Современная геополитическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Аннотация. В § 2.3 отражены актуальные военно-политические аспекты сферы геополитики применительно к АТР, обусловленные объективной необходимостью противодействия возможным внешним и внутренним военным угрозам России.

Ключевые слова: геополитическая ситуация, НОАК КНР, АТР, безопасность государства, конкурентоспособность, военный конфликт, переселение, демография, военная мощь.

Геополитическая ситуация в АТР будет определяться, в первую очередь, характером развития КНР - единственной страны в мире, которая реально претендует на статус сверхдержавы, не просто сравнимой с США по своей комплексной государственной мощи, но и превосходящей их. КНР добилась колоссальных экономических успехов, которые теперь конвертирует в военную мощь, а также в геополитическое влияние. В то же время, перед страной стоит ряд специфических проблем, в основе которых лежит крайняя перенаселенность этой страны.

Занимая первое место в мире по объемам промышленного производства, причем с уже очень значительным отрывом от США, Китай вынужден сдерживать его рост по целому ряду причин: (1) слишком быстрый рост может привести к очень сильному «перегреву» экономики; (2) он требует слишком много ресурсов, что становится проблемой не только для Китая, но и для мира; (3) в Китае сложилась крайне сложная экологическая ситуация, которая также начинает становиться проблемой не только для Китая, но и для мира в целом.

Торможение темпов роста промышленного производства снижает и потребности в рабочей силе. Кроме того, экономические успехи страны должны иметь в качестве одного из воплощений рост благосостояния населения. Однако это, в свою очередь, ведет к снижению конкурентоспособности многих отраслей китайской промышленности, поскольку эта конкурентоспособность в значительной степени была основана на крайней дешевизне рабочей силы. Заметен процесс переноса ряда производства из Китая в страны Южной и Юго-Восточной Азии, где зарплаты рабочих значительно ниже, чем в Китае. Кроме того, политика «одна семья - один ребенок» породила ряд опасных демографических диспропорций, что привело к недавней отмене этой политики. Но и эта отмена может породить новые диспропорции и привести к дальнейшему росту перенаселения.

Данные тенденции могут привести к заметному росту безработицы в стране, что может обернуться весьма неприятными социально- политическими последствиями.

Как многократно говорилось ранее, единственным выходом из всех противоречий внутреннего развития Китая является внешняя экспансия. Эта экспансия официально провозглашена не просто важнейшей целью внешней и внешнеэкономической политики страны, но, по сути, стала ее синонимом. Оформлением этой экспансии является концепция «Нового Шелкового пути», затем трансформированная в программу «Один пояс - один путь». Она подразумевает создание транспортных коридоров с территории Китая в западном направлении, которые должны «обрасти» различной инфраструктурой, в т. ч. новыми производствами. Это позволит не только поддерживать промышленное производство в самой КНР, но и вынести его за пределы страны, что будет сопровождаться и экспортом рабочей силы.

Реализация программы позволит втянуть в сферу влияния Пекина, по сути, всю Евразию и Африку. В данный момент программа находится на своем начальном этапе, однако проникновение Китая в страны Восточного полушария идет очень быстрыми темпами. Особенно это заметно в Африке, но также охватывает подавляющее большинство стран Азии и Европы. Можно отметить, что в Китае создана специальная программа для установления максимально тесных контактов со странами Восточной Европы. Чем беднее страна и больше в ней коррупции, тем легче Китаю установить в ней свое влияние. В ближайшее время Китай будет очень активно «осваивать» Украину по мере ее дальнейших хаотизации и разграбления. Однако очень активно идут на укрепление экономических связей с Китаем и страны Западной Европы, поскольку весьма сильно нуждаются в китайских инвестициях. Примечательно, что из китайского проекта полностью исключена азиатская часть России. Очевидно, это означает, что применительно к этой территории у Пекина есть особые планы.

Формально данный вариант экспансии носит чисто экономический характер, но она автоматически сопровождается и демографической экспансией (в виде экспорта рабочей силы, численность которой будет исчисляться миллионами человек). При этом нельзя не отметить беспрецедентного роста военной мощи КНР в последние два десятилетия с тотальным обновлением вооружения и техники практически без сокращения их количества (сокращениям подвергается только личный состав низкокачественной пехоты). В последнее время вслед за техническим обновлением последовала радикальная организационная перестройка НОАК. Постепенно начинается выход НОАК за пределы границ КНР. В первую очередь, разумеется, этот выход воплощается в глобальной деятельности ВМС НОАК, которые уже стали полноценным океанским флотом.

В настоящее время Китай активно формирует цепь ВМБ и ПМТО для своих ВМС, известную под названием «Нить жемчуга». Она начинается от острова Хайнань и островов Парасельских и Спрат- ли (что заведомо означает невозможность каких-либо уступок со стороны Пекина по вопросу их принадлежности). Далее «Нить жемчуга» доходит до восточного побережья Африки и, возможно, в ближайшее время выйдет, обогнув Африку с юга, в Атлантический океан. Первая полноценная зарубежная военная база НОАК создана в Джибути, вторая в ближайшее время появится в пакистанском Гвадаре, количество ПМТО уже приближается к двум десяткам. Тем самым, осуществляется силовое обеспечения «Одного пояса и одного пути».

Единственными странами, активно противостоящими китайским планам, являются Япония и Индия. Этот факт подтверждает полную бесперспективность многолетних попыток Москвы построить различные геополитические конструкции с участием одновременно Китая и Индии. Данные попытки ведут лишь к быстрому сближению Индии (важнейшего потенциального стратегического союзника России) с США. Полностью исключена из китайских планов КНДР, причем не только в силу автаркии, но и из-за резкого ухудшения отношений с КНР. Что касается позиции США, то из-за «фактора Трампа» предсказать ее практически невозможно. Впрочем, можно отметить, что фактически имеет место сговор Вашингтона и Пекина по совместному экономическому «удушению» Пхеньяна, причем Москва, вопреки собственным интересам подыгрывает этому сговору.

В целом, все геополитические сюжеты в АТР будут в той или иной степени связаны с действиями КНР. При этом для Пекина внешняя экспансия в различных формах имеет безальтернативный характер с точки зрения перспектив развития страны.

Библиографический список

1. Литвинов Н.Н. Стратегический менеджмент на примере Азиатско-Тихоокеанского региона: монография. М., 2010. 200 с.

2. Литвинов Н.Н., Литвинова О.Н. Корпоративный менеджмент в

Азиатско-Тихоокеанском регионе. М.: Гном и Д, 2006. 114 с.

3. Фридман Дж. Горячие точки. Геополитика, кризис и будущее

мира. СПб.: Питер, 2016. 400 с. URL: https://www.twirpx.com/

Ше/2031756/ (дата обращения: 12.02.2018).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >