РУССКОЕ И БЕЛОРУССКОЕ ИСКУССТВО И ПРИЧЕСКИ IX-XVIII ВЕКОВ

Искусство Древней Руси IX—XVII веков

Древнерусским называется искусство периода феодализма IX— XVII вв. Истоки его восходят к предшествующей художественной культуре восточнославянских племен, которая была разнообразна по жанрам, связана со многими сторонами жизни и быта.

Ко времени образования Древнерусского государства у восточных славян уже сложились глубокие разветвленные художественные традиции.

Процесс разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества у восточнославянских племен и борьба этих племен с враждебными соседями приводят к образованию крупных территориально-племенных объединений — Новгорода и Киева. Но уже во 2-й половине IX в. главенство переходит к Киеву — столице раннефеодального Древнерусского государства. В X в. оно протянулось с севера на юг от Ледовитого океана до Черного моря, с запада на восток — от Балтики и Карпат до Волги.

Искусство формировалось в борьбе двух укладов — патриархального и феодального, и двух религий — язычества и христианства, что наложило печать противоречивости и двойственности на всю культуру. Существенными чертами искусства были следование канону и имперсональность. До 988 г. на Руси существовала языческая вера. Русичи поклонялись идолам: Херосу, Стри- богу, Семаргалу, Мокшу, Перуну. Главным считался бог Перун — громовержец, подобно греческому Зевсу. Его изображали в виде идола с серебряной бородой и золотистыми усами. Важным событием было введение на Руси в 988 г. единой государственной религии — христианства.

Широкие международные связи с Западной Европой, Востоком, особенно Византией, приобщали Русь к ценностям мирового наследия.

Культуру Древней Руси можно поделить на следующие периоды:

  • • дохристианское искусство восточных славян;
  • • искусство Киевской Руси X — начала XIII в.;
  • • искусство периода Московского государства XIV—XVII вв.

В зодчестве сохранились каменные и кирпичные постройки

IX в.: храмы, реже дворцовые сооружения и крепости, а также и деревянные сооружения более позднего периода. С конца X в. начался быстрый рост городов. Слово «город» издревле обозначало укрепленное поселение. Вокруг городов строили крепостные сооружения — это были деревянные стены на земляных валах. Въезд в город всегда был через проездную башню.

Деревянные жилища горожан состояли из одного помещения и отапливались «по-черному», без дымохода. Дома феодалов представляли сруб из двух или трех помещений. Они имели высокую кровлю, декоративную резьбу на ставнях и дверях, дымоход. Княжеские дворцы имели большой светлый зал, место для многолюдных собраний, пиров — гридницу.

В это время строились языческие культовые места — требища. Это круглые земляные площадки на возвышенности, где стояли идолы, горели священные костры, совершались восславления, жертвоприношения.

С принятием христианства на Руси стали вводить крестово- купольную форму храма, типичную для Древней Греции, впоследствии получившую широкое распространение.

Первые каменные постройки X—XI вв. (храмы, церкви) имели не только религиозное значение. В них принимали иностранных послов, в них «сажали на стол» князей, хранилась казна, ценные товары, библиотека, работали переписчики книг, собиралось вече.

Любая деталь храма имела символический смысл. Интерьер делился на продольные части (нефы). Четыре центральных столба соединялись между собой арками, которые через паруса поддерживали барабан купола. Подкупольное пространство имело освещение. Восточная часть выполнена в виде апсиды, средняя часть — алтарь. Алтарь во всех церквях помещался на востоке — там расположена земля обетованая и произошло вознесение Христа. Средняя часть имела перегородку, зачаток иконостаса, западная — нартекс, поперечное пространство, на втором ярусе которого расположены хоры, где восседал князь и приближенные во время богослужения. Фасад членился плоскими вертикальными пилястрами (лопатками) на части (прясла), каждая завершалась полукружием посводного покрытия — закомарой. При постройке использовали полосатую кладку и кладку с утопленным рядом.

После принятия христианства в Киеве князем Владимиром был построен храм Успения Богородицы или Десятинная церковь. Это была 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму. Церковь была украшена фресками и мозаикой. Размещалась она на площади, украшенной квадригой лошадей («четыре коне медяны»), двумя античными статуями, привезенными князем Владимиром из Херсонеса. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем, соборы стояли высоко над Днепром, «на горе». У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота.

В 1017—1037 гг. была построена София Киевская, или Софийский собор (в пер. с греч. софия — мудрость), где происходила церемония посажения на княжеский и метрополичий престолы (фото 105). Заложил собор Ярослав Мудрый. Собор был пяти- нефным, пятиапсидным, 13-купольным. Центральный купол опирался на барабан, прорезанный 12 окнами. Собор был обнесен галереей - гульбищем. Нарядность собору придавала полосатая кладка, тонкие колонки с капителями, двухступенчатые ниши. Интерьер был тоже необычайно богат. Освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены, а полы выложены мозаикой; столбы нефов, помещения под хорами украшены фреской. Систему росписи храмов русские мастера тоже переняли у византийцев.

Уникальны светские фрески Софии Киевской: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни (фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты, скачек и др.).

В 1045—1050 гг. построен Софийский собор в Новгороде. Материалом служил местный известняк. Собор крестовокупольный, пятиглавый, пятинефный с широкой галереей. Полукруглые закомары чередуются с треугольными «щипцами». Над входом — фреска, защищенная балдахином. Во внутреннем убранстве вместо мозаики фрески. Во многом близок к Новгородской Софии пятинефный Софийский собор в Полоцке.

В 1073-1078 гг. в Киеве были построены Успенский собор Печерского монастыря, Кие во-Печерская лавра, монастыри, крепостные стены, укрепления, Золотые врата.

В XI в. было создано много произведений живописи, в том числе икон. Фигуры на иконах по канону писались плоскими, использовалась обратная перспектива. С натуры писать икону запрещалось. По канону, заимствованному из Византии, лица имели удлиненный овал, широко открытые глаза, прямой длинный нос, миниатюрный рот с тонкой верхней губой и пухлой нижней. Выражение лиц строгое и суровое, но каждое имеет индивидуальные черты. При изображении использовали символику цвета. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет.

Особым явлением древнерусской живописи стало появление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись «Остромирово евангелие» (1056—1957) украшена изображением евангелистов, фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской.

Древнерусская круглая скульптура не получила развития в связи с борьбой против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы.

В 20-е гг. XII в. дробление Древнерусского государства, наметившееся еще во второй половине XI в., пошло ускоренными темпами. Русь делится между наследниками Ярослава Мудрого. Образуются области: Новгородская, Псковская, Волынская, Смоленская, Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицкая и др. В XII—XIII вв. наиболее интересно развивается Владимиро- Суздальское княжество. Управлял княжеством Андрей Боголюб- ский, сын Юрия Долгорукого. Земли княжества, богатые лесами, реками, простирались от Устюга до Мурома.

В этот период возникли самостоятельные художественные школы, связанные с региональными бытовыми и художественными традициями.

Архитектура XII—XIII вв. отличается от предшествующего этапа: строятся города и их укрепления, образуются улицы, возводятся княжеские резиденции, боярские усадьбы, монастыри, соборы, приходские храмы. Основная часть города представляла собой детинец, или кремль. Это были административно-правительственный центр, посад и площадь торга, имеющие оборонительные сооружения или окольный город.

Вместо грандиозных многоглавых соборов строились меньшие по размерам церкви с одной главой, опирающейся на четыре внутренних столба. Выдающимся произведением Владимиро- Суздальского зодчества является церковь Покрова на Нерли — символ единения Руси (фото 106). Она построена из белого болгарского известняка на искусственной насыпи и увенчана золотым шлемом купола. Церковь небольшая по размерам, о четырех столбах. Узкие окна дают достаточно света, чтобы осветить внутреннее пространство храма. Выступающие из плоскости стены ступенчатые лопатки (тяги) членят фасад на три поля. Начинаясь от самой земли, лопатки влекут взор вверх, к трем изящным полукружиям (закомарам). Посередине северного, западного, южного фасадов изображена одна и та же фигура — царя Давида, восседающего на троне. По крайним закомарам притаились грифоны — символ борьбы зла против всего светлого и доброго. А кругом добродушные львы — неусыпные стражи мира — и барсы — символ отваги. Все проникнуто духом былины, народным благодушием, удивлением перед красотой природы. Арочки с колоннами образуют нечто вроде драгоценного пояса вокруг здания и называются архитектурным поясом. Церковь говорила о любви, братолюбии, жажде мира.

В 1158—1161 гг. Андрей Боголюбский возвел во Владимире Успенский собор из белого известняка с забутовкой (бут — щебень).

В 1194—1197 гг. построен Дмитриевский собор, одноглавый на высоком цилиндрическом барабане с куполом сферической формы (влияние Византии, на Руси — в виде луковицы), четы- рехстолпный, трехнефный, почти квадратный в плане. Отличается развитым декоративным убранством. В рельефах преобладают народность, языческие мотивы.

Развитие архитектурного дела было прервано вторжением монголо-татар.

С закатом Киевской державы отошло в прошлое искусство «мерцающей» живописи — мозаики, слишком дорогостоящей она была для отдельных князей. Храмы стали расписывать фресками, сохраняя библейскую тематику. Будущее принадлежало искусству фрески и иконописи.

В развитии живописи можно выделить две линии. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая требовала соблюдения канонов. С другой стороны, в искусство местных школ, далеких от митрополичьей кафедры, активнее проникали элементы народной культуры.

В XII в. владимиро-суздальская живопись делала первые самостоятельные шаги. Небольшие фрагменты фрески 1161 г. сохранились в Успенском соборе Владимира. В иконописи самой ранней из известных владимирских икон является «Боголюбская Богоматерь» (середина XII в.). Стилистически она близка знаменитой византийской иконе «Владимирская Богоматерь», попавшей в Киев из Константинополя в начале XII в. и вывезенной в 1155 г. Андреем Боголюбским во Владимир (отсюда ее название). Икона стала одной из самых прославленных на Руси и считалась чудотворной, позже с нее были выполнены два списка (копии). Тип изображения, называемый «Умиление» (Богоматерь держит младенца Христа на руках и прижимается к нему щекой), стал традиционным и излюбленным на Руси.

Наряду с Владимиром крупнейшим центром русской культуры XI—XV вв. был Новгород. Как политический центр он всегда противостоял Киеву. Новгород представлял собой феодальную республику, где правили архиепископ, вече, верхи бояр, где разрабатывались свои архитектурные формы. Основной строительный материал Новгородской республики — известняковые плиты (местной добычи) с кирпичной прослойкой. Плиты быстро распадались, поэтому стены затирали раствором. Соответственно выполнить сложный декор было невозможно. Плоский архитектурный пояс на барабане под главой, несколько ниш, декоративный крест — все убранство храма. Неровность плоскостей, скошенность углов, пластичность — это характерно для архитектуры.

Одним из лучших произведений новгородской архитектуры XII в. является церковь Спаса на Нередице (фото 107). Построенная из местной известковой плиты, затертой раствором, она проста и строга. Первая колокольня на Руси была создана при этой церкви (связь с архитектурой Западной Европы).

Новгородская школа живописи отличалась лаконизмом, плоскостностью изображения, оригинальностью (строгость, суровость характеров), динамичностью композиции, эмоциональностью.

Фрески Спаса на Нередице покрывали стены сплошным ковром. Сцены из Ветхого и Нового заветов чередовались с многочисленными фигурами мучеников, великомучеников, святых жен. На западной стене изображены сцены Страшного Суда.

В новгородских иконах используют красный, синий, желтый, зеленый цвета. Икона Николая Чудотворца выполнена в этой гамме.

Имеет специфику развития русская культура 2-й половины XIII—XV вв. В историко-культурном процессе XIII—XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским нашествием и единовременной экспансией со стороны шведских, датских, венгерских феодалов. Второй период (со 2-й половины XIV до XV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.

Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. Поэтому центр общественно- политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где в силу ряда причин с середины XIV в. установилась гегемония Москвы. Именно Московскому княжеству было суждено возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить ее, создав единое и независимое государство.

История раннемосковского государства начинается с XIV в. с вступления на престол Ивана Калиты. В Москву переезжает и митрополит. Москва становится политическим, экономическим, церковным центром. В создавшемся государстве начинает формироваться общерусская культура.

В постройках Московского Кремля во 2-й половине XIV в. вместо дубовых возводятся каменные стены. Московская архитектура продолжила традиции владимиро-суздальской архитектуры, о чем свидетельствует ведущееся белокаменное строительство с резными деталями. Так, Успенский собор (1475—1479), пятиглавый имеет колончатый пояс, перспективные порталы, позакомарное покрытие. Церковь Ризоположения (1484—1486) построена на высоком цоколе, имеет аркатурно-колончатый пояс на фасадах и апсидах (в традициях владимиро-суздальского зодчества) и связана с дворцом Московского Кремля. От дворца «гражданской» архитектуры сохранилась Грановитая палата (1487—1491). Название свое она получила из-за облицовки фасада граненым камнем. Зодчие Марко Фрезин, Пьетро Антонио Солари построили сооружение площадью 500 м2, высотой более 9 м. Домовой церковью царя и его семьи был Благовещенский собор (1484—1489), соединявшийся ходами с дворцом. Отсюда его небольшие размеры и теснота интерьера.

Центры живописи, как и архитектуры, переместились с юга на север. В XIII в. произошло окончательное соединение новгородской и ростовской школ живописи и в XIV в. — тверской, псковской, московской и вологодской. В них проявились местные отличия от византийской живописи. В 40-х гг. XIV в. в Москве начинают работать греческие мастера.

XIV в. — время монументальной живописи Новгорода. Большое влияние на ее расцвет оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр. К числу ранних икон Новгорода, где уже оформились черты местного стиля, относится икона «Отечество» (конец XIV — начало XV в.).

Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная школа. Под его руководством были расписаны церковь Успения Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля и др. Лучшая его икона, находящаяся здесь, — «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны.

Первые семь икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360-1430). Годы его творчества — время, наполненное радостью первых крупных побед над татарами, воодушевление грядущим освобождением

Руси. Для Успенского собора во Владимире Андрей Рублев вместе с художником Даниилом Черным выполнили монументальный трехрядный иконостас высотой 6 м, состоящий из 61 иконы. В числе лучших — «Богоматерь Владимирская».

Самое совершенное произведение Рублева — икона «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, была написана в 10-е или 20-е гг. XV в. Образы святых интересны своей красотой, поэтичностью, человечностью, одухотворенностью. Огромную роль играли движения рук, крыльев, поворот и наклон головы ангелов, мягкие очертания овала лица и прически. Силуэты фигур согласованы с архитектурными формами. В работах Рублева характерно мягкое сочетание голубого и сиреневого на золотом фоне. Он работает легкими светлыми мазками (фото 108).

На рубеже XV—XVI вв., почти одновременно с Англией, Францией, Испанией, образованием единого государства завершился процесс объединения русских земель. В отличие от мононациональных государств Западной Европы Российское государство изначально формировалось как многонациональное.

Русь больше объединялась не столько экономически, сколько на основе военной мощи московских князей. Русское искусство в конце XV — XVI в. было подчинено задачам служения «государеву делу».

Москва становится столицей мощной державы. Главной опорой государя является повсеместное дворянство. Как оплот русского православия Москва выступает и крупным культурным центром.

В XV в. обновились не только стены Кремля, но и его храмы, которые были возведены на месте старых. Начиная с 1-й половины XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового храма. Один из лучших образцов шатрового зодчества — церковь Вознесения в селе Коломенском (1530—1532).

Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554— 1561 гг. в память о взятии Казани на Красной площади был воздвигнут собор Покрова, «что на рву» (этот памятник в народе называют храмом Василия Блаженного в память о московском чудотворце, погребенном на кладбище при соборе). Архитектурный ансамбль церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись — в XVII—XVIII вв. Храм на Красной площади, как отмечали иностранцы, был построен скорее для украшения, чем для молитвы.

Во 2-й половине XVI в. в культовом зодчестве снова превалируют крестовокупольные типы храмов. XVI в. — период расцвета крепостного зодчества. Всплеск его был вызван появлением новых военных орудий. Мощные стены геометрически правильных сооружений прорезывались бойницами для верхнего и «подошвенного» боя. Крепость определяла планировку города. Наряду с крепостями начали укреплять и монастыри.

В конце XV в. в древнерусской живописи ведущую роль играло рублевское направление, крупнейшим художником которого на рубеже XVI—XVII вв. был Дионисий (ок. 1440—1508). В отличие от Андрея Рублева он был мирянином. Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502). Хвалебное песнопение Богородице становится главной темой росписи. С именем Дионисия связывают появление «житийной» иконы, повествующей о житии святых.

В XVI в. усилилась церковная регламентация художественного творчества. В постановлениях Стоглавого собора 1551 г. от иконописцев требовалось писать «како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев.., а от своего замышления ни- чтоже предворяти». Но Собор разрешил изображать на иконах лица царей и князей, а также «бытийное письмо», т. е. исторические сюжеты. Свидетельство тому знаменитая икона «Церковь воинствующая», прославляющая деяния Ивана Грозного.

В XVI в. меняется внешний облик русской иконы. Практически обязательной принадлежностью становится серебряный басменный или чеканный оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто писались намеренно темными, невыразительными красками.

В целях регламентации искусства и жизни его творцов организуются художественные мастерские. Так, в Оружейной палате работают лучшие мастера Руси.

XVII в. был сложным и противоречивым периодом, недаром его назвали «бунташным» временем. Это время войн под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина. Создаются мануфактуры, что сближает Русь с Западной Европой. Тяга к наукам, интерес в литературе к реальным сюжетам, рост светской публицистики, нарушение иконографических канонов в живописи, сближение культового и гражданского зодчества, любовь к декору приводят к ломке мировоззрения, «обмирщению» (светскости) искусства. Это начало петровского времени, открывающего путь к светской культуре.

Переоценка ценностей, происходившая в сфере культуры XVII в., достаточно сильно отразилась в живописи. Здесь процесс «обмирщения» шел особенно активно. Одним из направлений живописи была годуновская школа, тяготевшая к монументальным традициям прошлого. Это приверженцы Рублева и Дионисия. Другим направлением являлась строгановская школа (большинство произведений выполнено по заказу купцов Строгановых). Это были иконы небольшого размера, характеризующиеся тщательностью письма, богатым орнаментом, обилием золота и серебра. Выдающимися мастерами строгановской школы были Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и др. Происходил и синтез этих школ — иконы «Князь Георгий» (1645), «Сретенье иконы Владимирской Богоматери», фрески Успенского (1642—1643) и Архангельского (1652—1653) соборов Московского Кремля.

В XVII в. происходит раскол в церкви (реформы патриарха Никона). Споры раскольников с официальной церковью вылились в форму борьбы двух эстетических воззрений. Одни, сторонники нового (Симон Ушаков), стремились к тому, чтобы икона была красивой, и выдвигали критерий схожести. Другие, защитники традиций, утверждали, что икона — предмет культа, где каждая черта и даже сама иконная доска священны; изменение чего-либо — святотатство; религиозное искусство не имеет связи с действительностью; лики святых не могут быть похожими на лица обыкновенных людей.

Во главе нового движения стоял Симон Ушаков. Иконописец, теоретик искусства, педагог, умелый организатор, дал свое понимание назначения иконы. Выделил, прежде всего, ее художественную и эстетическую сторону. В конце 50-х гг. XVII в. им написаны иконы с учетом анатомического строения лица и с использованием светотени. Одной из них является «Спас Неруко- 220

творный» (1658), где художник добивался телесного тона лица, почти классической правильности черт, объемности построения, перспективы.

Новые черты, присущие искусству будущего, ярче всего проявились в «парсуне» (от лат. persona — личность, т. е. портрет реального лица). Одними из первых появились портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, князя М.В. Скопина-Шуйского (фото 109).

Архитектура XVII ст. развивается в три этапа. Первый этап (первая четверть XVII в.) — сказывалась связь с традициями XVI в., развивалось шатровое строительство: Теремной дворец (1636), церковь в Медведкове (1623), «Дивная» церковь в Угличе, Спасская башня Кремля. Второй этап (1640—1680-е гг.) — шел поиск нового стиля в архитектуре; шатровое зодчество негласно запрещено; архитектурные сооружения живописны, асимметричны, сложны в декоре (церковь Рождества Богородицы в Пу- тинках в Москве). Третий этап (конец XVII в.) — отход от старых приемов и утверждение новых, развитие нарышкинского или московского барокко.

Новое направление часто называли нарышкинским барокко, так как большинство храмов этого стиля было построено в Москве по заказу знатных бояр Нарышкиных. Нарышкинское барокко — ярусные постройки, завершающиеся барабаном с главой, характеризующиеся наличием большого количества классических архитектурных деталей (влияние западноевропейской архитектуры, которое принесли белорусские и украинские мастера). К центральному объему обычно примыкают более низкие полукруглые в плане помещения. Очень часто здание расположено на подклете и имеет вокруг открытую галерею. Отдельной колокольни нет, это «церкви под колокола». Строгая симметрия с явно выраженной центричностью. На гладких красных кирпичных стенах белые колонны, оформляющие грани объемов. Декор сосредоточен на обрамлении окон, дверей. Вместо тяжелых кокошников над карнизами проходят полосы резных декоративных элементов («петушиные гребешки»). На углах зданий размещены колонки классического типа, каждый ярус имеет самостоятельную колонку. Ярким примером этого стиля служит церковь Покрова в Филях (1693—1694) (фото 110), церковь Знамения в Дубровицах (1690—1704).

Яркое, противоречивое русское искусство XVII в. завершило восьмивековую историю средневекового искусства и подошло вплотную к эстетике нового времени.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >