СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕАЛЬНОСТЬ. РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И РОЛЬ СМИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

В заключительном разделе надо хотя бы бегло рассмотреть важнейшие вопросы: объективные тенденции и потребности общественного развития; кризис российской идентичности и роль СМИ в эпоху кардинальных переоценок ценностей; общественный идеал и модель будущего, анализ и прогнозирование СМИ; судьба России в постиндустриальном мире и усложняющиеся задачи СМИ на новой ступени истории.

Анализ вопросов и обращений граждан на очередной Прямой линии с президентом России Владимиром Путиным 15 июня 2017 года показал, что россиян волнуют больше всего проблемы ветхого жилья, непосильной платы за ЖКХ, плохих дорог, маленьких детских пособий и пенсий, то есть неразрешимые социальные проблемы, а уж во вторую очередь — те навязанные проблемы, которые ежедневно предлагают аналитические ток-шоу федеральных каналов. Напомним, статья 7 Конституции РФ гласит:

«1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

То есть главная задача социального государства, будь то Россия или ее бывшая провинция Финляндия, — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. В социальном государстве, как правило, закрепляется право на труд. В Конституции России содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно кото-

1

Источник: http://constrf.ru/razdel-l/glava-l/st-7-krf.

рому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Отсюда — уникальное для европейских стран явление — наличие огромного количества работающих бедных людей.

Провозглашенные в Конституции цели политики Российской Федерации как социального государства, согласно части 1 статьи 7, предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим, не зависящим от него причинам, человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением государственного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, с развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Между тем СМИ бьют тревогу, что в России готовится масштабная пенсионная реформа. Вот какие комментарии дает эксперт Алексей Подымов: «Федеральные ведомства, начиная с Минсоцразвития и Минэкономики, а также Пенсионный фонд России включились в конкурентную гонку за право разработать основы пенсионной реформы. И в первую очередь едва ли не из всех кабинетов слышно: надо повышать пенсионный возраст. Да, пенсионная реформа назрела. И даже не потому, что численность пенсионеров в стране уже не первый год стремится сравняться с численностью работающих. И уж тем более не потому, что в России вдруг разом кардинально повысились уровень жизни и ее продолжительность. Верится в такое, согласитесь, с трудом. Очень хотелось бы надеяться, что главная причина — это реальная забота о пожилых людях, но... На самом деле понятно, речь идет прежде всего о том, чтобы не оттолкнуть окончательно от нынешней власти самую лояльную и при этом потенциально активную часть электората. Зачем нам новые потрясения? Все это мы уже проходили 100 лет назад...

Как раз с таких позиций ясно, что повышение пенсионного возраста — это не просто полумера. Это скорее антимера. Особенно если осуществить это прямолинейно, в соответствии с последними рецептами представителей финансово-экономического блока нашего правительства. То есть каждый год прибавлять к пенсионному возрасту по полгода, или — каждые полгода — по году. Собственно, да какая разница? Если при любом раскладе на „доживание" мужчинам остается на пять лет меньше, а женщинам — на все восемь. Причем без вариантов. Вот о вариантах как раз и неплохо было бы подумать не только представителям социального блока кабинета министров, но и того же финансо во-экономического. Пусть они наконец-то подсчитают, сколько же денег должно поступать в федеральный и в местные пенсионные фонды, которые, хотелось бы надеяться, еще не до конца разворованы. А потом пусть внятно и доходчиво, без путаных и мало кому понятных „коэффициентов" и без дробления пенсии на части, одну из которых можно и вовсе не получить, расскажут будущим пенсионерам, что и за что, когда и сколько? Ведь сейчас у нас на трех работников приходится уже чуть ли не два пенсионера. Однако простому человеку не объяснишь, почему при средней зарплате по стране около 30 тысяч рублей в месяц и отчислении на пенсии всего-навсего 28 % фондов зарплаты, с трех работающих двум простым пенсионерам достается всего-то тысяч по восемь, в лучшем случае — десять. А должно быть как минимум тысяч по двенадцать. На самом деле только в Москве да на нескольких крупных предприятиях обычные пенсионеры могут реально рассчитывать на что-то более существенное. Отсюда вывод: с пенсиями надо что-то делать. Вот и предлагают под благовидным предлогом пополнения бюджета ввести налог на малодетных, а заодно с ними — и на самозанятых. И это вместо того, чтобы задуматься о прогрессивной шкале налогообложения. Для тех, прежде всего, у кого никаких проблем с пенсиями быть не может по определению. Ведь прогрессивная шкала начисления пенсий в России уже введена, причем введена давным-давно. Вот только затрагивает она вовсе не тех, у кого с наступлением пенсионного возраста, как нечто неизбежное, наступает и возраст бедности».

Повышение в России пенсионного возраста в краткосрочной перспективе приведет к сбалансированности пенсионного фонда. Об этом в интервью газете «Известия» заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. «До тех пор, пока эту тему обсуждают только финансисты, доверия со стороны населения не будет, потому что население рассматривает этот вопрос как возможность государства решить финансовые проблемы за счет граждан», — отметила Голикова.

По ее мнению, говорить стоит именно об увеличении продолжительности трудоспособного возраста граждан, хотя имеет место и рост продолжительности жизни. Конфигурацию повышения пенсионного возраста необходимо выбирать с учетом стратегии развития пенсионной системы в целом: «А у нас, получается, в публичном пространстве звучат две темы: тема налогового маневра, причем так аккуратно, и тема повышения пенсионного возраста. И эта тема звучит так громко и давно, что уже можно было и повысить!» — считает глава Счетной палаты.

Парадоксальное и лукавое суждение: значит, можно усиленно обсуждать что-то в СМИ, особенно контролируемых государством и госкорпорациями, и усиленно проталкивать это в жизнь, а можно замалчивать то, что не выгодно владельцам тех же СМИ (введение прогрессивной шкалы налогов и налог на

  • 1
  • 65 http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/kakije_zarplaty__takije_i_pensii_ 683.htm.
  • 2

Известия. 5 июня 2017. С. 2.

наследство или роскошь), и ничего не делать, хотя это давно уже существует и действует во всех социальных государствах — от Финляндии до Германии.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Выделение социальной сферы не означает, что она полностью отграничена от других сфер общественной жизни. Все они так переплетены, что во многих случаях можно с полным основанием говорить не столько о социальных, сколько о социально-экономических, социально-политических и иных подобных явлениях и процессах. Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которых должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и должно определяться как содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах ее осуществления, так и освещение ее в СМИ. Особое внимание должно уделяться будущему страны — детям и молодежи, образованию и всестороннему развитию подрастающего поколения.

Большую тревогу у власти вызвали мартовские митинги, которые некоторые журналисты образно назвали «бунтом испоротого поколения». Вот что написала «Литературная газета» в статье Александра Мелихова «Поколение сэлфи решило развлечься, устраивая переворот?»: «Как ни парадоксально, но прошедшие в стране митинги оппозиции можно считать поддержкой политики Путина. Ведь это именно он подписал указ о „Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы”. В прошлом году Следственный комитет уже возбудил 19,5 тысячи уголовных дел. Господину Навальному эта цифра показалась слишком маленькой, и поэтому он вывел на несанкционированный митинг подростков. А что двигало ими? Школьники утомились давать взятки? Что это вообще за поколение, выросшее уже в новой, демократической России и так легко поддающееся на провокации? Стоит ли относиться к этим выступлениям как к детской шалости или пора бить в колокол? И не по украинскому ли сценарию мы можем пойти?

Когда молодежь ввязывается в какое-то протестное движение, можно не сомневаться, что, каков бы ни был повод, глубинные причины не материальные, а психологические и даже эстетические. Ибо для молодых чрезвычайно важно ощущать себя красивыми, а декорации, в которых они живут, дают им не так уж много оснований для такого самоощущения. Расписывая (и совершенно справедливо) коррупцию как опаснейшее социальное зло, обычно говорят о том ущербе, который она наносит экономике. Однако главный ущерб коррупция наносит не экономике, а идеальному образу страны, ее красоте. И все-таки любить родину, гордиться ею, считать ее прекрасной только за то, что в ней низок уровень коррупции, невозможно. Мы восхищаемся и людьми, и народами не за их чистоплотность, а за их свершения, и меня тревожит то, что за борьбой со всевозможными национальными пороками мы почти забыли о приумножении национальных достоинств. Об исторических свершениях, ибо только что-то долговечное создает единство народа, единство предков и потомков. Россия золотого века, века Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Блока, была классически коррумпированной страной. И хотя эта проблема только мелькала где-то на периферии их творчества, их век, их творения остаются и поныне самым главным, чем мы гордимся и благодаря чему ощущаем себя единым народом. В центре нашего (и всемирного!) образа русского золотого века остаются и останутся его достижения, а не его коррупция. Можно, стало быть, сделаться великой страной, великим народом и при высоком уровне коррупции! А что оставим потомкам мы? Каковы будут великие достижения, по которым нас запомнят? Векам остается здание, а не чистота в доме. И хотя наводить чистоту чрезвычайно важно, это все же не может заменить возведения стен — исторических свершений, поражающих воображение потомков. Об этой задаче мы совершенно забыли, лихорадочно обустраивая дом без стен. Разве что иногда отвлекаемся, дабы осмеять понятие „национальная идея” живут же, мол, все приличные народы безо всяких идей, а грязи (коррупции), между прочим, у них изрядно поменьше, чем у нас. Хотя еще большой вопрос, живут они или доживают, что заставит их приносить серьезные жертвы, если, избави бог, на них 65 навалится какое-то серьезное испытание» .

Виталий Апевалов, учитель из Эртильского района Воронежской области, на том же развороте «ЛГ» так прокомментировал события: «В 2000-е страну захлестнули ток-шоу развлекательного, псевдопознавательного и политического характера. В школах целенаправленно и планомерно сокращались часы русского языка, литературы, истории, математики, физики, химии, биологии. Вместо них появились не совсем понятные дисциплины: культура общения, основы безопасности жизнедеятельности, проектная деятельность и другие. Ликвидировали советские школьные организации, но вместо них ничего не создали. Эту нишу заполнили секты, фан-клубы, радикальные и преступные сообщества.

Агрессивный культ доллара, „европейских ценностей" привел к эрозии национального самосознания. Как часто школьники сегодня говорят о своих правах! И хотя бы один вспомнил об обязанностях. Ученики могут делать все, что заблагорассудится. А учителя в лучшем случае — лишь погрозить им пальчиком: „Ай-ай-ай! Так нельзя". Родителей тронуть тоже нельзя: у них тоже права, а виновата во всем бесправная школа, на которую можно вешать какие угодно ярлыки. Вседозволенность и безнаказанность детей — это политика

65 http://lgz.ru/arlicle/-13-6592-05-04-2017/bunt-neporolykh/.

нашего государства. Что ж удивляться десятилетним наркоманам и алкоголикам и тринадцатилетним мамам.

Слово „Родина" в последние годы звучит часто. Но что толку его повторять, если в душе ничего не осталось, кроме поиска развлечений и острых ощущений!.. Я не сторонник митингов, демонстраций, шествий и лозунгов. Я считаю, что каждый из нас должен работать и приносить пользу России на своем месте. Но для этого надо любить свою землю. Не за деньги, не за квартиры и самолеты, не за депутатские привилегии, а бескорыстно. Власть должна являть пример такого бескорыстия, она должна верить тому, что говорит, и делать то, что обещает.

И еще: крайне необходимо возродить разрушенную до основания систему образования и воспитания детей, вернуть учащимся их обязанности, повысить авторитет учителей государственной поддержкой. Униженный и оскорбленный учитель никогда не сможет воспитать поколение, достойное прекрасного будущего».

Учителя можно понять: накануне 19 мая 2017 года, Дня советской пионерии (совпадение?), многие обратили свои взоры на провальную молодежную политику в России. Так, 17 мая состоялась встреча ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона и председателя Синодального отдела по делам молодежи архимандрита Серафима (Амельченкова) с недавно назначенным руководителем Федерального агентства по делам молодежи А. В. Бугаевым. Последний выразил готовность к развитию сотрудничества с ОЦАД, потому что ему нужны остепененные функционеры, ведь сам-то главный вожак российской молодежи не имеет ни педагогического, ни другого гуманитарного образования, а в 2005 году в МГАУ им. В. П. Горячкина защитил диссертацию по теме «Разработка технологии упрочнения режущих рабочих органов промышленных мясорубок». Да, специалист по мясорубкам, а не по молодым душам... Как было не возглавить Молодежную палату при Мосдуме! Потом он руководил идеологическим отделом в московском региональном штабе Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия», а перед работой в администрации президента как заместитель префекта Юго-Западного административного округа курировал вопросы организации работы с населением, наружной рекламы, информации и СМИ, информационно-разъяснительной работы по вопросам развития самоуправления в жилищной сфере. Можно сказать, обеспечивал беспредел управляющих компаний и саму реновацию.

В ходе беседы митрополит Иларион рассказал столь осведомленному гостю не только об аспирантуре, но и обрисовал общую радужную картину в цифрах: «Трудно переоценить значение молодежной работы в Русской Православ

1

http://rospisatel.ru/bobrov-zametky89.hlm.

ной Церкви, это закладка нашего будущего. Мы сейчас осуществляем огромную работу по созиданию нашей Церкви. В течение последних 28 лет начиная с 1988 года возрождается наша Церковь, мы строим храмы, открываем духовные школы, монастыри. И сама статистика свидетельствует о том, с какой скоростью осуществляется строительство. Если в 1988-м у нас было 6 000 приходов на всю Русскую Православную Церковь, то сейчас их — 36 000, если сначала было 19 монастырей, то сейчас — более 500 монастырей, если тогда было три духовные школы, то сейчас — более 50. Это очень впечатляющая статистика. Мы открываем по тысяче храмов в год, ни в одной Церкви не наблюдается такой стремительный рост церковной инфраструктуры».

Да, цифры впечатляют и ошеломляют одновременно. Я — православный человек, много писал и снимал телепрограммы о возрождаемых храмах, но я не могу бездумно радоваться и забывать про то, что параллельно закрываются книжные магазины в городах, библиотеки (особенно сельские), ДК и клубы. Символично, что их количество почти совпало с количеством приходов. Так, число библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу (как и прибавляется храмов!), сегодня их меньше 39 тысяч. Об этом сообщила начальник отдела библиотек и архивов департамента науки и образования Минкультуры РФ Евгения Гусева: «В 2000 году у нас была 51 тысяча библиотек, по последним данным — 38 тысяч 863. Тенденция есть, в последние годы она слегка замедлилась. Видимо, пришло понимание, что не надо закрывать библиотеки и, пока ребенок сидит два часа в библиотеке, он не бегает по улице и не крушит ларьки и не доставляет лишнюю работу полицейскому участку», — добавила представитель Минкульта, сведя почему-то все к простой досуговой функции.

Еще разительнее сократилось за годы строительства капитализма в олигархическом виде количество клубов и ДК: в два раза с 1991 года (!) — с 73 до 36 тысяч (столько же, сколько приходов, но атеистов и людей других конфессий больше, чем православных, — перекос!). А ведь президент страны Владимир Путин еще в июне 2015 года поручил обеспечить доступность услуг социально-культурной сферы для граждан, тогда Минкультуры разработало для регионов нормативы по количеству театров, кинотеатров, библиотек и цирков на душу населения — с оговоркой, что все должно развиваться в рамках действующих бюджетов. В качестве ориентира ведомство разработало стандарты, по которым в каждом селе с населением от тысячи человек должно быть по библиотеке и дому культуры, от трех тысяч человек — по кинотеатру. В доступности каждого городского поселения необходимо, чтобы был краеведческий музей, а в каждом городском округе — минимум один театр и один концертный зал. И что? Нынешнее положение дел ох как далеко от того, к чему министер

1

http://rospisatel.ru/bobrov-zametky89.hlm.

ство призывает! В 41-м регионе России до сих пор нет ни одного детского театра (ТЮЗ), в шести регионах — ни одного драматического театра (в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, на Чукотке, в Еврейской автономной области, на Таймыре). В 43 крупных городах России с населением более 800 тысяч человек нет театров оперы и балета. Из 165 крупных городов России с населением более 100 тысяч человек 33 (пятая часть) вообще не имеют ни одного театра. А количество клубов и ДК, повторяю, сократилось в два раза с 1991 года! Пора Росмолодежи объявлять движение за возрождение провинциальной культуры, способствовать созданию молодежных театров, центров досуга, передвижных выставок и библиотек, а не протирать штаны, заседая с церковниками и чиновниками! Ан нет...

В тот же день, 17 мая, в Минобрнауки России состоялось заседание коллегии Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), на котором были подведены итоги работы ведомства в 2016 году и поставлены задачи на будущее.

«Сейчас важно выработать именно такую модель государственной молодежной политики, которая будет основана на взаимной ответственности как самого государства, так и молодежи, — перед собственным будущим, перед будущим нашей страны. Вопрос ответственности должен звучать постоянно в нашей работе», — заявила, открывая заседание коллегии, министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева. Пустейшие слова, чем и стала славиться новый министр, а ведь мы, преподаватели, ждали от нее борьбы с ли-вановщиной, с махровым бюрократизмом, с тупостью ФГОСПов и ЕГЭ. Увы... И даже либеральные СМИ успокоились: никакой новой образовательной политики, никакого патриотического воспитания незаметно. Почему-то министр Васильева высоко оценила работу Росмолодежи с лидерами: «Работа с молодежными лидерами идет точечно, глубоко и правильно». Глубоко и правильно? Может, растить карьеристов и функционеров получается, но и тут со своей «точечной работой» бугаевцы не больно преуспели. Выращенные лидеры — и те на Запад смотрят. Так, например, бывший комиссар движения «Наши» Мария Дрокова, в свое время поцеловавшая Владимира Путина и награжденная в России орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени (!), радуется штатовской грин-карте, осуществив мечту жить в США.

Особый упор и министр, и выступавший глава Росмолодежи сделали на Фестивале молодежи в Сочи и на других форумах. О, это сегодня любят — «Тавриду», например: госфинансирование, море, звездные гости, фуршеты. А содержание и отдача? Не смешите. Бугаев рассказал, что в 2016 году в форумах, организованных Росмолодежью, участвовало более 350 тысяч молодых людей (капля в море, конечно!). Он подчеркнул, что и в дальнейшем проведение форумов и открытый диалог с молодежью на понятном ей языке будут основой в повседневной работе ведомства. То есть главное по-прежнему тусовка и пыль в глаза на бюджетные деньги. Как человека, который ежедневно обща-.68 ется с молодежью, меня это угнетает!

Стал спрашивать студентов: а кто из вице-премьеров отвечает за молодежную политику, кто занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения в государстве и опекает лично их? В ответ — округленные глаза и ожидаемый ответ: «Никто!» Про В. Мутко — прямого куратора — вообще никто не слышал, и это ясно, если по ТВ только про футбол говорить, а не про молодежную политику, за что деньги большие получает...

Тогда решил углубить опрос и задал вопрос первокурсникам: чем же сегодня можно увлечь молодежь, увести ее из соцсетей и подворотен, какие формы работы и патриотического воспитания надо предложить двадцатилетним? Самым частым и честным ответом тех, кто ступил на стезю журналистики, был ожидаем: «НИЧЕМ не увлечь». А были и вовсе убийственные: «Только деньгами. Например, чем-то завлечь и пообещать за это деньги». Но все-таки будущие журналисты знали, что я жду от них работы мысли и хоть какой-то конкретики. Поэтому самая взрослая студентка Екатерина Киселева тоже начала с печальной фразы: «Ничем не увлечь. Сейчас пришел XXI век молодых стариков. Моя младшая сестра в свои 18 лет приходит домой после пар и садится смотреть сериалы». Кстати, многие, вспоминая о досуге своих младших сестер, упоминают именно сериалы. Потрясающе! Эрнст может быть доволен: воспитали пассивных потребителей тележвачки... Но Катя, неутомимая путешественница, сразу привела высказывание Марка Твена: «На смертном одре вы будете жалеть о двух вещах: о том, что мало любили и мало путешествовали» и продолжила: «Но в мире свободных нравов и толерантности упор делается на первую часть, отсюда и 14-летние мамочки и 17-летние „разведенки". Я выбрала вторую — твеновскую часть! И выбрала очень рано. Но последнюю мою поездку с поддержкой государства я совершила в 2012 году в лагерь „Альбатрос-Латвия". До этого, опять-таки с господдержкой, я объездила пять столиц России, страны СНГ и даже съездила в Болгарию».

Добавлю, что программу «Пять столиц» предложил мой отдел туризма еще в системе Министерства просвещения РСФСР много лет назад: каждый российский школьник должен побывать в Киеве, Новгороде, Владимире, Москве, Питере. Ау, Киев и господдержка с льготными билетами и дешевыми базами юных туристов! Екатерина готова научить сверстников путешествовать почти даром и возродить движение «Автостоп», ввести для каждого водителя книжечку с отрывными листами 100, 500, 1 000 километров, которые собирает драйвер и на которые в конце года получает ценный приз. Вот о какой конкретике — не грандиозной, не с распилом бюджета — должен думать Ростуризм! Многие вторят этому суждению.

68 http://smolpatriot.ru/news/itogovoe-zasedanie-kollegii-rosmolodezhi-v-moskve-/.

Вот подхватывает староста группы Полина Онищенко из Нижнего Тагила: «Как можно больше поездок по России и за границей!»

Валерия Онучина: «Увлечет что-то новое, что может все изменить. Мы ищем это в новых местах, ведь где дорога, там и идея. Поэтому — путешествия! За этим обязательно стоят события, а еще — вдохновение, дружба, любовь».

Олеся Авдошкина предлагает организацию путешествий для студентов и «других сообществ, связанных с соцсетями, с участием в юмористических проектах». Вообще уклон в юмористику, в КВН чувствуется и в других ответах.

Собственно говоря, большинство конкретных предложений схожи: поездки, турпоходы, тематические фестивали, событийный туризм, молодежные лагеря, культурные экскурсии, творческие конкурсы. То есть не просто дорога, свежий воздух, пиво и песни у костра, а познание России и мира, занимательный и игровой момент (многие вворачивали слово «квест»), экологические экспедиции, но не «когда за тебя решают, что охранять и где проводить субботник». Многие подчеркивают, что молодежь привлекает то, что модно, увлекательно, прикольно. Некоторые прямо пишут, что могут увлечь проекты, в которых участвуют популярные личности, «звезды». Здесь тоже сказывается влияние западного подхода СМИ и особенно ТВ — ведь программы и ток-шоу ведут не журналисты, специалисты, умные люди, педагоги, а узнаваемые, так называемые медийные, но пустые личности, хотя не понятно, что это прибавляет, кроме обывательского любопытства. Например, зачем в поездке должна сопровождать студентов, скажем, певица Елка, если преподаватель вуза Елкин, который преподает зарубежную литературу, организовал поездку студентов по странам Скандинавии, которые меня завалили восторженными путевыми очерками?

В одном моя второкурсница написала: «Из тумана появился Стокгольм — город идеальных людей». Я опешил и спросил: «С чего ты взяла? А ты слыхала про „шведскую семью" или про скаредность шведов?» Она не смутилась: «Ну, я имела в виду идеальное устройство быта». Значит, надо не только путешествовать, но и учиться видеть, писать, точно излагать мысли и впечатления!

Некоторые предложения были неожиданными: например, создать всероссийский общедоступный молодежный журнал (он создан — Интернет называется, выбирай сектор!) или предложение проводить практику... в муниципалитетах «для тех, кто интересуется государственными делами». В нем слышится неромантическая мечта многих молодых стариков стать чиновниками. Мне понравились редкие предложения уповать на чтение, на общение с искусством или, как выразилась Наталья Солдатова, на «конкурсы творческой мысли». И впрямь, в творческих смотрах, конкурсах, в том числе и литературных, участвует много молодых. Еще одно главное обобщенное желание юных выразила Валерия Падалка: «Они хотят видеть, что государству на них не наплевать!»

Слышишь, непонятная госструктура под названием Росмолодежь, у которой даже сайта яркого нет?

В условиях глобализации с одной стороны и обострения межнациональных отношений с другой чрезвычайно обострилась проблема национальной идентичности, особенно среди молодых поколений. На учредительном съезде так и не заработавшего в полную силу Общества русской словесности президент Владимир Путин наметил насущные задачи: «Вопросы русского языка и литературы мы обсуждаем не впервые, и они заслуживают, может быть, и большего, чем сделано до сих пор, внимания. Потому что речь идет о сохранении — ни больше, ни меньше — национальной идентичности о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими», — сказал В. Путин.

По словам главы государства, роль русского языка заключается и в том, чтобы «в такой многоликой, многонациональной, красивой стране, как Россия... создавать единую российскую нацию, быть языком межнационального общения».

Президент сообщил, что на данный момент уже предприняты конкретные, заметные шаги по сохранению и развитию русского языка, по возвращению интереса к чтению и поддержке отечественной литературы, помощи молодым и талантливым писателям, углублению гуманитарной составляющей в образовании и т. д. В школы вернулось сочинение, а русский язык и литература вновь выделены в самостоятельную предметную область. Была организована работа по созданию Единой концепции преподавания русского языка и литературы, заметно активизировалась деятельность общероссийских учительских организаций. С успехом в 2015 году прошел и Год литературы, а центральное событие года — фестиваль на Красной площади «Книги России» — стал теперь ежегодным. Тоже пустое и буфетное мероприятие, которое заменило серьезную весеннюю выставку на ВДНХ «Книги России». Что там, в центре Москвы, разъезжающейся по дачам, проведешь серьезного и глубокого? Третий год фестиваль проходит в ужасную погоду — холод, ветер, дождь. И, несмотря на бравурные репортажи по всем информационным программам, народу приходит куда меньше, чем в замечательный 70-й павильон ВДНХ на бывшую и погубленную выставку «Книги России». Тем не менее, президент закончил речь на оптимистической ноте: «Не сомневаюсь, что еще большую динамику работе по поддержке и развитию русского языка и литературы придаст и Общество русской словесности». Вновь повторю: сбережение русского языка, литературы и культуры — это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире.

Сохранение идентичности — языка и веры, чувства исторической общности и социальной солидарности отражается во всей текущей политике, не только гуманитарной, но и миграционной. Так, в 2017 году весенний теракт в Петербурге поставил под вопрос всю миграционную политику России. Публицист Александр Шустов написал: «Взрыв в петербургском метро 3 апреля 2017 года, который совершил уроженец Южной Киргизии, этнический узбек Акбаржон Джалилов, имевший российское гражданство, вновь поставил на повестку дня проблему адекватности миграционной политики России. Ряд известных журналистов и общественных деятелей (М. Симоньян, В. Третьяков) поставили вопрос о том, почему русские по происхождению жители Донбасса не могут получить гражданство и даже вид на жительство в России годами, а уроженцам Киргизии предоставляют его без каких-то особых проблем... В петербургском теракте переплелись сразу несколько факторов, связанных с внешней и внутренней политикой России, ее отношениями с государствами ЕАЭС и СНГ, а также участием в сирийском конфликте. Взрыв в петербургском метро показал, что Средняя Азия превращается в новый источник угроз, дополняющий традиционные для РФ факторы нестабильности, исходящие с территории Северо-Кавказского региона. Благодаря самой либеральной в регионе религиозной политике Киргизия после распада СССР подверглась ускоренной исламизации. По данным Госкомиссии по делам религий, в республике с населением 6 миллионов человек насчитывается 2 700 мечетей, 10 высших религиозных исламских учебных заведений, 70 медресе, 69 исламских фондов, центров и объединений, а также 11 миссий зарубежных исламских организаций. В июле 2015 году премьер-министр Темир Сариев выразил озабоченность тем, что число мечетей и медресе в Киргизии уже превысило количество школ и вузов. При этом многие политики и организации, по его словам, „взяли в привычку" строить мечети, но школы почему-то не строят. По некоторым оценкам, до половины всех мечетей действуют без официальной регистрации, и именно в них сильны позиции радикального ислама. Примечательно и то, что религиозный экстремизм в Киргизии, по оценкам спецслужб, сконцентрирован на территории трех южных областей — Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской, население которых исторически является более исламизированным. В республике свободно действуют радикальные исламистские организации, запрещенные в России и соседних странах Средней Азии. Так, в Киргизии практически открыто функционирует группировка „Таблиги джамаат", запрещенная в России и Казахстане. А как учитывается это в миграционной политике? По данным ФМС, 60 % получавших российское гражданство составляли киргизы, 20 % — узбеки и только 20 % — русские. Причем число воспользовавшихся данной возможностью с 2004 года постоянно росло». Понимаете, не среднеазиатские

1

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/komu_daval_rossijskoje_grazhdanslvo_htm.

русские становятся гражданами России, а люди с другой ментальностью, с непонятным взглядом на новую родину.

Между тем на том же сайте «Столетие» тот же Лев Золотко приводит вопиющие примеры отталкивания официозной Россией тех, кто делом, борьбой доказал свою приверженность Русскому миру: «Ситуация с получением официального гражданского статуса русскими людьми, прибывшими в Российскую Федерацию, скажем, из Украины уже давно вызывает нарекания как у самих ищущих временного или постоянного убежища, так и у граждан РФ, сочувствующих беглецам, а также у неравнодушных правозащитников. Вопиющие случаи с высылкой некоторых антимайданных активистов из России уже вызывали волну возмущения в обществе, поскольку в случае депортации по решению российского суда выдворенные сразу попадают в лапы киевских спецслужб.

Однако бюрократическая система и сейчас штампует решения — невзирая на лица, не разбираясь в причинах формальных регистрационных нарушений, не вникая, с кем именно имеет дело и что ждет этих людей при вынужденном возвращении на Украину. Бюрократическая система работает на автомате, по формальным предписаниям.

Очередной вопиющий случай произошел на днях с яркой фигурой донбасского сопротивления Татьяной Мармазовой, которой суд в Туле (федеральный судья А. В. Бабина) назначил „добровольную", но обязательную депортацию. Дело вызвало столь широкий общественный резонанс, что в защиту Татьяны и ее супруга Руслана выступили депутаты Госдумы РФ, известные политические и общественные деятели, журналисты и политологи».

В частности, депутат Госдумы известный писатель С. Шаргунов сделал 29 мая 2017 г. депутатский запрос к министру внутренних дел В. Колокольцеву по вопросу отказа Мармазовым в РВП (разрешение на временное проживание). В документе говорится: «Ко мне обратились граждане Украины, находящиеся на территории Российской Федерации, супруги Р. Л. Мармазов и Т. И. Мармазова с жалобой на решение УМВД России по Тульской области № 5619/16 от 25.11.2016 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Заявители считают отказ незаконным и необоснованным. Т. И. Мармазова с 2014 года открыто выступила против государственного переворота, произошедшего в этой стране, а также за право на самоопределение жителей Донецкой области. В связи с чем Т. И. Мармазова и Р. Л. Мармазов опасаются за свою жизнь в случае их возможной депортации из России на территорию Украины».

1

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/kuda_russkomu_podatsa_475.htm.

Татьяна Мармазова была задержана 29 мая на выходе из суда и определена в ОВД Зареченского района Тулы. Потому депутат Шаргунов попросил министра Колокольцева рассмотреть жалобу четы Мармазовых на отказ в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Также депутат просит проверить законность действий сотрудников внутренних органов Тулы по факту задержания Т. И. Мармазовой. Публикации в «Фейсбуке» скана своего запроса министру депутат предпослал такой комментарий: «Татьяну Мармазову, которую называют „мамой донецкого федерализма", депортируют из России на Украину „за нарушение миграционных порядков". В Киеве ее немедленно арестуют. Сегодня Татьяна была задержана на выходе из тульского горсуда, ей грубо заломили руки и доставили в ОВД. Муж Руслан пытался вступиться — на него составили протокол о сопротивлении работникам правопорядка.

Мармазовы — русские интеллигенты. Татьяна — профессор политологии, доктор наук, Руслан — известный журналист. Их имена в черных списках СБУ. Надеюсь, сможем защитить. Давно пора принять закон о политубежище (такой уже готов, я в соавторах)».

Процесс приема в гражданство Российской Федерации стоит сопровождать торжественным актом — произнесением присяги или клятвы. Об этом заявил президент России Владимир Путин на встрече с председателем Госдумы Вячеславом Володиным: «У нас, когда люди приходят в армию, произносят присягу. Но когда человек вступает в гражданство нашей страны, то здесь тоже можно было бы подумать и взять опыт некоторых зарубежных государств, когда есть клятва, присяга, другой торжественный акт», — отметил глава государства.

Путин пояснил, что такая процедура подтверждает намерение человека следовать законам и традициям России, уважать ее историю. Кроме того, существуют случаи, когда при приеме в гражданство человек указывает о себе недостоверные сведения, и тогда речь уже будет идти о юридических последствиях.

Конечно, это сделать необходимо, коль даже деятели российских СМИ, такие как постоянно присутствующие в эфире В. Познер или Е. Альбац, получали американское гражданство и впрямую клялись на верность США!

К чему приводит такая политика государственных органов и всей системы СМИ? Граждане России, особенно молодые, становятся все менее патриотичными и все более денационализированными, ощущают себя «гражданами мира», а не «этой страны». Откуда же берутся молодые космополиты в многовековой нации? Историки не имеют единой точки зрения, когда же сложилась русская нация. Часть из них считает, что уже в 1612-1613 годах освобождала страну от польско-шведской интервенции сплотившаяся в Смуту нация, о чем

1

http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/kuda_russkomu_podatsa_475.htm.

2

https://regnum.ru/news/society/2284821 .html.

говорил еще великий Василий Ключевский, другие твердо считают, что российская, имперская нация сложилась к первым победам Петра Великого и принятия им титула императора. А вот в беседе с Дмитрием Быковым «печальник о русском народе» Михаил Ходорковский высказал упадническую мысль: «Русскую цивилизацию подкосили те события, которые происходили в XX и в начале XXI века. Все-таки когда в стране убивают десятки миллионов людей, еще десятки миллионов умирают из-за того, что нет хорошей медицины...

  • — Нет работы, — подхватил многостаночник Быков.
  • — Нет работы, еще значительная часть спивается. Конечно, любую нацию такое подкосит. Ровно поэтому, на мой взгляд, русская нация до сегодняшнего дня и не состоялась до конца, хотя, собственно говоря, на европейском континенте не так много наций с такой длинной историей».

Ну вот, приговор и нашей эпохе готов: не состоялась нация-то, а ведь в августе 2016 года на заседании Госсовета в Астрахани президент Владимир Путин дал прямое указание разработать закон о российской нации. Государственные структуры и Госдума рьяно взялись за работу и... забуксовали.

В Госдуме идет разработка технического задания (только первая стадия!) для такого закона. Послышались издевки над схожестью с понятием «советский народ», который и впрямь складывался, так сразу стали обсуждаться варианты размытого названия: «О российской нации и управлении межэтническими отношениями», «О государственной национальной политике», «Об основах государственной национальной политики» и др. Снова, несмотря на институты, фонды и постановления еще президента Дмитрия Медведева, стали мусолить, что есть само понятие «российская нация», «россиянин»? Станислав Говорухин написал: «„Россияне", „россиянин" — слова отвратительные. Мы все время были многонациональным русским народом. Теперь стали россияне. Хотя для всего мира — мы русские!» Некогда похоже высказался и Расул Гамзатов: «За границей — я русский, в России — я дагестанец, в Дагестане — я аварец». До рыка Ельцина: «Руссияне!», еще четверть века назад, в России не было в ходу само определение «россияне».

Владимир Поздняков, депутат Государственной Думы от фракции КПРФ, написал в «Литературной газете»: «Совершенно очевидно, что нам необходимо на законодательном уровне решить проблему русских, русского народа. Для начала я бы отметил, что государствообразующая нация — русские — не имеет национального государства. Нынешняя Россия с юридической точки зрения не является русским национальным государством, в рамках которого русские осуществили бы право на национальное самоопределение. Это и делает национальный вопрос в России острым. Почему, собственно, русские (великороссы) лишены государственности? В Конституции РФ говорится, что Россия — это многонациональное государство. Но насколько это так? Чтобы страну признать мононациональной, вовсе не нужно, чтобы все 100 % жителей принадлежали к одному этносу. Достаточно 67 %. Так утверждает международное право. Русских в России свыше 80 %. Больше в процентном отношении, чем казахов в Казахстане, латышей в Латвии, эстонцев в Эстонии... Но Латвия, Эстония и Казахстан являются национальными государствами эстонцев, латышей и казахов. Их называют мононациональными! Таким образом, можно утверждать, что и Россия — полиэтническая, но мононациональная, а не многонациональная страна. И об этом надо честно говорить!»

Да, об этом говорят веками, даже в советское время это часто прорывалось, но последние три десятилетия волюнтаристской, антирусской, а то и русофобской политики в СМИ и коридорах власти сделали свое дело. Есть же известный анекдот.

На придворном балу к маркизу де Кюстину, автору одной из популярных на Западе книг о России (русофобской, замечу!), обратился император Николай I:

  • Вы думаете, все эти люди вокруг нас —русские?
  • Конечно, Ваше Величество...
  • А вот и нет. Это — татарин. Это — немец. Это — поляк. Это — грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.
  • Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?
  • А вот все вместе они русские!

Мы кто сегодня вместе? Например, в царской и советской армии все — от поляка Брусилова до армянина Баграмяна считали себя русскими офицерами, а Газманов поет: «Офицеры-россияне, пусть свобода воссияет...» Ну, воссияла ваша либеральная свобода — и что? Разве дождаться нам такого приказа по армии? «Господам начальникам войск вселить в солдат, что все войска неприятельские не иначе что, как сволочь со всего света, мы же русские и единоверные. Они храбро драться не могут, особливо же боятся нашего штыка. Наступай на него!» Потомок грузинского царского дома Багратионов взывает: «Мы — русские и единоверные», а большой теледеятель с грузинской фамилией Сванидзе призывает вообще не касаться этого вопроса: «У нас преобладают люди с разной кровью. Поэтому кто и кем сам себя считает — это настолько интимный вопрос, что докопаться до сути крайне сложно, и не нужно. Во мне текут четыре крови. Кем я себя считаю — грузином, евреем, русским или поляком — это мое сугубо личное, интимное дело.

Я гражданин Российской Федерации. Мой родной язык — русский. Я воспитан на русском языке и русской литературе». Ну, коли так, то по определению Владимира Даля, который подчеркивал: «Отец мой выходец, а мое отечество Русь», Сванидзе — русский! Но Николай Карлович и под пыткой этого не скажет. Почему? Загадка, которая строилась всей государственной политикой, всеми СМИ и с его участием. Попробуй исправь это поспешным законом!

1

'3 http://lgz.ru/arlicle/-14-6593-12-04-2017/dom-bez-doma/.

Да пусть и не одним. За прошедшее время приняты Стратегия национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, Основы государственной культурной политики, имеющие прямое отношение и к национальной политике. Но что прояснилось, легло в основу практической работы? Игорь Круговых, член Высшего Совета национального союза политологов, утверждает, что многие нестыковки требуют «разработки не „словаря понятий” под очередной закон, а создания единого для всей системы документов стратегического планирования единообразного терминологического словаря. Кстати, написать все эти определяющие жизнедеятельность народов документы нужно понятным языком, избегая двойного толкования и неясностей. А прежде всего надо определиться в главном — обозначив русских как системообразующий народ в общей семье российской нации». Может, и пора — при таком-то наличии фондов, советов, госструктур. Но мне кажется, что великая отечественная литература давно определилась с терминами, понятиями, иерархиями: в ней нет ничего выше, чем звание русского поэта, скажем, или русского солдата. Многое потом было размыто, скомпрометировано всякими ЕГЭ, оболгано СМИ!

Идет обсуждение важного закона — где, например, аналитические ток-шоу? А вот с таким постулатом Круговых трудно согласиться: «Хороший пример — Стратегия национальной политики Москвы на период до 2025 года, в основу которой заложены именно эти принципы». Не знаю, какие там принципы заложены, но я живу, пишу и преподаю в Москве и ближнем Подмосковье — в сердце державы. Так вот, после серии статей и вялых обсуждений в разных СМИ решил задать вопросы студентам двух вузов, где преподаю основы творческой деятельности журналистов и литературное мастерство, простой вопрос: «Кем вы себя ощущаете в первую очередь?»

Честно скажу, что у меня со студентами достаточно доверительные отношения, поскольку стараюсь на них не давить и своих убеждений не навязывать, потому надеялся получить достаточно честный краткий ответ, кем более всего — гражданами РФ или русскими? Ведь мы все живем в одной стране, общаемся, учимся, а главное, пишем на русском языке. Ответы меня, честно говоря, повергли в недоумение, если не выразиться сильнее. При относительно однородном, хотя и пестром составе (как ведется в мегаполисе) назвали себя русскими только 44 % опрошенных, гражданами РФ — лишь 11 %, как и «просто человеком» — те же 11 %, на второе место вышли уклончивые ответы — «наполовину украинской, наполовину русской», «наполовину русской, наполовину кабардинкой» — 14 %, а твердо по национальному признаку назвали себя лишь 5 %, («Я — казашка, и никогда — русская!»), то есть даже вместе с уверенно назвавшими себя русскими — 49 %, меньше половины! Другие ответы были пестры, например, 11 % ребят ощущают себя «просто человеком». Абстрактно! Значит, многие будущие мастера пера и микрофона, бойцы информа-

1

http://lgz.ru/arlicle/-14-6593-12-04-2017/dom-bez-doma/.

ционного фронта и сферы идеологии, как ни крути, вообще не определились. Ну, хотя бы на уровне Андрея Макаревича, который созрел и прямо заявил: «Я пою еврейские песни на русском языке, потому что я еврей... В моем трудоголизме есть что-то нерусское. Может, это еврейское? Не знаю... Я совершенный космополит. (Из интервью в „Российской газете".)». Правда, как-то странно отказывать в трудолюбии русским, которые освоили, обиходили бескрайние суровые просторы, вручили их им, и нам с Макаревичем, и более молодым.

Причем, когда я задал тот же простой вопрос в лоб третьекурсникам, они, как более изощренные и уже хлебнувшие лицемерия СМИ, начинали темнить, уходить в витиеватость. Как написала староста группы: «Кем я себя ощущаю? Хороший вопрос, особенно в реалиях сегодняшнего дня, когда активно обсуждается вопрос российской нации. Внутри просыпается подленький еврей и с характерным акцентом вещает: „Доца! Не делай маме болна!" На задворках сознания вещает поляк: „Панночка!.." Но это все корни моего происхождения. Такие же, как литовские князья или ссыльные русские аристократы в Сибири. Корни — это хорошо, корни — это важно. Но сегодня я отвечу, пусть и немного хвалебно: „Я гражданин планеты Земля, человек мира!"». А я-то сначала замер с интересом— куда приведет? И — такое разочарование... Другая студентка засыпала процентами: «На 50 % я ощущаю себя коми, на 100 % — русской, арифметически неправильно, но духовно все возможно. По моей математике я — на 1 000 % Гражданин мира и на 150 % — русская в итоге». Вот и пойми!

Зато убийственно понятно ответили студенты нового направления МГИК — литературного творчества и художественного перевода — те, которые, по замыслу, должны влиться в русскую словесность как творцы, организаторы, переводчики, редакторы. И что? Перечисляю итог опроса (может, конечно, малость выпендривались и дерзили): гражданин РФ — 3 человека; просто человек— 1; никем — 1; всеми — 1; космополитом — 1; русской... — 1. Одна! — правда, самая способная и творчески состоятельная. Космополиткой по примеру Макаревича назвала себя внучка вологодского писателя, писавшего про русские красоты и обряды! Руки опускаются... А я им перед этим рассказывал про классический ответ полунемца Владимира Даля, когда у него допытывались про национальность, чтобы вручить весомую премию Берлинского университета как выдающемуся немецкому филологу. А он ответил честно: «Каждый принадлежит к той национальности, на языке которой думает. Я думаю по-русски». И премия ему обломилась! Потом в эту несколько упрощенную формулу сама русская реальность внесла дополнение: «Русский — это не кровь, а Язык и Судьба». Не корни даже, не характер, а именно судьба, когда потомок правителей Грузии становится русским полководцем Багратионом, а еврей из литовского местечка Левитан — пронзительно русским пейзажистом. А я ведь им на прошлой лекции читал стихи Сергея Маркова (не политолога, а прекрасного поэта и путешественника):

Я — русский.

Дышу и живу

Широкой, свободною речью, Утратить ее наяву — Подобно чуме иль увечью... Чиста, как серебряный меч И свет в глубине небосвода, Великая русская речь — Надежда и счастье народа.

Вот каковы наши корни, глубины самоощущения, надежды! И что?

Меня после этого не убедит даже доктор политических наук писатель Александр Щипков, который обещает, что нас ожидает мировая перестройка. Он полон оптимизма и заявляет: «Слово „русский" ведь долгое время было маргинализировано и отчасти табуировано. Но уже сейчас за него идет жесткая борьба: в будущем тот, кто сможет представлять русских, получит в свои руки громадный исторический ресурс. Надеюсь, это будут здравые и ответственные люди, а не те, кто ходит с уточками и носит на голове кастрюли». Мои студенты ни уточек, ни кастрюль не носят, но за слово «русский» точно не борются. Это, я считаю, следствие той политики, которое ведет (вернее, не ведет!) государство хотя бы в лице вице-премьера по делам спорта и МОЛОДЕЖИ Виталия Мутко (ни словечка про молодых — только о футболе), целая структура Росмолодежь (вы слышали кого-то из них по ТВ, например, читали в «Комсомолке»?) или такая загадочная структура, как Управление администрации президента по общественным проектам, которое впрямую отвечает и за патриотическое воспитание молодежи, и за творческие союзы. Его недавно возглавил Сергей Новиков — технарь по образованию, работник Росатома, откуда, наверное, и перешел вместе с Сергеем Кириенко в АП. Но если вы там, славные атомщики, отвечаете за идеологию, писателей и СМИ, подумайте, как собрать и зарядить плодотворным идеями атомизированную молодежь!

Роль СМИ, особенно ТВ, чрезвычайно велика, потому что общероссийские каналы являются основным источником информации для населения. Данные социологического опроса, проведенного в 2017 году, показали, что 62 % населения не готовы отказаться от телевидения в пользу других источников информации.

  • 1
  • 73 https://rn.ok.ru/russkoslj/lopic764306042713460.

Вы допускаете или исключаете для себя возможность отказаться от телевидения в пользу других источников информации и развлечений?

По данным того же социологического опроса, 47 % населения смотрят телевизор, чтобы ориентироваться в текущих событиях в стране, что подтверждает следующая статистика, из которой следует, что 57 % опрошенных чаще всего смотрят именно новости. Дальше — интереснее. По данным опроса, население в целом стало более адекватно оценивать достоверность информации на телевидении. Если в 2015 году 35 % безоговорочно доверяли информации, звучавшей с телеэкранов, то в 2017 году процент опустился до 23. За счет этого с 35 до 45 % выросла доля «редко сомневающихся». И немного поднялся процент «часто сомневающихся» (17 % в 2015 году против 21 % в 2017-м). Несомненно, здесь нужно учитывать и уровень образования опрашиваемой аудитории, однако и без того динамика довольна точна и статпогрешность не превышает 3,6 %. Примечательно, что, несмотря на недоверие к телевизионной информации, 23 % опрошенных ничего не предпринимают специально, чтобы прояснить ситуацию. Понятно, что особую пассивность проявляет молодежь, погруженная в гаджеты.

Лидерами популярности с очевидным преимуществом являются Первый канал, «Россия 1» и НТВ. Эти же каналы фигурируют и в рейтинге дове-рия/недоверия россиян к конкретным передачам. Так, в связи с доверительным отношением чаще других были упомянуты программа «Время» — Первый канал (35 %), программы «Вести» — «Россия 1» (25 %) и «Итоги» — НТВ (18 %).

Снова вернемся в Колонный зал, на съезд Общества русской словесности, которого нынешнее ТВ совсем не поддержало. Там Владимир Путин особо подчеркнул: «И конечно, правильно будет обратиться и к лучшим мировым традициям, к лучшей мировой практике, учесть опыт коллег из Королевского литературного общества Великобритании, Итальянского института культуры и испанского Института Сервантеса, немецкого Института Гете и китайского Института Конфуция, в том числе в вопросах популяризации национальных языков и культуры за рубежом», — отметил президент. Интересно, кто ему про этот опыт в тезисах написал. И почему именно про этот опыт? Мне больше по душе — венгерский. «Моя венгерскость есть только во мне, кроме меня — нигде. Она есть в народе, но в нем она не жива, ибо нема, неосознанна... Я последний живущий венгр».

Сын Венгрии Эндрю Ади не кичился исключительностью, а высоко понимал миссию настоящего писателя: только он может выразить во всей полноте национальность, которая немотствует в душе народа. О, попробовали бы мы так заговорить о русскости, пусть даже в преддверии Пушкинского праздника и Дня русского языка!.. Но ведь именно венгерскость помогла сохраниться этому своеобычному народу с непонятным языком среди славянско-немецкого окружения, перелистать все героические и страшные страницы, преодолеть нашествия и гражданские конфликты и отметить 11 веков своего государства, основанного так далеко от легендарной прародины — Туранской низменности в Западной Сибири. И вот Венгрия вновь, на очередном историческом вираже, демонстрирует свой характер, независимый нрав и особый подход к острейшим проблемам Европы. Венгры первыми законодательно заявили, что брак — это союз мужчины и женщины (о, варвары в латах!), пресекли потоки незаконных мигрантов вопреки странной политике А. Меркель, они первыми отказались вредить себе, перекрывая энергетические потоки из России — да просто шельмовать нашу страну и сложившиеся отношения! Это подтвердил и визит министра иностранных дел С. Лаврова в Венгрию. Он встречался с коллегой П. Сиярто, с премьер-министром Венгрии В. Орбаном. Всех тонкостей переговоров мы не узнаем, но ясно, что речь шла о дальнейшем сотрудничестве, несмотря на все санкции Брюсселя, поношения в адрес России и провокаций НАТО. Не зря же после встреч на берегу Дуная Лавров заявил, что негативный тренд в отношениях с ЕС вполне можно преодолеть. Венгры стараются не употреблять похожие словечки «тренды-бренды», но их оценка договоренностей — похожа.

Проходя по улицам венгерских городов, множество из которых названы именами писателей и поэтов (в том числе и Шандора Пушкина), обращал внимание на памятники и мемориальные доски писателям — среди них очень много долгожителей! Долгожитель и мудрец Дердь Конрад (р. 1933) написал программную статью: «Что такое венгерскость». В ней — взгляд честного художника и мыслителя, тоже чуждый романтике, спокойный и мудрый: «Это — всякий, кто был венгром, кто будет венгром, кто сегодня венгр; это — любое брожение, движение, в котором зарождалось настоящее, в зафиксированном виде — история, то, что по-французски — devenir, то есть становиться чем-то;

это — поведение, национальная культура, национальная политика; это — любой, кто называет себя венгром (или — и венгром тоже). Что такое венгер-скость? Сфера памяти, мир, объединяемый словом Hungaria, где находится место формированию многих других народов и тем, кто вливается в него или приспосабливается к нему, оставаясь самим собой, и тому, что все они приносят с собой. Вся hungarika, все тексты на венгерском языке, все, что написано на другом языке здесь или в другом месте, но о нас. Любая мысль, которая, появившись в чьей-нибудь голове, не важно где — в Альфельде или в Гималаях, относилась и относится к венграм. Любое связанное с венграми событие, которое оставило какой-то след или которое помнит только Всевышний, если он выполняет, как мы надеемся, свои обязанности архивариуса с безграничной памятью. Все твои поступки и проявления, твоя мудрость и твоя глупость, все, чем ты гордишься и чего стыдишься, что читал или слышал, во что веришь и во что не веришь, — если ты хоть с какой-нибудь стороны венгр». Как здорово! С сожалением обрываю цитирование (перевод Ю. Гусева).

Не хочу даже проводить параллелей и писать столь же концентрированно о русскости, о Русском мире, который как раз и вмещает все подобное, только еще глубже, многоцветнее, потому что у нас был Пушкин, потому что православие — объединительней католичества и лютеранства (не хочу вдаваться в подробности), а более продолжительные года социалистического строительства, советский образ жизни помогли у нас проявиться лучшим национальным чертам. Чужеродный капитал и дикий рынок их снова стирают! Добавляю лишь последний абзац Конрада — о патриотичности писателя, который ищет любой отсвет национальной идентичности: «И между прочим, этим я, ты, он — мы выполнили свой патриотический долг... Этим? Полно! Не этим, а тем, что здесь, в непосредственной близости от этой штуки, от бренности, прожили большую или меньшую долю своей жизни. Надо быть, надо жить в согласии с собственным вкусом, одолевая страхи, в постоянном двойственном тренинге свободы и сострадания, — и это одновременно ответ на вопрос: что значит быть венгром».

Дохнуло чем-то пушкинским и родным: свобода и сострадание! — это значит быть и русским тоже... Напомню, что весной 2013 года Путин уже поручал омбудсменам изобрести национальную идею. За образец президент вдруг посоветовал взять опыт СССР, в котором было понятие «советский народ как новая общность людей». По словам Путина, «это имело сильный консолидирующий эффект»: «Если кто-то предложит нечто подобное в новых условиях, было бы здорово», — помечтал президент. Омбудсмены напомнили Путину: сегодня это понятие — россияне. На что президент довольно вяло кивнул и про-

1

http://rospisatel.ru/bobrov-zametky53.htm.

молчал... Потом был Донбасс, Крым, новый кризис. И он именно сегодня заговорил о консолидирующей национальной идее.

Общество наше разобщено до крайних пределов, раздираемо конфликтами на национальной и социальной почве. Мы все хуже и хуже понимаем, чего от нас хочет власть и куда она ведет. Нарастает всеобщее непонимание и взаимное озлобление. Мы не знаем, к какой цели движемся. У СССР был девиз: «Вперед, к победе коммунизма!» У Российской империи — ясно: «Самодержавие, православие, народность». Есть девизы и у других стран. На Кубе — «Родина или смерть!» В США — «Боже, благослови Америку!» В Германии — «Единство, закон, свобода». В Южной Корее — «Все для блага народа», у засушливой африканской страны на гербе написано: «Боже, пошли нам дождь». Что написано на двуглавом орле герба России?..

Президент России Владимир Путин в победном мае утвердил Стратегию развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, подписав соответствующий указ. Как сообщает пресс-служба Кремля, «указ подписан в целях обеспечения формирования в России общества знаний». Основными принципами стратегии, опубликованной на официальном интернет-портале правовой информации, являются, в частности, обеспечение прав граждан на доступ к информации; обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; приоритет традиционных российских духовнонравственных ценностей и соблюдение основанных на них норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; обеспечение госзащиты интересов россиян в информационной сфере.

Согласно документу, необходимо обеспечить использование российских средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов власти, заменить импортное оборудование, программное обеспечение и электронную компонентную базу российскими аналогами, а также обеспечить комплексную защиту информационной инфраструктуры РФ, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы.

В положениях стратегии говорится о необходимости обеспечить формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ. Кроме того, необходимо «создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов».

Помимо этого, необходимо «совершенствовать механизмы законодательного регулирования деятельности СМИ», а также создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства для широкого использования гражданами, субъектами предпринимательства, государственными органами, в том числе на основе обработки больших объемов данных и применения облачных технологий. Для эффективного управления сетями связи необходимо «создать централизованную систему мониторинга и управления сетью электросвязи РФ».

По-моему, информационная безопасность включает куда более широкий и сложный круг вопросов. Впрочем, этому была посвящена вся последняя глава пособия.

В начале лета 2017 года ВЦИОМ провел очередное исследование, что же больше всего ценят россияне. Оказалось, что большинство их предпочтений лежит как раз в социально-культурной сфере. Опрошенные больше всего ценят здоровье (99 пунктов), отношения в семье (98 пунктов) и безопасность (96 пунктов) — следует из результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Также респонденты заявили о важности социальной инфраструктуры в месте проживания (96 пунктов), среды обитания (93 пункта), материального положения (90 пунктов), возможности общения с друзьями и близкими (89 пунктов) и достижения поставленных целей (83 пункта).

Но есть и грустные результаты. При всем вроде бы здоровом прагматизме наименее важными сторонами своей жизни россияне считают возможность карьерного роста (15 пунктов), участие в общественной и политической жизни (8 пунктов), положение в обществе (39 пунктов), творческую самореализацию и наличие досуга (по 46 пунктов). Обывательские какие-то ответы нарисовались. Директор Фонда ВЦИОМ кандидат психологических наук Константин Абрамов считает, что снижение привлекательности социального статуса и карьеры может говорить о том, что молодые люди не видят для себя подобных возможностей и реализуются в других областях. Именно поэтому забота о здоровье, спорт, внимание к экологии и качеству социальной инфраструктуры демонстрируют рост или сохраняют популярность, считает эксперт. Правда, социологи отмечают рост внимания жителей страны к экономической и политической ситуации: этот показатель увеличился на 76 пунктов в 2014 году до 83 в 2017-м. Отнесем это на счет возросшей активности СМИ, которые увеличили количество аналитических программ, оперативных репортажей, обсуждений на политических ток-шоу и ведут более активную пропагандистскую работу. Как бы там ни было, этот опрос — тоже ориентир для журналистики в социальнокультурной сфере.

1

https://regnum.ru/news/polit/2272919.html.

2

https://ria.ru/society/20170607/1495980201.html.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >