ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ КЮИ

(1835-1918)

Кюи. Русский композитор и критик, член прославленной «Пятёрки» - «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский- Корсаков), один из основоположников национального движения в русской музыке. Родился 6(18) января 1835 в Вильно (ныне Вильнюс, Литва); мать его была литовкой, отец - французом. Учился в Главном инженерном училище, а затем в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, которую окончил в 1857. Кюи сделал блестящую карьеру на военном поприще, дослужился до генеральского чина и стал специалистом в вопросах фортификации. В 1857 познакомился с Балакиревым, и это послужило толчком для возобновления занятий музыкой (ещё в Вильно Кюи брал уроки у известного польского композитора С.Монюшко). Кюи стал одним из учеников Балакирева и впоследствии членом «Пятёрки». В своих публикациях в периодике, активно поддерживал принципы «новой русской музыкальной школы». В наследии композитора 10 опер, не имевших успеха; наиболее интересная из них - первая, "Вильям Ратклиф" (по Генриху Гей- не, 1869). Он сочинил также ряд оркестровых пьес малых жанров, 3 струнных квартета, около 30 хоров, пьесы для скрипки с фортепиано и более 300 романсов. Умер Кюи в Петрограде 26 марта 1918.

АДОЛЬФ ЛЬВОВИЧ ГЕНЗЕЛЬТ (Henselt)

(1814—1889).

Гензельт. Si oiseau j'etais (Рахманинов). Замечательный пианист, талантливый педагог и композитор. Король Людвиг Баварский дал средства Гензельту отправиться в Веймар, чтобы заниматься у знаменитого в то время Гуммеля. Не сойдясь с Гуммелем, Гензельт продолжал изучение музыки в Вене. В 1838 г. Гензельт приехал в Петербург, где состоял придворным артистом императрицы Александры Федоровны. В 1857 г. был назначен учителем музыки и инспектором преподавания ее во всех женских институтах. Несколько лет редактировал музыкальный журнал "Нувеллист". В последние годы жизни был профессором в Петербургской консерватории. 21 марта 1888 г. праздновалось пятидесятилетие его музыкальной деятельности в России. Из его сочинений исполняются до сих пор фортепианный концерт с оркестром, аранжировки сочинений Вебера, Шопена и др. и разные мелкие фортепианные пьесы. Игра Гензельта отличалась замечательным легато, выработанностью туше и редкой отделкой деталей.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >