе, третьими - в слабой воспитательной работе.

Нам представляется, что рассмотрение спорта только с позиции положительного или негативного влияния на личность спортсмена является явно недостаточным. Необходимо более широко взглянуть на эту проблему как на проблему общечеловеческих ценностей, культивируемых в спорте, так как именно в процессе принятия или непринятия этих ценностей и происходит формирование личности. В этом случае становится возможным объективное понимание процессов, происходящих в спорте, что, в свою очередь, позволяет раскрыть проблему формирования личности спортсмена.

А так как среди общечеловеческих ценностей именно проблеме гуманизации отводится важнейшее место, то это, в свою очередь, требует рассмотрения спорта с позиции гуманизирующей функции в обществе.

Рассматривая роль спорта в гуманизации социальных отношений в обществе, нельзя не отметить, что и здесь нет единой точки зрения. Одни авторы утверждают, что спорт имеет гуманистическую ценность в обществе, другие, в свою очередь, отмечают нарастание дегуманистических тенденций в спорте, особенно в спорте высших достижений.

Сторонники признания положительной роли спорта в современном обществе отмечают, что спорт оказывает существенное позитивное воздействие не только на физическое развитие человека, но и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов и мировоззренческих представлений.

Спорт дает каждому человеку огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения.

Указывая на негативные стороны спорта, другие авторы отмечают, что нередко спортсмены, стремясь к достижению максимальных результатов, принимают стимулирующие вещества, угрожающие их здоровью. В ряде случаев спорт служит одним из средств отвлечения людей от насущных социально-политических проблем, манипуляции общественным мнением, поводом для насилия, межнациональных конфликтов и т. д. Доказывая антигуманную направленность современного спорта, они констатируют опасное увеличение числа соревнований, повышение интенсивности тренировок уже в юношеском возрасте, возросшую коммерциализацию спорта.

А. Жемильски в своей статье проанализировал изменения, происходящие в спорте, прежде всего, он отметил, что XX век - удивительное столетие спорта[15].

Спорт как реальный общественный, экономический, политический феномен получил такое значение, которым уже нельзя пренебречь. В течение последних десятилетий в сфере спорта, его функциях, силе воздействия, структуре произошли громадные изменения. Они выразились в следующем:

  • 1. Спорт «убегает» от природы, отрывается от нее, он преследует цели утилитарные, экономические.
  • 2. Когда-то под словом «спортсмен» понимали определенный образец личности человека. Сегодня за этим словом видят носителя престижа социальной группы или ее общественных отношений с внешним миром.
  • 3. В спорте уже нет идеалов эллинской красоты, есть функциональная выразительность специализированного и наивысшего мышечно-волевого усилия.
  • 4. Теряется убеждение в положительном влиянии спорта на личность человека, подрывается гипотеза о воспитательном автоматизме спорта вообще. Социальный опыт не подтверждает веры в перенесение выработанных в спорте черт на другие области жизни, ситуации и социальные роли личности.

Большинство ученых сходятся во мнении, что сущность спорта, его роль в обществе, гуманистическая ценность или антигуманная направленность таковы, каково общество.

Спорт приобретает то или иное содержание в зависимости от конкретных исторических условий, структуры общества, в рамках которого он развивается, от сознательной деятельности людей, которые его организуют и используют в определенных целях. Об этом же писал и П. Кубертен: «Спорт может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызывать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие, может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким»[16].

Таким образом, учитывая тесную взаимосвязь общества и спорта, представляется необходимым рассмотрение гуманистических ценностей в отечественном спорте.

Проблема гуманистической ценности спорта в нашей стране с наибольшей остротой встала в настоящий период, поскольку идеологические постулаты, господствующие прежде, не позволяли объективно оценивать спорт, а были направлены на подчеркивание преимуществ советского спорта.

В последние годы появилось достаточно большое количество публикаций, посвященных вскрытию негативных сторон спорта. Наиболее активное участие в этом приняли бывшие чемпионы, тренеры, познавшие как положительные, так и негативные стороны спорта на своей судьбе.

В статье Михаила Богена «Спорт - благословление или проклятие?»[17] в концентрированном виде передается драматизм реалий современного спорта. Автор делает акцент на противоречиях спорта. Согласно М. Богену противоречия в спорте возникают в силу того, что изначально исторически сложившаяся цель спорта как средства развития способностей человека, подготовки его к жизни была заменена целью победы.

«В спорте всегда содержится установка на завоевание мировых рекордов и первенств по ведущим видам, на собрании любой спортивной команды - от дворовой до национальной сборной - спортсменам напоминают, что от них ждут победы; участие в том или ином соревновании зависит от того, сможет ли спортсмен занять достойное место, победить; работа спортивного коллектива оценивается по количеству и рангу побед, квалификация тренера, его заработанная плата, карьера, почетные звания и награды - все определяется по тому же критерию: количеству и рангу побед его учеников. Все это, по мнению автора, привело к тому, что победа возведена общественным мнением в ранг цели спорта»[18].

Автор указывает, что спорт, в котором главная цель - победа, ведет к потере здоровья более чем 85 % членов сборных, отсеву из спорта более 90 % новичков в течение первого года тренировок из-за непосильных нагрузок на всех «этажах» спортивной иерархии. Таким образом, считает автор, подобный спорт противоречит цели всестороннего развития людей, он должен быть не средством удовлетворения потребностей общества, а целью общественного бытия, забот, деятельности общества. Спорт должен стать средством воспитания человека во имя его собственного блага. «В спорте, где победа не является целью, а лишь выражает прогресс спортсмена, исключено жертвование спортсменом во имя победы; исчезает необходимость форсирования подготовки, применения стимуляторов, нечестных приемов борьбы. Более того, победителем может стать каждый в начале и всегда над собой, затем над более сильными соперниками. Государственный престиж только повысится от того, что лучшие из лучших не будут превращены в инвалидов к сроку проведения следующих соревнований. Спорт и спортивные победы должны выражать эффективность усилий общества, направленных на совершенствование людей, а не на эффективность системы подготовки чемпионов из человеческого сырья»[19].

Данная точка зрения присуща и другим авторам. В работах спортивных психологов и социологов также указывается на то, что современный спорт соединяет в себе две тенденции: гуманистическую и антигуманную. «Антиспорт» (негуманное культивирование спорта) выражается в том, что до предела интенсифицированный, нацеленный только на спортивный результат соревновательный спорт порой приводит к деформации личности.

Существующая в спорте жесткая, порой жестокая, несправедливая система отбора и спортивная иерархия («звезды», «зачетники», «продажные», обеспечивающие призовые места звездам, «неудачники» и др.) приводят, с одной стороны, к фиксированным переживаниям спортсменов своей незначительности, ничтожности, отверженности («комплекс вины») или, напротив, исключительности, необходимости, незаменимости, вседозволенности («звездная болезнь»), а с другой способствуют взаимной психологической изоляции людей, принадлежащих к разным слоям «спортивного общества». Таким образом, спорт из деятельности, призванной объединить людей, перебросить между ними мост взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, превращается в свою противоположность - «антиспорт».

В чем еще выражается сущность «антиспорта»? В негуман- ности системы подготовки спортсменов. В большой спорт вовлекаются совсем молодые люди, подчас дети, для тренировки которых применяются методы дрессировки, натаскивания, калечащие их физически и духовно. Грубое обращение тренера, жизнь вне семьи, без родителей, часто формальное, символическое (иногда совершенно фиктивное) обучение в школе, ограниченные возможности культурного и интеллектуального развития, отчисление из спортивной школы или команды ввиду «неперспективности» (до уровня высшего мастерства добираются единицы из десятков тысяч) делают большой спорт «поставщиком» малообразованных, плохо подготовленных к реальной и повседневной жизни людей.

Трансформации спорта в «антиспорт» способствует культивирование специфической мотивации, привлекающей людей в эту сферу человеческой деятельности потому, что здесь можно заработать деньги, приобрести иные материальные блага, стать знаменитым, поднять свой престиж, достигнуть превосходства над другими людьми, проявить агрессивность, жестокость, грубую физическую силу.

Среди «болезнетворных» агентов «антиспорта» - излишнее увлечение физическим развитием человека в ущерб развитию духовному. Не во все виды спорта он проник в равной мере, но эффект не замедлил сказаться. В итоге возможна не только интеллектуальная, но и моральная, духовная деградация личности, ущербность ее внутреннего мира[20].

Таким образом, можно сказать, что уже с середины 80-х гг. XX в. эти негативные тенденции стали предметом обсуждения и анализа в среде публицистов и ученых. Видимо, реакцией на эти факты стало принятие 13 апреля 1989 г. манифеста спортивно-гуманистического движения[21].

Идеи нового мышления, предполагающие осознание приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизации общественной жизни во всех сферах ее проявления, в настоящее время все сильнее пробивают себе дорогу и требуют гуманистической оценки самых различных социальных явлений и событий, и, естественно, спорт не может быть здесь исключением.

В связи с этим исследования о влиянии спорта на личность спортсмена приобретают особую значимость, тем более что выявленные антигуманные, негативных проявления в спорте являются больше моментом констатации фактов, а не научных исследований.

Соглашаясь со многими положениями авторов, анализирующих современное состояние спорта, мы в то же время считаем небесспорным ряд их высказываний о спорте высших достижений.

Нельзя практически отрицать право спорта высшего мастерства на жизнь, в том числе и юношеского, который остро критикует Ю. Власов. Он пишет: «Спортсмен больше подвергается моральным нагрузкам... Все знают, что мы эксплуатируем детей, втягивая их в большой спорт. Калечим физически и духовно, ибо на них сразу обрушивается все (допинг, нагрузка, материальная заинтересованность).

...Детский спорт - это альфа и омега бытия большого спорта. И потому, что спорт вообще помолодел, и потому, что спортивный век становится все короче. Детский спорт, по сути, лишает детей детства. Какой мир остается непознанным ими в детстве, когда человек особенно восприимчив. К чему и с каким нравственным и духовным багажом они приходят в зрелую жизнь?»[22]

Проведенный анализ современного состояния спорта позволяет сформулировать следующую проблему: современный спорт неоднозначно воздействует на формирование личности спортсмена, но в то же время остается неясным механизм, оказывающий положительный или отрицательный эффект на процесс формирования личности спортсмена.

  • [1] Кучевский В. Б. Спортивные отношения и личность // Спорт и личность.М, 1975. С. 49.
  • [2] См.: Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания : в 2 т. М., 1976. Т. 1. С. 15.
  • [3] Визитей Н. Н. Спортивная деятельность как социальный феномен. Кишинев, 1985. С. 46.
  • [4] Выдрин В. М. Культура, физическая культура, спорт // Спорт в современном обществе. М., 1990. С. 39.
  • [5] От Афин до Москвы / сост. В. Штейнбах. М., 1983. С. 30.
  • [6] Агеевец В., Вишневский И. Спорт как элемент индивидуальной культурыличности // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». М.,1974. С. 47.
  • [7] Иванов Г. Социализм и физическая культура // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». С. 59-60.
  • [8] Пономарчук В. А., Молчанов С. В., Старшинов В. И. Человек в мире физической культуры и спорта. М., 1987. С. 54.
  • [9] См.: Агеееец В. У., Выдрии В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». С. 117-118.
  • [10] Киселев Ю. Я. Влияние спортивной деятельности на личность спортсмена. М., 1984. С. 72.
  • [11] Воробьев А. И. Железная игра. М., 1980. С. 261.
  • [12] См.: Визитей Н. Н. Спортивная деятельность как социальный феномен.
  • [13] См.: Любецкая Т. Вместо славы. М., 1989.
  • [14] ВласовЮ. П. Справедливость силы: Из истории высшей спортивной силы.М., 1984. С. 165.
  • [15] См.: Жемильски А. Скептический взгляд на спорт // Всемирный научныйконгресс «Спорт в современном обществе».
  • [16] Цит. по: Новоскольцев В. А. Пылающая эстафета. М., 1976. С. 12.
  • [17] Боген М. Спорт - благословение или проклятие? // Конфликт. М, 1989.С. 4-26.
  • [18] Боген М. Спорт - благословение или проклятие? С. 25-26.
  • [19] Там же. С. 4-6.
  • [20] См.: Гапюшкип А. Д., Приставкипа М. В. Проблемы «антиспорта» с позиций психологии / под ред. А. Г. Егорова. Смоленск, 1991. С. 74.
  • [21] См.: СьюэнеЛ. Спорт и его гуманизирующее или дегуманизирующее воздействие на человека // Спорт и образ жизни. М., 1979. С. 134-139.
  • [22] Власов Ю. П. Справедливость силы. С. 52.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >