Идентификация выражений лица с помощью графических эталонов

Методы вербального описания фотоэталонов допускают широкий разброс и известную вариативность оценок, диктуемых уникальным жизненным опытом, структурой личности, стилем восприятия, склонностью к рефлексии и другими особенностями наблюдателя (Изард, 1980; 2000; Лабунская, 1999; Ekman, Friesen, 1975). Несовпадение оценок одного и того же выражения лица может быть обусловлено и тем, что испытуемые по-разному переживают качественное своеобразие мимики, и тем, что они ориентируются на разные признаки экспрессии, и тем, что, отражая одни и те же экспрессивные проявления, они интерпретируют их различным образом. Вербальные описания лишь расчленяют представление об эмоциональном состоянии другого человека на отдельные мимические проявления, а вопрос о том, действительно ли описаны те особенности, которые ориентируют наблюдателя в процессе непосредственного общения, остается открытым.

Графические эталоны

Учитывая отмеченные трудности, мы разработали метод оценки эмоционального выражения лица, опирающийся на использование неречевых средств. В его основу положен принцип идентификации фотоэталонов и схематических изображений эмоций (Барабанщиков, Малкова, 1981).

При разработке графических эталонов экспрессий лица использовались иллюстративный материал и описания мимики, сделанные П. Экманом и У. Фризеном (Ekman, Friesen, 1975). Схематические изображения экспрессий затрагивали три зоны лица: область бровей и лба; область глаз, век, основания носа и нижней части лица - область носа, щек, рта, подбородка. Использовались схемы-эталоны двух типов. Эталоны первого типа отражали мимические проявления в одной из трех зон, при этом мимические особенности других зон лица соответствовали спокойному выражению. Эталоны второго типа отражали характерные мимические проявления во всех зонах лица одновременно. Схематические изображения были выполнены профессиональным художником и воспринимались предельно обобщенными как различные состояния (прототипы) одного и того же лица (рисунок 3.2).

Схемы-эталоны выражения удивления

Рис. 3.2. Схемы-эталоны выражения удивления: а) мимические изменения во всех зонах лица, б) мимические изменения в области лба - бровей, в) мимические изменения в области нижней части лица, г) мимические изменения в области глаз

Условный характер графических изображений, а также различия анатомических особенностей лица, представленного на фотографии и схемах, существенно затрудняли или делали невозможной идентификацию тест-объекта на основе формального сходства фотографии и схемы. Правильная идентификация могла произойти только в том случае, если испытуемые ориентировались на выражение как таковое.

Нас интересовала эффективность оценок эмоциональных экспрессий разных модальностей и вклад экзонов различных областей лица в восприятие выражения в целом.

Стимульный материал включал изображения шести основных эмоций, спокойного лица и комбинированные снимки проявлений двух эмоций (фотоснимки 11,13А, 20А, 28,29В, 32,41С, 44А, 57А, 59, 60, 92). Испытуемым (N = 33) последовательно демонстрировались фотоизображения экспрессии лица и предлагалось в одном из четырех наборов схем («А», «Б», «В», «Г») подобрать выражение лица, аналогичное предъявленному. В том случае, если экспрессивное сходство не обнаруживалось, в бланк ответов вписывалась цифра «0». Каждая из фотографий находилась перед испытуемым в течение всего выбора схем.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >