Введение

Данное учебное пособие охватывает период истории России с IX по начало XX в. За свою более чем тысячелетнюю историю Российское государство прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Возникнув на стыке Европы и Азии, Россия впитала в себя черты и Запада, и Востока.

Материал пособия раскрывает основные политические, социально-экономические, культурные процессы, явления российской истории, описывает ее основные этапы и ключевые события от момента зарождения Древнерусского государства до первой русской революции.

Российская история характеризуется разнообразием форм и типов общественных процессов из-за сложных условий жизнедеятельности. Однако каждый народ в своем развитии проходит определенные этапы, в той или иной степени свойственные всему человечеству. Пособие посвящено преимущественно истории России, но дает также комплексное представление об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса.

Отличительная черта содержания - изложение материала в доступной форме.




  • РАННЕЕ И ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX - НАЧАЛО XII в.). РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XV в.)

    • Древнерусское государство в IX - начале XII в.

Восточные славяне в догосударственный период. С III по VI вв. славяне расселились по территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Славянские племена традиционно осваивали лесные и лесостепные зоны вдоль крупных рек, таких как Эльба, Одер, Дунай и Днепр.

Со временем западные славяне образовали государства Чехию и Польшу, южные - Болгарию и Сербию. Восточные славянские племена основали Древнерусское государство и стали предками современных русских, украинцев и белорусов.

Восточно-славянские племена постепенно расселялись по Восточно-Европейской равнине. К VI в. восточные славяне занимали земли от Карпатских гор на западе до реки Ока и верховьев Дона на востоке; от Балтийского моря и Ладожского озера на севере до реки Днепр и северного Причерноморья на юге. На этой огромной территории славяне вступали в военные, политические, экономические и культурные связи с финно-угорскими, балтийскими и тюркскими племенами.

В VI - IX вв. славянские племена объединились в более крупные образования, получившие названия племенные союзы. Из летописи известны их названия: поляне, северяне, древляне, дреговичи, поло-чане, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, ильменские словене. Образование племенных союзов было важным этапом на пути складывания государства восточных славян.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли военные вожди - князья. Однако важные вопросы решались на народных собраниях - вече. На вече имели право голоса лишь взрослые и свободные мужчины.

К середине IX в. в исторических источниках встречаются упоминания о существовании восточно-славянских городов: Новгороде, Ладоге, Пскове, Киеве и Чернигове. Города строились на холмах, рядом с рекой. Вокруг них возводился высокий частокол для защиты от врага.

Рядом с восточными славянами проживали балтские (жмудь, лит-ва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и угро-финские (чудь, мордва, мурома, мещера, меря) племена. На востоке от реки Камы до Волги располагалось государство Волжская Булгария, население которой составляли тюркоязычные племена. На юге восточно-славянские племенные союзы постоянно сталкивались с кочевыми народами Великой Степи (венгры, торки, берендеи, печенеги, половцы и т.д.). На территории Северного Кавказа и Причерноморья с VII по X в. существовало государство Хазарский каганат. Оно торговало и воевало с восточно-славянскими племенами. На севере славяне соседствовали с угро-финскими, балтскими и славянскими народами Прибалтики, а также - жителями Скандинавского полуострова: шведами, норвежцами и датчанами.

Основой хозяйства восточных славян было земледелие. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень и просо. В более плодородных южных районах главной системой земледелия был перелог. Земельные участки активно использовались три-четыре года, после чего земледельцы переходили на новые участки. На севере и северо-востоке, где земля была покрыта густыми лесами и являлась малоплодородной, была распространена подсечно-огневая система земледелия. При такой системе на определенном участке срубались и сжигались деревья. Используя золу как удобрение, местные жители засевали освободившееся место зерном. Через два-три года, когда земля истощалась, им приходилось повторять те же действия на новом участке. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка, рало, заступ, серп и цепы. Полученное зерно размельчали ручными жерновами.

Восточные славяне также активно занимались животноводством'. разводили коров, лошадей, свиней, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота на юге использовались волы, в северной лесной полосе - лошади. Среди традиционных занятий славян стоит отметить рыболовство, охоту и бортничество (сбор меда диких пчел).

Суровые климатические условия Восточно-Европейской равнины повлияли на организацию хозяйства. Сложные работы по расчистке, вспашке и засеиванию земли выполнялись усилиями общин. Общины в древнерусских деревнях не только организовывали работы на земле, но и следили за правильным разделом урожая между членами семьи. Со временем кровно-родственная община (состоявшая из родственников) переросла в соседскую. Она состояла из несколько семей. В общем пользовании общины находились земля, луга, леса и водоемы. Пахотные земли распределялись между ее членами. Общинное хозяйство просуществовало в России вплоть до начала XX в.

У восточных славян существовали развитые ремесла. Ремесленники делали орудия труда и оружие, посуду и украшения. Славянские женщины умели прясть, ткать и обрабатывать кожу. Плотники и косторезы были в каждой семье. Однако лишь кузнецы умели плавить железо и изготавливать из него топоры, косы, серпы и ножи. Большого мастерства достигли ювелиры. Украшения производились из цветных и драгоценных металлов (золота, серебра и меди). Известным украшением славянских женщин были височные кольца.

Большую роль в создании восточно-славянского государства сыграл торговый путь между Северной и Южной Европой - путь «из варяг в греки». Его возникновение относят к IX в. Этот торговый путь начинался в Балтийском (Варяжском) море, откуда корабли купцов приплывали в Ладожское озеро. Затем они спускались по реке Волхов в озеро Ильмень. Речными и сухопутными путями (волоком) купеческие караваны двигались на юг - к реке Днепр. Из Днепра корабли попадали в Черное море. Там их ждал порт города Царьград (Константинополь), столица Византийской империи. Этот маршрут был долгим и опасным. Путешественникам приходилось пересекать территорию кочевых народов степи, часто нападавших на купцов и грабивших их. Однако выгода от пути была огромна. Такой большой торговый путь позволял городам накапливать богатства, получаемые за участие в торговле. По мнению историка В.О. Ключевского, путь «из варяг в греки» стал «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни славянства».

Духовная культура восточно-славянских племен основывалась на славянском язычестве. Славяне верили в злых и добрых богов и духов, которые могли причинить вред или помочь человеку. Каждый из богов представлял разные силы природы. Перун - бог грома и войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - символ женской части хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

Возникновение Древнерусского государства (вторая половина IX - первая половина X в.). К середине IX в. восточные славяне достигли политического, экономического и культурного уровня, необходимого для создания государства. Этому способствовали рост производительности труда, развитие внешней и внутренней торговли восточных славян и укрепление княжеской власти.

Автор «Повести временных лет» монах Нестор так описывал начало древнерусской государственности. Северные племена славян и их соседи (меря, чудь и весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и древляне) находились в зависимости от хазар. В 859 г. жители города Новгорода прогнали варягов. После этого в городе начался конфликт между горожанами. Чтобы прекратить его, новгородцы призвали на правление варяжского конунга по имени Рюрик и двух его братьев -Синеуса и Трувора. В 862 г. Рюрик стал князем Новгорода.

Историки расходятся в вопросе о происхождении варягов. Часть ученых утверждает, что «варягами» называли скандинавских воинов, или «норманнов». Другие считают варягов славянским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

После смерти Рюрика в 879 г. править Новгородом стал его родственник Олег по прозвищу Вещий. Основой его политики было расширение границ Новгородского княжества и усиление собственной власти. В 882 г. Олег присоединил к своим владениям Киев - центр племенного союза полян. Затем Олег подчинил часть земель других славян (кривичей, северян, древлян, радимичей), а также финно-угорских племен (чудь, весь и меря). Ему удалось освободить южные племена от хазарской зависимости. Так образовалось Древнерусское государство.

Олег построил цепь южных городков-крепостей для защиты от кочевников. Он перенес столицу из Новгорода в Киев, поэтому историки иногда называют Древнерусское государство «Киевской Русью». Завоеванные и присоединенные земли князь Олег обложил данью, т.е. налогом. Дань собирал сам князь вместе со своими приближенными воинами, или дружиной. Он лично объезжал подчиненные ему земли и населенные пункты. Такой способ сбора дани назывался полюдьем.

Князь Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он организовал военный поход на город Царьград (Константинополь) - столицу Восточной Римской империи (другое название - Византия). Взять Царьград Олег и его дружина не смогли. Однако с греками был заключен мир на выгодных условиях. Князь Олег получил богатый выкуп, а также вынудил греков принять торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Как говорят летописи, в 911 г. Олег послал в Царьград посольство. Был подтвержден старый мир и заключен новый торговый договор. Благодаря этому внешнеполитический 8

авторитет Древнерусского государства существенно вырос. Произошло укрепление Руси на международной арене. Развивались политические, экономические и культурные связи с другими народами.

После смерти Олега в 912 г. новым киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Ситуацией воспользовались древляне и попытались выйти из состава Древнерусского государства. Молодой князь вновь подчинил их и обложил более тяжелой данью.

В 945 г. во время похода за полюдьем в древлянскую землю Игорь Рюрикович погиб. Летопись подробно описывает это событие. Согласно описанию автора «Повести временных лет», Игорь собрал дань с древлян, но ее размер не удовлетворил часть дружины. Так как размер дани не был строго определен, князь отправил собранное полюдье с большей частью воинов в Киев, а сам с небольшим отрядом вернулся к древлянам, чтобы собрать дополнительную дань. Древляне напали на князя, перебили дружину, а самого Игоря казнили.

После гибели князя Игоря в 945 г. главой Древнерусского государства стал его сын Святослав. В то время Святослав был ребенком, поэтому власть в Киеве сосредоточилась в руках его матери Ольги. Летописец писал, что княгиня Ольга происходила из Пскова и была умной и решительной женщиной. Она жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа Игоря, сожгла их столицу Искоростень и окончательно подчинила землю древлян.

После этих событий Ольга провела ряд важных реформ. Она отменила устаревшую систему полюдья и заменила ее новой системой уплаты дани. Теперь дань собиралась в специальных местах - погостах и в строго определенном количестве - уроках. Была упразднена автономия местных племенных союзов и началось слияние племенной знати (бояр) с дружиной киевского князя. Так возник правящий слой Древней Руси. Реформы Ольги способствовали дальнейшему укреплению государства и помогли сохранить власть ее сына Святослава.

Сын Игоря и Ольги князь Святослав (годы правления: 964-972) главную задачу видел в расширении территорий государства и защите границ Руси от набегов кочевников. Выдающийся полководец, он совершал походы на Дунайскую Болгарию и Византию, а также осуществил необычайно смелый рейд на северо-восток. Через леса и болота земли вятичей (зависимое от хазар восточно-славянское племя) и финно-угорского племени меря он прошел к Верхней Волге, потом, спустившись на судах вниз по реке, разгромил находившееся в Нижнем Поволжье враждебное Руси государство - Хазарию.

Князь Святослав пытался приблизить границы Руси к Византии и планировал перенести столицу Руси из Киева в город Переяславец на реке Дунай. Туда сходились торговые пути из разных стран: шелк, золото, утварь из Византии; серебро и скакуны из Венгрии и Чехии; воск, мед и меха из Руси. Война с Византией (970-971) сложилась неудачно. В 972 г. Святослав погиб, попав в засаду печенегов на днепровских порогах.

Итогом правления Святослава стало устранение угрозы со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата. Он значительно расширил владения Руси и временно обезопасил южные границы государства.

Внутренняя политика первых русских князей привела к созданию единого Древнерусского государства. Возникла сильная княжеская власть, которая передавалась по наследству старшему представителю рода. Такая система получала название лествичной. Была сформирована единая налоговая система. Во внешней политике русские князья строили политические и экономические отношения с Византией и странами Европы. Территория Руси с 862 г. выросла в несколько раз после присоединения земель славянских, угро-финских, балтских и тюркских народностей.

Расцвет единого Древнерусского государства (вторая половина X - первая половина XI в.). Гибель Святослава привела к внутриполитическому кризису на Руси. Киевским князем стал его старший сын Ярополк (годы правления: 972-980). Средний сын Олег получил в наследство землю древлян, а младший Владимир стал княжить в Новгороде. Такой порядок не просуществовал долго. В 977 г. между братьями началась война за великое княжение. Великий князь Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам князь Олег погиб в бою. Князь Владимир, также претендовавший на престол, бежал в Скандинавию. В 979 г. он вернулся с наемной дружиной. Война разгорелась вновь. Князь Ярополк был убит, а Владимир занял киевский великокняжеский престол.

Правление великого князя Владимира Святославича (годы правления: 980-1015) стало началом расцвета Древнерусского государства. Он продолжил политику первых русских князей. С помощью военных походов Владимир распространил власть на племя вятичей и радимичей. Были присоединены новые земли в Прикарпатье и Закарпатье. В ходе войны с Польшей в 981 г. частью Киевской Руси стали чер-венские города. Так в летописях назывались укрепленные поселения в районе реки Западный Буг - Червень, Перемышль и т.д. Удачными были и его войны с балто-литовским племенем ятвягов (983), Волжской Булгарией (985) и Византией (988). Успехи во внешней политике сильно укрепили международный статус Киевской Руси.

При Владимире происходило дальнейшее укрепление границ государства. Важной задачей было обеспечение защиты южных и юго-восточных земель Руси от набегов печенегов. По рекам Десна, Сула и Стугна были сооружены крепости. Находившиеся в них гарнизоны следили за передвижениями печенежских отрядов и могли в короткий срок подать весть о приближении врага.

Развитие Древнерусского государства создало условия для религиозной реформы. Киевская Русь становилась мощным государством. Рост ремесла и торговли, развитие духовной и материальной культуры требовали объединяющего начала внутри страны. Но в разных землях Руси поклонялись разным богам, что разъединяло страну. Появилась необходимость в идее единого Бога. Внешнеполитические задачи также требовали принятия христианства-. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией и христианскими странами Европы. Выбором Владимира стал восточный вариант христианской религии - православие.

В 988 г. состоялось крещение Владимира и его приближенных в городе Корсунь (Херсонес) на территории византийских владений в Крыму. Крестившись сам, Владимир крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства шло медленно и часто встречало сопротивление со стороны язычников.

Принятие христианства в качестве государственной религии стало важнейшим событием в истории России. Монотеистическая религия сплотила древнерусское общество и укрепила единство жителей Руси. Как религия, христианство утверждало идею равенства всех людей перед Богом, а также позволяло надеяться на вечную жизнь после смерти. Принятие христианства укрепляло власть князя как «защитника веры». «Крещеная» Русь становилась равной другим христианским странам. Это позволило расширить международные связи в политике, экономике и культуре. Христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры. На Русь пришла письменность, а вскоре возникла собственная литературная традиция.

Главой Русской Православной церкви был митрополит. Первые митрополиты назначались Константинополем. Все население Киевской Руси было обязано платить налог в пользу церкви - десятину

(десятую часть дохода). В руках церкви был суд, который разбирал антирелигиозные преступления.

Во время своего правления Владимир I провел финансовую реформу. Впервые на Руси начали чеканку монеты - золотой (златник) и серебряной (сребреник). Эта реформа дала толчок к развитию внутренней и внешней торговли. Кроме того, он разделил территорию Древнерусского государства на 8 частей, называемых волостями: Новгородская, Полоцкая, Ростовская, Муромская, Туровская, Дерев-ская, Владимирская и Тмутараканская. Основал города Владимир (990), Белгород (991), Переяславль (992) и др.

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины, старейшин и представителей городов - посадников.

Итогом правления великого князя Владимира, названного Святым, стало объединение всех земель восточных славян в составе Древнерусского государства. Были расширены границы страны и создана система южных оборонительных укреплений. Кроме того, религиозная реформа 988 г. определила дальнейшее развитие страны как европейского государства.

Великим князем Киевским в 1015 г. стал старший сын Владимира Святополк (годы правления: 1015-1019). Автор «Повести временных лет» Нестор описал его как злого и жадного человека. По словам летописца, Святополк приказал убить своих невинных братьев - князей Бориса и Глеба. В будущем они были канонизированы и стали одними из самых почитаемых русских святых. За свои преступления князь Святополк получил прозвище Окаянный. Вскоре его брат, новгородский князь Ярослав, объявил ему войну. В ходе междоусобицы Святополк сбежал в Польшу и пропал без вести. Ярослав Владимирович взял Киев и стал великим князем. После смерти своего брата Мстислава (1035) Ярослав стал единственным правителем Киевской Руси и контролировал все ее земли.

При Ярославе Мудром (годы правления: 1019-1054) Русь достигла наивысшего расцвета и международного признания. С великим князем желали породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Его дочери были женами французского, венгерского и норвежского королей. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Высокий авторитет Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом Иллариона - русского по происхождению.

Южным границам Руси по-прежнему грозили печенеги. Однако в 1036 г. князю Ярославу удалось разбить войско кочевников и полностью избавить Русь от печенежских набегов. В этот период князь расширил границы Руси на северо-западе. В 1030 г. Ярослав основал в Прибалтике город Юрьев. Этим он утвердил русские позиции в этом регионе. В 1043 г. в Царьграде был убит русич. Это послужило причиной войны между Русью и Византией. В 1046 г. война закончилась мирным договором.

Киевская Русь при Ярославе Мудром принимала активное участие в международных политических делах. К помощи великого князя обращались наследники английского и польского престолов.

Ярослав Мудрый укреплял экономические и культурные связи между частями государства. В 1016 г. был создан первый свод законов, регулировавших отношения внутри княжеских владений. Свод получил название «Русская правда». Он был основан на устном «Законе русском», который упоминался в договорах Руси с Византией. Это был первый письменный кодекс Руси - уголовный, гражданский и административный. Он касался вопросов общественного порядка и защиты людей от насилия и произвола. За совершенные преступления назначался штраф - вира, размер который зависел от тяжести содеянного.

Во время правления Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла своего расцвета. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Авторитет Руси достиг максимума. Была ликвидирована угроза со стороны печенегов. Укреплены позиции Руси в Прибалтике. Во внутренней политики важнейшим стало создание первого общерусского свода законов - «Русская правда».

Перед смертью Ярослав поручил сыну Изяславу Киев, Святославу - Чернигов, Всеволоду - Переяславль. Сформировался так называемый триумвират Ярославичей (годы правления: 1054-1073) - форма власти, при которой три старших сына Ярослава совместно управляли страной.

Во внешней политике главной задачей Ярославичей было расширение границ Руси и поддержание авторитета на международной арене. В 1054 г. был заключен мир с кочевниками-половцами. В 1055 и 1060 гг. Ярославичи организуют походы против племени торков. В 1058 г. Изяслав завоевал земли литовского племени голядь в Прибалтике.

В «Русскую Правду» были внесены статьи, получившие название «Правды Ярославичей». Их целью стала защита имущества знати и их вотчин. Вотчиной называлась земельная собственность, выдаваемая князем своим приближенным. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались дом князя или боярина, дома его слуг, конюшни и скотный двор. Вотчиной управлял слуга-огнищанин (от слова огнище - дом). На ней работали зависимые крестьяне -смерды и рабы-холоиы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила плату за убийство разных категорий населения. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников и огнищан. Жизнь свободных людей оценивалась в 40 гривен, смердов - в 12, а рабов - в 5.

Конец совместного правления Ярославичей ознаменовался междоусобицами между князьями. На Любечском съезде князей в 1097 г. был заключен договор. На Руси был заложен новый принцип деления земель между Рюриковичами. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам - «каждый да держит вотчину свою». Это должно было прекратить внутренние распри.

При Владимире Мономахе (годы правления: 1113-1125) и его сыне Мстиславе Великом (годы правления: 1125-1132) Киев в последний раз объединил Русь.

К началу XII в. возникли условия для политического и социально-экономического кризиса, названного феодальной раздробленностью. Причиной были запутанные династические связи, экономический и политический рост отдельных княжеств и влияние местных бояр.

Киев еще продолжал оставаться крупнейшим центром Южной Руси. Права занять великое киевское княжение домогались представители различных линий династии Рюриковичей. Однако реальное соотношение сил было таково, что великий князь киевский не мог уже навязывать свою волю суверенным и могущественным правителям Чернигова, Смоленска, Полоцка и других городов. Он оставался лишь старшим среди равных, инициатором и организатором совместных походов южных князей на половцев, периодически совершавших набеги на пограничные русские области. Во время нашествия Батыя Киевское княжество подверглось опустошению, оправиться после которого так и не смогло. С 1240-х гг. Киев находился в формальной зависимости от князей владимирских. В 1299 г. из Киева во Владимир была перенесла митрополичья кафедра, таким образом он утратил роль центра русского православия. В XIV в. Киевское княжество было ослаблено до предела и его земли вошли в состав Великого княжества Литовского. При образовании в 1569 г. Речи Посполитой Киев вместе со всей Украиной вошел в состав Польши.

Культура Древней Руси (конец X - XII в.). Культура Древнерусского государства складывалась из двух компонентов: 1) славянской дохристианской традиции и язычества; 2) восточно-христианской культуры и ее достижений (литература, живопись, зодчество и др.). Со временем обе эти части создали такое уникальное явление, как древнерусская культура. Она, в свою очередь, стала основой классической русской культуры. На развитие культуры оказало влияние появление письменности, зарождение государственности и принятие христианства. Особенностью была религиозная направленность культуры. Культурные традиции Византии дали толчок к развитию духовной и материальной культуры.

Принятие христианства положило начало распространению письменности на Руси в X в. Большую роль в этом сыграли болгарские монахи Кирилл и Мефодий. В IX в. ими был создан алфавит кириллица, который используется в русском языке и сейчас.

Древнейшими свидетельствами наличия грамотности на Руси стали берестяные грамоты. Жители Новгорода, Твери, Смоленска и ряда других городов оставили после себя кусочки березовой коры с вырезанными на них записками о повседневной жизни. Первыми русскими книгами стали летописи городов, а также Библия. Центрами книжности были монастыри. Книги переписывались вручную монахами. Это была тяжелая и ответственная работа.

Развитие письменности привело к зарождению древнерусской литературы. Древнейшим памятником является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.). Важным событием стало написание первого свода законов - «Русской правды».

Князья Владимир Святой и Ярослав Мудрый внесли большой вклад в рост грамотности населения Киевской Руси. Они вложили много сил в развитие системы образования. При Ярославе в Новгороде было основано училище для мальчиков. Для их обучения за границей закупались книги, которые использовались как учебники.

До конца X в. на Руси существовали традиции только деревянного строительства, которые повлияли в будущем на каменную архитектуру. После принятия христианства появляются каменные храмы, построенные по образцам византийских. Первой каменной церковью была Десятинная церковь в Киеве (989). Однако дошли до нас лишь постройки времен князя Ярослава Мудрого. Речь идет о Софийском соборе в Киеве (1037). Вскоре собор был построен и в Новгороде. Строительство собора в XI в. было показателем высокого архитектурного мастерства и развитой экономики.

Крещение Руси оказало влияние и на появление живописи. Также как литература и зодчество, она несло религиозный характер. Изображения демонстрировали сцены из Библии и жития святых людей. Возникли новые для Руси виды художественного творчества - фреска и мозаика. На Руси появилась иконопись, ставшая на многие столетия основным типом русского изобразительного искусства. Иконопись также пришла из Византии. Первыми мастерами-иконописцами Киевской Руси были греки. Однако вскоре на Руси появились собственные уникальные школы иконописи.

Археологические раскопки рассказывают о развитом декоративно-прикладном искусстве Руси. Древнерусские мастера создавали прекрасные поделки из дерева, эмали, металлов, стекла, обожженной и расписанной глины. Создавались искусные ювелирные украшения.

Культура Древней Руси представляла собой сплав из народных традиций восточнославянских племен и влияния византийской культуры. В этот период (IX - XII вв.) возник тип культурно-исторического развития, в котором переплеталось христианство и язычество.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >