Методологическое значение основных категорий диалектики в военно-научном познании и практике

Диалектика как учение о развитии имеет важное значение для военной теории и практики. Особое место в деятельности военных кадров занимают категории диалектики как теоретико-методологическое средство решения проблем военного дела и формирования методологической культуры современного офицера.

Категории диалектики являются ступенями, узловыми пунктами познания и мысленного изменения действительности, предшествующего практическому. Они выступают мыслительными орудиями формирования мировоззрения военнослужащего, средствами выработки целей практической деятельности, оценки ее хода и результатов, а также инструментами принятия новых решений, корректирующих отдельные его действия или всю его деятельность в целом. Офицеру категории диалектики обеспечивают мировоззренческую четкость и методологическую дисциплину мысли и действия как при планировании практической работы, так и при осуществлении намеченных мероприятий. Именно благодаря тому, что категориям присущи взаимосвязь, изменчивость и подвижность, они способствуют повышению эффективности военно-профессиональной деятельности офицера в учебно-воспитательной работе с военнослужащими.

Взаимосвязь, изменчивость и подвижность категорий диалектики обусловлены соответствующими чертами всеобщих свойств и отношений бытия и сознания. Категории в философски развитом мышлении взаимодополняют друг друга, выражают тем самым неосновные законы диалектики: сущность является, явление существенно, форма содержательна, содержание оформлено и т.д. Они выступают формами логического, абстрактного мышления и материализуются в философских терминах, словах, а также в свойствах практического действия человека по преобразованию действительности, а у офицера — в его умении осмысливать реальную действительность и в соответствии с ней выстраивать свою служебную деятельность.

Освоение офицером содержания категорий диалектики не является единовременным актом. Усвоенные из курса философии категории теоретического характера в последующем наполняются определенным, более конкретным содержанием, которое в практической воинской деятельности закрепляется и уточняется. Однако следует учитывать, что этот процесс идет сугубо индивидуально, поскольку категории субъективны по форме своего существования, по степени глубины и точности закрепленного за ними содержания в сознании каждого отдельного человека. Свою мировоззренческую и методологическую мощь категории диалектики проявляют в наибольшей степени тогда, когда они определенным образом скоординированы по отношению друг к другу в сознании военнослужащего, чему призвано способствовать систематическое изучение философского знания.

Рассмотрим методологическое значение основных категорий диалектики в военно-научном познании и практике деятельности современного офицера.

1. Категории причины и следствия выражаются в принятии принципа детерминизма, который требует находить причины для любого предмета, процесса и который утверждает объективность причинности и ее всеобщность, то есть отсутствие беспричинных явлений и процессов. Без учета указанного принципа нельзя рассчитывать на успех в деятельности по повышению боевой готовности Вооруженных Сил РФ, в решении задач укрепления дисциплины и правопорядка в войсках и на флоте.

Условие и причина находятся в диалектическом взаимодействии: то, что в одном процессе выступает как условие, в другом может стать причиной, и наоборот. Например, высокая воинская дисциплина достигается при соблюдении ряда условий, а именно: воспитание у военнослужащих мировоззрения, высоких морально-боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам); поддержание в части (на корабле, в подразделении) уставного порядка; повседневная требовательность командиров (начальников) к подчиненным, уважение их личного достоинства, постоянная забота о них, умелое сочетание и правильное применение мер убеждения и принуждения. Названные условия нередко выступают и причиной высокой дисциплины, а отсутствие их — лишь условие (но не причина) негативных явлений в подразделении, части (на корабле), поскольку нельзя признавать причиной то, чего нет в действительности. Реальные причины следует еще найти.

Методологическое значение учения о причинности для офицера определяется тем, что содержание и основные формы его военно-профессиональной деятельности определяются одновременно множеством объективных причин, от действия которых зависят успехи в боевой подготовке войск, в ведении боевых действий.

2. Осмысление категорий необходимости и случайности помогает офицеру разобраться в многочисленных причинных связях и отношениях, множестве различных факторов социальной действительности. Диалектическое мышление утверждает неразрывную взаимосвязь необходимости и случайности, подчеркивает, что за случайностью всегда скрывается необходимость.

Постижение необходимости воинской деятельности не может быть осуществлено иначе, чем через познание ее противоречий. Для изменения сложившегося в подразделении, части (на корабле) положения дел, например с воинской дисциплиной, к лучшему необходим поиск способов разрешения соответствующих противоречий. Но и способы воспитания личного состава проявляют свою действенность путем движения к желаемым результатам через массу случайностей. Задача офицера как руководителя и воспитателя в методологическом отношении состоит в том, чтобы научиться видеть за массой случайностей повседневной армейской и флотской жизни закономерности воспитательной работы, с помощью средств современной науки выражать их и умело использовать в целях закрепления достигнутых успехов в предупреждении негативных явлений, снижения числа нарушений требований воинских уставов и наставлений.

В общественной жизни в целом и в воинском коллективе в частности то, что утверждается как необходимое, слагается из чистых случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается необходимость. Например, то, что именно данные воины служат в данном коллективе, сложилось из чистых случайностей, но то, что постепенно у них складывается дружный воинский коллектив, утверждается как необходимое; то, что в подразделении стало фактом грубое нарушение воинской дисциплины, слагается чаще всего как случайность, но за ней скрываются как недостатки в индивидуально-воспитательной работе, так и ослабление внимания к укреплению дисциплины в целом.

3. Категории действительности и возможности позволяют офицеру реализовывать прогностическую деятельность. Однако здесь следует не ориентироваться на абстрактные возможности, а определять перспективы своей деятельности на основе знания действительного положения дел в подразделении, части (на корабле) с учетом реальных возможностей. Необходимо учитывать, что для превращения возможности в действительность следует стремиться к знанию всех возможностей, как позитивных (мероприятия МПО), так и негативных (недисциплинированность отдельных воинов, расхлябанность, низкая требовательность и т.п.) по отношению к задачам боевой и морально-психологической подготовки, поддержанию высокой воинской дисциплины. Учитывать, что только активное противодействие, ликвидация или превращение реальных негативных возможностей в абстрактные обеспечат простор для реализации позитивных возможностей. Важной задачей офицера является организация всестороннего учета и использования всех благоприятных возможностей и условий, осуществление системного подхода к их использованию.

4. На основе категорий диалектики — единичного (наличие у каждого отдельного воина уникальных свойств), общего (черты, присущие всем воинам и процессам, происходящим в воинских коллективах) и особенного (имеющиеся сходные характеристики для определенной группы) — выработаны важные методологические требования к познанию и практической деятельности офицера.

Использование офицером категории единичного направит процесс его познавательной деятельности на отражение тех свойств, сторон объектов и процессов военной службы, которые выражают его качественное и количественное отличие от всех остальных; категории общего — на отражение сходных в количественном и качественном отношениях свойств, черт, присущих всему множеству изучаемых объектов. Названные категории требуют от офицера не допускать метафизического противопоставления общего единичному и наоборот, а видеть взаимопереплетение, взаимопроникновение этих черт и сторон, их взаимозависимость.

Познание единичного ведет к познанию общего, постижение единичного и общего ведет к познанию сущности, а постижение общего — к познанию закона. Единичный позитивный факт в действиях воина требует закрепления такого поступка в деятельности всех воинов, превращения его в общее, а негативный — оперативного пресечения. Знание общих недостатков в воспитании допризывной молодежи позволяет точно определять виды массовых воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины, но не освобождает от индивидуальной работы по формированию навыков дисциплинированного поведения у каждого воина в отдельности.

  • 5. В методологическом отношении весьма значимы в военно-научном познании и практике категории сущности к явления. Достижение методологической четкости в деятельности офицера обеспечивается требованием строгого учета изменчивости не только явлений, но и сущности предметов и процессов. При этом офицеру необходимо понимать, что сущность гораздо более устойчива, чем явление, и для ее изменения требуется больше времени и усилий, например прогрессивного направления развития предметов и процессов. Изменение в обратном направлении, скажем, сознательности воина, идет существенно более быстрыми темпами. Только систематической и кропотливой воспитательной работой с каждым воином, допустившим факт нарушения воинской дисциплины, можно добиться дисциплинированности.
  • 6. Знание офицером категорий содержания и формы позволяет не только видеть суть социальных феноменов в концентрированном виде (как при уяснении сущности), но и осознать все богатство содержания явлений и процессов военного дела в условиях изменчивого характера социальной реальности.

Знание данных категорий позволяет сформулировать важные для деятельности офицера методологические требования: обеспечивать ведущую, определяющую роль содержания воспитательной работы (деятельности по формированию патриотизма, верности воинским традициям и т.п.) по отношению к ее формам (информационно-воспитательным, психологическим, социальным и культурным мероприятиям); добиваться неразрывного единства содержания и формы в любом мероприятии учебно-воспитательной работы; строго соблюдать закон взаимосвязи содержания и формы: новому содержанию должна соответствовать новая форма, каждая новая форма несет и новое содержание.

Диалектическое понимание методологической функции категорий содержания и формы нацеливает офицера на учет в его повседневной деятельности борьбы нового содержания со старыми формами и новых форм с устаревшим содержанием через деятельность конкретных лиц и исполнителей.

Таким образом, система категорий диалектики может и действительно выступает средством теоретико-методологического решения проблем военно-научного познания и практики. Каждая из категорий диалектики является узловым пунктом, ступенью философского осмысления офицером процессов формирования сознания воинов, воинских коллективов в ходе обеспечения военной безопасности страны.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >