ВВЕДЕНИЕ

Лесная промышленность Российской Федерации включает в себя ряд технологически связанных между собой отраслей: лесозаготовительную, деревообрабатывающую, целлюлозно- бумажную и лесохимическую.

Доля лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта России составляет более 4%. В лесной промышленности более 22 тысяч организаций, в том числе около 3 тысяч крупных и средних. В отрасли занято свыше миллиона человек (7% от численности работающих в промышленности). Отрасль располагает 3 % основных фондов промышленности. При этом ни одна отрасль российской экономики не имеет сейчас столь широкого круга острых проблем, как лесной комплекс. Из-за недостаточного развития мощностей по глубокой переработке древесины структура лесопромышленного производства несовершенна, значительная часть древесины не находит применения.

К основным факторам, сдерживающим развитие лесной промышленности, относятся:

  • - низкий технический уровень производства;
  • -высокая степень износа основных промышленнопроизводственных фондов;
  • - недостаточный объем инвестиций в основной капитал;
  • - отсутствие во многих регионах России мощностей по глубокой переработке древесины;

Предлагаемый курс «Актуальные проблемы технологических процессов лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» нацелен на решение многих накопившихся проблем путем научно обоснованного внедрения новейших разработок в лесную промышленность.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ

Проблемы истощения лесных ресурсов. Концепция непрерывного и неистощительного лесного хозяйства

Истощение природных ресурсов на протяжении человеческой истории неоднократно вызывало кризисы в отдельных странах и целых регионах, влияя на расселение людей, сельское хозяйство, промышленность и международную торговлю. Понятие «устойчивость» в отношении экономического развития появилось именно в связи с необходимостью преодоления подобных кризисов. Соответственно и в лесопользовании эта ситуация возникла тогда, когда скорость потребления лесных ресурсов начала превосходить скорость их естественного воспроизводства.

Такие условия сложились в Европе в XVII-XV1II вв. Тогда основой благополучия любого государства считалась торговая мощь, особенно превышение экспорта над импортом. Для развития международной торговли и поддержания военно-политической стабильности был необходим флот, для кораблестроения и промышленного производства (например, металлургии) требовалось много древесины. В результате многие крупнейшие европейские страны (Англия, Франция) столкнулись с проблемой истощения лесов. Стало очевидным, что лес является хотя и возобновимым, но исчерпаемым ресурсом, что вынудило государства и частных лесовладельцев задуматься о более рациональном использовании лесов. Так, одной из целей Великой лесной реформы 1661 г. во Франции, инициатором которой выступил министр финансов Ж.2Б. Кольбер, было обеспечение древесиной военно- морского флота. Нехватка корабельного леса для военно-морского флота Англии стала причиной появления в 1664 г. работы Дж. Ивлина «Древоводство, или Рассуждение о лесных деревьях и распространении древесины в доминионах Его Величества».

Собственно идея такого лесного хозяйства, которое позволяло бы избегать кризисов, оформилась в XVIII в. в Германии. Эту страну заслуженно признают родиной лесоводства как системы знаний. Вдохновленный идеями Ивлина и Кольбера, немец фон Карловиц, инспектор горного дела в Саксонии, первым использовал термин «устойчивость» в отношении лесопользования. В те времена в качестве топлива при производстве промышленной продукции, в том числе оружия и боеприпасов, и для отопления жилищ в основном использовали древесный уголь. Переруб лесов и их расчистка для нужд сельского хозяйства, вызванные быстрым ростом народонаселения после разорительной Тридцатилетней войны, подняли цены на древесину до заоблачных высот. Все это негативно влияло на рентабельность сереброплавильных заводов —основного источника доходов Саксонии. В своей книге «Лесоводство и экономика, или Экономические известия и указания по естественному выращиванию диких деревьев» (1713) фон Карлович призывал землевладельцев сохранять и выращивать лес, чтобы обеспечить продолжительное и неистощительное использование его ресурсов, прося их не рубить деревья каждый год, чтобы они успевали вырасти. Устойчивости поставок древесины фон Карлович предполагал достичь, снижая ее потребление за счет более эффективного использования и, где возможно, замены торфом, а также, ограничивая объемы заготовок так, чтобы они не превышали прирост древесины за данный период времени. Для этого важно было обеспечить быстрое облесение вырубок и ограничить распашку лесных земель. Идея лесного хозяйства, которое позволяло бы избегать кризисов истощения ресурсов древесины, оформилась в XVIII в. в Германии. Таким образом, термин «устойчивое (неистощительное) лесное хозяйство» возник почти 300 лет назад. В контексте того времени «непрерывность», или «неистощительность», означала, что объемы древесины, заготовленные за определенный промежуток времени, должны быть полностью восполнены увеличением запасов древесины за счет выращивания леса на месте вырубленного.

В 1795 г. немец Г. Л. Гартиг сформулировал «золотое правило устойчивости» (неистощительности) лесного хозяйства в своей книге «Указания по учету и описанию лесов»: «Учет лесов, или точное определение текущего и будущего уровней неистощительной заготовки древесины, или надежное вычисление дохода от лесов, есть, бесспорно, одна из наиважнейших забот любого управляющего леса. Так как долгосрочное ведение лесного хозяйства невозможно без расчета нормы заготовки древесины на перспективу... то каждый разумный управляющий лесом должен так устроить государственные леса, дабы заготавливать в них без истощения максимально возможный объем древесины, но при этом будущие поколения должны извлекать из леса не меньший доход, чем ныне живущие». Эти положения получили развитие в трудах других немецких лесоводов, частично были внедрены в практику, а затем распространились во многих странах, в том числе в России, в течение XIX в.

Итак, классическое лесоводство XVIII-XIX вв. сформулировало принцип ведения лесного хозяйства как «непрерывность запаса или постоянство лесопользования (лесоуправления)». Целью лесохозяйственных мероприятий было вырастить «идеальное» насаждение с заданными (желательными) характеристиками. Таким представлялся лесной участок, состоящий из одновозрастных древостоев, в котором насаждения всех классов, разного возраста занимали бы одинаковую площадь. По мере совершенствования методов лесовыращивания и методик расчета нормы пользования понятие желательного насаждения усложнилось, но важнейшим критерием неистощительности оставалось соблюдение нормы пользования, т. е. связь объемов вырубаемой древесины с приростом.

В конце XIX в. изобретение паровых бумагоделательных машин резко удешевило производство бумаги из древесной целлюлозы. С появлением чернильных ручек, карандашей, парового печатного пресса бумага стала товаром массового потребления. Для ее производства годились маломерная хвойная древесина (балансы) и отходы лесопиления. Широкомасштабная индустриализация, охватившая ведущие мировые державы, увеличивала потребность в деловой древесине (пиловочнике, шпальнике, рудной стойке) и способствовала развитию международной торговли. Спрос на древесину резко вырос. В начале XX в. дальнейший его рост, снижение требований к качеству древесины, механизация лесозаготовок (появление тракторов, грузовиков и другой техники) расширили сферу применения сплошных рубок и увеличили зону экономически доступных лесов.

Но последствия бурного освоения просторов дикой природы — сведения лесов — преподали человечеству важный урок: неограниченное использование лесных ресурсов ведет к пыльным бурям, эрозии почв, вызывает наводнения, сходы лавин и проч. Была осознана важность защитных функций лесов. Дальнейшая индустриализация и рост городского населения еще сильнее изменили отношение людей к природе: у горожан возникла потребность в отдыхе за городом. Призывы ученых и общественных деятелей привели к появлению первых особо охраняемых природных территорий: национальных парков (для сохранения уникальных мест и рекреации), заповедников (для научных целей и восстановления уникальных ресурсов), резерватов (заказников) для восстановления недревесных ресурсов лесов (прежде всего численности пушных зверей). В результате в конце XIX - начале XX в. в. во всех основных лесных странах Европы и Северной Америки были приняты законы о сохранении леса, созданы лесные службы. В России Лесной департамент был создан в 1798 г. После установления связи лесоистребления с проблемами обмеления рек, участившимися наводнениями, развитием эрозии почв, чередой неурожайных лет в сельском хозяйстве в 1888 г. в России был принят Закон «О сбережении и сохранении частных и общественных лесов».

Однако последовательное внедрение принципов непрерывного и неистощительного лесного хозяйства в развитых странах задержали Великая депрессия в США (1929-1933), индустриализация в СССР (1925-1930-е), две мировые войны, необходимость послевоенного восстановления разрушенного хозяйства и наличие все еще значительных ресурсов неосвоенных хвойных лесов. Только в 1950-1970-е годы основные лесные страны Запада (США, Финляндия, Швеция и др.) стали переводить лесное хозяйство на рельсы неистощительного многоцелевого хозяйства, при котором признавалась важность не только древесины, но и других ресурсов леса: водных, рекреационных, охотничьих, рыбных, пастбищных.

Непрерывность и неистощительность достигались за счет перевода части лесов в режим интенсивного лесного хозяйства, нацеленного на ускоренное выращивание леса. Основными методами были: создание лесных культур, проведение рубок ухода, применение удобрений и гербицидов, осушение заболоченных лесов, облесение заброшенных сельскохозяйственных полей. В зоне умеренных и бореальных лесов интенсивное лесное хозяйство имело целью выращивание продуктивных чистых хвойных насаждений. Интенсификация лесного хозяйства в несколько раз повысила выход продукции с единицы площади за оборот рубки, появилась возможность получать сортименты с заданными свойствами, что увеличило эффективность использования древесины. Это позволило сократить площадь эксплуатируемых лесов и шире использовать продуктивные вторичные леса.

В результате внедрения новой модели в странах Западной Европы и США лесопользование стало осуществляться на принципах неистощительности, но это не решило полностью проблемы нехватки древесного сырья. Объемы и доля импорта древесной продукции из тропических стран, Канады и СССР постоянно росли. В этот период лесное хозяйство в странах, обладавших наибольшими площадями нетронутых хвойных лесов (СССР, Канада), базировалось на экстенсивной модели и являлось истощительным.

Несмотря на заявленный многоцелевой характер лесного хозяйства в развитых странах, заготовка древесины и здесь явно доминировала над другими видами пользования. Например, во второй половине XX в. на востоке США в силу высокого рекреационного пресса лесное хозяйство стало многоцелевым, а объем лесозаготовок снизился, в то же время на тихоокеанском побережье начались массовые рубки малонарушенных лесов. В концепции многоцелевого неистощительного лесного хозяйства на тот момент еще не были отражены вопросы сохранения биологического разнообразия, глобального значения лесов, роли лесов в жизни местного населения и др. В современной постановке такие вопросы начали обсуждаться в 1980-х годах. В это время появились данные о негативных экологических последствиях интенсивного лесного хозяйства. В интенсивно управляемых лесах (монокультурах) биологическое разнообразие ниже, чем в естественных лесах. Это связано с тем, что монокультуры однообразны и экологически молоды, т.е. в них отсутствуют старые деревья и мертвая древесина и, как следствие, виды живых организмов, связанные с этими местообитаниями. У хвойных монокультур выше риск гибели в результате действия неблагоприятных факторов среды —

промышленного загрязнения, вспышек размножения растениеядных насекомых и болезней леса. Кроме того, сплошные рубки большой площади, применяемые при интенсивном хозяйстве, визуально непривлекательны (из-за однообразия, больших размеров, нарушения почв и водотоков), что стало немаловажным фактором,

способствовавшим неприятию их обществом. В середине XX в. перевод части лесного хозяйства в развитых странах на интенсивные рельсы позволил существенно снизить нагрузку на естественные леса. Однако во многих регионах она остается высокой, и даже в развитых странах заготовка древесины доминирует над другими видами пользования, несмотря на заявленный многоцелевой характер лесопользования.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >