СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абстрактный экспрессионизм - художественное направление, представители которого в американской живописи конца 1940-1950-х гг. (В. де Кунинг, М. Ротко, Дж. Поллок) создавали драматические абстрактные картины, при этом не претендующие на роль чего-то большего, чем произведение абстрактной живописи. Дж. Полок стал использовать метод разбрызгивания краски на холст, лежащий на полу.

Абстракционизм - направление авангардного искусства, в котором суть художественного творчества сводилась к созданию беспредметных пластических, цветовых, ритмических и т. п. композиций, возбуждающих свободные ассоциации, но не несущих сколько-нибудь определенного содержания.

Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.

Гиперреализм - направление искусства, произведения которого иллюзионистически точно, наподобие фотографии, воспроизводят в картинах и рисунках фрагменты действительности.

Дадаизм - направление искусства, практически одновременно возникшее в 1915-1916 гг. в Нью-Йорке и Цюрихе, представители которого делали ставку на случайный процесс исполнения произведения искусства, психический автоматизм действий, алогизм, абсурдность, использовали технику коллажа, фотомонтажа, реди-мейда (М. Дюшан, Ф. Пикабиа, Ман Рэй, К. Швиттерс, Т. Тцара).

«Двойное кодирование» зрителя - термин, предложенный Ч. Джейксом, архитектором и теоретиком постмодернизма, который считал, что постмодернистское произведение одинаково эффективно воздействует и на искушенного зрителя, которому интересно «как это сделано», и на наивного массового зрителя, которого привлекает яркая, вычурная форма, мелодраматический сюжет, намеренная «красивость» выполнения и т. д.

Инвайронмент (англ, environment - среда) - вид искусства, одна из интердисциплинарных форм постмодернизма, занимающая промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм. Возникает в 1960-е годы и представляет собой аранжировку окружающего пространства (природного географического комплекса, города или закрытого помещения) с помощью алогичного сочетания созданных художником (или публикой) объектов с «готовыми» элементами окружающей среды.

Инсталляция - пространственная комбинация из готовых или созданных художником объектов живописи, скульптуры.

Кич - в постмодернистскую эпоху позитивный творческий метод, основанный на применении почти безупречных современных технологий для создания произведений, в целом достаточно примитивных или безвкусных с точки зрения профессионально развитого художественного вкуса, но ярких, запоминающихся, удовлетворяющих требованиям массового вкуса.

Коллаж (фр. наклеивание) - художественная техника наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре, и произведение, выполненное в этой технике. Коллажи первыми ввели кубисты, футуристы и дадаисты.

Конструктивизм направление абстрактного геометризованного искусства, сформировавшееся под влиянием супрематизма К. Малевича и просуществовавшее с 1917-го по 1920-е гг. Его представители (А. Родченко, В. Степанова, В. Татлин, Э. Лисицкий, Л. Попова) выдвинули задачу конструирования окружающей среды на основе геометрических принципов и освоения в новых идеологических условиях эстетических возможностей металла, дерева и стекла.

Концептуализация - в отличие от «концепции» обозначает сам процесс создания или концептуального осмысления того или иного явления бытия; творческий метод разработки профессионального проекта дизайна, рекламы.

Концептуальная идея - определённый способ видения и понимания какой-либо проблемы, нуждающейся в решении, возникающий в процессе ее систематического осмысления. Сущность концептуальной идеи состоит в том, что она носит методологический характер для разрешения возникшей ситуации или поставленной задачи. Концептуальная идея позволяет увидеть предмет осмысления под таким углом зрения, в котором уже само по себе заложено решение проблемы.

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) имеет два словарных толкования: 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого- либо произведения, научного труда, объекта дизайна, рекламы.

Кубизм - модернистское направление искусства европейской живописи первой четверти XX в., представители которого стремились строить свои произведения из сочетания элементарных, первичных форм и конструировать объемные формы на плоскости, расчленяя реальные объемы на геометризированные тела.

Метафизическая живопись - направление в итальянской живописи 1919-1920-х гг., связанное с традициями символизма, стремящееся выразить в живописном произведении таинственный, магический смысл. Его главный представитель, Дж. де Кирико, оказал своим творчеством огромное влияние на сюрреалистов.

Минимализм - направление в искусстве 1960-1970-х гг. XX в., в котором форма редуцирована до минимума, т. е. сведена к геометрическим очертаниям; реализовалось прежде всего в скульптуре. Также нашло свое отражение в живописи жесткого контура «хард-эдж» (Р. Серра, Ф. Кинг, К. Ноланд, Э. Келли, Ф. Стелла, Р. Моррис).

Муляж (франц. формовать) - слепок с лица или руки или сделанное для учебных целей серийное повторение каких-либо классических произведений скульптуры.

Перформанс (англ.) - одна из форм «искусства действия» 1960- 1970-х гг. XX в., состоящая в исполнении определенных, заранее спланированных действий перед собравшейся публикой.

Поп-арт (англ, популярное искусство) - направление изобразительного искусства, использующее реальные предметы, изображения, рекламу для создания произвольных комбинаций.

Примитивизм - сознательное, программное опрощение художественных средств и обращение к различным формам примитива - первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества в изобразительном искусстве конца XIX - начала XX в.

Реди-мейд (англ, вещь промышленного производства) - термин, впервые употребленный М. Дюшаном в 1913-1914 гг. в отношении своих готовых объектов, т. е. промышленных изделий, которые художник без всяких изменений демонстрировал на выставках.

Символизм - направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX в., в рамках которого универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порожденный поэтическим прозрением. Представители символизма (П. Гоген, Пюви де Шаванн, О. Редон) особое внимание уделяли миру воображения, сновидений, эмоций.

Соц-арт - течение в советском неофициальном искусстве, использующее стиль и символику социалистического реализма, поп-арт по-советски.

Супрематизм {англ, превосходный) - направление, основанное К. Малевичем, который считал, что искусство должно быть выше природы, как выше ее духовный мир. Поэтому он использовал геометрические формы, которых в природе не существует, но они вполне доступны духовному созерцанию.

Сюрреализм {франц. сверхреализм) - направление в искусстве 1920- х гг. XX в., опирающееся на философию интуитивизма, учение Фрейда, восточные мистико-религиозные учения, акцентирующее иррациональность человеческой природы и необходимость узаконить в правах бессознательные агрессивные устремления человеческой природы с тем, чтобы таким образом преодолеть их негативные последствия.

Фаунд обжектс {англ, найденные объекты) - предметы природного происхождения или созданные рукой человека (дерево, ткань, бутылка), которые выставляются в первозданном виде как самостоятельное произведение искусства или составная часть композиции.

Фроттаж {франц. трение) - рисунок, полученный путем наложения бумаги на шероховатую поверхность и натирания ее графитом.

Футуризм - направление авангардного искусства, распространившееся в основном в Италии и России, представители которого воспринимали надвигающуюся индустриальную эру будущего с экзальтированным оптимизмом и пытались сформировать представление о проявлениях технической цивилизации как новой истинной эстетической ценности в противовес обессмысленным традиционным ценностям искусства. Живопись футуристов в некоторых приемах близка кубистской манере.

Хай-тек {англ, высокие технологии) - направление, сложившееся в архитектуре и дизайне 1970-х гг., для которого характерно акцентирование конструктивных и коммуникационных элементов здания, которые ранее традиционно маскировались, а теперь им придается значение самостоятельной эстетической ценности.

Эклектика - соединение разнородных художественных элементов в одном произведении.

Эмпатия (греч. ev - «в» + греч. лабод - «страсть», «страдание», «чувство») - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ