Русские и белорусские прически XIX - начала XX века

Значительные слои населения с начала XIX в. и до 1917 г. следовали европейской моде, полностью подверженной французскому влиянию. В женской моде уже не наблюдалось отставание от французской, как в прежние времена. Все этапы развития русской и белорусской моды XIX в. соответствовали французским: ампир — время Наташи Ростовой, бидермейер — время Татьяны Лариной, второе рококо - время тургеневских барышень, позитивизм и модерн — время Анны Карениной и чеховских героинь.

В XIX в. особой популярностью у женщин пользовались укладки, подчеркивающие естественную красоту. В моде локоны различных форм и диаметра — от крупных волн до мелких спиралей. Волосы завивались при помощи специальных приспособлений — горячих щипцов. Популярны различные узлы и пучки из волос, прямые проборы и кудри, обрамляющие лицо. Завитые пряди собирались в пучок полностью или частично, прическа закреплялась шпильками и обязательно украшалась заколками, перьями, различными диадемами и даже живыми цветами.

Шляпка становится неотъемлемой частью костюма. Женская шляпная мода отображала женский характер. Фасоны шляп менялись быстро, и женские шляпки, утратив практическое значение, стали украшением (рис. 118).

Рис. 118

Одними из самых популярных фасонов дамских шляп были «ток», «кибитка» и «ветреница». Шляпки фасонов «ток» и «кибитка» декорировали искусственными цветами, драгоценными камнями, аграфами, пряжками, перьями. Более легкие, защищающие от солнца своими полями «ветреницы» украшали лентами, кружевом, всевозможными рюшами и оборками, тесьмой, бисером, бахромой, даже букетиками живых цветов. Во 2-й половине XIX в., во время главенства стиля модерн, появляются богато и необычно украшенные, тяжелые, причудливо декорированные шляпы с широкими полями.

В конце XIX в. в женской моде начали появляться короткие стрижки, которые мелко завивались, прическа также украшалась лентой или диадемой. Обладательницы негустых локонов носили парики и добавляли укладке объем с помощью шиньонов.

Дамы белились и румянились, но макияж был неброский. Ценились пудра, духи и крем. Особой популярностью пользовались саше - сухие духи для ароматизации платья и белья.

Мужской идеал начала XIX в. представлял собой образ гусара, середины — романтический облик, конца XIX в. — делового человека. Костюм гусара - это кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги; прическа — коротко остриженные волосы, иногда завитые зачесанные на лицо; красивые бакенбарды и усы (рис. 119).

Романтики носили темные одежды. Романтический облик мужчины подчеркивали прической «а-ля Титус» и «а-ля Кара- калла» (рис. 120) с бакенбардами и шейными платками. Усы сбривали.

Рис. 119

Рис. 120

Костюм делового человека отличался сдержанной цветовой гаммой, удобным покроем, добротностью тканей, основной ассортимент которых составляли сукно, шерсть, хлопок, шелк и бархат (для жилетов и отделки). Модной была прическа «а-ля Вильгельм» (рис. 121) и бакенбарды самых разнообразных форм (рис. 122).

Рис. 121

Рис. 122

В середине века среди интеллигенции появились так называемые славянофилы, которые хотели вернуться к традиционному русскому облику допетровских времен. Они носили косоворотки навыпуск, брюки заправляли в сапоги по народному образцу, их прически напоминали прически русского средневековья.

К концу XIX в. формируется идеал фабричных рабочих. Их мужские и женские прически были просты. Женщины заплетали косы, носили пучки, волосы закрывали платком или косынкой, которую иногда набрасывали на плечи. Мужчины носили короткие стрижки, надевали шапки и кепки. Косметикой фабричные рабочие не пользовались.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите особенности русского и белорусского искусства XIX в.

  • 2. Охарактеризуйте русскую архитектуру XIX в.
  • 3. Охарактеризуйте русскую живопись XIX в.
  • 4. Охарактеризуйте белорусскую архитектуру XIX в.
  • 5. Охарактеризуйте белорусскую живопись XIX в.
  • 6. Опишите идеалы красоты XIX в.
  • 7. Опишите мужские прически XIX в.
  • 8. Опишите женские прически XIX в.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >