Картографическая агрессия современной Японии и проблемы безопасности России на Дальнем Востоке

Аннотация. В § 2.5 представлены актуальные аспекты картографической агрессии современной Японии, а также проблемы безопасности России на Дальнем Востоке.

Ключевые слова: картография, агрессия, безопасность государства, проблемы, Вторая мировая война, вооруженная борьба.

В ноябре 2017 г. ИА REGNUM провел опрос россиян, в котором приняли участие 54 309 человек. Порадовала репрезентативность по числу оставшихся неравнодушными, по охвату различных социальных слоев и возрастов россиян. 89 % респондентов заявили: Курилы при любом развитии отношений между Россией и Японией должны оставаться российскими. И это при том, что, к сожалению, опрос показал, что лишь 54-55% опрошенных достаточно хорошо информированы по существу вопроса, а остальные, очевидно, не имеют четкого представления о том, кому принадлежит приоритет в первооткрытии и перво- освоении Курильских островов, как исторически решался вопрос об их государственной принадлежности и в чем суть современных японских подходов по этому вопросу.

Не вдаваясь в исторический анализ этих вопросов, отмечу, что вплоть до реформ Мэйдзи - ликвидации военно-бюрократической системы японского государственного устройства (сёгунатства) в 1867-1868 г. и возвращения власти в руки императора Муцухито, как свидетельствуют карты «Полного атласа Японии», не только Курильские острова, но и один из островов современной Японии - Хоккайдо не входили официально в состав этой страны[1].

Курильские острова по нормам международного права тех лет исконно принадлежали именно Российской империи. Жесты доброй воли по передаче южных Курил, а фактически и Хоккайдо /независимое от Японии и заселенное преимущественно айнами княжество Матмай/, половина населения которого платило ясак в российскую казну) Японии в 1855 г. во имя установления добрососедских отношений и развития торговли, а затем, в 1875 г. и всех Курил в обмен на полный отказ японской стороны от претензий на Сахалин, были восприняты императорской Японией не адекватно.

В результате Японско-Русской войны 1904-1905 г. Япония аннексировала и южную часть принадлежавшего России Сахалина, проводила агрессивную политику в отношении Советской России в годы иностранной интервенции. Япония возглавляла войска Антанты в годы иностранной интервенции, пыталась хозяйничать на Дальнем Востоке и в Сибири, захватила и удерживала до 1925 г. северную часть Сахалина. Она была союзницей фашистской Германии в канун и в годы Второй мировой войны: события у приграничного оз. Хасан и агрессия в дружественной Монголии на р. Халхин-Гол в целях создания плацдарма агрессии против СССР в сторону Байкала, провокационная активность миллионной Квантунской группировки войск в Маньчжурии в период войны (схема).

Схема. Агрессии Японии на Дальнем Востоке в 1930-е г.

В сложный для наших союзников период лета 1945 г., когда ими считалось, что для победы над Японией понадобиться не менее 1,5 лет при потерях миллиона американских и полумиллиона британских войск, Советский Союз в ответ на просьбы руководителей союзных держав вступил в войну против Японии. При решающей роли советских войск под командованием Маршала Советского Союза А.М. Василевского, разгромивших миллионную Квантунскую группировку японских войск в Маньчжурии и войска 5-го фронта на Сахалине и Курилах Япония была вынуждена капитулировать.

Курильские острова были возвращены России на основании ялтинских и потсдамских решений глав союзных держав по факту безоговорочной капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. Это закреплено картой-приложением к Меморандуму № 667 командующего войсками союзных держав в Японии генерала Д. Макартура императорскому правительству от 29 января 1946 г. и рядом международно-правовых документов (в том числе, мирный договор 1951 г., Сан-Франциск, с подписью Японии). Япония постоянно муссирует реваншистскую по сути тему о «северных территориях», более того, в 2009 г. законодательным решением парламента официально провозгласила наши южные Курилы своей неотъемлемой частью.

Что касается японских территориальных претензий к России, то они касаются не только южных Курил, хотя это неправомерно с точки зрения международного права, закрепившего итоги Второй мировой войны, в которой Япония как один из главных виновников ее развязывания потерпела поражение и была наказана мировым сообществом. Есть много свидетельств того, что реваншистские притязания к южным Курилам не ограничиваются. В мае 1988 г. по заказу японского правительства был подготовлен «Промежуточный отчет по исследованию внешней политики и комплексного обеспечения национальной безопасности» (Токио. Май 1988. С. 13).

«Япония должна продолжать требования о возврате всех северных территорий... Заключить японо-советский мирный договор после возвращения четырех северных островов. Япония должна пытаться заключить японо-советский мирный договор, включая возвращение всех Курильских островов. Объявить пункт с) 2-й статьи мирного договора с Японией (Сан-Франциск. - В.З.), в котором утверждается, что Япония отказывается от Курил, недействительным». То есть ревизовать международный договор, поставивший точку во Второй мировой войне, подписанный Японией.

В ежегодно издаваемом на японском и английском языках официальном правительственном документе «Белая книга по обороне Японии», начиная с первого выпуска в 1981 г., «северные территории» обозначаются еще более фривольно. Как в выпуске за 1981 г., так и в издании 1996 г. «К новой эпохе», и в варианте «Белой книги» 2014 г.

Японские границы обозначены в районе Курильских островов севернее острова Итуруп, а «спорные территории» простираются до середины острова Сахалин и полуострова Камчатка, отсекая от нее все Курилы. Кто-то скажет: «Да это же военные! Они всегда куда-то стрелы рисуют». Но, во-первых, такие же картографические агрессии совершаются и в гражданских, в т. ч. МИДовских, изданиях; во-вторых, именно такие картографические агрессии (фривольно проведенные границы) были использованы японцами для оправдания упомянутых мной агрессий у оз. Хасан и р. Халхин-Гол.

Что это, как не рецидив прошлого, как стремление обосновать захват оспариваемых территорий вооруженным путем, чем грозят политики и к чему настойчиво готовятся вооруженные силы Японии. Минобороны Японии уже давно вело подготовку, а в 2017 г. непосредственно приступило к созданию нового рода войск - морской пехоты как части спешно формируемых сил быстрого развертывания. О чем это говорит? Подобная структура в «силах самообороны» страны отсутствовала из-за ограничений, закрепленных в 9-й статье послевоенной Конституции, гласящей, что японский народ отказывается «на вечные времена от войны как суверенного от права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». В статье также содержится запрет на создание сухопутных, морских, воздушных и прочих военных сил. И это сильно ограничивало деятельность японского военного ведомства, не связанную непосредственно с обороной страны, хотя и это противоречило 9-й статье. А морская пехота - это ударный род войск, предназначенный для наступательных операций и прежде всего на заморских территориях противника.

Что же делать? Как говорится, «Нельзя, но очень хочется!» Статью 9-ю отменить не удается - не набирается необходимых для этого 2/3 голосов парламентариев. Поэтому в марте 2016 г. правительство Японии добилось вступления в силу Закона о национальной безопасности, согласно которому Токио теперь может посылать войска в любую точку мира для «поддержки союзников и защиты жизни и интересов граждан Японии». Силы быстрого развертывания как раз и призваны быть на острие японской «Стратегии копья» и, как планируется, будут содержать помимо соединения морской пехоты еще по четыре мобильных дивизии и бригады, включать армейскую, морскую и воздушную составляющие, и станут одним из главных инструментов реализации новой военной политики Японии.

Япония и без того обладает современными вооруженными силами (в рейтинге самых сильных армий Credit Suisse Япония умудрилась занять твердое 4-е место после Китая, а объем ее военного бюджета превышает военные расходы ядерной Франции), которые именуются «силами самообороны», хотя никто не может назвать того, кто же в последние семь веков угрожал японской территории, и кто собирается сейчас напасть на эту страну, если, конечно, она сама, как это было не раз в ее истории, не совершит агрессию. «Силы самообороны» - это современные армия, авиация и флот, способные к военным операциям на своей территории и за рубежом. Военно-морские силы обладают крупными авианесущими кораблями или оборонительными эсминцами, хотя по водоизмещению и вооруженности их следует относить к ударным авианесущим крейсерам, способным принимать не только вертолеты, но и самолеты вертикального взлета и посадки.

Ближайший к Курилам японский остров Хоккайдо военнополитическим руководством Японии и США рассматривается как основной плацдарм для эскалации военных действий на Дальнем Востоке в случае военного конфликта с Россией. На нем дислоцирован более чем 50-тысячный контингент (Северная армия), включающий бронетанковую и пехотную дивизии, 7 разнородных бригад, 2 группы (танковую и армейской авиации), 3 отдельных полка, батальоны военной разведки и РЭБ, противотанковый/противодесантный дивизион. Армия располагает около 700 танками, 800 артиллерийскими и минометными системами и до 90 боевыми самолетами. Построенный между островами Хоккайдо и Хонсю туннель Сэйкан позволяет быстро наращивать эту группировку (до 5 дивизий в сутки).

В последнее время на остров поставлено 16 пусковых установок новых противокорабельных ракет (ПКР) SSM-I японского производства (боекомплект каждой ПУ - шесть ракет), сформирован ракетный полк. Часть новейших японских «эсминцев» (например, проекта «Атаго») оборудована системой Aegis. «Таканами» вооружены системой вертикального пуска ракет Мк 41, которая приспособлена в том числе и для «Томагавков». Но пока американцы не решаются поставлять их Японии, поэтому Минобороны страны решило начать разработку своих аналогичных ракет, которыми можно будет наносить удары по морским целям и наземным. Своих планов в министерстве не скрывают: основная цель ракет - «вернуть острова, занятые врагами». Предполагается, что такой японский «Томагавк» с дальностью более 300 км будет готов к 2022 г. Ракета станет универсальной. Удар можно будет нанести не только с боевого корабля, но и с самолета или с берега.

Кроме того, в 2018 г. летчики японских сил береговой обороны получат новые ракеты XASM-3, более точные, дальнобойные и разрушительные, чем предыдущая модель ASM-2. ВВС Японии получат на вооружение около 40 новых боевых самолетов малой заметности пятого поколения F-35B («Лайтнинг-2»), которые закупаются в США. Итак, Токио сможет не только обороняться, но и вести наступательные действия. Япония пошла на размещение на севере о. Хонсю американских береговых систем, окружающей Россию, системы ПРО Aegis Ashore. Это явно нарушит японский суверенитет, так как поставит Японию (желает она того или нет) перед угрозой попасть под ответный удар, хотя и без того США имеют на территории этой страны более 90 военных баз. Система должна заработать в 2023 г. Параллельно сами японцы собираются повысить дальность 28 наземных противоракетных комплексов Patriot РАС-3. Но это «мелочь», а вот свой «Томагавк» призван произвести огромный эффект!

Курильские острова остаются «горячей темой» в российско- японских отношениях не потому, что для российской стороны это является юридической «проблемой» прохождения дальневосточных границ - по итогам Второй мировой войны Курилы были полностью и законно признаны территорией СССР Российской Федерацией в его составе, а значит, являются неотъемлемой частью российской территории. С этим согласилось все международное сообщество, более того, именно на таких условиях и Япония строила все свои отношения с нашей страной до появления в этой стране активных реваншистов.

Опасность состоит в том, что с утратой даже только южных Курил Россия теряет контроль над ныне внутренним Охотским морем, лишается единственного глубоководного незамерзающего пролива, позволяющего проходить через него нашим ПЛА в подводном положении, утрачивает значительную часть акватории, богатой биологическими ресурсами, создает (с чем соглашаются японские официальные лица) возможность для размещения на них в соответствии с японоамериканским «договором безопасности» военных баз США, что в целом создаст угрозу безопасности нашему Отечеству.

Конечно же, руководство России видит военные угрозы со стороны Японии и ее сюзерена и принимает меры к укреплению боевой устойчивости своих островных территорий, размещает на них мощные береговые подвижные противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион» наращивает возможности восстановленной пулеметно-артиллерийской дивизии и других войск и сил. Нужны жесткие переговоры, которые регулярно ведутся на высшем уровне. Важны откровенные переговоры на уровне руководителей военных ведомств, обмен мнениями между военными учеными, подобно тому, как мне и офицеру Генерального штаба полковнику А. Шлындову приходилось вести в 1996 г. в Академии обороны и ОКНШ вооруженных сил Японии.

Однако необходимы: твердый отпор любым поползновениям на российские территории, включая так называемое «совместное освоение» южных Курил, причем, как того желают японцы, фактически на условиях их экстерриториальности; просвещение россиян, разоблачение спекуляций на тему «неопределенности их статуса».

В ноябре 2017 г. к Президенту РФ обратились ветераны войны с Японией, в том числе генералы М.А. Гареев и Т.Г. Щудло, представители общественности (всего 93 подписанта). Это Обращение поддержано СМИ, десятками людей, заявляющих о готовности поставить подписи под ним. Но Обращение по бюрократической процедуре спущено в органы Правительства РФ, откуда поступают отписки, и есть опасность того, что оно не дойдет до адресата. Именно восстановление Дня Победы над Японией может стать подтверждением незыблемости послевоенных границ России. Япония из-за беззубости бюрократии, ее неуважения к решенной кровью предшественников проблеме границ, проявляет граничащую с забвением уроков войны настойчивость в вопросе о Курилах.

Выводы: реваншистско-ревизионистская активность правящих кругов Японии во многом связана с неадекватно воспринимаемыми в некоторых кругах российской «элиты», а вслед за ними и обывательской средой в нашем обществе, значимости для судеб мира достигнутой ценой крови советских воинов победы над милитаристской Японией и принуждением ее к безоговорочной капитуляции в результате Дальневосточной кампании Вооруженных Сил СССР, что спасло не только более 1,5 млн жизней американцев, британцев, китайцев, но и 10 млн жизней японцев. Об этом свидетельствует тот факт, что установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 г. и никем не отмененный праздник 3 сентября - День Победы над Японией не вошел в перечень памятных дат и Дней воинской славы в теперешней России. Эту несправедливость по отношению к памяти советских воинов, поставивших ценой тысяч жизней точку во 2-й Мировой войне, необходимо устранить.

Библиографический список

  • 1. Литвинов Н.Н. Стратегический менеджмент на примере Азиатско-Тихоокеанского региона: монография. М., 2010. 200 с.
  • 2. Стратегия национальной безопасности США. 2015. URL: https: // inosmi.ru/op_ed/20150213/22.html (дата обращения: 12.02.2018).
  • 3. Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 года. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
  • 4. Фридман Дж. Горячие точки. Геополитика, кризис и будущее мира. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
  • 5. URL: www.twirpx.com/file/2031756/ (дата обращения:
  • 12.02.2018).

  • [1] Teikoku’s Complete Atlas of Japan. Tokyo: Teikoku-Shoin Co., Ltd., 1982.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >