ЧЕТВЕРТАЯ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Общая характеристика философии Нового времени

Философия Нового времени охватывает период с XVII в. и по вторую половину XIX в. включительно. Мировоззрение людей претерпевает существенные изменения по сравнению со Средневековьем и Возрождением. Определяющим фактором развития становится наука -экспериментально-математическое естествознание. Новое время называют эпохой научной революции, в результате которой формируется первая научная картина мира.

В философии на первое место выходит гносеология - теория познания, которая создает методологический фундамент для науки. Начатая в эпоху Возрождения критика схоластики становится еще более острой в XVII в., при этом продолжается, хотя и в новой форме, старая, идущая от Средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номинализмом, опирающимся на опыт, и рационализмом, выдвигающим на первое место в познании разум. В XVII в. это полемика между направлениями, раскрывающими сущность метода познания, - эмпиризмом и рационализмом.

Рациональность [Ratio) становится основной чертой эпохи как опора на разум, который занимает место, ранее отводимое Богу. Можно утверждать, что такая позиция и сегодня является доминирующей в сознании людей, когда говорят, что в любой ситуации нужно все продумать, проанализировать, взвесить, после чего уже действовать. Идея прогресса стала доминирующей, появилось представление о том, что общество способно бесконечно развиваться в сторону совершенствования всех сторон жизни. Новая ступень всегда лучше, чем предыдущая.

Философия Нового времени включает в себя:

  • • философию XVII в. В этот период появились основные концепции и направления, которые существуют и по сей день;

  • • философию эпохи Просвещения (XVIII в.). Тогда идея всесилия и мощи разума достигла своего апогея (вершины), а философия стала идейной основой для давно назревших преобразований в общественной жизни;

  • • немецкую классическую философию (вторая половина XVIII в. -середина XIX в.). В ней философская мысль достигает неведомых до

селе вершин в сложности идей и их изложении, она также впервые становится сферой университетской деятельности (профессией];

• философию марксизма, которая завершает Новое время, готовит базу для новых социальных изменений в XX в. и доводит до логического завершения идеи материализма.

Литература

  • 1. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.]/П. П. Гайденко. - М.: Наука, 1987. - 447 с.

  • 2. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии/П. П. Гайденко. - М.: Per Se, 2000. - 456 с.

  • 3. Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В. Н. Кузнецов , Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. - М.: Мысль, 1986. - 400 с.

  • 4. Порус, В. И. Рационализм / В. И. Порус // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / ред. В. С. Степин. - Т. 3 - М. : Мысль, 2010. -С. 422-424.

  • 5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. - Т. 3.: От Возрождения до Канта. - СПб.: Петрополис, 1996. - 868 с.

  • 6. Соколов, В. В. Деизм / В. В. Соколов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / ред. В. С. Степин. - Т. 1. - М. : Мысль, 2010. -С. 605-607.

  • 7. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. - М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >