КОНЦЕПТУАЛИЗМ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РЕГИОНАЛЬНОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В эпоху постмодернизма концептуальное искусство утрачивает свою герметичность, и концептуалистика становится не только популярным жанром, который востребован как профессионалами в области изобразительного искусства, так и обычными пользователями Интернета. Концептуализм сегодня - это творческий метод, который каждый автор применяет в силу собственных авторских возможностей и предпочтений, создавая остросоциальные, иронические или даже саркастические произведения и объекты в неформальном духе или работы в духе кича или примитива.

Современные художники, опираясь на концептуальное искусство и его идеи создают множество арт-проектов и произведений, затрагивающих как различные проблемы социального, политического и общественного значения, так и проблемы личного бытия человека.

Концептуальный подход в творчестве Юрия Татьянина строится на популярной мифологии - невыносимом смешении высокого и низкого, того, что одним кажется непонятным, а другим маргинальным. Любимые герои художника - это и Малевич, и Ван Гог, и Йозеф Бойс, и обсуждаемые телевизионные персонажи. Между всеми своими героями он ставит знак равенства, стилизуя их одинаково пристрастно. Все, от зайца до милиционера, безумно улыбаются широким зубастым ртом, Йозеф всегда в шляпе, а Винсент - с отрезанным ухом (рис. 83-84).

Татьянин Ю. Ван Гог и милиционер. 2008. ДВП, масло. 132x122

Рис. 83. Татьянин Ю. Ван Гог и милиционер. 2008. ДВП, масло. 132x122101

Татьянин Ю. Винсент и Казимир. Упыри не пройдут! 2007

Рис. 84. Татьянин Ю. Винсент и Казимир. Упыри не пройдут! 2007102

Ю. Татьянин, который называет себя интуитивным неопримитивистом, избрал своим оружием в борьбе с рутиной метод намеренного подчеркивания абсурдности бытия путем введения исторических персонажей - скандально известных или воплощающих авангардный стиль мышления художников - в картинки повседневной жизни. Свою художественную деятельность Татьянин дополняет мифотворчеством, придумывая мифы о себе, например, о подаренной ему Уго Чавесом красной рубахе, или о том, что Йозеф Бойс был расквартирован в Липецке перед Второй мировой войной. Йозеф Бойс - немецкий художник-постмодернист, действительно воевавший на территории СССР во время Второй мировой войны, известен тем, что интерпретировал события своей биографии как миф становления личности художника.

В произведениях Василия Ложкина (Алексей Куделин) «наивный» взгляд на мир позволяет давать недвусмысленную оценку различным событиям и высмеивать общественные пороки в духе черного юмора (рис. 85). Часто его персонажами становятся зайцы и коты, при этом зайцы, скорее, вызывают чувство отторжения, чем симпатии, а коты умиляют. У каждого кота - своя история, свой характер. Встречаются трогательные сюжеты с котёнком, который видит мир чудным и разноцветным и расстраивается, расставаясь с папой-котом даже ненадолго. В этом котёнке без труда угадывается сын художника - Алексей, а отношения кота и котёнка выглядят как калька с отношений внутри семьи.

Современное искусство Сибири все чаще воспринимается как явление самодостаточное, а иронический концептуализм омского художника Дамира Муратова наиболее яркое тому подтверждение. Художник «неутомимо продвигает на сибирском, общероссийском и мировом уровнях идеи нестандартного иронического взгляда на окружающую нас действительность»[1] [2].

Д. Муратов откликается и на проблемы культурной идентичности Сибири, и на вопрос о наличии культурного героя, и на актуальные проблемы повседневной жизни омичей, оперируя как приемами поп- и соц- арта, так и создавая самые разнообразные образы и объекты на основе постмодернистского художественного метода.

В работе «Che Burashka» Д. Муратов придал герою советского мультика черты Че Гевары, придав своему герою воинственный вид. В результате этот образ стали массово воспроизводить на майках, кружках, сумках и использовать в качестве аватара (рис. 86).

Ложкин В. Ваш звонок очень важен для нас. Холст, акрил. 60x80

Рис. 85. Ложкин В. Ваш звонок очень важен для нас. Холст, акрил. 60x80104

Муратов Д. Che Burashka. 2003

Рис. 86. Муратов Д. Che Burashka. 2003.

Холст, масло. 100x90105

Из представителей российского концептуального искусства Д. Муратову более остальных близок концептуализм Леонида Сокова, корнями уходящий в мир народного фольклора, лубка, деревянной игрушки (рис. 87). [3] [4]

Соков Л. Сталин и Мэрилин. 2007

Рис. 87. Соков Л. Сталин и Мэрилин. 2007106

Создавая свои произведения, художник часто намеренно провоцирует зрителя: «Через 100 лет никто не будет знать, что Сталин и Мэрилин никогда не встречались».

Но одновременно Д. Муратов - человек мира, создающий свою реплику «Флага» брутального искусства Джаспера Джонса - собственную версию культурно-региональной идентичности Сибири (рис. 88).

Соединенные Штаты Сибири. Дерево, акрил

Рис. 88. Соединенные Штаты Сибири. Дерево, акрил107

Д. Муратов касается и проблемы понимания искусства массами, создавая остроумные и эффектные композиции, направленные на критику обыденных суждений об искусстве (рис. 89-90). * 108 [5] [6]

Муратов Д. Ты так не сможешь. 2013

Рис. 89. Муратов Д. Ты так не сможешь. 2013108

Муратов Д. Не влезай убьет. 2010

Рис. 90. Муратов Д. Не влезай убьет. 2010109

Мем «Маркса закрыли» - это отклик на затянувшийся ремонт пр. Маркса в г. Омске (рис. 91). 109

Муратов Д. Маркса закрыли. 2013

Рис. 91. Муратов Д. Маркса закрыли. 2013110

Концептуальный подход развивается и эволюционирует, образовывая симбиоз с современными бурно развивающимися информационными технологиями, затрагивая важные общественно-политические, социокультурные и личностные темы бытия как в масштабах всего мира, России, так и регионального и личного бытия, интеллектуализируя художественную деятельность и оказывая прямое влияние на интеллектуализацию сознания массовой аудитории.

  • [1] Омский художник Дамир Муратов [Электронный ресурс] // Медиаудар. - Режим доступа:http://mediaudar.net/2014/09/15/omskii-xudozhnik-damir-muratov/ (дата обращения 11.10.16).
  • [2] Режим доступа: http://www.kotosun.ru/ Media/vas-zvonok-ocen-vazen-dla med hr.ipeg
  • [3] Режим доступа: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=l0207410808180594&sct=a. 10207410805060 516.1073741939.1598871744&tvpe=3&theater
  • [4] Режим доступа: http://art-links.liveioumal.com/2372304.html
  • [5] Режим доступа: http://slon.ru/images2/blog photo 18/2013 03 19/kalendar wstavka /muratov flag.ipg
  • [6] Режим доступа: https://www.faeebook.eom/l 1.12Gallerv/photos/gm. 1705182486434588/1216765485007586/ ?tvpe=3&theater
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >