Проблемные ситуации, распределенные по уровням социального взаимодействия

Выделенные ранее проблемные ситуации взаимодействия возникали из-за нарушения дополнительности в действиях интеракторов. Последние определенным образом воспринимают друг друга, но не проявляют готовности действовать в соответствии со знанием об интересах другого. Но могут возникать и проблемные ситуации второго порядка. Они связаны с неэффективным поведением начавших действовать интеракторов. Фактически речь идет о том, что в соответствии со схемой «цель - средства - результат» для достижения цели выбираются неадекватные средства, т.е. проблемная ситуация одного социального уровня решается интерактором как проблемная ситуация другого социального уровня.

Типичные проблемные ситуации социального взаимодействия при смешении уровней. Их можно распределить по следующим уровням социальной реальности:

Уровни

социального

взаимодей

ствия

Парадигма

(группа)

консолидации

Парадигма

(группы)

конфликта

Парадигма

(группы)

переговоров

Микроуро

вень

  • 1. Дефицит притяжения
  • 1.1. Подозрительность
  • 1.2. Авантюризм
  • 1. Дефицит отталкивания
  • 1.1. Комплекс вины
  • 1.2. Чрезмерная расчетливость
  • 1. Дефицит любопытства
  • 1.1. Скептицизм
  • 1.2. Гипертрофированная рефлексивность

Мезоуровень

(средний

уровень)

  • 2. Дефицит самосохранения
  • 2.1. Беспечность
  • 2.2. Алчность
  • 2. Дефицит уничтожения
  • 2.1. Излишняя бдительность
  • 2.2. Мания преследования
  • 2. Дефицит равнодушия
  • 2.1. Благоразумие
  • 2.2. Нигилизм

Макроуро

вень

  • 3. Дефицит само- тождественности
  • 3.1. Инфантилизм
  • 3.2. Близорукость
  • 3. Дефицит отрицания
  • 3.1. Обывательская обособленность
  • 3.2. Маниакальная скупость
  • 3. Дефицит наблюдения
  • 3.1. Выжидательность
  • 3.2. Мелочность

Прокомментируем эту таблицу. В группах консолидации на микроуровне проявляется подозрительность и авантюризм потому, что эти реакции в значительной мере носят непроизвольный защитный характер без строгого внешнего контроля, особенно со стороны общесоциальных нормативов, которые представлены на микроуровне минимально. На мезоуровне эгоцентрические ориентации в качестве беспечности и алчности подвергаются в более широком социокультурном контексте моральной оценке, рассматриваются как их проблема. На макроуровне инфантилизм и близорукость представляют собой следствие недостаточного опыта рефлексивности в отношении характера ситуации взаимодействия при условии, что рефлексивность - это одно из главных требований макроуровня.

В группах конфликта на микроуровне комплекс вины и чрезмерная расчетливость в поведении характеризуют некоторую связанную с недостаточным жизненным опытом заторможенность необходимых автоматических реакций, которые особенно важны для этого уровня социального взаимодействия. На мезоуровне «излишняя бдительность» и «мания преследования» обусловлены моральными оценками. При этих предпосылках взаимодействия конфликт возникает из-за того, что его инициатор вместо поиска реальных причин своих затруднений направляет агрессию в сторону тех, кто не имеет к ним никакого отношения (например, борьба с «инородцами» вместо затраты усилий на повышение собственной общекультурной и профессиональной компетентности). На макроуровне обывательская обособленность и маниакальная скупость свидетельствуют о том, что в процессах социализации не были освоены институциональные общесоциальные нормы и требования, которые становятся тотальной противостоящей стороной по отношению к таким людям.

В группах партнерства на микроуровне «скептицизм» и «гипертрофированная рефлексивность» означают, что индивиды еще не совсем умеют рационально определять ситуацию и свое место в ней. Это парализует даже самые начальные порывы конструктивного партнерства (перегруженность рефлексивностью на микроуровне, когда требуется изначальная нерефлексируемая эмпатия, доброжелательность и т.д.). На мезоуровне переговоры и партнерство вызывают затруднения из-за того, что их опасливое «благоразумие» и «нигилизм» могут блокировать эффективное взаимодействие за счет граничащего с цинизмом (моральная оценка) отказа от того, что кажется им «идеализмом», недоверия к другим - особенно старшим - участникам. На макроуровне «выжидательность» и «мелочность» свидетельствуют о недостаточности навыков отделять «главное» от «второстепенного» (слабая рефлексивность).

Исходя из отнесенности микроуровня преимущественно к группам консолидации (согласия); мезоуровня - к группам конфликта, макроуровня - к группам партнерства (переговоров) можно сделать вывод, что среди перечисленных выше проблемных ситуаций разного уровня в каждой из этих групп одни ситуации являются более распространенными - для группы согласия это «подозрительность» и «авантюризм», для группы конфликта - «излишняя бдительность» и «мания преследования», для группы партнерства - «выжидательность» и «мелочность», а другие - менее распространенными. В то же время все три уровня и соответствующие проблемные ситуации в разных сочетаниях в явном или латентном виде присутствуют во всех типах групп.

Важно отметить, что при решении проблемных ситуаций интеракторам необходимо определять соответствующий их источникам уровень социальной реальности (в таблице это первая графа). То, что разрешимо на микроуровне, не может решаться на мезо- или макроуровне, и наоборот.

Вторичные проблемные ситуации возникают тогда, когда при разрешении своих затруднений интеракторы смешивают уровни взаимодействия или когда их истоки принадлежат к разным уровням социальной реальности. Такие случаи могут возникать у отдельных индивидов, в группах и между группами. Причем в группах консолидации (2-я графа таблицы) смешения уровней социального взаимодействия возникают преимущественно на индивидуальном и внутригрупповом уровне; при конфликтах (3-я графа таблицы) разноуровневость обнаруживается между двумя группами (или представителями этих групп), вступившими в конфликтные отношения; при переговорах (4-я графа таблицы) взаимодействуют три группы (или их представители): две группы пытаются стать партнерами (через переговорные процедуры), а третья группа (или ее представитель) претендует на роль посредника, «институционализирующего» это взаимодействие. Если ранее рассмотренные проблемные ситуации можно рассматривать как связанные с недостатком опыта, который компенсируется в ходе дальнейшей социализации, то класс проблемных ситуаций, возникающих из-за смешения уровней социокультурного пространства можно квалифицировать как общесоциальную неадаптированность. Проблемность здесь гораздо глубже, а ее негативные последствия для духовно-нраственной культуры общества серьезнее, поскольку связаны не только с неразумным использованием ресурсов взаимодействия, накопленных на микро-, мезо- и макроуровне, но и со смешением нормативных порядков всех трех уровней, что ведет к социальной аномии (по Дюркгейму). Корреляты этих уровней у индивидов - это «тело» (микроуровень), «душа» (мезоуровень), «дух» (макроуровень). Другими словами, интеракторы могут сплошь и рядом неправильно идентифицировать проблемную ситуацию: некоторые решают проблемы «тела» на уровне «духа» (например, полностью заменяя лекарства молитвами); другие вместо соблюдения правил телесной гигиены («тело»), нарушение которых отталкивает окружающих, проявляют подчеркнутую «душевность» («душа»); многие заменяют истинную религиозность («дух») постом как «диетой» («тело») и т.д.

Рассмотрим более подробно эти ситуации, чреватые аномией (вертикали таблицы внутри каждой графы).

Группа консолидации (2-я графа таблицы по вертикали)

  • 1. Оправдание подозрительности (микроуровень) осуществляется как попытка преодолеть инфантилизм (макроуровень) - вместо решения проблем, вызываемых подозрительностью, возникает новая производная проблемная ситуация разочарованности. Она обусловлена тем, что в группе отбираются все новые доказательства и факты, подкрепляющие их подозрительность даже по отношению друг к другу, пытаясь не допустить «наивное», «детское» поведение во взаимодействии с окружающими - особенно старшими - например, в виде преодоления правовой неискушенности. Это, в свою очередь, приводит их к разочарованности в людях, в обществе; например, правовая сверхкомпетентность дает им основания видеть в людях потенциальных обвиняемых, преступников, обманщиков и т.д. Жизненное кредо таких индивидов - «Никому не верь». Пример: пьеса А. Вампилова «Десять минут с ангелом».
  • 2. Подозрительность (микроуровень) преодолевается через минимизацию близорукости (макроуровень) - решение проблем, порождаемых подозрительностью, замещается мнительностью. Они становятся своеобразной жертвой собственной прозорливости и поэтому ждут опасности, неприятностей даже там, где их нет. Пример: Беликов в рассказе Чехова «Человек в футляре».
  • 3. Инфантилизм (макроуровень) в той или иной социальной среде может преодолеваться через минимизацию подозрительности (микроуровень) - вместо решения проблемы инфантилизма усиливается наивность. В данном случае излишняя детская доверчивость к социуму оправдывается жизненным кредо «Надо верить людям». Соответственно такие лица сплошь и рядом оказываются в роли обманутых. Пример: князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот».
  • 4. Инфантилизм (макроуровень) преодолевается через минимизацию авантюризма (микроуровень). В результате формируется конформизм. Такие люди избегают необдуманных, «детских», рискованных для себя ситуаций, стараясь вести себя примерно и предсказуемо для окружающих. Но эта осмотрительность делает их беспринципными приспособленцами. Пример: Молчалин в «Горе от ума».
  • 5. Подозрительность (микроуровень) преодолевается через минимизацию беспечности (мезоуровень); в результате проблемой становится страх. Некоторые индивиды пытаются избавиться от подозрительности, стараясь вовремя «вычислить» надвигающуюся опасность; таким образом они лишают себя права на беззаботное существование, постоянно приготовляясь к неприятностям со стороны окружающих. Поэтому их существование наполнено постоянным страхом. Пример: Городничий в «Ревизоре».
  • 6. Подозрительность (микроуровень) преодолевается через минимизацию алчности (мезоуровень), что порождает пессимизм. Реализуя установку на бескорыстие, чтобы нечего было терять и ни на что не рассчитывать, а следовательно, подозревать кого-либо в покушении на собственное благополучие, такие индивиды со временем вообще перестают надеяться на улучшение своего положения. Пример: ослик И-A в «Винни Пухе».
  • 7. Авантюризм (микроуровень) преодолевается через минимизацию беспечности (мезоуровень), что вызывает проблему постоянной мобилизованности. Индивиды с этой проблемой существуют в режиме ожидания борьбы, создавая конфликтные ситуации даже тогда, когда к этому нет предпосылок. Тем самым они идеологически оправдывают сохраняющуюся у них авантюрность, если считать таковой не имеющую серьезных оснований воинственность с желанием побеждать всех, не считаясь с важностью и силой противника. Пример: Наполеон в «Войне и мире».
  • 8. Авантюризм (микроуровень) преодолевается через минимизацию алчности (мезоуровень). В этом случае проблемы обусловливаются поиском приключения. Для интеракторов в этом случае такой поиск побуждается не утилитарными соображениями, а возможностью пережить возбуждающий «экстрим», что часто приводит к непредсказуемым для них последствиям. Само приключение становится заменой реальности. Пример: Петя Ростов в «Войне и мире».
  • 9. Авантюризм (микроуровень) преодолевается через минимизацию инфантилизма (макроуровень). Проблемой становится криминальность. В некоторых социальных группах с такой ориентацией их члены стремятся вытеснить из своих рискованных предприятий детскую доверчивость, наивность, жалость и извлекать из них пользу для себя за счет других. В результате - мошенничество и безжалостность становятся для них социальной нормой. Пример: Иудушка Головлев из «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  • 10. Авантюризм (микроуровень), преодолеваемый через минимизацию близорукости (макроуровень), оборачивается импульсивностью. В этом случае индивиды уделяют особое внимание контролю над окружением, чтобы сдерживать свою склонность к авантюрности. При этом они могут потерять контроль над самими собой. Пример: Федор Карамазов в «Братьях Карамазовых».
  • 11. Беспечность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию инфантилизма (макроуровень). В результате индивиды сохраняют социальную незрелость. Стараясь действовать в соответствии со «взрослой» логикой как альтернативой детской беспечности, они ищут простые решения, подгоняя свое поведение под шаблоны устоявшихся поведенческих стереотипов в мире более старших. Пример: главный герой романа Достоевского «Подросток».
  • 12. Если беспечность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию близорукости (макроуровень), остается наивность. Индивид, стараясь быть более бдительным во взаимодействиях с окружающими, уверен, что его этот опыт можно экстраполировать и за пределы непосредственного социального окружения. У него возникает наивная установка, что по этому образцу можно устроить и остальной мир. Пример: Чацкий в «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • 13. Алчность (мезоуровень), преодолеваемая через минимизацию инфантилизма (макроуровень), порождает иждивенчество. Сохраняя репутацию бессеребренника, индивид не проявляет при этом собственной инициативы в достижении благ. Свою безинициативность он оправдывает стремлением избежать необдуманных, порочных проявлений и в этом смысле «детских» поступков, связанных с поддержанием собственного благополучия. Тем самым он предоставляет заботу о себе другим. Пример: Петя Трофимов в «Вишневом саде» А.П. Чехова.
  • 14. Алчность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию близорукости (макроуровень). Проблемой становится избыточность благ. Индивид не стремится целенаправленно приобретать новые блага; будучи неуверенным в успешности своих инициатив, избегает риска. При этом он максимально дорожит тем, что имеет, поскольку у него нет гарантий в благоприятном обновлении. В результате он накапливает впрок, «на черный день» то, что ему достается стихийно. Часто возможности воспользоваться этим добром в полной мере оказываются минимальными из-за его избыточности по отношению к потребностям (жалко выбросить ненужное или отказаться от него). Пример: «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя.
  • 15. Когда близорукость (макроуровень) преодолевается через минимизацию подозрительности (микроуровень), развивается самоуверенность. Часто некоторые индивиды рассчитывают преимущественно на собственные интеллектуальные и физические возможности, чтобы не быть зависимыми от внешних обстоятельств и поведения других людей - особенно старших. Они перестают видеть в окружающих опасность, поскольку чрезмерно уверены в своих силах. Пример: Глумов в комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
  • 16. Близорукость (макроуровень) преодолевается через минимизацию авантюризма (микроуровень), что ведет к формализму. Молодой человек преимущественно принимает инструкции и указания старших как гарантию от необдуманных поступков и непредвиденных последствий. Его вера в незыблемость официального порядка заменяет собой креативность и инициативу. Пример: Скалозуб из «Горе от ума».
  • 17. Инфантилизм (макроуровень), преодолеваемый через минимизацию беспечности (мезоуровень), вызывает озабоченность. У индивида постепенно снижается способность непосредственно и радостно воспринимать мир. Он не поднимает головы, по доброй воле погружаясь в труды и заботы, и сам себя лишает возможности радоваться жизни. Пример: Соня в «Вишневом саде».
  • 18. Если инфантилизм (макроуровень) преодолевается через минимизацию алчности (мезоуровень), то результатом становится непритязательность. Такие молодые люди не стремятся к личной выгоде, беря на себя взрослую ответственность за окружающих. Их подвижничество и бескорыстие могут превратить их в устойчивую жертву. Пример: «Крошечка-Хаврошеч- ка» в одноименной русской народной сказке.
  • 19. Близорукость (макроуровень) преодолевается через минимизацию беспечности (мезоуровень). Это порождает тревожность. Индивид из-за недостатков социализации и инкультурации живет в постоянном ожидании удара, вреда, ущерба. Отсюда его повышенная тревожность. В своем стремлении быть дальновидным по отношению к опасности он ожидает эту опасность и поэтому часто провоцирует ее. Пример: Башмачкин в «Шинели» Гоголя.
  • 20. Когда близорукость (макроуровень) преодолевается через минимизацию алчности (мезоуровень), молодой человек становится беззаботным. Он отказывается от гонки за выживание, чтобы не быть обманутым, проявляя социальную пассивность. При всем внешнем благородстве он может стать приживалой в социуме, обузой для окружающих и все же обманутым. Пример: Раневская в «Вишневом саде».
  • 21. Беспечность (мезоуровень), преодолеваемая через минимизацию подозрительности (микроуровень), обусловливает заискивание. Молодой человек в качестве защитной реакции от собственной беспечности демонстрирует окружающим свои мнимые и реальные достоинства, рассчитывая на благожелательное отношение к себе каждого встречного. Пример: Манилов в «Мертвых душах».
  • 22. Беспечность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию авантюризма (микроуровень). Люди такого типа становятся «перестраховщиками». Они в основном озабочены общественной безопасностью и для этого готовы пожертвовать собственной свободой и самостоятельностью. В результате часто получается обратный эффект - врагов видят в любых инициативных людях. Возникает эффект тотальной слежки друг за другом. Пример: градоначальник Угрюм-Бурчеев в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.
  • 23. Алчность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию подозрительности (микроуровень). За этим следует прекраснодушие. Человек постоянно ожидает от окружающих подарков и благодарности за «хорошее поведение». Он идеализирует реальность, а при столкновении с повседневными несправедливостями и равнодушием испытывает жестокие разочарования. Пример: «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина.
  • 24. Алчность (мезоуровень), преодолеваемая через минимизацию авантюризма (микроуровень), ведет к безинициа- тивности. Такое поведение может порождать для индивида проблемы, поскольку делает его зависимым от внешних, «разрешенных» благ. Пример: Обломов Гончарова.

Группы конфликта (3-я графа таблицы по вертикали).

  • 1. Комплекс вины (микроуровень) преодолевается через минимизацию обывательской обособленности (макроуровень). Результат: внушаемость. Такие люди готовы вступать в конфликт, если другие внушат им, что это общественный долг. Их легко вовлечь во всякие социальные движения и скандальные ситуации с самыми разными целями и лозунгами. Под внешними воздействиями они могут поворачиваться в любую сторону подобно флюгеру. Пример: Репетилов из «Горя от ума».
  • 2. Комплекс вины (микроуровень) преодолевается через минимизацию маниакальной скупости (макроуровень). Результат: расточительство. Индивиду кажется, что он виноват перед всеми самим фактом своего существования. Чтобы смягчить эту конфликтную ситуацию, он пытается «откупиться» от социума. Но чем больше он старается, тем больше получает обвинений от от- благодетельствованных. Пример: Князь Мышкин из «Идиота».
  • 3. Чрезмерная расчетливость (микроуровень) преодолевается через минимизацию обывательской обособленности (макроуровень). Результат: прагматизм. Такие люди пытаются стать «благонамеренными» гражданами в глазах общества. Но попытка «стать своими» в референтных группах или более высоком социальном слое увеличивает вероятность их разоблачения как расчетливых эгоистов, потерявших осторожность в сокрытии своих утилитарных целей и потому терпящих поражение. Пример: Чичиков из «Мертвых душ».
  • 4. Чрезмерная расчетливость (микроуровень) преодолевается через минимизацию маниакальной скупости (макро

уровень). Результат: корыстность. Индивид пытается проявить свои «человеческие» качества через неожиданную для самого себя щедрость. Но за ней, так или иначе, скрывается корысть, поскольку он требует благодарности за упущенные им выгоды, за то, что не причинил зла (корыстный мотив, таким образом, остается). Но поскольку добрые дела невозможно «прокалькулировать», индивиду кажется, что он дает больше, чем получает. В результате он вступает в конфликт с «неблагодарными». Пример: мать Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?».

  • 5. Обывательская обособленность (макроуровень) преодолевается через минимизацию комплекса вины (микроуровень). Результат: обиженность. Некоторые индивиды нередко пытаются быть принятыми как полноценные члены общества, апеллируя к своему особому предназначению в социуме. Не меняя неприятия ценностей некоторых авторитетов, эти люди пытаются отстаивать свои ценности и остаются непонятыми. Конфликтность остается и вызывает взаимные обиды. Пример: конфликт «отцов» и «детей» в «Мещанах» М. Горького.
  • 6. Обывательская обособленность (макроуровень) преодолевается через минимизацию чрезмерной расчетливости (микроуровень). Результат: нарциссизм. Такие люди пытаются преодолеть рассудочность и сухость обывательского существования через организацию собственного комфорта и эстетизацию окружающей их предметной среды. Но полностью оградить себя от внешней житейской суеты им не удается, зато возрастают эгоизм и самовлюбленность, равно как и напряжение от противостояния «миру чувств». Пример: Одинцова в «Отцах и детях» Тургенева.
  • 7. Комплекс вины (микроуровень) преодолевается через минимизацию излишней бдительности (мезоуровень). Результат: жертвенность. Индивид в принципе не хочет бороться со злом, надеясь избежать ситуаций, в которых он был бы виноват. Результат: полная незащищенность от зла. Пример: Тихон в «Грозе» Островского.
  • 8. Комплекс вины (микроуровень) преодолевается через минимизацию «мании преследования» (мезоуровень). Резуль

тат: бессовестность. Индивиды утрачивают или не приобретают чувство стыда и самокритичность, отбирая факты, свидетельствующие о том, что большинство окружающих намного хуже, чем пытаются казаться. В результате происходит потеря всяких критериев оценки добра и зла. У этих людей невольно угасают все благородные стремления, чувство ответственности перед другими. Пример: Собакевич в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

  • 9. Чрезмерная расчетливость (микроуровень) преодолевается через минимизацию излишней бдительности (мезоуро- вень). Результат: рационалистичность. Индивид преодолевает свою расчетливость, превращая ее в открытый для окружающих жизненный манифест, в оправдание себя как представителя «полезного разума». В результате происходит полная атрофия лирического мирочувствования, граничащая с цинизмом. Индивид проигрывает схватку за собственное личное счастье, поскольку не понимает, что это такое. Пример: Базаров из «Отцов и детей» Тургенева.
  • 10. Чрезмерная расчетливость (микроуровень) преодолевается через минимизацию мании преследования (мезоуро- вень). Результат: эгоцентризм. Индивид бросает вызов общественному мнению, пытаясь потакать своим низменным побуждениям как альтернативе расчетливости. Тем самым он ставит себя вне моральной ответственности перед ближними за свое поведение, но не избегает их осуждения. Пример: Гурмыжская в «Лесе» Островского.
  • 11. Излишняя бдительность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию комплекса вины (микроуровень). Результат: самоидеализация. Такие люди стремятся раскрепостить себя, свои чувства, намерения, страсти, относясь к ним как к признаку полноты эмоциональной жизни. При этом они не обращают внимания на опасность того, что за такое поведение придется расплачиваться. В результате они рискуют быть использованным в чужой игре, в чужих интересах. Пример: главная героиня рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья».
  • 12. Излишняя бдительность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию чрезмерной расчетливости (микро

уровень). Результат: идеализм. Некоторым индивидам хочется верить всем людям, быть открытыми перед ними. В результате они получают встречный удар со стороны старших «реалистов», осуждающих такую позицию как неразумность или приспособленчество. Пример: Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях» Тургенева.

  • 13. Маниакальная скупость (макроуровень) преодолевается через минимизацию излишней бдительности (мезоуро- вень). Результат: самодовольство. Скупой индивид рано или поздно решается «выйти из тени», чтобы продемонстрировать свои накопления окружающим. Эта демонстрация разворачивается как конфликтное противостояние с «расточителями» богатств. Вместо преодоления своей скупости индивид получает новое ей оправдание и конфликтную ситуацию с осуждающими его «расточителями». Пример: «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина.
  • 14. Маниакальная скупость (макроуровень) преодолевается через минимизацию «мании преследования» (мезоуро- вень). Результат: эгоизм. Индивид твердо верит, что бережливость, доходящая до скупости, сохранит его от любых недоброжелателей, врагов. В результате он остается в перманентном конфликте с щедрыми и чуткими людьми. Пример: отец Чичикова из «Мертвых душ».
  • 15. Обывательская обособленность (макроуровень) преодолевается через минимизацию излишней бдительности (мезоуровень). Результат: высокомерие. Некоторые индивиды нередко позиционируют себя как те, кто облечен особыми «высшими» полномочиями и правами ценными для общества, бесстрашно объявляя войну всем «обывательским» элементам. Они конфликтуют таким образом с подавляющим большинством окружающих, которые подвергают их моральному осуждению. Пример: М. Нагульнов в «Поднятой целине» М. Шолохова.
  • 16. Обывательская обособленность (макроуровень) преодолевается через минимизацию «мании преследования» (мезоуровень). Результат: кастовость. В некоторых группах принято демонстрировать свой кодекс поведения всем, кто им противостоит. Тем самым они ведут себя вызывающе по отношению к своему окружению. Но эта демонстрация не способна обеспечить реальный выигрыш в конфликте, поскольку носит в значительной мере символический, знаковый характер. Пример: революционеры в «Бесах» Ф.М. Достоевского.
  • 17. Излишняя бдительность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию обывательской обособленности (макроуровень). Результат: авторитаризм. Индивид стремится перестраивать социум в соответствии с собственными представлениями о должном; об общественном благе. При этом он уверен в собственной безнаказанности, за что рано или поздно расплачивается. Пример: Угрюм-Бурчеев в «Истории города Глупова» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
  • 18. Излишняя бдительность (мезоуровень) преодолевается через минимизацию маниакальной скупости (макроуровень). Результат: морализаторство. Индивид самоутверждается за счет позиционирования себя в качестве филантропа и бессе- ребренника, чтобы скрыть свое недоверие к людям. Но рано или поздно он попадается на собственной корысти и расчетливости, основанной на скрытом использовании других. Пример: Фома Опискин из произведения М.Ф. Достоевского «Село Степанчико- во и его обитатели».
  • 19. «Мания преследования» (мезоуровень) преодолевается через минимизацию обывательской обособленности (макроуровень). Результат: беззащитность. Свой страх перед другими индивид пытается преодолеть через безрассудную отзывчивость по отношению к потенциальным врагам. Но это его не спасает, поскольку враги чаще всего пользуются этой наивностью. Пример: Заяц в сказке «Заюшкина избушка».
  • 20. «Мания преследования» (мезоуровень) преодолевается через минимизацию маниакальной скупости (макроуровень). Результат: приспособленчество. Такие люди уверены, что можно «купить» собственную защищенность. Но оказывается, что не всякая угроза может быть преодолена таким способом. Тем страшней для них оказывается неожиданный удар со стороны других. Пример: Колесов в пьесе «Прощание в июне» А. Вампилова.
  • 21. Маниакальная скупость (макроуровень) преодолевается через минимизацию комплекса вины (микроуровень). Результат: скопидомство. Индивид пытается оправдывать свою скупость по отношению к окружающим аргументами, не соответствующими общепринятой морали. В результате его даже некому похвалить и он остается наедине с собственным пороком. Это конфликт со всем обществом. Пример: Плюшкин из «Мертвых душ».
  • 22. Маниакальная скупость (макроуровень) преодолевается через минимизацию чрезмерной расчетливости (микроуровень). Результат: жадность. Индивид стремится скрыть свою скупость, стараясь за счет усилий других приобрести богатство, гарантирующее его от бедности навсегда. Со временем оказывается, что он загнан в ловушку зависимости от собственной погони за богатством, превращающимся в смысл его жизни. Пример: Чичиков в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.
  • 23. «Мания преследования» (мезоуровень) преодолевается через минимизацию комплекса вины (микроуровень). Результат: самооправдание. Такие люди ищут аргументы в защиту собственного асоциального поведения, порицаемого общественной моралью. Тем самым они оправдывают свой аморализм, пока не попадают под общественный суд. Пример: Глумов в пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
  • 24. «Мания преследования» (мезоуровень) преодолевается через минимизацию чрезмерной расчетливости (микроуровень). Результат: стихийность. Индивид может оказаться настолько неспособным прогнозировать опасность, что постоянно ожидает неприятностей. Для самозащиты он ведет себя бесшабашно, импульсивно, надеясь на «счастливый случай». За это часто бывает бит или неожиданно вознагражден. Пример: Хлестаков из «Ревизора».

Группы партнерства (4-я графа таблицы по вертикали)

  • 1. Скептицизм (микроуровень) преодолевается через минимизацию выжидательности (макроуровень). Результат: гиперкритицизм. Такие люди стараются найти единомышленников, чтобы оправдать свое недовольство и недоверие в отношении к окружающим. Поэтому они вступают в диалог со всеми, кто готов поддерживать их негативные оценки или хотя бы не возражать им. Новая проблемная ситуация возникает из-за демонстративной критики членами сложившейся группы существующего положения дел, что вызывает сопротивление со стороны тех, кого оно устраивает. Пример: Чацкий в «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
  • 2. Скептицизм (микроуровень) преодолевается через минимизацию мелочности (макроуровень). Результат: революционность. Скептическое отношение к обществу через поиск его принципиальных недостатков переходит у индивидов в попытки активной борьбы с ними. Проблемность возникает из-за сохранения скептицизма по отношению даже к собственным действиям, что приводит к предельному максимализму и бескомпромиссности. Пример: революционеры в романе А.М. Горького «Мать».
  • 3. Гипертрофированная рефлексивность (микроуровень) преодолевается через минимизацию выжидательности (макроуровень). Результат: теоретизирование. Такие люди стремятся найти социально конструктивный выход своей рефлексивности через создание проектов, программ, решений, имеющих общественное значение. Но излишняя умозрительность, сохраняющаяся в этом случае, может приобрести социально значимый масштаб, опасный для общества как затраты времени и усилий на недостижимые цели. Пример: Шигалев в «Бесах» Ф.М. Достоевского.
  • 4. Гипертрофированная рефлексивность (микроуровень) преодолевается через минимизацию мелочности (макроуровень). Результат: философствование. Индивиды, компенсируя недостаточность социального опыта, пытаются отыскать пути для реализации своих размышлений о социуме в обобщенных и абстрактных рассуждениях. Но невнимание «к деталям» может лишить такие попытки моральных оснований. Пример: Раскольников из «Преступления и наказания».
  • 5. Скептицизм (микроуровень) преодолевается через минимизацию благоразумия (мезоуровень). Результат: мизантропия. Индивид универсализирует свой скептицизм, подозревая окружающий социум в неисправимой порочности. Создается проблемная ситуация полной бескомпромиссности, изолирующей индивида от общества. Пример: Альцест в «Мизантропе» Мольера.
  • 6. Скептицизм( (микроуровень) преодолевается через минимизацию нигилизма (мезоуровень). Результат: реалистичность. Индивид строит рационалистичную картину мира, руководствуясь практической полезностью, чтобы оправдать свое недоверие по отношению к идеалистическим иллюзиям и риторике. Но это не приводит его к конструктивным позитивным последствиям в социуме, где доминируют консервативные ориентации или не выгодна социальная полезность. Пример: Адуев старший в «Обыкновенной истории» Гончарова.
  • 7. Гипертрофированная рефлексивность (микроуровень) преодолевается через минимизацию благоразумия (мезоуровень). Результат: аффективность. Инидивид пытается исключить рассудочность по отношению к кому-либо из окружающих, давая волю чувствам. Но, не имея достаточного опыта эмоциональной жизни, он не способен к конструктивному поведению в мире чувств. Пример: Арбенин в драме Лермонтова «Маскарад».
  • 8. Гипертрофированная рефлексивность (микроуровень) преодолевается через минимизацию нигилизма (мезоуровень). Результат: одержимость. Недостаточность жизненного опыта побуждает таких людей концентрироваться на определенной идее и пытаться воплотить ее совместно, собираясь в группу единомышленников. Это - альтернатива неверию окружающих в возможность позитивной социальной активности. В ходе оппозиционной борьбы они становятся рабами этой идеи, принося в жертву весь социокультурный контекст ее реализации. Пример: Рахметов в «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.
  • 9. Благоразумие (мезоуровень) преодолевается через минимизацию выжидательности (макроуровень). Результат: самомнение. Индивид стремится преодолеть свою бездушность и отсутствие эмоциональных привязанностей, агрессивно демонстрируя окружающим оправданность этой позиции, отыскивая для нее моральные основания. В результате он еще больше утверждается в собственной бесчеловечности. Пример: Петр Верховенский из «Бесов» Достоевского.
  • 10. Благоразумие (мезоуровень) преодолевается через минимизацию мелочности (макроуровень). Результат: малодушие. Индивид старается не обращать внимания на обстоятельства и отказывается от благоразумной сдержанности, блокирующей мир чувств. Но игнорирование препятствий не заменяет их преодоления. Возникает проблемная ситуация эмоциональной привязанности к ближнему в сочетании с неспособностью к решительным действиям для ее сохранения и закрепления. Пример: Борис в «Грозе» Островского.
  • 11. Нигилизм (мезоуровень) преодолевается через минимизацию выжидательности (макроуровень). Результат: гневливость. Свои отрицательные реакции на что-либо такие люди преодолевают за счет неконтролируемых проявлений негативных эмоций по отношению к окружающим. Они все время невольно ищут в социуме оправданности таких реакций. Это поддерживает их в раздраженном, взбудораженном состоянии. Пример: Ноздрев в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.
  • 12. Нигилизм (мезоуровень) преодолевается через минимизацию мелочности (макроуровень). Результат: максимализм. Индивид стремится превратить отрицание в утверждение через стремление «осчастливить» все человечество своей бескомпромиссной борьбой за торжество позитивных идеалов. Пренебрежение «мелкими» обстоятельствами повседневной жизни, мешающими этой борьбе приводит к оторванному от жизни идеализму. Пример: Сокол в произведении М. Горького «Песня о Соколе».
  • 13. Выжидательность (макроуровень) преодолевается через минимизацию скептицизма (микроуровень). Результат: созерцательность. Индивиды вместо собственной организации совместной социальной активности предпочитают примкнуть к уже существующим объединениям и быть там ведомыми. Упрощая себе таким образом задачу в выборе направления социальной активности, они попадают в зависимость от волевых, инициативных индивидов с часто неблагоприятными для себя последствиями. Пример: Шатов в «Бесах» Ф.М. Достоевского.
  • 14. Выжидательность (макроуровень) преодолевается через минимизацию гипертрофированной рефлексивности (микроуровень). Результат: фатализм. Индивид «плывет по течению», действуя ситуативно, не задумываясь о последствиях. В этом его поддерживает убеждение, что «от судьбы не уйдешь», и он оправдывает необдуманность собственных действий ссылкой на «высшие силы». Пример: «Фаталист» Лермонтова.
  • 15. Мелочность (макроуровень) преодолевается через минимизацию скептицизма (микроуровень). Результат: суетливость. Индивид стремится получить односторонние преимущества, заменяя свою привычную, вызванную неопытностью ориентацию на частности притязаниями на получение «крупного» целостного блага. Но из-за недостатка навыков не может реализовать это желание, поскольку не понимает значимости возможного обобщенного результата, находясь в плену привычных «мелочных» его оценок. Пример: главный герой пьесы А. Островского «Красавец мужчина».
  • 16. Мелочность (макроуровень) преодолевается через минимизацию гипертрофированной рефлексивности (микроуровень). Результат: мещанство. Индивид принимает как одинаково важное все, что поддерживает у него самодовольство и оптимизм, оправдывая таким образом свои мелочные интересы. Пример: Липочка в пьесе А. Островского «Свои люди - сочтемся».
  • 17. Выжидательность (макроуровень) преодолевается через минимизацию благоразумия (мезоуровень). Результат: одержимость. Индивид пытается быть решительным, не задумываясь о последствиях. Но привычная выжидательность остается, превращая его в вечно томящегося по достижению реального результата. Пример: Желтков в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна.
  • 18. Выжидательность (макроуровень) преодолевается через минимизацию нигилизма (мезоуровень). Результат: самообман. Индивид стремится прекраснодушием и оптимизмом компенсировать социальную пассивность. Но нежелание думать и напрягаться приводит к оторванным от жизни фантазиям и мечтательности. Пример: Манилов в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.
  • 19. Мелочность (макроуровень) преодолевается через минимизацию благоразумия (мезоуровень). Результат: занудство. Индивид пытается компенсировать свою мелочность через преувеличение значимости частностей, вызывающих у него беспокойство. В результате он становится для себя и других тираном в социальных взаимодействиях. Пример: жених в «Свадьбе» Чехова.
  • 20. Мелочность (макроуровень) преодолевается через минимизацию нигилизма (мезоуровень). Результат: накопительство. Индивид верит в важность всего, что его окружает в его повседневной жизни, начиная от предметов быта и кончая приметами. Тем самым он оправдывает свою мелочность и погрязает в бытовой рутине. Пример: Коробочка в «Мертвых душах».
  • 21. Благоразумие (мезоуровень) преодолевается через минимизацию скептицизма (микроуровень). Результат: креационизм. Индивид пытается рисковать во взаимодействиях с близкими, отступая от своего традиционного благоразумия. В результате он попадает в зависимость от реакций своего окружения, изобретая все новые способы принести ему пользу. Пример: Штольц в романе «Обломов» Гончарова.
  • 22. Благоразумие (мезоуровень) преодолевается через минимизацию гипертрофированной рефлексивности (микроуровень). Результат: беззащитность. Индивид начинает сопереживать своим ближним ценой утраты осторожности, несоблюдения нужной межличностной дистанции. Соответственно, чрезмерная эмпатия порождает проблемную ситуацию открытости этого индивида для реализации любых намерений. Пример: Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского.
  • 23. Нигилизм (мезоуровень) преодолевается через минимизацию скептицизма (микроуровень). Результат: безверие. Люди такого типа под давлением страха перед проявлениями жестокости и несправедливости обращаются к идее всесильно- сти добра, несмотря на подспудное недоверие к ней. Но первое же столкновение с противоречащими ей реальными событиями приводит их к отрицанию идеализма в принципе. Пример: главный герой произведения Э.Л. Войнич «Овод».

24. Нигилизм (мезоуровень) преодолевается через минимизацию гипертрофированной рефлексивности (микроуровень). Результат: консерватизм. Индивид стремится к сохранению взаимоотношений с близкими на основе человеческих привязанностей или страха перед наказанием. Для этого он принимает нормы и ценности, провозглашаемые в окружающем социуме, как ограничения пространства для самореализации. Возникает опасность быть используемым более опытными окружающими, проводящими различия между декларациями и реальным поведением. Пример: Феклуша-странница в «Грозе» А. Островского.

Рассмотренные проблемные ситуации, возникающие в различных контекстах социального взаимодействия, обусловлены тем, что их истоки - на одном уровне социокультурного пространства, а поиски решения - на другом. Соответственно речь идет об усугублении той проблемы, от которой они хотели избавиться.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >