Сущность, структура и типология общества

Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природных источниках общества. В данном случае имеет значение и широкое понимание природы, как Космоса, Мира, Вселенной, и узкое — как среды обитания человека, тех природных условиях, в которых непосредственно существует и развивается данное конкретное общество (либо планета Земля — для всего человеческого общества).

Важной характеристикой общества является его природная основа, и то, что оно — часть объективной реальности, форма проявления бытия. Это бытие называют социальным, а общество — социальной системой. Однако общество является не просто частью природы, а частью, в значительной мере противоположной природе. По мнению многих ученых, иные сложные системы природы (прежде всего, биологические: растения, животные, виды животных и др.) главным образом приспосабливаются к окружающей среде, к природе. Общество, как и человек, не столько приспосабливается, сколько приспосабливает окружающую среду к своим интересам. Это одна из важных отличительных особенностей, составляющих сущность общества.

В исследовании общества большое внимание также уделяется вопросу определения признаков общества. Обычно первым признаком общества называют территорию (более или менее четко обозначенную), на которой возникают социальные отношения. Общество имеет природно-территориальную привязку. Каждая территория обладает определенной природной (ресурсной, климатической и др.) спецификой, обусловливающей ее значимость для проживающих на ней людей. Это в той или иной мере сказывается на формировании целей, образа жизни, на мировоззрении людей.

Совокупность устойчивых социальных связей — другой признак общества. Речь идет не только о социальной структуре, делающей возможным взаимодействие людей в обществе, но и способности воспроизводства и развития этих связей. Элементом, обеспечивающим целостность общества, являются общественные цели, ценности, нормы морали, традиции, правовые нормы, структура власти и некоторые другие.

Еще один важный признак общества — его самодостаточность, способность реализовывать не только общественные, но и корпоративные, групповые, индивидуальные интересы граждан. Самодостаточность означает не полную автономность и не возможность существовать без притока ресурсов извне, а способность самостоятельно формулировать интересы, определять цели, ставить задачи и в значительной степени выполнять все намеченное. В процессе деятельности по решению задач, достижения целей и реализации интересов происходит развитие общества, его совершенствование.

Все перечисленные признаки тесно связаны между собой. Между ними довольно сложно провести строгое различие, но все они вместе усиливают объективную сторону общества — существование независимо от сознания человека, проявление в обществе бытия. Субъективную сторону составляют сознание, воля, мировоззрение, рациональные и эмоциональные проявления индивидуальности и оценки самого общества и его характеристик со стороны отдельных людей.

Наличие субъективной и объективной стороны указывает на сложный характер общества, на зависимость его существования и развития как от объективных факторов — природных и макросоциальных, так и субъективных условий, которые определяются интересами, волей, устремлениями отдельных людей.

Понятие «общество» имеет много значений. Оно употребляется по отношению ко всему человечеству («мировое сообщество», «макросоциум»). Так называют выделенную по какому-то признаку устойчивую — иногда формальную — группу людей («общество защиты природы», «философское общество», «высшее общество»). Иногда так называют временные небольшие группы (например, считается полезным провести время в «обществе интересных людей»). Наконец, общество — это особая форма бытия, выделившаяся из природы ее составная часть («социальное бытие», «мир») и т. д.

Часто под обществом понимают относительно самостоятельное социальное образование, имеющее устойчивую внутреннюю структуру, специфические отличительные признаки — культуру, язык, традиции, совокупность норм и т. д. Это образование обладает суверенитетом, территорией, международный статусом, институтом государственной власти и некоторыми другими признаками. То есть речь идет об обществе, которое является субъектом международной жизни, как правило, и в юридическом смысле, и фактически. Это суверенное социальной образование, которое также называют «государством», «страной», «державой».

Трактовок общества в силу его сложности, а также в зависимости от конкретного контекста может быть немало.

В самом общем плане понятие «общество» употребляется в широком и в узком смысле.

Общество широком смысле) — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, которая характеризуется их целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью.

Общество, таким образом, оказывается сходным с социальным бытием.

Общество узком смысле) — определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное общество, образованное определенным народом на определенной территории (например, немецкое); большие целесообразно взаимодействующие группы людей, объединенные на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов.

В отличие от понимания общества в широком смысле, в данном случае речь идет об одной из социальных систем, из которых состоит человеческая цивилизация. Но нередко встречаются и иные, более частные прочтения (например, «общество защитников природы», «светское общество» и др.)

Общество — сложное образование, система, сущность которой проявляется также в ее качественных и количественных параметрах, в структуре.

Структура общества представляет сложную совокупность взаимосвязей между различными уровнями, слоями, группами, институтами и т. д.

Общество, как форма деятельности и жизни людей, имеет целый ряд уровней. Самый нижний (условно — нижний), это уровень отдельных индивидов. Индивиды являются своеобразными атомами общества и одновременно необходимыми элементами социальной системы.

Формы социального бытия:

  • семья — если индивид можно назвать социальным атомом, то семья, безусловно, молекула общества;
  • группа людей — понятие довольно широкое; группы могут быть малыми (до нескольких десятков человек), средними (до ста человек), большими (сотни и даже тысячи людей в каждой), деление это достаточно условно; группы могут быть различными по качеству, по устойчивости, по статусу и по другим параметрам;
  • коллектив — качественно определенная группа, объединенная чаще всего по производственному или профессиональному признаку; коллективы, как и другие группы, могут быть различными по масштабам, численности, значимости, статусу, функциям;
  • классы, страты, сословия, касты — особенно многочисленные социальные группы, различающиеся по важным признакам — по отношению к средствам производства (классы); по исторически сложившемуся социальному статусу и социальным функциям, довольно строго закрепленным за конкретной группой (касты, сословия; разграничения между кастами особенно жесткие, в некоторых случаях — непреодолимые); по уровню финансово-имущественного положения, образованности, обусловленному этими уровнями месту, занимаемому в социальной иерархии (страты), и другим значимым параметрам;
  • нации; отдельные общества; государства — самодостаточные социальные системы, как правило, субъекты международных отношений, объединенные по этно-культурному, политическому и другим основаниям;
  • союзы государств — временные или традиционные объединения социальных систем, имеющих общие интересы;
  • человечество или мировое сообщество; похожие по содержанию «понятия» в действительности не тождественны; в онтологическом смысле они имеют различное содержание; под «человечеством», как правило, понимают все социальное бытие во всем многообразии его исторического развития; «мировым сообществом» чаще называют человечество в данный исторический момент времени.

Общество состоит из отдельных индивидов, малых и больших групп, из несамостоятельных, «несамодостаточных» частей — слоев, классов, каст, профессиональных и других больших групп индивидов, выделенных по возрастным категориям, представителей общественно-политических образований и т.д., и относительно самостоятельных социальных образований (в основном, территориально-административных) — городов, областей, субъектов федерации, земель, штатов и др.

Важными составными частями общества являются его институты, самым значительным из которых на современном этапе социального развития является государство.

Перечисленные составные части общества могут «пересекаться». Один и тот же индивид, одна и та же группа может входить в различные элементы общества. Так, каждый индивид входит в одну из возрастных групп общества, является сотрудником производственной организации (органа местного или государственного управления, научного или учебного заведения, частной компании и т.д.), жителем одной из территориально-административных частей конкретной страны. Он также может быть членом неформальной группы (актером народного театра, болельщиком конкретного вида спорта, членом клуба рыболовов и т.д.), состоять в одном из общественных объединений, в политической партии и т.д. Нечто похожее можно сказать и о группе людей.

Каждый из элементов социальной системы имеет свои традиции, приоритеты, цели и определенное влияние в обществе. Интересы и приоритеты могут совпадать, могут вообще не пересекаться, а могут и противоречить друг другу. Таким образом, демаркация между различными частями общества может быть в отдельных случаях более или менее четкой, а других — весьма условной.

Между всеми элементами, компонентами, подсистемами общества возникают связи — общественные отношения.

Общественные отношения — возникающие в процессе деятельности взаимодействия, взаимовлияния, которые в значительной степени характеризуют структуру и качественную определенность общества.

Их совокупность, качество, интенсивность и другие особенности отражают меру совершенства общества, его сложность, потенциальные возможности.

Каждому из субъектов общества (конкретный индивид или коллективный субъект) свойственны вполне определенные потребности, интересы, це- леполагание, воля. При этом у каждого из субъектов система целей и норм неповторима, и в то же время, цели и интересы многих субъектов могут совпадать. Собственно, совпадение интересов, взглядов, устремлений и лежит в основе формирования тех или иных социальных образований. Важно также то, что реализация интересов каждого из субъектов возможна, как правило, лишь при участии (большем или меньшем) других субъектов.

Поэтому субъекты вынуждены вступать в отношения между собой. Самый распространенный тип отношений — межличностные — отношение между отдельными индивидами.

Могут быть выделены и иные уровни отношений: между семьями, между группами, между субъектами одного и того же (национального или многонациональной) общества, вплоть до международных отношений. Возможны отношения между индивидом и группой, между социальным слоем и всем остальным обществом.

Общественные отношения могут быть различными по направленности — внутренними и внешними. Первые устанавливаются внутри группы, внутри производственных, научных, творческих (и других) коллективов, внутри страны. Вторые — между группами, между странами и народами. Различают отношения по качеству (например, отношения сотрудничества, нейтралитета, противоречивые отношения или отношения соперничества), по интенсивности (сильные и слабые), по регулярности (постоянные, периодические или возникающие единожды), по источникам (субъективные, зависящие от сознания и воли социальных субъектов, и объективные, возникающие вне зависимости от желания людей). Возможны и иные различия.

Одним из важнейших оснований делений общественных отношений считается деление по содержанию. В самом общем виде отношения делят на материальные и духовные.

Материальные отношения складываются в результате практической деятельности людей и связаны с использованием различных материальных объектов в интересах участников отношений. Важнейшей составляющей материальных отношений являются отношения собственности, производства, распределения материальных средств, материальных ресурсов: от электроэнергии и недвижимости до одежды, бытовой техники и канцелярских принадлежностей. Обобщая и несколько упрощая сказанное, можно сделать вывод о том, что содержанием материальных отношений являются различного рода взаимодействия по поводу материальных ценностей и в связи с ними.

Духовные отношения, соответственно, связаны с мировоззрением, с духовными ценностями: философскими, научными, религиозными, художественными, моральными; а также с духовными целями, устремлениями, оценками, традициями и другими духовными образованиями. Возникают такие отношения в ходе духовной деятельности, которая охватывает образование, воспитание, духовную сторону любой профессиональной и общественной деятельности (например, выдвижение и обоснование идей, решений; этический и эстетический компонент процесса или объекта), а также научную работу, создание и восприятие произведений искусства, религиозную деятельность и т. д.

Духовные отношения и духовные ценности но средневековой традиции связывались, прежде всего (а иногда и исключительно), с религией. Это было закономерно в связи с тем, что именно церковь — храмы, священники (люди образованные, мыслящие, призванные заботиться о смыслах общества и настроениях людей), созданные ими учебные заведения были средоточием духовного: от этических норм до научных исследований. Точно так же, как в Древней Греции духовность была прерогативой правящего класса, то есть состоятельных, сравнительно хорошо образованных людей имеющих свободное время. Однако по мере роста образования общества, появления у большего числа людей свободного времени, необходимого для получения средств для жизни (сельскохозяйственная деятельность, охота, торговля, наемная работа и т.д.) духовные ценности становились доступными все большей части общества. Художественная, публицистическая, научная, религиозная, философская литература, храмы, музеи, музыка, изобразительное и сценическое творчество, средства массовой информации — сферы, в которых происходит выработка, аккумулирование, трансляция и восприятие духовных ценностей, идей, смыслов.

Содержание духовных отношений, таким образом, имеет идеальную основу, прежде всего, связано с сознанием.

Однако деление общественных связей на материальные и духовные не раскрывает сложности социальных процессов, оказывается слишком грубым при отражении структуры общества. Впрочем, полностью воспроизвести всю сложность социального бытия вряд ли представляется возможным. Учесть роль всех субъектов, характер и значение всех отношений невозможно. А общество находится в постоянном движении; количественный и качественный состав субъектов и отношений между ними постоянно изменяется. Поэтому чаще прибегают к моделям, отражающим наиболее важные компоненты общества, наиболее существенные в каждом конкретном случае особенности его развития, состояний, функций.

Чаще всего структуру общества представляют в виде взаимодействия четырех наиболее важных компонентов. Их называют сферами общества. Исходя из того, что социальное бытие проявляется, прежде всего, через особый вид активности (социальная активность), т.е. через деятельность, эти компоненты иногда называют сферами общественной деятельности.

Сферы общества образованы совокупностью отношений субъектов (включая отдельных индивидов, малые и большие социальные образования) по поводу тех или иных значимых ценностей, а также институтами и организациями, которые в той или иной степени реализуют интересы общества, связанные именно с этой группой ценностей. Каждая сфера отличается специфическими методами деятельности, принципами и закономерностями процессов, особенностями функционирования.

Выделяют от трех до пяти сфер, но чаще всего называют четыре сферы общества, каждая из которых содержит собственные социальные институты [1]

  • материально-производственная (экономическая) — отношения в процессе материального производства, промышленные предприятия, финансовые организации, технологии промышленного производства, закономерности экономики; к институтам экономической сферы относят производство (индустриальное, сельскохозяйственное и др.), торговлю (сети магазинов, рынков), финансовую сферу (банки, кассы взаимопомощи)
  • духовная (интеллектуально-духовная) — сфера производства идеальных (духовных, интеллектуальных) ценностей, совокупность отношений, возникающих в процессе создания и функционирования этих ценностей; охватывает научную и образовательную деятельность, художественное творчество, активность религиозных организаций, идеологическую деятельность и т.д., а также результаты этой деятельности; соответственно, в данную сферу включаются такие институты, как наука, образование, религия, искусство и др.;
  • политическая взаимосвязанная совокупность отношений, процессов, организаций и общественных объединений, связанная с конкуренцией по поводу власти в государстве, а также с использованием «властного ресурса»; главный институт политической сферы — государство, сюда же относят политические партии, общественные организации;
  • социальная — совокупность отношений, организаций, учреждений, непосредственно влияющих на качественные и количественные параметры жизни человека в данном обществе; к социальной сфере относят, чаще всего, сферу услуг (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Однако такое деление не охватывает все общественные отношения. С другой стороны, при таком делении возникают сложности в распределении институтов. Так, транспорт, средства коммуникации и т. д. одновременно находятся в различных сферах (транспорт грузовой, пассажирский, экскурсионный, развлекательный, детский и т.д.). Собственность может быть и в интеллектуальной (духовной), и материальной, и политической сферах. Поэтому возможны и иные, пусть и не универсальные, подходы в выделении сфер общества.

Можно исходить из необходимости учета материальной и идеальной составляющей бытия человека, чрезвычайной важности регулирования отношений между людьми и воспроизводства человека. Такой позицией обусловлена соответствующая демаркация сфер общества.

Материальная сфера (или сфера производства и использования, «потребления» 1материальных ценностей) предполагает совокупность всего, что составляет материальный аспект бытия человека. Эта сфера, с одной стороны, шире экономической; она охватывает все отношения в обществе, связанные с его материальной составляющей. С другой стороны, идеальные компоненты (экономические концепции, планы, решения, новации, финансовая, коммерческая и другая информация и иные проявления идеального) за рамки материальной сферы выходят.

Духовная сфера (сфера производства, трансляции, реализации идеальных ценностей) охватывает все отношения и проявления социальной активности, связанные с идеальной стороной жизни человека — каждого индивида, всех групп и общества в целом. Это мировоззренческие системы, результаты научной и творческой деятельности, духовные и интеллектуальные ценности.

Сфера социальной регуляции близка по своим функциям политической сфере, но шире по различным формам общественных отношений, связанных с взаимодействием людей, составляющих общество. Она включает отношения сотрудничества, руководства и подчинения, товарищеские, дружеские, родственные и многие другие связи, регулирующие все. Одна из наиболее важных составляющих данной сферы — политические отношения и организации, общественные объединения, составляющие политическую сферу.

Сфера социального воспроизводства (или социальная сфера) включает общественные отношения, организации, процессы, реализующие «воспроизводство» человека. Причем речь идет не только о физическом воспроизводстве, которое включает рождение, охрану здоровья, уровень жизни человека и г.д. Эта сфера включает и духовное воспроизводство человека — от каждого индивида, семьи до союзов государств и всего человечества — менталитет, традиции, мораль, право и др.

Вне зависимости от того, чем руководствоваться при выделении сфер общества, само это выделение всегда условно. Сферы, во-первых, тесно взаимосвязаны между собой, во-вторых, они только вместе образуют общество, а отдельно существовать не могут.

Специфика общественных отношений, структуры общества и других его параметров отражается в культуре общества.

Общество за многие тысячелетия эволюции создало огромное количество форм своего проявления. Исследователи социума используют самые разные подходы, позволяющие выделять в многообразии общественных форм типы социальных систем. Типология общества имеет большое значение не только для теоретических изысканий. Это, например, важно в определении особенностей конкретной страны, тенденций ее развития, в прогнозировании международных отношений и другое.

Общества могут различаться по национальному признаку: китайское общество, французское общество, украинское общество и др. Однако название общества в данном случае часто оказывается достаточно условным. Так, французское общество состоит далеко не только из одних французов, а украинское — из украинцев. С другой стороны, арабское общество не означает какую-то одну социальную систему (страну), речь идет об арабском мире, объединяющем все арабские страны. Другими словами, национально-этническое основание типологии общества не всегда точно отражает его национальные особенности.

Тем не менее, название общества часто имеет географическую (национально-территориальную) основу — канадское общество, иракское общество, новозеландское общество. Речь идет об обществе, которое существует и функционирует в рамках одной страны, является отдельной социальной системой и представлено на международной арене как суверенное государство.

В названии «российское общество» присутствует и национальная и географическая составляющие. Россия — многонациональная страна, в составе которой есть немало территорий компактного проживания коренного населения самых разных национальностей, среди которых татары, башкиры, калмыки, чуваши, коми, якуты, тувинцы, буряты, осетины, аварцы, чеченцы и многие другие. Необходимо учитывать, что население России составляют много людей других национальностей — украинцев, белорусов, литовцев, грузин, армян, молдаван, казахов, чьи предки иногда на протяжении многих поколений проживают на территории России. Для всех них Россия — Родина. Точно так же представители всех национальностей, проживающих в России, для иностранцев — граждане России, причем их, как правило, там так и называют: «русские»; к тому же очень часто в иностранных языках понятие «русский» и «россиянин» переводятся одним словом, в английском, например, это «Russian» («русские» и «россияне» — «Russians»), в немецком — «Russisch», в испанском — «Ruso» и т. д.

В то же время формирование России такой, какой она есть, в значительной степени — результат эволюции русского народа, который формировал в течение многих сотен лет российское общество с его неповторимой культурой, впитывающей и одновременно бережно сохраняющей культуры других народов, становившихся частью русского общества, которое постепенно стало многонациональным российским обществом.

Общества отличаются по стадии развития, но основание деление по такому признаку могут быть различными:

  • • по уровню развития технологий — общество бывает «доиндустриаль- ным» (или «аграрным»), «индустриальным», «постиндустриальным» (или «информационным»);
  • • по типу общественно-экономической формации или по преобладающим в обществе, играющим наиболее существенную роль в его функционировании общественно-экономическим отношениям — первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое;

Возможно и простое деление на «современное общество» и «общество, существовавшее ранее» (или «общество прошлого»), то есть общество в котором мы живем сегодня, с одной стороны, и — с другой — общество, о котором мы знаем из истории, в котором жили наши предки, а также современники (определенного возраста), имеющие достаточный социальный опыт. Руководствуясь такой логикой, иногда говорят об обществе будущего.

Общество также делят на различные типы по характеру социальных отношений, в этом случае обычно выделяют общество «патриархальное», «традиционное», «либеральное»; по типу режима — «тоталитарное», «авторитарное», «демократическое»; по религиозному признаку — «христианское», «исламское», «буддистское» и другие.

Общество одновременно может быть определено по нескольким основаниям: по национальному, религиозному, технологическому признакам. Вместе с тем, ни одно из реально существующих обществ не соответствует точно тому или иному типу (или даже совокупности типов). Так, французское общество на самом деле не только «французское», и не только «христианское». Ни одно общество не похоже на другое и на само себя в прошлом.

В результате эволюционных процессов сложность социального бытия возрастает, общество меняется, само развитие каждого общества специфично. Тем не менее, существуют общие для всех обществ закономерности развития. Каждое из обществ представляет собой сложную социальную систему. То есть существуют общие для всех известных обществ закономерности и принципы организации. Изучение данных закономерностей, принципов, процессов является важнейшим компонентом современных общественных наук и, прежде всего — предметом социальной философии.

Схема 25. Общество

  • [1] Социальный институт — совокупность норм, требований, связанных с определеннойорганизационной структурой, с помощью которых общество контролирует и регулируетдеятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >