ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Логико-философские идеи Рассела стали программными для разработки концепций логического позитивизма (или логического эмпиризма). Рассел признавался, что среди последователей Юма в XX в. он больше всего симпатизирует именно этому направлению. И, нужно сказать, симпатия была взаимной. Теоретики Венского кружка, активно разрабатывавшие проблемы лопгческого анализа науки, высоко ценили работы Рассела и опирались на них. Философской же настольной книгой для них стал «Логико-философский трактат» Витгенштейна.
Девиз Рассела о логике как сущности философии был воспринят в Венском кружке и его филиалах весьма серьезно. Это недвусмысленно выразил Р. Карнап, выдвинувший кредо: «На место не поддающегося распутыванию комплекса проблем, который обычно называли философией, вступает логика науки». Теоретики логического позитивизма (Р. Карнап, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и другие) продуктивно занимались исследованием логики науки. Философия же для них не была главным делом, служила лишь общему обоснованию их по сути специально-научных разработок в области логического синтаксиса, семантики научного языка и других проблем. Анализ использовался главным образом как средство решения задач обоснования науки и синтеза (унификации) научного знания. Со временем исследования в русле логического позитивизма принимали все более специальный характер, дав ценные научные результаты (в области логического синтаксиса, логической семантики, вероятностной логики и др.). Логико-методологические исследования познания в работах У. Куайна, Н. Гудмена, Н. Решера (США) и других по сути тоже не столько философские, сколько общенаучные: главным ориентиром и ценностью в них выступает наука, что в значительной мере и выводит полученные результаты за рамки собственно философии.
На основе работ позднего Витгенштейна в 30 — 40-е гг. XX в. в Англии формируется философия лингвистического анализа или анализа обычного языка. В эти годы Витгенштейн устно излагал свою новую концепцию ученикам. Имели хождение записи его лекций — «Голубая и коричневая книги». Это был исходный вариант главного, изданного посмертно, труда Витгенштейна «Философские исследования». Но и до публикации оригинальное учение так или иначе осваивалось, оказывало влияние. С 30-х гг. в Великобритании в работах Г. Райла, Дж. Уиздома, Дж. Остина и других получают развитие идеи, созвучные мыслям Витгенштейна. В отличие от логических позитивистов философы этой волны, как правило, — решительные противники сциентизма. Также как для Витгенштейна, главный предмет их интереса — сама философия. Они хорошо чувствуют специфику философских проблем, их теснейшую связь с механизмами реально работающего естественного языка, ясно понимают
ГЛАВА 6. АНАДИТИЧЕСКДЯ ФИЛОСОФИЯ
их принципиальное отличие от проблем науки. Большое внимание в их работах уделяется глубоко исследованной Витгенштейном теме дезориентирующего влияния языка на человеческое мышление.
В английской лингвистической философии, начиная с 30-х гг. XX в., различают кэмбриджскую и оксфордскую школы анализа языка. К первой принадлежали ученики Витгенштейна, находившиеся под сильным влиянием учителя (работы Дж. Уиздома, М. Лазеровица, А. Эмброуз, Н. Малкольма и других). Другую школу представляют Г. Райл, Дж. Остин, П. Стросон и другие. В рамках этого направления были созданы такие серьезные работы, как «Понятие сознания» и «Дилеммы» Г. Райла, «Индивиды. Опыт описательной метафизики» П. Стросона и др. На базе идей Дж. Остина в 70 — 80-е гг. XX в. развились исследования речевых актов представляющие собой уже не столько лингвистическую философию, сколько область теоретической лингвистики (Дж. Серль, М. Дам-Мит, Д. Дэвидсон и другие).
Таким образом, если на базе логического позитивизма были созданы добротные труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. В этом проявилась одна из важных функций философии — постановка и первоначальная проработка новых проблем с последующей их передачей науке. Но в развитии аналитической философии XX в. мы находим и важные собственно философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Первостепенное значение для развития этих представлений имели идеи Л. Витгенштейна. Большая часть трудов философа издается в 50 — 70-е гг. XX в., и работа эта еще не завершена. Потому уже не первое десятилетие продолжается освоение его необычных текстов, их комментирование и обсуждение. Может быть, именно с этим обстоятельством связано нарастающее влияние идей и методов аналитической философии.
Идеи аналитической философии повлияли на современную философскую мысль в Великобритании, Австрии, Германии, Польше, Скандинавии, США и других странах. Постепенно это направление превратилось в широкое международное движение, позиции которого в настоящее время наиболее сильны в англоязычных регионах мира.
В 80 — 90-х гг. XX в. сложились течения, каждое из которых претендует на исключительное право представлять аналитическую философию в ее сути. Имена Фреге и Вингенштейна стали в определенном смысле символами различных течений. Соответственно различную трактовку получили и их идеи. В спорах об интерпретации их концепций по сути отражается борьба различных течений в аналитической философии 80-х гг., о чем пойдет речь в следующем томе данного учебника.
Библиографические ссылки к Главе 6
-
1 Moore G.E. The refutation of idealism // Moore G.E. Philosophical studies. L., 1922. P. 1.
-
2 Эта аргументация приведена в статье Мура «Защита здравого смысла» (Moore D.E. Defence of common sense // Contemporary British philosophy, 2-nd series. L., 1925, P. 208 — 223.
3См.: Мур Д.Э. Доказательство внешнего мира//Аналитическая философия: избранные тексты. М., 1993. С. 66 — 84; Moore D.E. Philosophical Papers. L., 1959. P. 127-151.
-
4 Moore D.E. The nature and reality of the objects of perception; The status of sense-data// Moore D. E. Philosophical studies. L., 1922.
-
5 Cm.: Moore D.E. Some main problems of philosophy. L.; N. Y., 1953. Ch. XIII.
-
6 Ibid. P. 1.
7Cm.: Moore D.E. Essays in retrospect. L., 1970. P. 11.
-
8 Russell B. The principles of mathematics. 2-nd ed. N. Y., 1938.
-
9 Russell B. On denoting // Russell B. Logic and knowledge. Essays 1900-1950. L., 1956.
-
10 Russell B., Whitehead A.N. Principia mathematica. Cambridge, 1910 — 1913, vol. I-III.
-
11 Philosophical Analysis // The Encyclopaedia of Philosophy: In 8 vol. N. Y.;L., 1967. Vol, 1.
-
12 Cm.: Russell B. My philosophical development. L., 1959. P. 11.
-
13 См.: Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957. С. 31.
-
14 Там же. С. 456.
15См.: Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 862.
-
16 Russell В. Inquiry into meaning and truth. N. Y., 1940. P. 7.
-
17 Вейль Г. О философии математики. М.; Л., 1934. С. 16.
-
18 См.: Клини С.К. Введение в метаматематику. М., 1957. С. 40 — 43.
-
19 Гильберт Д. Основания геометрии. М.; Л., 1948. С, 349.
20См.: Карри X. Основания математической логики. М., 1969. С. 26.
-
21 Russell В. Logic and knowledge. Essays 1901 — 1950. L., 1956. P. 39.
-
22 Russell B., Whitehead N. Principia mathematica. Cambridge, 1910 — 1913, vol. I-III. P. 91.
-
23 Russell B. Logic and Knowledge. Essays 1901 — 1950. L., 1956. P. 38.
-
24 Russell B. An inquiry into meaning and truth. N.Y., 1940. P. 11
-
25 Russell в. Logic and Knowledge. Essays 1901 — 1950. P. 178.
-
26 Ibid. P. 323.
-
27 Ibid. P. 323.
-
28 Ibid. P. 324.
-
29 Russell B. My philosophical development. P. 264.
30Cm.: Russell B. Mysticism and logic and other essays. L., 1954.
-
31 Cm.: Wittgenstein L. Letters to Russell, Keynes anci Moore. Oxford, 1974.
-
32 Витгенштейн Л. Философские работы. M., 1994. Часть 1. С. 3.
-
33 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. 6.13 // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. Далее ссылки на данное произведение даются в тексте — указанием номера соответсвующего афоризма в скобках.
-
34 Витгенштейн Л. Философские исследования. § 91 // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. Далее ссылки на данное произведение даются в тексте — указанием номера соответствующего фрагмента в скобках.
-
35 Wittgenstein L. Preliminary studies for the «Philosophical investigations», generally known as The blue and brown books. Oxford, 1964. P. 47.