Дискретность и непрерывность восприятия выражений лица. Многомерность эмоций

Иной взгляд на структуру эмоциональных состояний отталкивается от трехмерной теории чувств В. Вундта (Вундт, 1980): та или иная конкретная эмоция рассматривается как точка или область в системе полярных координат (Изард, 2006; Reisenzein, 1994). Например, в теории Вундта это характеристики: удовольствие/дискомфорт, возбуждение (подъем)/угнетение и напряжение/разрядка. Характером удовольствия, по Вундту, обладают такие явления, как, например, «приятная теплота при умеренном повышении температуры в охлажденном органе осязательных ощущений»; возбуждение вызывает, в частности, ярко-красный цвет; чувство напряжения может возникнуть в промежутке от одного удара метронома до другого. Впоследствии Р. Вудворте трансформировал значение этих параметров, предположив, что степень возбуждения соотносится с «текущим уровнем мышечной активности или готовности к действию», а степень напряжения - со степенью мышечного тонуса (Woodworth, Shlosberg, 1954). Наиболее обоснованной на сегодняшний день выглядит концепция двумерного пространства (с осями «валентности» и «активации»), в котором представлены как сами эмоциональные состояния, так и их репрезентации наблюдателю (Russell, 1980). С помощью ортогональных биполярных характеристик могут быть описаны и базовые эмоции, выделенные Экманом, Изардом и др.

На основе многомерного подхода построена методика самооценки эмоционального состояния, вызванного различными изображениями и звуками. Нормативные оценки стимульного материала в базах IAPS (International Affective Picture System) и IADS (International Affective Digital Sounds) даются по шкалам «удовольствие» (pleasure), «возбуждение» (arousal), «доминантность» (dominance) (Bradley, Lang, 1994; Bradley, Lang, 1999; Lang et al., 2008). Использование методики позволяет получить релевантное описание состояния испытуемого, сформировавшегося при просмотре изображений или прослушивания звуковых фрагментов. Однако вопрос о деталях формирования данного состояния остается открытым. Неясно, например, содержатся ли в изображениях из базы IAPS некоторые общие объективные характеристики, непосредственно определяющие положительное или отрицательное эмоциональное состояние наблюдателя при рассматривании изображения. Зависимость оценок изображений из базы IAPS от типа культуры (Васанов и др., 2013) дает основания полагать, что процесс восприятия произвольных изображений имеет более сложный характер и обуславливается прежним коммуникативным опытом наблюдателя. Поскольку эмоциональные выражения лица представляют собой сравнительно узкий класс изображений, характеризующийся относительно низкой вариативностью аффективных оценок, можно предположить, что фундаментальные континуальные характеристики экспрессий воспринимаются наблюдателями непосредственно.

Представители многомерного подхода особое внимание уделяют неадекватным ответам наблюдателей (Вундт, 2002; Измайлов и др., 1999; Парамей, 1996; Парамей и др., 1992; Bimler, Paramei, 2006; Izmailov et al., 2001, 2005, 2008; Ortony, Turner, 1990; Russell, Fehr, 1987; Woodworth, 1938). Они полагают, что ошибки, совершаемые испытуемыми при идентификации экспрессий лица, подчинены определенным закономерностям. Анализируя частоту ошибочных идентификаций, можно определить меру сходства между разными экспрессиями, а затем, сопоставляя близкие экспрессии, выделить набор связанных с ними количественных характеристик. Все возможные экспрессии лица рассматриваются как области в многомерном пространстве, координатным осям которого соответствуют выделенные ключевые характеристики. При таком подходе идентификация эмоциональных состояний лица сводится к определению величин ключевых характеристик и имеет непрерывный характер.

Одна из первых экспериментальных работ, связанных с анализом ошибок идентификации, была проведена Р. Вудвортсом (Woodworth, 1938). На основе классификации изображений, выполненной испытуемыми, Вудворте предложил линейную шкалу, на которой часто смешиваемые друг с другом экспрессии располагались рядом. Шкала имела шесть позиций: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страх; 4) гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Позднее Г. Шлосберг предложил замкнуть шкалу в круг. В результате этой процедуры пространство экспрессий оказывалось двумерным, а его координатные оси интерпретировались как чувства удовольствия-неудовольствия (pleasantness-unpleasantness) и принятия-отвержения (acceptance- rejection) (Woodworth, Shlosberg, 1954). Вудворте показал, что лучше всего испытуемыми всех возрастов распознается смех и выражение радости, независимо от индивидуальных особенностей мимики натурщика. В суждениях о других эмоциях проявляется значительная вариативность. Проверка предложенной модели проводилась путем сопоставления результатов, получаемых методом прямой классификации фотоизображений экспрессий, и результатов шкалирования по двум 9-балльным шкалам, соответствующим координатным осям пространства экспрессий. При добавлении третьей координатной оси «сон - напряжение» модифицированная схема стала соответствовать трехмерному «пространству чувств» Вундта.

Впоследствии в пространство экспрессий вводились новые координатные оси: «контроль-импульсивность» (Osgood, 1966), «внимание-невнимание» (Frijda, Philipszoon, 1963), «уверенность - неуверенность» (Frijda, 1970). Обширное исследование мимики, проведенное Ч. Осгудом методом семантического дифференциала, позволило выделить 3 измерения экспрессии: «удовольствие», «активность» и «контроль», которые интерпретировались в терминах семантических измерений оценки, активности и силы.

По Дж. Расселлу (Russell, 1980; Russell, Fehr, 1987; Yik et al., 2011) для описания эмоций достаточно двумерного пространства выражений лица, имеющего оси «удовольствие - неудовольствие» и «активация - деактивация», в котором все эмоциональные состояния, как базовые, так и производные, образуют круговую структуру и описываются углом в двумерном пространстве. Расселл понимает категоризацию как вероятностную, основанную на принципах нечеткой логики, что предполагает возможность сопоставления каждой из экспрессий со множеством эмоциональных категорий.

Идея многомерных (чаще - двумерных) пространств используется при описании и других характеристик лица. Центром такого пространства обычно представляется усредненное или типичное лицо, а осями в зависимости от конкретной модели могут быть привлекательность, маскулинность/фемининность, возраст человека и пр. (Valentine, 1991).

Ряд реконструкций субъективного пространства экспрессий лица был получен методом многомерного шкалирования. Данный подход связан с пониманием восприятия как интеграции перцептивной системой отдельных мимических проявлений лица в единый «жест», или вектор, который и принимается за определенное эмоциональное выражение. Векторный подход получил развитие в работах по нейронным механизмам кодирования сигналов в нервной системе (Соколов, Измайлов, 1984). Объединение векторного принципа перцептивного анализа и математического аппарата многомерного шкалирования данных превратилось в инструмент психофизических и психофизиологических исследований восприятия человека и животных.

С помощью многомерного шкалирования субъективных различий между схематическими изображениями эмоциональных лиц, между схематическими лицами и названиями эмоций, между фотоизображениями базовых и переходных эмоций было получено четырехмерное гиперсферическое перцептивное пространство (Измайлов и др., 1999; Куракова, 2007). В этой модели евклидовы расстояния между стимулами пропорциональны воспринимаемым различиям эмоциональных выражений. Три угла четырехмерной сферы соответствуют субъективным характеристикам: эмоциональный тон, интенсивность эмоций и «эмоциональная насыщенность». Декартовы координаты характеризуют возбуждения нейронных каналов, кодирующих ориентацию линий схематического изображения. Структура данного пространства аналогична структуре цветового пространства, где цветовой тон соответствует эмоциональному тону, яркость цвета - интенсивности эмоций, а цветовая насыщенность - эмоциональной насыщенности.

В работе Д. Бимлера и Дж. Киркланда (Bimler, Kirkland, 2001) использовались различные процедуры оценки сходства между стимулами, представленными пятью базовыми экспрессиями и переходами между ними. В первой серии испытуемые оценивали стимулы по методу триад (из каждой тройки стимулов необходимо выбрать один, наименее похожий на два другие). Во второй серии испытуемых просили разделить все стимулы на 7 групп (по 3 или 4 в каждой), а затем каждую группу разделить на 2 подгруппы по сходству. В третьей серии строилась иерархическая структура в несколько шагов: на первом шаге группировались наиболее похожие эмоции, затем наиболее близкие группы, и т.д. В четвертой серии испытуемые, предварительно обучавшиеся сортировать названия животных и показавшие хорошие результаты при обучении, сортировали фотографии в группы по различным основаниям. Было показано, что в многомерном пространстве, реконструированном по результатам эксперимента, субъективные различия между смешанными эмоциональными экспрессиями не воспроизводят равномерные объективные различия между ними: проявляются свойства категориального восприятия. Многомерная реконструкция, таким образом, обнаруживает упорядоченную структуру категорий независимо от способа получения эмпирических данных.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >