Цифровизация учета финансовых операций
При наличии соответствующего программного обеспечения и единой цифровой учетной единицы становится возможным ведение децентрализованного бухгалтерского учета, основанного на записях в цепи распределенного реестра. В настоящее время учет ведет каждая организация, фактически одно и то же событие отражается два и более раз, ибо каждый контрагент должен провести его в своей отчетности. Единый реестр мог бы позволить организациям фиксировать транзакции в одной цепи, обеспечивая достоверность всех совершенных операций с точки зрения ведения бухгалтерского учета. Тогда источником информации будет являться не бухгалтерская отчетность конкретной компании, а запись в реестре. В перспективе организации станут потребителями информации, которая генерируется в блокчейне государственного органа, а не наоборот. Подобный механизм позволит существенно сократить время проведения проверок, более того, одновременно может проверяться совокупность компаний отдельной отрасли или региона, так как контролю будет подлежать не финансовая отчетность каждой организации, а часть цифровой цепи, содержащей информацию обо всех совершенных операциях (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Модель аудита финансовой отчетности при децентрализованном бухгалтерском учете
Вопрос о возможности создания децентрализованной системы бухгалтерского учета не раз становился темой дискуссий Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) и Совета по стандартам финансового учета США (FASB). Наиболее обсуждаемыми стали вопросы об обеспечении безопасности и доступности данных, также в центре внимания оказались вопросы об увеличении скорости вычислений и необходимости изменения стандартов, нормативных требований1.
Исследования перспектив внедрения технологии распределенного реестра в финансовый сектор на государственном уровне сегодня ведутся во многих странах мира. Не менее интересен и опыт частного сектора, в частности тех компаний, которые занимаются практической разработкой систем учета: Libra, Verady, Stampery. Примером наиболее содержательной модели является канадский проект PayPie, развитием которого занимаются специалисты с опытом работы в крупнейших международных компаниях, таких как Microsoft, Citrix, Bosch, IBM, Deloitte, KPMG, Bank of America. Несомненно, возникает множество вопросов по поводу практического применения разработанной системы, однако технологические идеи проекта действительно заслуживают особого внимания.
Согласно концепции PayPie информация о каждом совершенном факте хозяйственной жизни вводится в единый реестр вручную или автоматически в зависимости от характера операции. Данные цепочки впоследствии используются для расчета доходов, расходов, кредиторской, дебиторской задолженности и т.д. для составления финансовой отчетности. Преимущество программного обеспечения PayPie заключается в том, что оно позволяет формировать отчетность разного вида и содержания за любой период времени, подстраиваясь под потребности внешних пользователей — кредитных организаций, инвесторов, контрольных органов. Вместе с тем системой предусмотрена оценка кредитных рисков и автоматическая проверка финансового положения, основанная на транзакционной истории. Подобная система имеет большие перспективы и в части прогнозирования банкротства, финансовых нарушений, да и просто оценки. Это становится возможным благодаря структурированию и последующему анализу данных цепи блоков. Система PayPie строится на платформе Ethereum, а значит, открывается доступ к созданию смарт-контрактов. Умные контракты могут заключаться с поставщиками, покупателями, кредитными и иными организациями. Применение данного технологического решения будет способствовать минимизации сумм задолженностей.
Еще одним примером может послужить проект Ledgerium, официальная техническая документация которого появилась летом 2018 г.[1] [2] По заявлению разработчиков, в основу решения легла концепция тройной бухгалтерии (рис. 2.11). Так, система Ledgerium для ведения бухгалтерского учета предполагает осуществление трех записей: по «дебету» одной стороны сделки (полученные средств), по «кредиту» —другой (переданные средства) и в блокчейне (полученные и переданные средства с указанием сторон). Благодаря технологии блокчейн стала доступна модель ведения учета, при которой исчисление прибыли может происходить после каждой хозяйственной операции. Но здесь важнее то, что формирование отчетности происходит при наличии третьей записи, которая подтверждена обеими сторонами и признана достоверной. Также проектом предлагается обеспечить доступ к реестру государственным органам и аудиторским компаниям, если компания даст свое согласие[3].

Рис. 2.11. Концепция тройной бухгалтерии Ledgerium
Источник: Ledgerium whitepaper. URL : https://www.ledgerium.net/files/Ledgerium_ Whitepaper.pdf (дата обращения: 24.11.2018).
В целом переход к децентрализованному бухгалтерскому учету может происходить параллельно с использованием традиционной системы. Единственным условием является наличие цифровой учетной единицы
2.5. Совершенствование механизмов государственного финансового контроля
и, соответственно, платформы. В общем, процесс формирования и предоставления отчетности может происходить следующим образом: каждая совершенная транзакция с цифровой учетной единицей фиксируется в распределенном реестре; посредством машинного обучения информация структурируется, дополняется данными внесенными «вручную» (операции, которые не сопряжены с движением денежных средств); после чего как компании, так государственные органы получают возможность сформировать на основе полученных данных необходимые формы отчетности. В то же время реестр, где фиксируются транзакции, имеет все тот же равноранговый доступ к информации. Контрольные органы получают возможность непрерывного мониторинга финансовой деятельности объектов контроля. Так, система учета, построенная с использованием технологии распределительного реестра, позволила бы существенно сократить ошибки, неточности и злоупотребления при ведении бухгалтерского, бюджетного учета за счет автоматизации записи части операций.
Данное решение позволит автоматически сохранять транзакции, записанные в полном объеме с учетом времени совершения, а также участников финансовой операции, что станет в будущем надежной основой для расчетов более точных прогнозов. В то же время доступ к подобной информации позволит государственным органам с большей детализацией проводить анализ эффективности, выявлять факторы, повлиявшие на отклонения от плановых показателей, что также повлияет на качество финансовых прогнозов. Но необходимо учитывать тот объем информации, который будет обрабатываться. Только через консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов ежедневно проходит более 160 млрд руб. Лишь при наличии соответствующей инфраструктуры государственным финансовым органам удастся получить полноценный доступ к совершаемым операциям[4].
- [1] http://www.fasb.org/jsp/FASB/FASBContent_C/AdvisoryGroupsPage&cid=1176169727447 — FASB. Topics of FASAC meeting, (дата обращения: 15.05.2018).
- [2] Ledgerium whitepaper. URL: https://www.ledgerium.net/files/Ledgerium_Whitepaper.pdf (дата обращения:24.11.2018).
- [3] Бурякова А.О. Цифровизация учета финансовых операций: возможности и ограничения // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифроваяэкономика или новый мир машин : материалы II Международного научного форума ; Государственныйуниверситет управления. Вып. 2. М.: Издательский дом ГУУ, 2018. 459 с.
- [4] Бурякова А.О., Варнавский А.В., Терехова Т.Б. О некоторых аспектах развития цифровой экономики// Мировая экономика: проблемы безопасности. 2018. № 1. С. 98—103.