СТРОИТЕЛЬСТВО И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМОВ В РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ 25-ЛЕТИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИДАХ, УСТРОЙСТВЕ И СИМВОЛИКЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

В 1917 г. в России насчитывалось около 78 тыс. церквей и 1253 монастыря. Население государства тогда составляло 174 млн человек. В советский период истории, в годы гонения Православной церкви, многие здания были разрушены, переоборудованы под различные хозяйственные нужды или были закрыты и брошены. К 1991 г. в России оставалось всего 7,5 тыс. действующих церквей и 16 монастырей. За последние 25 лет возрождения Русской православной церкви развернулось массовое строительство и восстановление храмов. За эти годы построено около 25 тыс. храмов, то есть скорость строительства составила 1000 храмов в год, или 3 храма в день! Такие высокие темпы объясняются, скорее, не количеством верующих людей и нехваткой храмов (что также имеет место), а главным образом потребностью духовного возрождения общества.

В настоящее время в России проживает около 143 млн граждан. Официальных данных о количестве верующих не существует, поскольку закон РФ не позволяет требовать сведений о религиозной принадлежности. Данные же социологических опросов, выполненных различными организациями, весьма противоречивы. Некие осредненные показатели говорят о том, что примерно 60...70 % граждан РФ причисляют себя к православным христианам.

Правда, по мнению аналитиков, большинство из них считают себя православными формально, только на основе национального сознания, и православие для них является скорее фактом принадлежности к «русскому миру», традицией предков, чем верой и религиозным учением. Исследования, проведенные ВЦИОМ РФ, в целом подтверждают эти мнения. Так, из граждан России, считающих себя православными, только 54 % (т.е. около половины) знакомы с содержанием Библии, а 27 % (т.е. больше четверти) не смогли припомнить ни одной заповеди Моисея. Тем не менее стремление к православию среди граждан нашей страны продолжает расти.

Приведем по Российской Федерации и по городу Москве некоторые данные о количестве построенных и восстановленных храмов за последние годы и динамику роста их количества (табл. 1, 2). Под динамикой роста здесь понимается число построенных храмов за данный период времени, отнесенное к продолжительности этого периода (т.е. среднее количество новых храмов в год).

Таблица 1

Количество храмов и часовен в РФ и динамика роста их количества в последние годы

Годы

1991

2006

2013

Общее количество храмов

7500

27000

32500

Динамика роста

1300

4257

Количество верующих, на один храм

9000

26000

21500

Таблица 2

Количество храмов и часовен в г. Москве и динамика роста их количества в последние годы

Годы

1992

2000

2008

2014

Общее количество храмов

254

519

837

1056

Динамика роста

33,12

39,75

36,5

Из приведенных выше табличных данных можно понять, что темпы строительства и восстановления храмов были и остаются стабильно высокими, причем в Москве наблюдается некоторое снижение, а на территории РФ, наоборот, существенный их рост. Кроме того, большое количество уже построенных храмов потребует периодического проведения обследования технического состояния, периодических ремонтов и других работ. Это обстоятельство, соответственно, требует привлечения к работам по обследованию, проектированию и строительству храмов большого числа квалифицированных специалистов в этой области, нехватка которых сегодня остро ощущается.

Между тем храмы существенно отличаются от обычных зданий не только архитектурным обликом (часто весьма разнообразным), но и назначением, внутренней планировкой, конструкциями, используемыми строительными материалами, специфическими требованиями к освещению, акустике, вентиляции, а также канонами и традициями, принятыми при строительстве православных храмов. Но главным отличи- 12

ем является то, что все элементы этих зданий глубоко символичны. Не зная основ православия, символики и этих нюансов, обычный специалист не сможет качественно и с пониманием выполнить, казалось бы, обычные инженерные работы.

Цель данного издания — познакомить специалистов-строителей с некоторыми основными особенностями проведения работ по обследованию и восстановлению православных храмов.

Авторы, помимо технических вопросов, попытались уделить внимание и вопросам церковной традиции и символики.

Книга может быть адресована специалистам по обследованию зданий, которые ранее не сталкивались с работами на таких объектах, студентам и аспирантам строительных специальностей. Возможно, она также будет полезна священнослужителям и лицам, эксплуатирующим здания храмов.

В табл. 3 представлен внешний вид и краткая информация о наиболее крупных значимых храмах, построенных в разных городах России.

Таблица 3

Некоторые крупные храмы, построенные в последнее время (фото по материалам сайта http://www.sdelanounas.rU/blogs/38227/# [72])

№ п/п

Внешний вид (фото)

Название

Г ород, численность населения (тыс. чел.)

Г од постройки/ срок строит.

Высота, м

Вместимость,

чел.

1

Храм

Христа

Спасителя

Москва,

12198

1994— 1997/ 3

103 м

10000

2

Благовещенский

собор

Воронеж,

1024

1998— 2009/ 11

85 м

6000

№ п/п

Внешний вид (фото)

Название

Город, численность населения (тыс. чел.)

Г од постройки/ срок строит.

Высота, м

Вместимость,

чел.

3

Спасо-

Преоб-

ражен-

ский

собор

Хабаровск,

607

2001— 2004/ 3

96 м

3600

4

Свято- Троицкий собор

Москва,

12198

2001— 2004/ 3

70 м

4000

5

Успенский

собор

Ярославль,

604

  • 2004—
  • 2010/
  • 6

60 м

4000

6

Храм

Христа

Спасителя

Калининград,

453

  • 2004—
  • 2006/
  • 2

73 м

3000

7

Собор

Феодора

Ушакова

Саранск,

299

  • 2002—
  • 2006/
  • 4

63 м

3000

8

Спасо-

Преоб-

ражен-

ский

собор

Тольятти,

720

1992— 2002/ 10

62 м

3000

№ п/п

Внешний вид (фото)

Название

Город, численность населения (тыс. чел.)

Г од постройки/ срок строит.

Высота, м

Вместимость,

чел.

9

Свято- Троицкий собор

Брянск,

407

  • 2006—
  • 2012/
  • 6

58 м (отдельно стоящая колокольня, 80 м)

3000

10

Свято-

Возне-

сенский

собор

Магнитогорск,

417

1998— 2005/ 7

58 м

11

Свято- Троицкий собор

Магадан,

94

2001— 2011/ 10

71 м

2500

12

Свято- Троицкий собор

Петропав

пав-

ловск-

Камчат-

ский,

181

2001— 2006/ 5

42 м

3000

13

Свято-

Николь-

ский

собор

Кисловодск,

130

1993— 2008/ 15

54 м

3500

№ п/п

Внешний вид (фото)

Название

Город, численность населения (тыс. чел.)

Г од постройки/ срок строит.

Высота, м

Вместимость,

чел.

14

Казанский

храм

Саранск,

299

2001— 2011/ 10

65 м

3000

15

Свято-

Михайловский

собор

Ижевск,

642

  • 2004—
  • 2007/
  • 3

67 м

более

3000

16

Храм-на-

Крови

Екатеринбург, 1 428

  • 2000—
  • 2003/
  • 3

60 м

более

2000

17

Успенский

собор

Хабаровск,

607

  • 2000—
  • 2002/
  • 2

60 м

около

1500

18

Екатерининский

собор

Пушкин,

108

  • 2007—
  • 2010/
  • 3

53 м

2000

№ п/п

Внешний вид (фото)

Название

Город, численность населения (тыс. чел.)

Г од постройки/ срок строит.

Высота, м

Вместимость,

чел.

19

Казанский

храм

Находка,

156

  • 2004—
  • 2010/
  • 6

около 45 м

1800

20

Троице-

Влади-

мирский

собор

Новосибирск,

1567

1999— 2008/ 9

60 м

1500

21

Свято- Троицкий храм

Тамбов,

288

  • 2008—
  • 2010/
  • 2

50 м

около

1500

22

Богоро-

дице-

Рождест-

венский

собор

Зачатьевского

монастыря

Москва,

12198

  • 2006—
  • 2010/
  • 4

23

Храм Рождества Христова

Красноярск,

1052

  • 2005—
  • 2012/
  • 7

47 м

более

1000

№ п/п

Внешний вид (фото)

Название

Город, численность населения (тыс. чел.)

Г од постройки/ срок строит.

Высота, м

Вместимость,

чел.

24

Свято- Троицкий храм

Батайск,

117

  • 2000—
  • 2013/
  • 13

25

Успенский

собор

Омск,

1174

  • 2005—
  • 2007/
  • 2

57 м

около

800

Анализируя представленный выше материал, можно заметить, что:

  • 1) наиболее активно новые храмы начали строить в крупных городах (с населением более 600 тыс. человек). В среднем начало активного строительства приходится на 1994—2000 гг.;
  • 2) в городах с населением менее 600 тыс. человек новые крупные храмы стали строить несколько позднее — начиная с 2002—-2006 гг. Вероятно, следующая волна строительства и восстановления храмов придется на небольшие города и поселения;
  • 3) средний срок строительства крупных храмов составляет около 5—7 лет. Он больше, чем для обычных объектов, и практически зависит не от размеров сооружения, а от численности населения города. Это объясняется тем, что сроки во многом определяются ритмичностью финансирования работ — поскольку строительство храмов осуществляется преимущественно за счет спонсорского финансирования, в крупных городах сбор средств осуществляется быстрее;
  • 4) массовое строительство и реконструкция храмов, очевидно, потребовало привлечения большого количества специалистов-строителей. Вместе с тем, учитывая, что более 70 лет в России новые храмы не строились и массово не восстанавливались, в настоящее время ощущается острая нехватка специалистов, имеющих необходимый опыт обследования, проектирования и строительства храмов с учетом их специфики и отличий от обычных сооружений.

Технической же литературы по рассматриваемой теме в настоящее время имеется немного. Некоторыми авторами опубликовано большое число отдельных статей, которые посвящены определенным объектам или конкретной проблеме, например [30, 36, 38, 41, 58, 59, 63, 64, 67, 68, 69, 70, 73] и многие другие.

Наиболее полным изданием, в котором отражен общий целостный и системный подход к данной проблеме, пожалуй, является «Инженерногеологическая диагностика деформаций памятников архитектуры» [37].

Рассмотрим общие вопросы устройства православных храмов.

Как отмечалось ранее, храмы по многим признакам отличаются от обычных гражданских зданий, в первую очередь тем, что их архитектура и устройство глубоко символичны и опираются на традиции древнего зодчества и православия.

Обычно храмы называют в честь священных событий или именами святых угодников. Большинство строится так, чтобы их основания в плане имело форму креста. Крест — это главный символ христианства и напоминание о том, что на кресте распяли Христа и именно им он спас людей от дьявола, победив смерть и даровав людям вечную жизнь.

Также храмы строят в виде вытянутого здания, похож его по форме на корабль, что ассоциируется с Ноевым ковчегом. Это служит напоминанием о том, что Церковь является надежным пристанищем для христиан.

Не менее часто храмы имеют круглую форму, символизирующую вечность. Восьмиугольная форма обозначает путеводную звезду для прихожан. Некоторые храмы комбинируют несколько вышеперечисленных форм. Древней классической формой православного храма считается куб.

Сверху храм венчает купол, который изображает собой небо. На нем устанавливают церковную главку, купол которой символизирует или пламя свечи (в форме луковицы — рис. 1), или духовную борьбу церкви со злом (в виде шлема — рис. 1, а). Ярко раскрашенный разными цветами купол обозначает прелести рая (храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве — рис. 1, ё).

Цвет купола также имеет символическое значение: золотые купола — у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам, синие купола со звездами — у храмов, посвященных Пресвятой Богородице, а зеленые купола — у храмов, посвященных Пресвятой Троице (рис. 1, в, г, д, з).

Церкви

Рис. 1. Церкви:

а — одноглавая; б — двуглавая; в — трехглавая; г — пятиглавая; д — семиглавая; е — девятиглавая; ж — двенадцатиглавая; з — тринадцатиглавая; и — двадцатипятиглавая. Купола: ав виде шлема; б, в, г, д, е, ж, з, и — в виде луковицы; в — синий купол со звездами (Пресвятая Богородица); с) — золотой купол (Христос); г — зеленые купола (Пресвятая Троица); е — разноцветные купола (Прелести Рая)

Церковную главку венчает главный символ христианства — крест, служащий для прославления церкви. Часто на православных храмах можно видеть несколько церковных глав. Если на храме имеется одна глава, она символизирует Христа, если две — они символизируют два начала Христа, человеческое и божественное. Три главы обозначают Святую Троицу: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Если на храме установлено пять глав, то центральная символизирует образ Христа, а боковые — четырех евангелистов: Луку, Марка, Матфея и Иоанна. Семь глав олицетворяют семь церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. Девять церковных глав символизируют девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Тринадцать глав — это образы Христа и двенадцати его учеников — апостолов: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова (Зеведеева), Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фомы, Иакова (Алфеева), Фаддея, Симона (Кананита), Иуду (Искариота). Двадцать пять глав означают похвалу Пресвятой Богородице, тридцать три главы — возраст Иисуса Христа (рис. 1).

Храмы по сравнению с обычными сооружениями обладают особой сакральной функцией. Считается, что храм — место соединения небесного мира и земного. Поэтому необходимо строго соблюдать традиции в устройстве храмов и учитывать их при проведении восстановительных работ.

При обозначении объекта культового религиозного назначения часто используют такие названия, как «храм», «собор», «кафедральный собор», «церковь», «часовня». Храм — это широкое понятие, обозначающее культовое сооружение, предназначенное для совершения молитв, религиозных таинств и обрядов («храм» — от слова «хоромы»).

В православном христианстве храм называют церковью (от греческого «дом бога»; при этом следует различать понятие «церковь», применяемое к зданию, и понятие «Церковь», применяемое к организации). В католическом христианстве храм называют костелом, в лютеранстве — кирхой, в исламе — мечетью, в иудаизме — синагогой. Некоторые культовые языческие сооружения Древних Греции и Рима, религиозные сооружения буддизма и других религий также называют общим термином «храм».

В православии понятия «храм» и «церковь» (применительно к сооружениям) являются практически тождественными, хотя между ними имеются некоторые отличия:

  • 1) под храмом понимается, как правило, более крупное монументальное сооружение, имеющее более богатое убранство;
  • 2) главным отличием православного храма от церкви является то, что в храме могут находиться сразу несколько алтарей (жертвенников) с престолами. Обряд литургии в храме может проводиться несколько раз в течение дня (один раз на каждом алтаре с престолом разными священниками). Церковь же имеет всегда всего один подобный алтарь, и литургия служится только один раз в день;
  • 3) храмы, в отличие от церквей, чаще всего строились на центральных знаковых местах поселения, часто посещаемых людьми. Считается, что у храма должно быть более трех куполов, а вместо потолка внутри он должен иметь купол, символизирующий небо. Однако эти признаки не являются строгими: бывает, у храма есть всего один купол, а у церкви — тринадцать.

Главный храм в городе или монастыре называется собором (от слова «собрание»). Хотя бывают случаи, когда в монастыре располагаются сразу два собора. Например, в Троице-Сергиевой лавре имеются Троицкий и Успенский (рис. 2, е) соборы.

Кафедральным собором называют храм, в котором находится кафедра правящего епископа (архиерея).

Часовня (рис. 2, а, б) отличается от церкви (рис. 2, г) и храма (рис. 2, <)) тем, что она вовсе не имеет престола и там не совершается литургия. Как правило, часовня — это небольшое сооружение, возведенное в честь какого-то важного для верующих события.

В последнее время появились церкви-часовни (рис. 2, в). В них имеется алтарь, но богослужения проводятся не постоянно, а, как правило, по праздникам.

Часто православные храмы имеют звонницы или колокольни, отдельно стоящие или соединенные с основным зданием (рис. 3).

В церквях, построенных в форме ковчега, колокольню ассоциируют с мачтой корабля.

Иногда колокола размещают непосредственно над храмом на открытом ярусе барабана. Такие церкви получили название «церкви под колоколы». Они служат в основном для отпевания усопших (например, Духовная церковь Свято-Троицкой Сергиевой лавры).

Обычно количество колоколов (звонов) в церквях составляет от трех до шестнадцати штук. Колокола значительно отличаются по размеру и весу. Их можно разделить на три основные группы: большие или тяжкие колокола (благовестник, полиелейный, славославный); средние (подзвонные или красные); малые (зазвонные или трельные).

Виды зданий храмов

Рис. 2. Виды зданий храмов: а — памятник-часовня; б — часовня; в — церковь-часовня; г — церковь; д — храм; е — собор

Устройство колокольни и звонницы (примеры)

Рис. 3. Устройство колокольни и звонницы (примеры): а — колокольня; б — звонница

От использования тяжких колоколов во время праздников и в особых случаях в русском языке появилось народное выражение «удариться во все тяжкие». Изначально эта фраза из лексикона профессиональных звонарей означала «бить во все колокола сразу», но впоследствии приобрела несколько иной смысл — «начать делать что-либо интенсивно, с полной отдачей» или «безудержно, не зная предела, предаваться какому- либо (как правило, предосудительному, праздному и т.д.) занятию».

Как, когда, каким образом и по какому случаю надо звонить в колокола, определяет специальный церковный устав — типикон. Всего существует три основных вида колокольных звонов: трезвон (в честь радостного события); перебор (по поводу скорби); перезвон (вольный стиль, используется как вспомогательный).

Благовестом называют звон в три редких и далее серии мерных ударов в большой колокол. Этим звоном собирают верующих на молитву. Набатный звон предупреждал об опасностях и чрезвычайных ситуациях. Колокольный звон, помимо функционального значения (оповещения), имеет и сакральный смысл. Как писал протоиерей А. Мень: «...Колокольный звон — это своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть».

Устройство православной церкви

Рис. 4. Устройство православной церкви: а — снаружи; 6 — изнутри; в — устройство храма изнутри

С давних пор известно благоприятное терапевтическое воздействие колокольного звона на организм и психику человека. Звуки различной частоты воздействуют и активизируют определенные органы и блоки нервной системы. В последние годы даже появилось новое направление нетрадиционной медицины — колоколотерапия. Кроме того, как установили шведские ученые еще в 1970 г., колокольный звон, содержащий резонансные ультразвуковые частоты, за считанные секунды убивает многие болезнетворные бактерии и вирусы, такие как вирусы гриппа, тифа, гепатита и др. Возможно, зная это, наши предки в период эпидемий чумы и холеры беспрестанно звонили в колокола.

Далее рассмотрим внешнее и внутреннее устройства храма. Он состоит из основных элементов, представленных на рис. 4.

В отличие от вместимости гражданских общественных зданий вместимость храмов (и их общая площадь) определяется из расчета 0,5... 1 м2 на одного человека.

Для сведения: при планировании уличных общественных мероприятий сегодня исходят из средней нормы 1 м2 на человека. То есть плотность скопления людей в храмах может быть почти вдвое больше, чем при уличных мероприятиях, что требует особого учета при проектировании и организации служб. Вместе с тем при проектировании соборов ориентируются на проверенное практикой соотношение — чтобы на одного человека приходилось не менее 6...8 м3 общего объема. Для приходских храмов этот показатель меньше — 4.. .6 м3.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >