Инновационная художественно-образная система духовно-нравственного воспитания дошкольников

Освоение духовных ценностей удваивает мир человека, открывает для него не только мир вещей, но и мир смысла и доброты, идеальное измерение мира.

В. Д. Шадриков

В современной России проблема духовно-нравственного воспитания приобретает все большую актуальность и является важнейшей педагогической задачей, от решения которой зависит будущее молодого поколения и общества в целом, а также судьба российской государственности.

В связи с увеличением криминогенное™ и ростом распущенности нравов на Западе, изживает себя утопия, связанная с идеализацией общечеловеческих ценностей. Подтверждаются убеждения Н.Д. Никандрова, высказанные им в работе «Духовные ценности в современной России», в которой он говорит о том, что «понятие общечеловеческие ценности - понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».

Нравственные ценности - духовный стержень традиционной культуры, формирующиеся обществом в процессе его исторического развития. Однако, в разных обществах и у людей, воспитанных в разных национальных культурах, ценности они нс совпадают. А это значит, что и духовно-нравственное воспитание детей должно базироваться на тех духовно-нравственных ценностях и идеалах, которые сформировались в лоне родной традиционной культуры. Духовно-нравственное воспитание - это:

  • - процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственный ценностей и идеалов; социальной среды, собственного опыта и опыта других людей;

  • - состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовнонравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.

В ФГОС дошкольного образования задача духовно-нравственного воспитания является ключевой в разделе "социализация". И дошкольному образованию, как и свей системе образования, предстоит еще много сделать, чтобы выполнить ее. В этой связи следует отметить необходимость качественных преобразований системы образования, способствовать вовлечению родителей к сотрудничеству, повысить ответственность педагогических коллективов, в том числе дошкольных образовательных учреждений как первой ступени системы образования.

Одним из способов повышения качества современного образования является педагогическое моделирование. При педагогическом моделировании образовательной системы учитывается реальное состояние педагогической практики по духовнонравственному воспитанию, анализ образовательной среды, этнический состав, этнокультурные потребности социума, содержание, формы и методы образовательной деятельности.

Анализ исходного уровня реального состояния духовно-нравственного воспитания дошкольников строился на основе следующих показателей и критериев:

Показатели

Критерии

Воспитательный потенциал предметно-развивающей среды

  • - насыщенность среды этнохудожественными образами, раскрывающими духовно-нравственные ценности и идеалы русской традиционной культуры;

  • - художественно-эстетическое содержание

иллюстраций художественной детской литературы и игрушек, методических пособий, их соответствие духовно-нравственной направленности дошкольного образования.

Уровень духовно-нравственного развития (параметры: устойчивонегативный; неустойчивый; устойчиво-позитивный)

  • - ценностно-смысловые представления о Добре и Зле и нравственно-эстетические предпочтения детей;

  • - креативность;

  • - нравственные компоненты сознания

(нравственно-мыслительный, нравственно-деятель

ностный, нравственно-рефлексивный);

  • - отношение: к себе, родителям, другим людям, природе, игрушкам, вещам;

  • - предпочитаемые образы, игры, виды деятельности, интересы.

Этнокультурная компетентность педагогов

  • - знания по этнологии, этнопедагогике, народной художественной культуре и методе моделирования;

  • - умение педагогов применять эти знания на практике, осуществлять диагностику, целенаправленно взаимодействовать с родителями детей.

Педагогическая культура родителей (уровни: высокий, средний, низкий)

  • - степень зрелости родителей как

воспитателей;

  • - уровень их теоретических знаний в области педагогики и психологии развития;

  • - качество и количество освоенных родителями практических навыков и умений в различных видах воспитательной деятельности.

При исследовании реального состояния духовно-нравственного воспитания дошкольников проанализировано содержание образовательных программ, проводилось анкетирование, психолого-педагогические наблюдения, использовались беседы, анализировались рисунки детей, использовались модифицированный рисуночный тест «Любимые герои и красавицы» и др.

Анализ образовательного пространства. Как показал анализ художественных образов современных игрушек, пособий и иллюстраций книг для детей, то они не соответствуют эстетическим идеалам российского народа: образы имеют карикатурнокомический вид; нарушены требования по безопасности (СЭС), искажен цвет, в иллюстрациях книг используется компьютерная графика. Это оказывает отрицательное влияние на формирование этнокультурной идентичности ребенка, вызывает негативное отношение к традиционной культуре и ценностям.

Современное состояние воспитанности детей вызывает обеспокоенность у современных психологов и педагогов. Многие, общепринятые в нашем обществе ценности, вызывают у детей отторжение. Русские дети слепо подражают героям американских сериалов, стараясь переносить на себя образ жизни тех, чьи традиции и обычаи далеки от культуры русского народа.

Такое положение отмечается у большей части образовательных учреждений, что является показателем неблагополучия в сфере духовно-нравственного воспитания, и можно рассматривать как общую тенденцию несоответствия художественно-образного содержания книжной, игровой и видеопродукции отечественным национально-культурным и культурноисторическим традициям. Этой проблеме уделяется большое внимание в работах Александровой Н.С., Артемьевой Е.Ю., Баткиной Л.М., Белобрыкиной О.А., Запорожца А.В. и других ученых.

Как показало наше исследование, вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется недостаточное внимание в детском саду и в семье. Большая часть родителей не готовы к воспитанию ребенка, имеют обыденные представления о духовно-нравственном воспитании, в основном как религиозном и в этом видят зло. Выявлено, что дети из семей, где родители не признают религию, (более 30% детей в возрасте 3-5 лет) остаются предоставленными сами себе (1-3 часов в день). В этих семьях у детей отмечается снижение интересов к самостоятельной творческой деятельности, играм, чтению книг. В общении с взрослыми большинство детей не понимают старшинства, дистанции, не могут устанавливать межличностные контакты и отношения, не способны отвечать спокойным тоном, их поведение имеет форму бесцеремонности.

В процессе исследования выявлено также снижение интереса к русским народным сказкам, незнание их. Внутренний мир более 40% детей идеализирован образами монстров, чудовищ; они позитивно (шуткой) оценивают образы зла, не могут рассказать о добрых героях и традициях в сказках.

В рисунках девочек преобладают образы принцесс типа Барби, что говорит о широком распространении этой куклы и непонимании родителями и педагогов ее негативного духовного смысла под маской успешности. Так, согласно исследованию доктора психологических наук В.В. Абраменковой, такие образы и игрушки нарушают формирование ценностно-смысловых представлений о Добре и Зле, формируют у детей примитивные социальные роди, а не модели материнского поведения. [1].

Педагогическая компетентность родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей невысокая (ближе к низкому уровню у 32% молодых родителей в возрасте до 30 лет). Именно поэтому уровень общей культуры взрослых не может быть условием для сохранения культурных ценностей и смыслов, условием для возрождения традиций культуры семейного воспитания. Этот уровень не может способствовать согласованию целей и задач семейного и общественного воспитания в области духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников.

Задача духовно-нравственного воспитания в комплексных программах дошкольного образования в современной России, не представлена, но в них используются понятия «социальное развитие», «социально-нравственное развитие", "формирование основ будущей личности", "нравственное воспитание". Однако, следует отметить, что в Программе воспитания и обучения в детском саду /под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой/ при обосновании принципа культуросообразности дается указание на то, что его реализация «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания", но это упоминание о духовно-нравственном воспитании не имеет отражения в содержании текста программы. В то же время в ряде комплексных программ дошкольного образования («Детство», «Радуга», «Тропинки», «Истоки») содержатся некоторые аспекты, созвучные логике традиционалистской парадигмы духовно-нравственного воспитания; намечена линия развития ценностно-смысловой сферы дошкольников, предложены некоторые методические приемы развития внутреннего мира детей с опорой на традиции отечественной культуры, этнопедагогики и психологии.

Анализ инновационной практики, проведенный О.М. Потаповской, показал, что духовно-нравственное воспитание является ведущим направлением образовательной деятельности дошкольных учреждений в рамках вариативных форм дошкольного образования (детские сады с этнокультурным компонентом образования; детские сады -экспериментальные площадки различного уровня; детские сады, взаимодействующие с учреждениями культуры, религиозными объединениями, общественными организациями); семейные детские сады; негосударственные конфессиональные дошкольные учреждения). В инновационной практике духовно-нравственного воспитания дошкольников бессистемно используются разные средства: фольклор, библейские свято-отечественные традиции и православная (религиозная) культура, авторские сказки и игры-эксперименты, народные праздники и др., что не позволяет целостно использовать ценностные основы культуры и эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания детей.

Вернугь ребенка к полноценному детству, обеспечить условия для его духовнонравственного развития может только систематическая работа с детьми, проводимая в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями (событийная детско-взрослая общность /Слободчиков В.И./, организация познавательно-творческой деятельности на эмоционально-чувственном восприятии художественно-образного мира народного художественного творчества и религиозного искусства, в котором отражаются духовнонравственные ценности и идеалы русского народа.

Концептуальное обоснование данной системы основано на теории народной художественной культуры и идеи использования аксиологического подхода в раскрытии педагогического потенциала и ценностей русской традиционной культуры /Т.И.Бакланова/, художественно-эстетического развития и повышения творческой активности дошкольников /Т.П.Новикова/, идеи преемственности в систем работы по духовно-нравственному воспитанию /А.В. Нестеренко/, эстетического оформления предметно-развивающей среды /Н.М. Сокольникова/ и др.

В основу моделирования также положены идеи В.И. Слободчикова о системном подходе к построению процесса воспитания, идеи Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, Г.П. Щедровицкого и др. о событийной детско-взрослой общности, как форме взаимодействия детей и взрослых, организации разных вариантов общения и деятельности с учетом интересов детей [16].

Особое внимание в моделировании художественно-образной системы духовнонравственного воспитания трудам выдающихся отечественных педагогов А.В. Бакушинского, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева и др, в которых они подчеркивали необходимость целенаправленного отбора художественных текстов и образов, отмечая их позитивное влияние на нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие детей, их волевую и мотивационную сферы при условии их эстетического восприятия и переживания, их включения в разнообразные виды познавательно-речевой, художественно-творческой, игровой деятельности. Особенно актуально звучат сегодня слова В.В. Зеньковского о том, что жизнь ребенка основана на проявлении духовного начала в сознании и физической активности ребенка. Он подчеркивал, что только сильные и глубокие переживания пробуждают сознание и самосознание ребенка, порождают потребность уяснить (осмыслить, представить, вообразить). Удовлетворение этой потребности и становится изначальной точкой всей умственной, моральной, эстетической деятельности дошкольника. Чувства, не нашедшие для себя удачного телесного и психического выражения в образе, остаются не осознанными и не закрепленными - как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа. Но если чувство находит свое выражение в каком-либо образе, то образ становится столько же средством «уяснения» чувства, сколько и средством психического его влияния на душу», средством духовного развития.

Художественные образы являются средством развития фантазии ребенка, воображение служит психологическим «инструментом» развития самосознания. Способность мыслить символами, метафорами, образами важна для субъекта духовного воспитания, поскольку позволяет ему соотнести друг с другом разные "образы Я" и гармонизировать процесс самоидентификации. Именно поэтому этнохудожественные образы, отражающие ценности отечественной культуры и образы идеалы человека, должны наполнить предметнообразовательную среду, стать основой различных видов детской деятельности.

На протяжении столетий традиционная народная художественная культура была живым учебником жизни для детей, передавала от старшего к младшему поколению опыт и знания, умения и навыки, житейскую философию и мудрость. Через познание, осмысление системы ценностей народа по отношению к труду, к жизни, к миру, складывается национальный образ мира, национальный характер мышления, чувства, восприятия жизни как «космопсихологос» /Г.Гачев/.

По своей сути, ценности русской культуры являются общечеловеческими, хотя по семантическому содержанию они специфичны. Эта особенность раскрывается в «текстах» сказок, пословиц, легенд с закодированной информацией. Такие «тексты» - особое пространство коллективных смыслов, символов, знаков, отражающих признаки принадлежности к этнокультуре и регулирующих поведение человека; содержащие этнические нормы отношений между людьми (связанные с обрядами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры и несущие информацию о прошлом, настоящем, будущем, вечном; содержащие концепцию мира и личности; выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о Вселенной).

Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности. Так, образы-идеалы русского народа способствуют развитию более высокого уровня ценностных ориентаций личности ребенка.

Для усиления линии духовно-нравственного воспитания необходимо создать семантически-целостную художественно-образную образовательную систему, в которой через художественный образ отражаются нравственные ценности и идеалы, актуальные для решения проблем современного детства и возрождения лучших традиций семейного воспитания. Важно, чтобы художественный образ позволял раскрыть для ребенка духовнонравственные качества, идеалы и ценности, присущие русскому народу (соотношение внешней и внутренней красоты; душевная красота; божественная и земная красота). В этой связи приобретает большое значение художественные образы произведений народного творчества и искусства (сказка, рассказ, притча, легенда, иллюстрация, игрушки); интеграция образа, слова и мелодии; общение и действенное участие в празднике; театрализованные игры, проектная и продуктивная деятельность.

О русском идеале, о качествах русского народа собрано множество пословиц, поговорок, сложены песни, былины, сказания. Характер русского народа исторически сложился как сильный и самобытный. Его создавали такие социальные институты как прочная дружная честолюбия семья, православная церковь; российская армия, требующая беззаветного исполнения воинского долга; государственная служба Отечеству. Нравственные идеалы русского народа раскрываются в божественных ликах и образах святых. Высшие качества нравственного идеала достигнуты в жизни пр. Сергия Радонежского, и этот пример должны знать все дети. В созданной нами художественнообразной системе духовно-нравственного воспитания последовательно раскрываются черты нравственного характера и духовные качества русского народа:

  • - Добрый, красивый; доброта и благородство.

  • - Мудрый, сильный; смелый, отважный.

  • - Умный, талантливый; трудолюбивый.

  • - Дружелюбный, гостеприимный, хлебосольный, веселый.

  • - Честный, справедливый, мужественный, преданный Отечеству.

  • - Чуткий, отзывчивый, ответственный, доброжелательный;

  • - Совестливый, послушный, верующий, честолюбивый, милосердный, доброд еятел ь н ы й.

При моделировании художественно-образной системы духовно-нравственного воспитания используем следующие методологические подходы:

  • - аксиологический подход используется для исследования русской традиционной культуры и раскрытия ее ценностного ядра (любовь к БОГУ, Родине, природе, семье, труду, культурному наследию), на которое мы опираемся в планировании педагогического процесса и модели личностных качеств ребенка;

  • - интегрированный подход, предполагающий взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразных видов деятельности (игровой, театрализованной, познавательной, коммуникативной, художественно-творческой) в проектировании и организации педагогического процесса и занятий с детьми;

  • - полихудожественный подход как обязательное условие для развития культурного потенциала личности ребенка (духовного, нравственного, творческого), погружения ребенка в разные виды искусства, творчества.

  • - арт-терапевтический подход, предполагающий внедрение в педагогическую практику адаптированных для работы с обычными детьми методов педагогики арт-терапии (музыкальной, цветотерапии, драматерапии, сказкотерапии, фольклорной терапии).

  • - личностно-ориентированный предполагает учет интересов детей, гуманный подход к личности ребенка;

  • - мультикультурный подход, предполагающий включение в содержание воспитательно-образовательного процесса знакомство детей с широким диапазоном художественных образов, стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру, а также использования данной технологии при моделировании аналогичных систем с любым этнокультурным содержанием.

Преимущество аксиологического подхода при моделировании этнокультурного образования заключается в том, что на его основе возможно создание преемственных интегрированных образовательных систем. В данном случае речь идет о разных способах создания образовательных систем.

Основные компоненты образовательной системы:

  • - методическая работа с педагогическим коллективом по формированию профессиональной компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания и нравственной культуры личности;

  • - система духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ;

  • - взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию;

  • - установление партнерства с различными социальными институтами (храм, церковь, музей, культурный центр и др.).

Особенно значимыми для формирования ценностно-смысловых представлений в развивающемся сознании дошкольника являются художественные образы при проведении беседы, игр, занятий и в самостоятельной деятельности детей. Если общение со взрослым идет не на эмоциональном уровне, безрадостно, приносит огорчения, то новые мотивационные образования у ребенка не возникают, духовно-нравственного развития не происходит.

Особенностью моделирования является принцип сквозного планирования по горизонтали и вертикали на основе отобранных этнодидактических единиц и образов, выделенными в процессе семантико-культурологического анализа текстов.

Ознакомление с нравственными ценностями и идеалами русского народа осуществляется в процессе разнообразных форм организации образовательной деятельности. Системообразующим компонентом художественно-образной системы являются образы -идеалы:

  • - Дары земные и божественные

  • - Добрый (божий) мир (библейские легенды, шестоднев)

  • - Семейные традиции (православные, светские: евангельские сюжеты)

  • - Дружная семья (благочестие, послушание, ценностное отношение к членам семьи)

  • - Добрые дети (нравственное поведение и поступки девочек и мальчиков)

  • - Красная девица и Добрый молодец (внешняя и внутренняя красота и поступки)

  • - Богатыри и защитники Родины

  • - Мастера и мастерицы (ценность труда)

  • - Учитель и учение (дар учителя, ценность знания)

  • - Святые и святыни России (жития святых, иконопись, храмы, колокола)

Вертикальная тематика и содержание занятий в группах зависит от текста, сюжета сказки, идеи, выделенной проблемы, возраста детей, видов познавательно-творческой детской деятельности.

  • 1 неделя: Слушание и рассказывание (сказки, притчи, библейской или евангельской легенд; игры-путешествия в старину, сказочную страну; знакомство с героями и персонажами, предметным миром и укладом жизни, календарем, обычаями; осмысление нравственных заповедей, ценностей; забота о душевной чистоте; традиции гостеприимства и хлебосольства, дружелюбия, семейного благочестия; дары (земные, природные, божественные); подарки и отдарки; дни рождения и именины; послушание и поступки, труд и лень; честность, справедливость, милосердие и сострадание; правила поведения в гостях, общественном месте, Храме.

  • 2 неделя: Дидактические игры, беседы, экскурсии, путешествия и краеведение. Расширение и уточнение представлений детей о духовно-нравственных ценностях и идеалах народа, нравственном укладе жизни, традициях и обычаях

  • 3 неделя: Детско-взрослая проектная, продуктивная и творческая деятельность.

  • 4 неделя: Защита проектов. Концерты - дидактические, семейные, тематические, праздничные. Праздники и досуги.

В педагогическую технологию включены игровые методы, методы художественнообразного познания мира (пространства, времени, движения, материи, энергии), беседы и проблемные вопросы, метод проекта, сказкотерапия и др. Для выявления эффективности художественно-образной системы духовно-нравственного воспитания разработана система мониторинга, включающая разные методы диагностики (наблюдение, беседа, рисуночные тесты, вербальные методики, анализ рисунков). Содержание занятий на основе православных традиций строится с учетом пожеланий родителей с их письменного согласия.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов проводится курсы повышения квалификации на базе Московского института повышения квалификации по теме: Педагогическое моделирование системы духовно-нравственного воспитания на основе русской традиционной культуры.

Таким образом, основу традиционных нравственных ценностей народа составляют нравственные законы (правила, заповеди, модели) отношения к миру, человеку и другим людям. Духовно-нравственные ценности взаимосвязаны с традиционными представлениями народов о красоте, чести, истине, важнейших добродетелях человека (доброте, милосердии, сострадании, справедливости, нестяжательстве, трудолюбии, дружелюбии, бескорыстной взаимопомощи и др.), с духовными и нравственными основами православия, без которого нельзя представить русскую культуру. Русская традиционная культура, словно птица, имеет два крыла - дрсвнсславянская и православная культура. Как птица без крыльев, так и русская традиционная культура без своих истоков существовать не может.

Данный опыт педагогического моделирования позволяет по-новому целостно подойти к решению задачи духовно-нравственного воспитания на основе русской традиционной культуры. Эти идеи были реализованы в процессе экспериментальной и инновационной работы детских садов Москвы (№№ 1837, 2177, 2244, 2497, 1851, 1664, 633, 1776, 1823 и др.).

Опора на духовно-нравственный потенциал русской традиционной художественной культуры в дошкольном образовательном учреждении способствует духовно-нравственному и творческому развитию личности, преодолению негативных стереотипов поведения по отношения к мигрантам, способствовать предотвращению межэтнических конфликтов и других острых общественных проблем, обусловленных девальвацией в массовом сознании исконных качеств российского менталитета.

Литература:

  • 1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. — 640 с: ил.

  • 2. Александрова Н. С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (На материале дошкольного образования): Дис.д-ра пед. наук: Москва, 2000, 356 с.

  • 3. Бакланова Т.И. Вклад в модернизацию этнокультурного образования // Этнодиалоги: альманах №1 (34)2011. М., 2011 .С. 27-46.

  • 4. Бакланова Т.И. Дошкольные учреждения и школы с этнокультурным компонентом: проблема дизайна образовательной среды // Ценности традиционной культуры в образовании. Ижевск: Изд. "Удмуртский университет", 2010. С. 48 - 55.

  • 5. Бакланова Т.И. Научная школа теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры как генератор инновационных идей этнохудожественного образования // Материалы II Московской научно-практической заочной конференции с международным участием «Этнокультурное образование для всех: методология и практика». М.:МИОО, 2013. (Электронный журнал кафедры ЮНЕСКО МИОО http://www.ethnolab.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=85&Itemid=143)

  • 6. Бакланова Т.И. Образы традиционной культуры России в дизайне образовательной среды // Дизайн XXI века - традиции и новации: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции,- Сочи: СГУТиКД, 2010. - С.76-82.

  • 7. Бакланова Т.Н., Новикова Т.П. Преемственная художественно-образная система обучения, воспитания, развития и оздоровления детей в дошкольных учреждениях и начальной школе // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы 111 Международной научно-практической конференции. Москва-Пушкино, 7-8 апреля 2010г. - Москва: Институт развития образовательных технологий, 2010.-С. 664-671.

  • 8. Безносюк Е.В., Князева М.Л. Психотерапия как функция культуры //Российский медицинский журнал №4, 2005, С.32 - 36

  • 9. Безлюдова М.М. Земные программы русских сказок. - М.,2005. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011гг..

  • 10. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995

  • 11. Каптерев П. Ф. Подражание детей книжным героям и подвигам // Воспитание и обучение. 1893. №4. С. 121—129.

  • 12. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социокультурных условиях Дис.: канд пед наук. -М., 2001,186 с.

  • 13. Нестеренко А.В Духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей и идеалов отечественной культуры //Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Материалы международной научно-практической конференции и научной сессии Института развития образовательных технологий. - М., 2010.-С.653-661.

  • 14. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: Учебное пособие. - М„ 2008, МГУКИ. - 209с.

  • 15. Нестеренко Е.С. Детская кафедра ЮНЕСКО как новая социально-значимая игровая форма взаимодействия педагогов с детьми и родителями по освоению национальнокультурного наследия России и мира / Детский сад от А до Я. - М., 2008, № 6.

  • 16. Слободчиков В.И. Антропологический подход в образовании и понятие среды // Материалы Международной научно-практической конференции. «Средовой подход в образовании» 9-11 января 2003 г, Ч. 1. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2003. С. 14-19.

  • 17. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 1999.

Опарина Н.А.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >